Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы






Скачать 147.86 Kb.
НазваниеЛекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы
Дата публикации24.04.2015
Размер147.86 Kb.
ТипЛекция
d.120-bal.ru > Биология > Лекция
Лекция № 2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека

Вопросы.

  1. Общие понятия о взаимосвязи человека с окружающей средой;

  2. Сенсорное и сенсорно-моторное поле;

  3. Совместимость человека и природы, человека и технической системы: информационной, биофизической, энергетической, технико-эстетической.

Как известно вся жизнедеятельность человеческого организма есть непрекращающийся процесс постоянного движения, направленный на поддержание количественно-качественных особенностей в организме человека. Причем, для дальнейшего самообновления и поддержания динамического равновесия организма нужны дополнительные вещества, энергия и информация, получить которые он может лишь при взаимодействии с внешней средой. Среда обитания человека, как определенная пространственно-временная организация его жизненноважных факторов, является той системой, в рамках которой он может реально воспроизводить себя.

Специфическим для живых тел является то, что в них отдельные реакции, определённым образом организованные во времени, сочетаются в единую целостную систему, и весь этот порядок закономерно обуславливает самосохранение, устойчивость и самовоспроизведение всей жизненной организации в целом в данных условиях внешней среды. Человеческий организм как раз и является живой системой, а его реакции являются системой, организованной различными совокупностями внутренних органов и находящейся в непосредственной взаимосвязи и балансе с окружающей средой.

Открытые системы рассматриваются, как системы, которые могут обмениваться с окружающими телами энергией, веществом и что, не менее важно, информацией. Условием развития живых организмов является их взаимодействие с окружающей средой. Открытая система всегда динамическая (в силу её открытости): в ней непрерывно происходят изменения, и, естественно она сама подвержена изменениям. Благодаря сложности данных систем в них возможны процессы самоорганизации, которые служат началом возникновения качественно новых и более сложных структур в ее развитии. Исследуя организм как открытую систему характерно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности.

При изучении сложных самоорганизующихся систем (самоорганизующаяся система — система способная изменять свои функции и строение в зависимости от задач и внешних условий), необходимо сделать акцент на их внутренние свойства как на источник саморазвития. Главное, что определяет систему, — это взаимосвязь и взаимодействие всех его частей в рамках одного целого. Организм представляет собой совокупность огромного количества систем разного уровня — метаболических, гомеостатических и т.д. Здоровье человека обеспечивается гармоничной работой всех его органов. Все его компоненты взаимосодействуют достижению полезных для организма результатов. Элементы системы, взаимодействуя между собой, определяют целостные свойства организма, которые отсутствуют у отдельных его частей. Не только целое здесь отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. "Эффект сложения", приводит к тому, что входящие в систему элементы определяются в зависимости от целого, от координации с другими ее элементами и ведут себя совершенно иначе, нежели в случае их независимости.

Глубокие всесторонние изменения среды обитания человека влекут за собой рост экологически обусловленного изменения здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), воздействие химических веществ может являться ведущим фактором в развитии значительного числа болезней человека. Выяснено также, что структура заболеваемости в определенной мере зависит и от природных, в первую очередь - климатических условий, а также от вида промышленности, качественного состава выбросов и их концентрации в воздушном пространстве. При обсуждении вопросов общей экологии, в качестве интегрального показателя состояния природной среды была предложена биологическая продуктивность ландшафтов и ее соотношение с зональной их продуктивностью. В.А.Красилов (1992) предлагает производить оценку ухудшения состояния природной среды по комплексу следующих показателей, анализ которых позволяет выявить три состояния среды: неблагополучное, кризисное и состояние экологического бедствия.

Сенсорное и сенсорномоторное поле.

Любая взаимосвязь человека со средой обитания определяется деятельностью человека. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекты, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, социальный и психический. Но единство физиологического и психического не является единственным условием деятельности. Деятельность была бы невозможна, если бы не было единства вышеперечисленных процессов и движения. Связь различных психических с движениями и деятельностью человека И.М. Сеченов назвал психомоторикой. Кроме того, что существует сфера приложения наших усилий, для осуществления сознательного движения необходима сфера, из которой мы черпаем информацию. Данную сферу принято называть сенсорным полем.

Прежде чем перейти к данному вопросу, следует коснуться строения головного мозга. Борозды и извилины коры большого мозга увеличивают ее поверхность без увеличения объема полушарий, что актуально в ограниченном пространстве нашего черепа. Кроме того, самые крупные борозды еще и «делят» каждое полушарие нашего мозга на  четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

Но, кроме такого вот географического, а точнее топографического деления,  кору головного мозга принято еще  разграничивать и по функциональному признаку. Каждая из наших сенсорных систем, например, зрительная, слуховая, осязательная, отправляет свою информацию в определенные участки коры. Так же свой участок коры выделен для контроля движения частей тела - т.е. моторных реакций.  Остальная же часть коры, не являющаяся ни сенсорной, ни моторной, выделена под ассоциативные зоны, которые отвечают за память, мышление, речь,  и занимают, кстати, большую часть мозговой коры. Таким образом, по своим функциям участки коры делятся на сенсорные, моторные (двигательные) и ассоциативные зоны.

Конечно же, сенсорные и моторные зоны располагаются на обоих полушариях, но есть и такие функции, которые представлены только на одной, как правило, левой  стороне мозга (у правшей речевые центры действительно расположены в левом полушарии, а вот у левшей - в правом). . К ним относятся  зона Брока и зона Вернике, участвующие в порождении и понимании речи, а так же  угловая извилина, соотносящая зрительную и слуховую формы слова.

Но, есть и другое разделение коры головного мозга -  так называемая карта полей Бродмана. В 1903 году  германский анатом, физиолог, психолог и психиатр К. Бродман  опубликовал описание пятидесяти двух цитоархитектонических полей, которые представляют  собой участки коры головного мозга, различные по своему клеточному строению. Каждое такое  поле отличается по величине, форме, расположению нервных клеток и нервных волокон и, конечно же, различные поля связаны с различными функциями головного мозга. На основании описания этих полей и была составлена карта полей Бродмана.  

Моторная зона. Моторная зона уютно расположилась как раз перед центральной бороздой (поля 4,6,8) и занимается тем, что контролирует произвольные движения тела. Причем, большие участки этой зоны регулируют сокращения мышц пальцев рук, губ и языка, осуществляющие многочисленные и очень тонкие движения (например, речь, письмо,  игра на фортепиано). А вот мышцам спины, живота и нижних конечностей, участвующим в поддержании позы и осуществлении менее тонких движений, отведена лишь небольшая область двигательной зоны.

Наше тело представлено в моторной зоне как бы в перевернутом виде, т.е., например, за движения ног отвечает верхняя часть  зоны, а за движения глаз или губ - нижняя. Кроме того, движениями правой части тела управляет моторная кора левого полушария, а  движениями левой части - моторная кора правого полушария.
Электрическая стимуляция определенных участков моторной коры заставляет двигаться соответствующие части тела, соответственно, если эти же участки моторной коры повредить, то  и движения нарушатся.

Сенсорные зоны.

В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, (поля 1,2,3,5,7) находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человека, которая называется соматосенсорной зоной. Именно здесь происходит определение места и силы раздражения на поверхности тела, здесь же происходит различение местоположения и силы двух одновременно наносимых раздражителей,  (так называемая дискриминация) и именно здесь же определяется и само качество раздражителя: острота, шероховатость, температура, т.е. ощущения тепла, холода, прикосновения, боли и ощущения движений тела.

Интересно что, как и в моторной зоне, на верхние отделы соматосенсорной зоны  выведены рецепторы кожи нижних конечностей, на средние - туловища, на нижние отделы - рук, головы и т.д.  Причем, так же как и в моторной зоне, правая часть мозга «чувствует» левую сторону нашего тела, ну, а левая - правую.  Кроме того, как и в моторной, наибольшую поверхность соматосенсорной зоны занимают  рецепторы рук, голосового аппарата и лица, а меньшую часть - рецепторы туловища, бедер и голени.

Именно поэтому ученые и считают, что  размер соматосенсорной или моторной зоны, связанной с определенной частью тела, напрямую зависит от  ее чувствительности и от частоты ее использования, причем эта зависимость наблюдается не только у человека, но и у животных. Например, у собаки передние лапы представлены только на очень небольшом участке коры, а вот у енота, который очень активно пользуется передними лапами для изучения окружающего мира, полоскания белья, и прочих норо-уборочных мероприятий, соответствующая зона значительно больше, и в ней даже  есть участки для каждого пальца лапы. Да и у крыс, получающих много информации с помощью чувствительных усиков, то же имеется свой участок коры для каждого отдельного уса.

В задней части каждой затылочной доли есть участок коры (17,18,19 поля Бродмана), называемый зрительной зоной. Как-то неожиданно, но, тем не менее, то, что мы видим, глазами, т.е. спереди, «отражается»  у нас на затылке, т.е. сзади.  Причем, каждый зрительный нерв делится в области основания мозга на две половины, одна из них идет к своей половине мозга, а другая - к противоположной (т.е. образует неполный перекрест).

Получается, что  волокна от правых сторон обоих глаз идут в правое полушарие мозга, а волокна от левых сторон обоих глаз идут в левое полушарие. Поэтому, удаление или повреждение зрительной зоны на одной половине мозга вызывает слепоту на одной половине каждого глаза. Этим фактом умело пользуются медики, устанавливая местоположение опухоли мозга и других аномалий, в зависимости от того, какая часть глаза не видит.

Так вот, центральный зрительный путь заканчивается в поле 17, и сообщает о наличии и интенсивности зрительного сигнала. А уже в полях 18 и 19 анализируются цвет, форма, размеры и  качества предметов, причем поражение поля 19 коры большого мозга приводит к тому, что больной видит, но не узнает предмет – так называемая зрительная агнозия, при этом утрачивается еще и цветовая память.

Слуховая зона. Слуховая зона находится на поверхности височных долей обоих полушарий (поля 41, 42, 22) и участвует в анализе сложных и не очень сложных слуховых сигналов. Именно здесь  выделяется  громкость, высота, тембр звука,  определяется местоположение его источника, направление движения, изменение расстояния от источника, речеподобность по звучанию и многое-многое другое.

Оба наших уха имеют свои «официальные представительства» в обоих полушариях за счет того, что слуховые нервы, так же как зрительные, частично идут к «своему» полушарию, но, все же, большая их часть, перекрещиваясь, направляется в противоположные уху участки слуховой зоны коры. Так что и тут - левое ухо, в основном, слышит правое полушарие, а правое - левое.

Ну, и, конечно же, при разрушении 22 поля - возникают слуховые галлюцинации, сопровождающиеся нарушением слуховых ориентировочных реакций, музыкальная глухота и прочие неприятности, а при разрушении 41 поля – даже корковая глухота.

Другие же сенсорные функции, такие как вкус, обоняние, чувство равновесия, в  меньшей степени представлены в коре головного мозга. Обонятельная система располагается  в 34 поле Бродмана, и ее повреждение вызывает обонятельные галлюцинации. Вкусовая зона соседствует с обонятельной и обосновалась на 43 поле, поэтому обоняние и вкус очень тесно между собой взаимосвязаны.   

  Ассоциативные зоны

Как уже говорилось, в коре нашего мозга есть много обширных и бескрайних зон, не связанных непосредственно с сенсорными или моторными процессами. Они называются ассоциативными зонами и занимают около 80% территории коры.

Каждая такая ассоциативная область коры тесно связана сразу же с несколькими проекционными (сенсорными или моторными) зонами. Поэтому и считается, что в ассоциативных областях происходит ассоциация (а попросту соединение или совмещение) разносенсорной информации, в результате чего и формируются сложные элементы нашего сознания.

Наибольшие места скопления и обитания ассоциативных областей у человека обнаружены в лобной,  затылочно-теменной и височной и областях.

Вообще, каждая проекционная область коры, будь то сенсорная или моторная,  окружена ассоциативными областями,  причем нейроны этих областей чаще полисенсорны,  т.е. умеют реагировать на различные сигналы, поступающие от слуховой, зрительной, кожной и других систем.  И вот именно эта вот полисенсорность нейронов позволяет им объединять сенсорную информацию и  организовывать и координировать  взаимодействие сенсорных и моторных областей коры.

Итак, лобные доли являются ответственными за осуществление высших психических функций, которые проявляются в формировании личностных качеств, разнообразных творческих процессов и влечений.

При повреждении лобных отделов коры большого мозга, резко нарушается построение целенаправленного поведения, основанного на предвидении.
Например, у обезьян, повреждение этих самых лобных долей нарушает их способность решать задачи с отсроченной ответной реакцией. Например, на глазах больной обезьянки поместили еду в одну из двух чашек, затем накрыли одинаковыми предметами. Затем между обезьяной и чашками поставили ненадолго непрозрачный экран. Потом экран убрали и дали обезьянке выбрать одну из этих чашек. Так вот, нормальная обезьяна запомнит нужную чашку после задержки в несколько минут, а вот больная,  с поврежденными лобными долями, увы,  не сможет  решить эту задачу, если задержка превысит всего то несколько секунд. Это и будет отсроченная ответная реакция, а точнее - ее отсутствие, т.е. такие обезьяны просто-напросто не запоминают то, что было совсем недавно из-за «поломки» нужных нейронов в лобных долях. 

В теменной ассоциативной области коры формируются субъективные представления об окружающем пространстве, о нашем теле. Это становится возможным благодаря соединению и сопоставлению соматосенсорной (чувствительной), проприоцептивной (Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела, ну или  отдельных его частей) и зрительной информации.

При повреждении наружной поверхности затылочной доли, не проекционной, а ассоциативной зрительной зоны, зрение сохранится, но тут же наступит расстройство узнавания – так называемая зрительная агнозия. Такой человек, будучи абсолютно грамотным, не сможет прочесть написанное, и будет в состоянии признать знакомого человека только после того, как тот заговорит.

В височной коре расположен слуховой центр  речи Вернике, находящийся в задних отделах верхней височной извилины (поля 22, 37, 42 левого полушария). Эта зона асимметрична - у правшей она  находиться в левом, а у левшей – в правом полушарии.

Задача этого центра – распознавание и хранение устной речи, как собственной, так и чужой.  При поражении слухового центра речи человек может говорить, излагать устно свои мысли, но не понимает чужой речи, и хотя слух  и сохранен - человек не узнает слов. Такое вот  состояние называется сенсорной слуховой афазией. Такой человек  часто много говорит (логорея), но речь его неправильная (аграмматизм), при этом наблюдается замена слогов и  слов (парафазии).

Но, речевая функция связана не только с сенсорной, но и с двигательной системой. И такой вот  двигательный центр речи у нас действительно имеется. Он расположен в заднем отделе третьей лобной извилины (поле 44) чаще всего левого полушария (опять же правши и левши) и был описан вначале господином Даксом в 1835 году, а затем уже господином Брока в 1861 году. При поражении моторного центра речи развивается моторная афазия - в этом случае человек понимает речь, но сам, увы,  говорить не может.

В средней части верхней височной извилины (поле 22) находится центр распознавания музыкальных звуков и их сочетаний. А на границе височной, теменной и затылочной долей (поле 39) находится центр чтения письменной речи, обеспечивающий распознавание и хранение образов письменной речи. Поэтому поражения этого центра приводят к невозможности чтения и письма. Кстати, оба этих центра так же ассиметричны и находятся в разных полушариях у левшей и правшей.

Так же в височной области расположено поле 37,  отвечающее за запоминание слов. Люди с поражениями этого поля не помнят названия предметов. При этом они очень напоминают забывчивых людей, которым постоянно приходится подсказывать нужные слова. Такой человек, забыв название предмета, четко помнит его назначение и свойства,  поэтому долго описывает его качества, объясняет, что делают с этим предметом, но назвать его не может. Ну, например,   вместо слова «галстук» человек, глядя на него, говорит примерно следующее: «это то, что надевают на шею и завязывают специальным узлом, чтобы было красиво, когда идут в гости». Так же с височной корой связывают функцию памяти и сновидений.

Изучение взаимоотношений живых организмов (включая человека) со средой обитания требует привлечения методов и данных не только биологических, но и многих других наук — физики, химии, геологии, геохимии, географии, экономики и др. Интерес к экологическим проблемам особенно возрос, когда выяснилось, что практическая деятельность человека оказывает влияние на природные процессы в масштабах всей Земли. Загрязнение атмосферы, озер, рек и океанов, уничтожение естественного растительного покрова, вымирание многих видов животных, истощение почв и другие   последствия   производственной активности человека привлекли большое внимание к проблемам охраны окружающей среды и способствовали значительному расширению экологических исследований. Перед Э. встала задача создания научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, изучения изменений природы на Земле под влиянием деятельности человека, прогнозирования возможности и масштабов подобных изменений, а также разработки методов управления протекающими в  биосфере процессами.

Многие проблемы современной экологии имеют тесную связь с медициной и носят ярко выраженный социально-гигиенический характер. Это связано с тем, что все возрастающие темпы изменений окружающей среды могут привести к нарушению экологического равновесия между человеком и средой его обитания. Так, вырубка лесов в таежной зоне нередко приводит к активизации природных очагов клещевого энцефалита, обводнение африканских саванн привело к распространению шистосоматоза, проникновение скотоводства в полосу тропических американских саванн способствовало размножению летучих мышей-вампиров, являющихся переносчиками возбудителей бешенства, и т. д.

В этих условиях одним из важнейших принципов рационального влияния на окружающую среду, производственную обстановку и условия быта в современную эпоху является гигиенический подход к комплексу профилактических мероприятий экологического характера. Цель подобных мероприятий состоит в принципиальном совершенствовании всех форм производственной деятельности человека, способствующем улучшению и человеческого здоровья и состояния окружающей среды.

В связи с этим поставлены задачи по разработке методов оптимального управления крупными производственными объединениями, созданию мощных кондиционированных систем жизнеобеспечения на крупных предприятиях, оздоровлению ландшафта и разработке мер по ликвидации угрозы заражения человека различными заболеваниями. Это означает дальнейшее развитие знаний о природных очагах заболеваний, детальное изучение эпидемиологии возбудителей и переносчиков болезней, выявление наиболее уязвимых мест в структуре природного очага с целью воздействия на него, разработку мер по полному оздоровлению   природных   очагов.

Человечество уже знает немало примеров таких достижений. Знание эпидемиологии комаров, переносчиков малярии, позволило успешно провести борьбу с этим заболеванием в нашей стране и практически ликвидировать его. Создание плотин особой структуры, препятствующих выплоду мошек, переносчиков онхоцеркоза, позволило ликвидировать ряд природных очагов этого заболевания. Разработка биологических методов борьбы (т. е. использование видов, являющихся хищниками или паразитами по отношению к переносчикам или возбудителям заболеваний) также стала возможна только на основе изучения особенностей жизнедеятельности организмов, являющихся переносчиками или возбудителями болезней человека.

Любой вид организмов в процессе своей жизнедеятельности обязательно изменяет среду вокруг себя. Все организмы без исключения приспосабливаются к меняющимся условиям среды, только одни более пластичны в этом отношении, другие - менее.


Один из сложноустроенных организмов на нашей планете и тоже непременный участник практически всех сообществ - человек. Он не является исключением из организменного мира. Этот вид животных изменяет свою среду обитания и тоже адаптируется к флуктуациям этой среды. Правда, в отличие от прочих видов он преобразует свою среду обитания очень сильно, предпочитая приспосабливать мир под себя, нежели изменяться самому. Даже состав самой биосферы может заметно изменяться под влиянием деятельности людей. От перемен такого масштаба он, как и другие организмы, изменяется сам, приспосабливаясь к новым условиям. Однако его собственные изменения замедляются теми преобразованиями, которые он производит, сохраняя комфорт. Добавлю, что человек - это единственный вид, который тормозит собственные адаптации, сознательно мешает их развитию.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconЛекция №18. Тема «Воздействие электрического тока на организм человека....

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы icon10. окружающая среда и человеческое здоровье
Природа является средой обитания человека и единственным источником ресурсов, необходимых ему для жизнедеятельности

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconВопросы Анализаторы человека и их свойства: чувствительность, адаптация,...
Лекция №4 Краткая характеристика нервной системы, анализаторов человека и анализаторов систем

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconВопросы для самоконтроля: Что называется нутриентами?
Питание является одним из важнейших факторов в жизнедеятельности человека. Оно представляет собой сложный интимный процесс взаимодействия...

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconВлияние природно-экологических условий на качество среды обитания человека в приморском крае
Выявлены региональные особенности территориального варьирования показателя иив, указывающие на различие качества среды обитания человека...

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconПроцесс взаимодействия макро- и микроорганизма
Приспособляемость возбудителей более совершенна, чем человека к паразиту. Организм хозяина для паразита является внешней средой и...

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconО результатах воздействия системных адаптеров лаборатории информационного...
Поиска стабилизаторов системы энергоин­формационного обеспечения человека — актуальная проблема современ­ной нанотехнологии

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы icon34 ч., 1 ч в неделю
Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со...

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconЛекция Опасности окружающей среды. Опасности производственной среды....
Обобщенное понятие «опасность» (для системы «человек –среда обитания») — свойство человека и компонент окружаю-щей среды, способное...

Лекция №2 Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека Вопросы iconЛекция №1. Тема «Введение в дисциплину»
Среда обитания человека, как определенная пространственно-временная организация его жизненно-важных факторов, является той системой,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную