«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия






Скачать 325.2 Kb.
Название«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия
страница1/3
Дата публикации26.04.2015
Размер325.2 Kb.
ТипДокументы
d.120-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
ЗАНЯТИЕ 19

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ, КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНОЙ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ ПРИ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО РЕГИСТРИРУЕМЫХ БОЛЕЗНЯХ ГЛАЗ У СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ»

Цель занятия. Дать основы строения органа зрения у животных и его вспомогательных приспособлений в сравнительном аспекте и клинические формы поражения.

Материалы, оборудование: муляжи, черепа лошади, рогатого скота, свиньи, собаки; разборная модель глаза, рисунки, схемы, фотографии, таблицы по анатомии органа зрения, влажные консервированные и свежие глаза рогатого скота и свиней с веками; скальпели, ножницы, пинцеты, шприцы на 2 и 5 мл с иглами, зонды, гистологические препараты роговицы и др., кюветы и микроскоп с экраном.

Методика проведения занятия. Организуют его в лаборатории или клинике. Прежде всего обращается внимание на сложность строения органа зрения, важность его функции как ведущего анализатора. Основная работа студентов - пользуясь наглядными пособиями, восстановить и расширить знания по анатомии органа зрения. В каждой подгруппе студенты, под контролем преподавателя препарируют глаз и рассматривают возможные патологические изменения при различных заболеваниях.

Рекомендуется определенная последовательность при изучении органа зрения: 1 - защитные приспособления глаза (костная глазница, периорбита, фасции орбиты, веки, конъюнктива, слезный аппарат, глазной жир); 2 - более подробно изучается оптический светочувствительный аппарат глазное яблоко со зрительным нервом; 3- двигательный аппарат - мышцы глаза.

Костная глазница (орбита) - воронкообразная полость на границе лицевой и мозговой частей черепа, в которой расположено глазное яблоко со всеми вспомогательными органами. Она образована лобной, скуловой, слезной и височной костями. У крупного рогатого скота большую часть нижней стенки орбиты образует костный пузырь слезной кости. Стенка пузыря сравнительно тонкая и легко повреждается. В полость пузыря можно вводить различные препараты с лечебной целью.

Преподаватель акцентирует внимание студентов, что глазница сообщается с черепной полостью отверстиями, через которые проходят сосуды и нервы. В глазнице, с внутренней поверхности глазничного отростка, находится ямка для слезной железы, а на слезной кости - ямка для слезного мешка. В слезной кости имеется отверстие, которое ведет в костный отдел слезно-носового канала.

Периорбита выстилает глазницу изнутри и состоит из плотной фиброзно-эластической ткани. В полости периорбиты размещается глазное яблоко с мышцами и нервами, кровеносными сосудами и интраорбитальным жиром. В связи со сложностью расположения фасций орбиты (поверхностная, глубокая и тенонова) лучше их описать преподавателю.

Веки (верхнее, нижнее и третье - мигательная перепонка) - подвижные кожно-мышечные складки, соединяются они под углом, расположены впереди глаза и защищают его. Наряду с анатомическим строением отмечают функцию век, особенности расположения и назначение ресниц, мейбомиевых желез и их протоков, возможные при этом болезни век и их сущность. Веки подвижны, вследствие чего глазная щель почти всегда разная. Подвижность их обеспечивается четырьмя мышцами. Мигание век способствует продвижению слезы к внутреннему углу глазной щели, увлажнению роговицы и удалению мелких инородных тел из конъюнктивального мешка и роговой оболочки. Необходимо подчеркнуть, что нарушение формы, положения или функции век является следствием заболевания, особенно конъюнктивы и роговицы.

У основания третьего века расположена дополнительная слезная железа (гардерова железа) с 2-5 выводными канальцами, открывающимися на внутренней поверхности века в конъюнктивальный мешок. Здесь же на его поверхности у овец и плотоядных животных размещены в большом количестве лимфатические фолликулы в виде небольших возвышений.

Конъюнктива. Следует подчеркнуть ее роль как соединительной оболочки, покрывающей веки с внутренней стороны и переходящей на поверхность роговицы, на которой она образует наружный эпителиальный слой. При закрытых веках вся соединительная оболочка создает щелевидную полость - конъюнктивальный мешок разной глубины у различных животных. В конъюнктиве век и свода размещены трубчатые железки и лимфатические фолликулы.

Изучая слезный аппарат, следует обратить внимание на место расположения и анатомическое строение слезной железы с добавочными слезными железами конъюнктивы и слезоотводящих путей - слезных точек, слезных канальцев, слезного мешка и слезно носового канала.

Секрет слезной железы (слеза) - стерильная, прозрачная, солоноватая на вкус, слабощелочная жидкость, состоящая из 99 % воды и 1 % твердых частей. Особую роль в слезе играет лизоцим, обладающий антисептическим действием. По выводным протокам слезной железы слеза, поступая в верхний свод конъюнктивального мешка, увлажняет роговицу и конъюнктиву, а также вымывает из конъюнктивального мешка инородные тела.

Слеза обладает некоторым бактерицидным действием и принимает участие в питании роговицы. Слезы собираются во внутреннем углу глазной щели и задерживаются здесь из-за некоторой шероховатости слезного бугорка, в углублении вокруг него - слезном озере. На дне слезного озера, соответственно верхнему и нижнему векам, открываются два слезных отверстия - слезные точки, погруженные в слезное озеро. Слезные точки ведут в верхний и нижний слезные канальцы. Канальцы впадают в слезный мешок, расположенный во внутреннем углу глаза, в начале костного слезного канала слезной кости. Слезный мешок без резких границ переходит в слезно-носовой канал.

Слезно -носовой канал у крупных животных – 25-28 см длины, размещается в слезной и верхнечелюстной костях, направляясь к носовому ходу, вблизи которого и открывается.

Слезный аппарат выполняет защитную функцию, заключающуюся в постоянном выделении слез, которые губительно действуют на микробов конъюнктивального мешка, увлажняют конъюнктиву и роговицу, препятствуя их высыханию и трению этих оболочек при движении век и глаза.

Глазной жир представлен жировой подушкой глазного яблока, которая располагается вне полости периорбиты и заполняет височную ямку и собственно жиро­вую сумку. Последняя заключена в периорбиту и заполняет промежутки между глазными мышцами и фасциями, окружая зрительный нерв. Жировые образования являются «биологическими амортизаторами» и способствуют более легкому движению глазного яблока в полости орбиты. Необходимо объяснить причину втягивания глазного яблока в орбиту при элементарном и водном голодании.

Глазное яблоко образовано тремя оболочками: наружной - фиброзной, средней - сосудистой и внутренней - сетчатой.

Наружная оболочка глазного яблока - непрозрачная твердая белочная оболочка - склера (4/6), переходящая в передней части глаза в меньшую OA,) - прозрачную роговую оболочку - роговицу, встав­ленную в склеру наподобие стеклышка в часах. Через роговицу проникают в глаз лучи света. По краю роговицы расположен полупрозрачный ободок - лимб, который образуется вследствие того, что глубокие слои склеры переходят в роговицу раньше, чем поверхностные. В роговице различают пять гистологических слоев. Роговая оболочка не имеет кровеносных и лимфатических сосудов, снабжена большой сетью чувствительных нервов.

Склepа - непрозрачная, плотная оболочка глаза занимает часть его окружности и впереди переходит в роговую оболочку. Она состоит из соединительно-тканных фиброзных волокон.

Средняя оболочка глазного яблока - сосудистый тракт - состоит из трех отделов: радужниц оболочки, цилиарного (ресничного) тела и собственно сосудистой оболочки.

Внутренней (сетчатая) оболочка со стоит из периной ткани и является как бы продолжением и частью центральной нервной системы, выдвинутой на периферию. Световоспринимающий слой сетчатки - слой палочек и колбочек, чрезвычайно мелких образований своим размерам, что и определяет неодинаковую зрительную способность у животных разных видов, в том числе и у птиц.

Внутреннее содержимое глазного яблока составляет: камерная влага, хрусталик, находящийся за радужной оболочкой, стекловидное тело. Хрусталик состоит из капсулы и содержимого или паренхимы. Паренхима хрусталика делится на более мягкую периферическую часть - корковое вещество и более плотную - ядро. Стекловидное тело заполняет большую часть полости глаза, является прозрачной студневидной массой и состоит из тонких и нежных фибрилл с жидкостью между ними. Оно содержит 98,5% воды и 1,5% твердого остатка. Стекловидное тело является слабой преломляющей средой, придает форму глазу и поддерживает внутриглазное давления.

Пользуясь рисунками, таблицами и другими наглядными пособиями, студенты, препарируя глаза, изучают оболочки глаза, внутреннее содержимое глазного яблока, зрительный нерв, кровеносную, лимфатическую системы, иннервацию и глазные мышцы.

На рабочем месте в каждой подгруппе студенты удаляют с глазного яблока остаток мышц и конъюнктиву, глазным скальпелем прокалывают роговицу по линии лимба, через образовавшееся отверстие в переднюю камеру глаза вводят браншу ножниц и вырезают роговицу строго по лимбу. Затем отпрепаровывают склеру от нижележащей сосудистой оболочки. Сделав 2-3 небольших разреза склеры от лимба, освобождают хрусталик и помещают его на кювету, обращая при этом внимание на связь с ресничным (посредством цинновой связки) и стекловидным телом.

Во время занятия преподаватель ориентирует студентов не только на анатомическое строение органа зрения, но и на патологогистологические изменения, проявляющиеся при развитии заболеваний. Например, при болезнях орбиты на возможные травмы, флегмону глазницы, новообразования. При препарировании век указывается на возможные повреждения век, поверхностное и глубокое воспаление век и свободного края, ненормальные положения век и т. д. Строение конъюнктивы и третьего века изучается с позиции возможных механических травм, ожогов, острых и хронических воспалений. Упоминая о болезнях слезных органов, следует подчеркнуть воспаление слезной железы, сужение, закупорку и заращение слезных точек и канальцев, воспаление слезного мешка и слезно-носового канала.

При изучении глазного яблока обращается внимание на прочность белочной оболочки и эластичность роговицы, возможные механические, химические и термические поражения их, различные виды воспалений в этих тканях, на массовые керато-конъюнктивиты, особенно сопровождающиеся язвами, ксерозом, стафиломой роговицы и т. д.

Роговица хорошо разделяется на пять слоев и в норме не содержит кровеносных сосудов. Она весьма чувствительна и обладает высокими регенеративными способностями.

На гистологических препаратах под микроскопом с большим экраном демонстрируют строение роговицы и отмечают физиологическую роль каждого ее слоя, особенности питания жидкостью передней камеры глаза, иннервации и т. д.

Иссекая роговицу по лимбу, студенты должны хорошо рассмотреть переднюю и заднюю камеры глаза, их границы, пользуясь при этом схемами, рисунками и другими готовыми влажными препаратами. Необходимо подчеркнуть при этом роль глазной жидкости, ее образование и циркуляцию внутри глазного яблока, пути продвижения камерной влаги в субдуральное и субарахноидальное пространства зрительного нерва и головного мозга. Глазная жидкость имеет ведущее значение в питании глазного яблока и в поддержании его тонуса, принимает участие в сложной оптической системе глаза. Нередко в камерах глаза могут находиться кровь, гнойный экссудат, паразиты.

В радужной оболочке часто обнаруживают травмы, различные воспалительные процессы, врожденные или приобретенные аномалии радужной оболочки и зрачка, новообразования.

Циллиарное тело и собственно сосудистую оболочку рассматривают микро- и макроскопически с учетом возможной патологии: воспаление ресничного тела и сосудистой оболочки, колобома последней, альбинизм глаза и т.д. В сетчатке возможны кровоизлияния, воспаление, пигментное перерождение, отслойка и т. д., в зрительном нерве - воспаление, атрофия его. В хрусталике возможны следующие патологические процессы: отсутствие хрусталика, ненормальное положение, помутнение - катаракта.

В таком же плане изучают и стекловидное тело. В нем могут быть кровоизлияния, помутнения, разжижение, выпадение и смещение.

Таким образом, занятии по офтальмологии студент в основном самостоятельно, но при методической помощи преподавателя восстанавливает знания по анатомии и гистологии органа зрения, главное внимание сосредотачивает на изменениях в тканях, появляющихся при незаразных и заразных болезнях органа зрения. Все доступные анатомические элементы строения глаза необходимо продемонстрировать непосредственно на животных.

Занятие заканчивается кратким контрольным опросом студентов по пройденному материалу и дается задание к очередному практическому занятию.
ОБЩИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ГЛАЗ

Цель занятия - овладеть методиками исследования животного с заболеваниями глаз и различных анатомических образований глаза, установить взаимосвязь между общими и местными клиническими признаками.

Материалы, оборудование, животные: помещение с естественным и искусственным освещением, шприцы разные, катетер, глазные пипетки, стеклянные палочки, ложка Фолькмана для взятия соскоба, предметные стекла, стерильные пробирки с пробками, петля для взятия проб с целью бактериологического исследования, кювета эмалированная, микроскоп с экраном, рисунки, таблицы. Растворы: фурацилина 1:5000-500,0, этакридина-лактата 1:1000-500,0, 1 %-ные атропина – 2-3 ампулы, 1 %-ные метиленовой сини 100,0, 1-2-3 %-ные новокаина - 60,0, физиологический раствор, краска Романовского - Гимзы. Лошадь, крупный рогатый скот и мелкий рогатый скот.

Методика проведения занятия. В начале занятия студенты при участии преподавателя восстанавливают и пополняют знания. Акцентируется внимание на то, что зрительный анализатор обладает способностью изменять степень своей чувствительности к световым раздражителям, именуемой адаптацией. Его чувствительность определяется как концентрацией чувствительных к свету веществ в сетчатке, так и состоянием нервных элементов зрительного аппарата. Различают адаптацию к свету и темноте.

Преломляющий аппарат глаза состоит из роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела - сложной оптической системы, преломляющая способность которой выражается в специальных единицах - диоптриях. Диоптрия - единица измерения преломляющей способности оптического стекла с фокусным расстоянием в 1 м.

Экраноподобная фоточувствительная часть глаза - это сетчатка (ретина). Нормальное ясное зрение зависит от прозрачности преломляющих сред глаза, отсутствия в нем патологических изменений, от нормальной функции зрительно-нервного аппарата и т. д.

Глаз имеет в основном сферическую преломляющую поверхность, фокус которой лежит на сетчатке. Обычно преломляющую способность глаза в состоянии покоя называют рефракцией. Она целиком и полностью обусловливается анатомическим строением глаза (без участия аккомодации). Существует понятие рефракции статической и динамической. Когда говорят о клинической рефракции, имеют в виду рефракцию глаза в ее статическом состоянии, т. е. преломляющую силу глаза в состоянии покоя (без аккомодации), основанную на анатомическом устройстве глаза и соотношении его сред. При аккомодации глаза речь идет о динамической рефракции.

По положению главного фокуса глаза относительно сетчатой оболочки различают три вида клинической рефракции: эмметропию - соразмерная рефракция; миопию, т. е. близорукость,- сильная рефракция; гиперметропию, т. е. дальнозоркость,- слабая рефракция.

Определение рефракции глаза у домашних животных имеет большое диагностическое значение в оценке животного и его эксплуатационных качеств, а также при различных заболеваниях, связанных с патологическими изменениями во внутренних средах и оболочках глаза.

Аккомодация - способность глаза приспосабливаться к четкому видению предметов на различных расстояниях и зависит целиком и полностью от физиологических свойств глаза. Глаз способен «настраиваться» для ясного видения при переносе взгляда с близких предметов на дальние, приближающиеся к глазу или удаляющиеся от него.

Механизм аккомодации заключается в активном увеличении оптической силы глаза и происходит за счет изменения кривизны, главным образом передней собирательной поверхности хрусталика.

Пользуясь наглядными пособиями и знаниями, полученными на общей лекции, студенты под руководством преподавателя рассматривают вопросы рефракции и аккомодации. После этого переходят к изучению общих методов исследования в определенной последовательности.

Анамнез - собирание его в офтальмологии имеет некоторую специфику, на что должен обратить внимание преподаватель.

При болезнях глаз, как и при всех других болезнях, следует обратить внимание на общее состояние больного животного (возбуждение, угнетение, сонливость), постановку тела (поза), одышку, озноб, лихорадку, потение, исхудание, кашель, аппетит, жажду, жвачку, отрыжку, дефекацию, мочеиспускание и т. д.

Следовательно, общее исследование преследует цель определить, является ли это первичным самостоятельным заболеванием глаз или эта болезнь возникла и появилась как симптом какого-то заболевания внутренних органов заразного или незаразного происхождения. Особое внимание следует обратить на массовость проявления болезни или единичные случаи, давность возникновения и характер течения, благополучие хозяйства по инфекционным и инвазионным заболеваниям у этого вида животных, условия содержания и кормления и т. д.

Зрительную способность глаза исследуют различными приемами. Крупных животных во время проводки направляют на расставленные по пути движения предметы и наблюдают за их поведением. При плохом зрении или его потере животные проявляют осторожность в движении, двигают ушами, высоко поднимают конечности (особенно грудные) и выбрасывают их вперед, нередко наблюдается даже пугливость при ускорении движения. Нарушение зрения можно легко определить, если во время исследования попеременно завязывать глаза косынкой, полотенцем или специальной повязкой с наличием матерчатых клапанов.

У мелких животных общую зрительную способность определяют также различными способами. Собаку, кошку оставляют на каком-то расстоянии от владельца и затем подзывают к себе. При необходимости на пути движения расставляют препятствия и следят за ориентировкой животного во время перемещения к владельцу.

Осмотр начинают с глазной области и лучше всего при естественном освещении. Обращают внимание при этом на объем тканей, окружающих глаз, и особенно на состояние кожного покрова.

При осмотре век можно обнаружить увеличение толщины, наличие выраженных складок, изменение цвета кожи, различные механические травмы и т. д. Важно также осмотреть положение век и их краев, рост, количество и направление ресниц, установить, не покрыты ли края отделяемым и корочками.

В последующем осматривают внутренний угол глаза, слезный бугорок, третье веко и слезный мешок (в глубине), обращают внимание на истечения из внутреннего угла глаза и их характер, возникшие при этом изменения на кожном покрове в области внутреннего угла глаза.

Осмотр глазного яблока можно провести лишь частично, главным образом обследовать его передний сегмент, определить его положение относительно глазницы и подвижность, величину, форму и положение.

При исследовании глазного яблока необходимо осмотреть склеру (насколько это возможно) и особенно роговицу. Последнюю исследуют на чувствительность, кривизну, состояние передней поверхности, прозрачность, присутствие кровеносных сосудов, инородных тел, новообразований и т. д.

Осмотр передней камеры глаза включает в себя изучение ее размеров и особенно глубины, состояние камерной жидкости и наличие в ней крови, гноя, хлопьев фибрина, паразитов и других инородных тел.

Радужную оболочку осматривают с целью определения цвета, состояния передней поверхности и рисунка, положения и подвижности. Особенно важно при этом исключить передние и задние спайки радужной оболочки, а также установить величину, форму и цвет зрачка.

хрусталик. Только после внимательного осмотра дальнейшее исследование проводят уже при помощи рук (пальпация). Пальпация области глаза и век позволяет установить температуру, чувствительность тканей, консистенцию их, границы патологического процесса и др. Осуществляют ее одной и той же рукой, обязательно сравнивая результаты исследования обоих глаз, а при двустороннем поражении целесообразно сравнить со здоровым глазом другого животного того же вида.

Для полного осмотра и пальпации переднего сегмента глазного яблока и век необходимо вывернуть веки, расширив глазную щель.

Конъюнктиву исследуют с целью изучения ее поверхности, цвета, отделяемого, припухания, а также обращают внимание на повреждения и инородные тела в конъюнктивальном мешке.

Лучше всего конъюнктиву осмотреть невооруженным глазом, а затем использовать рефлектор и лупу. При сильной чувствительности необходимо инсталлировать в конъюнктивальный мешок теплый раствор новокаина или дикаина для обезболивания конъюнктивы и роговицы.

Третье веко лучше исследовать после применения местно анестезирующих средств, захватив его и вывернув внутренней поверхностью с помощью глазного пинцета. При этом обследуют целостность третьего века и состояние лимфатических фолликулов (особенно у овец и собак). В дальнейшем орган зрения исследуют с помощью специальных приборов и приемов, используемых исключи­тельно в офтальмологической практике.

Слезный аппарат исследуют у животных особенно часто при дифференциальной диагностике массовых керато-конъюнктивитов и при других заболеваниях.

Изменение слезной железы определяют пальпацией в области верхне-наружного угла глаза. Пальпебральная часть воспаленной железы видна при оттягивании верхнего века. При этом заметны опущение слезной железы, ее припухлость, воспалительная инфильтрация. Состояние слезоотводящих путей определяют осмотром положения век (если необходимо, их выворачивают), наполнения слезного озера, положения и величины слезных точек, состояния конъюнктивы, кожного покрова в области слезного мешка, наличия его выпячивания, выделения гнойного экссудата при надавливании на его область.

В слезно-носовом канале исследуют его носовое отверстие и проходимость. У крупного рогатого скота и лошади вставляют в канал со стороны носа тонкий упругий катетер и вводят под давлением в необходимых концентрациях йод-водный раствор, раствор этакридина лактата, физиологический раствор или раствор новокаина. Этим одновременно определяют также проходимость слезных точек в виде двух струек.

В нормальном состоянии слезный мешок почти не содержит слезной жидкости и при надавливании на его область из слезных точек ничего не выделяется. Если слезная жидкость задерживается, накапливается в слезном мешке и не может пройти из него в носовую полость или вследствие воспаления слезного мешка образуется слизь или гной, то при давлении на область слезного мешка жидкость выйдет через слезные точки.

При боковом или фокусном освещении исследуют орган зрения в темном помещении с использованием источника света и мощной собирательной линзы в 10-20 диоптрий. Преподаватель поясняет сущность исследования, а студент выполняет его. Метод бокового освещения позволяет исследовать основные свойства и изменения на роговице, конъюнктиве. При осмотре передней камеры глаза определяют ее глубину и содержимое, радужной оболочки - цвет, рисунок и возможные изменения.

Зрачок лучше исследовать в затемненном помещении с учетом его формы, ширины и реакции на свет. Пользуясь фокусным освещением при расширенном зрачке, можно осмотреть почти всю поверхность и толщину хрусталика. Это дает возможность в какой-то степени диагностировать в последнем частичные помутнения и глубину их расположения.

Во время занятия студенты отрабатывают технику взятия соскобов с конъюнктивы и роговицы, экссудата с конъюнктивального мешка для бактериологических исследований и др.

Более удобно вначале провести исследование животных без патологии органа зрения, а затем сравнить с картиной при различных заболеваниях.

В заключение в целях контроля за усвояемостью материала проводится опрос студентов и дается задание для самостоятельной подготовки к следующему лабораторно-практическому занятию.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия icon№11 «Ознакомление с основными хирургическими болезнями кожи и подкожной...
Цель занятия. Ознакомить студентов с основными болезнями кожи у сельскохозяйственных животных, их клиническим проявлением, дифференциальной...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconАннотация на рабочую программу дисциплины
Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам теоретические знания, практические...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconИнструкция по применению Амоксистина для профилактики и лечения сельскохозяйственных...
Амоксистин антибиотик, водорастворимый порошок для орального применения. Предназначенный для лечения сельскохозяйственных животных...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconПрогноз возможных заболеваний сельскохозяйственных животных в Чувашской Республике на 2016 год
Прогноз возможных заболеваний сельскохозяйственных животных в Чувашской Республике составлен на основании анализа ветеринарной отчетности,...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconПрактического занятия
Цель занятия: Ознакомить студентов с поликлинической документацией и работой поликлинического врача-офтальмолога. Научить диагностировать...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconПрактического занятия
Цель занятия: ознакомить студентов с поликлинической документацией и работой поликлинического врача-офтальмолога. Научить диагностировать...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...

«ознакомление с методами исследования, клинической картиной и лечебно-профилактическими мероприятиями при наиболее часто регистрируемых болезнях глаз у сельскохозяйственных животных» Цель занятия iconСеминар «Частные вопросы профилактики болезней органов дыхания»
Цель: Ознакомить слушателей курса ту с методами первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную