Значение витамина с для организма человека






Скачать 144.52 Kb.
НазваниеЗначение витамина с для организма человека
Дата публикации06.07.2015
Размер144.52 Kb.
ТипСамостоятельная работа
d.120-bal.ru > Биология > Самостоятельная работа
Тема: Значение витамина С для организма человека.

(можно использовать как урок биологии и химии (как один из вариантов интегрированный) или его фрагмент, занятие кружка).

Цель:

Развивать знания о правильном питании человека и его значении для организма.

Задачи:

Сформировать представление о значение сока (жидкости) для организма человека, ценности разнообразных напитков. Познакомиться со значением витаминов, на примере витамина С.

Сформировать правильные ценностные предпочтения при выборе напитков (сохранение витаминов, лечебные свойства).

Развивать навыки критического мышления.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Для урока необходимо приготовить раздаточные листы (приложение), необходимые для опыта вещества и оборудование, таблицу «Правила техники безопасности», таблицу или презентацию о источниках витаминов в продуктах питания.

План урока

  1. Организационный момент. Формирование мотивации.

  2. Изучение нового материала.

1). Самостоятельная работа с информацией.

2). Лабораторный опыт.

3. Подведение итогов.

4. Рефлексия.

5. Обсуждение домашнего задания.

Содержание урока

  1. Организационный момент. Формирование мотивации.

Чтобы быть здоровым и сильным, нормально развиваться, нужно следить за своим здоровьем. И важно правильно питаться. Совсем не безразлично нашему организму чем мы его «пичкаем»! Вот три кита, на которых стоит наука о питании: закон энергетического баланса, закон химического баланса, и эффективное усвоение питательных веществ. Для нормального функционирования организму необходимы семь основных элементов питания: вода, белок, углеводы, жиры, клетчатка, витамины и микроэлементы. Сегодня будем вести разговор о витаминах.

  1. Изучение нового материала.

1). Самостоятельная работа с информацией.

Задание:

1. Изучите на раздаточных листах №1 материал.

2. Устно ответьте на вопросы, работая в паре.

Сок – важный продукт питания.

Большое разнообразие всевозможных соков привлекает внимание детей и взрослых. Как узнать, какой сок – полезен для здоровья человека и что мы ждем от производителей соков. Важно, что сок – является важным источником витаминов. Фруктовые соки изготавливаются на 100% из переработанных фруктов. Фруктовый нектар содержит в себе 25 – 50% чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. Сок - это жидкий продукт, полученный путем механических процессов из фруктов и овощей, консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением.

Сок может быть сконцентрирован и затем восстановлен водой.

- сок представляет собой жидкий продукт;

- сок получают исключительно с помощью механических процессов;

- сырьем для получения сока являются доброкачественные, спелые, свежие фрукты или овощи;

- для консервирования сока используют исключительно физические способы, например, тепловую обработку (пастеризацию, стерилизацию или охлаждение).

Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”. Можно ли полностью доверять рекламе свое здоровье?

Поговорим подробнее о витамине С (аскорбиновой кислоте). Его присутствие в пище необходимо человеку. Иногда его даже дополнительно добавляют в пищу, о чем пишут на этикетке.

Усвоение белков, поступающих с пищей, и образование новых возможны лишь при достаточном количестве витамина С в организме. Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешний среды; влияет на функцию кроветворения: способствует лучшему усвоению железа организмам (совместно с витамином В9). При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к кровоизлияниям на коже и смутных оболочках, патологическим переломам костей, гнойничковым заболеваниям.

Есть одна проблема – витамин С очень плохо хранится и легко разрушается на свету и воздухе, при нагревании.

Изучите таблицу, в каких продуктах много витамина С.

Вопросы:

  1. Какие вещества человек получает с пищей?

Ключ к ответу: Минеральные – вода и минеральные соли, органические – белки, жиры, углеводы, витамины и т.д.

  1. С какими продуктами получаем витамины? (Можно использовать таблицу, или презентацию, или обратиться к печатным материалам, в том числе и учебнику)

Ключ к ответу: Фрукты, овощи, соки, выделенные витаминные препараты.

  1. Какое значение для организма играет витамин С?

  2. Предложите способы «сохранения» витамина С в продуктах питания.

Ключ к ответу: не хранить на солнце, закрывать срез, лучший способ консервации – квашение и засахаривание, при варке не кипятить, зеленые овощи закладывать в сильно горячую воду и выключать нагревание и т.д..

2). Лабораторный опыт. Для увеличения объема результатов, можно дать для разных групп разные сок, а вывод сделать вместе, исходя из сводной таблицы.

Определение витамина С в продуктах питания.

Цель: изучить методики для определения витамина С.

Значение: Определить – всегда ли права реклама (Развитие критического мышления).

Оборудование и реактивы:

Аптечный йод, вода, стакан, мерный цилиндр или пробирки, различные соки, крахмальный клейстер.

Обоснование методики.

Витамин С можно выявить с помощью йода. (Витамин С – интенсивный восстановитель, и поэтому он будет восстанавливать йод катион йода: I0 > I-1.)

Йод красного цвета, а катион йода бесцветный. Потому добавление веществ, содержащих витамин С, приведет к обязательному обесцвечиванию йода. Это необходимое условие. И если обесцвечивания не пройдет, мы можем утверждать, что витамина С в пробе нет. Подсчитывайте, сколько капель вы прилили к соку, пока сок не перестал обесцвечиваться. (Для старших ребят необходимо пояснить, что эта простейшая методика не может использоваться для точного определения витамина С, например в лаборатории. Ведь кроме витамина С, в соке могут быть и другие восстановители).

Внимание! Все исследуемые образцы пищевых продуктов, обработанные химическими веществами или хотя бы побывавшие в хим. посуде, подлежат уничтожению. В пищу их употреблять нельзя. Соблюдаем правила безопасности при работе с химическими веществами! (обратить внимание на таблицу «Правила техники безопасности»).

Ход работы (на раздаточных листах № 2, по алгоритму выполняются записи в тетради):

1.Аптечную настойку йода доводят до цвета крепкого чая. Чтобы присутствие йода было заметнее, можно добавить в раствор йода немного крахмала до получения интенсивной синей окраски. За ней легче следить:

2.В пробирку налейте 1см3 (можно уменьшить объем сока, но обязательно брать его всегда одинаково) исследуемого сока, и разводите пробу водой в соотношении 1:3.

3). К исследуемому раствору по каплям добавляйте йод, пока окраска не исчезнет в течение одной минуты. Количество капель подсчитывается. Чем меньше их потребовалось, тем большая вероятность, что витамина С в пробе либо очень мало, либо нет совсем.

Если обесцвечивается много йода, то можно предположить, что витамин С в пробе все таки – есть.

Результаты исследования заносятся в сводную таблицу:

Результаты исследования соков на присутствие витамина С



Исследуемый сок

Количество капель раствора йода

Рейтинг соков по содержанию витамина С

1.










2.


































Сформулируйте вывод по лабораторной работе.

  1. Подведение итогов. Нужно ли следить за своей пищей? Объясните ваше мнение.

  2. Рефлексия. Вставь пропуски

Сегодня на уроке узнал новое…..

Научился…….

Смогу использовать в своей жизни …….

  1. Домашнее задание. Предлагаю вам продолжить изучение темы, но расширить рамки – изучить источники и значение других витаминов. Используйте различные источники информации. Работу можете оформить в удобной для вас форме.


Приложение

Раздаточный лист № 1

Самостоятельная работа с информацией.

Задание:

1. Изучите на раздаточных листах материал.

2. Устно ответьте на вопросы, работая в паре.

Сок – важный продукт питания.

Большое разнообразие всевозможных соков привлекает внимание детей и взрослых. Как узнать, какой сок – полезен для здоровья человека и что мы ждем от производителей соков. Важно, что сок – является важным источником витаминов. Фруктовые соки изготавливаются на 100% из переработанных фруктов. Фруктовый нектар содержит в себе 25 – 50% чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. Сок - это жидкий продукт, полученный путем механических процессов из фруктов и овощей, консервированный физическими способами, кроме обработки ионизирующим излучением.

Сок может быть сконцентрирован и затем восстановлен водой.

- сок представляет собой жидкий продукт;

- сок получают исключительно с помощью механических процессов;

- сырьем для получения сока являются доброкачественные, спелые, свежие фрукты или овощи;

- для консервирования сока используют исключительно физические способы, например, тепловую обработку (пастеризацию, стерилизацию или охлаждение).

Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”. Можно ли полностью доверять рекламе свое здоровье?

Поговорим подробнее о витамине С (аскорбиновой кислоте). Его присутствие в пище необходимо человеку. Иногда его даже дополнительно добавляют в пищу, о чем пишут на этикетке.

Усвоение белков, поступающих с пищей, и образование новых возможны лишь при достаточном количестве витамина С в организме. Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешний среды; влияет на функцию кроветворения: способствует лучшему усвоению железа организмам (совместно с витамином В9). При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к кровоизлияниям на коже и смутных оболочках, патологическим переломам костей, гнойничковым заболеваниям.

Есть одна проблема – витамин С очень плохо хранится и легко разрушается на свету и воздухе, при нагревании.

Изучите таблицу, в каких продуктах много витамина С.

Вопросы:

  1. Какие вещества человек получает с пищей?

  2. С какими продуктами получаем витамины?

  3. Какое значение для организма играет витамин С?

  4. Предложите способы «сохранения» витамина С в продуктах питания.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ключ к ответу для вопроса 1:

Минеральные – вода и минеральные соли, органические – белки, жиры, углеводы, витамины и т.д.

Ключ к ответу для вопроса 2:

Фрукты, овощи, соки, выделенные витаминные препараты.

Пояснения к вопросу 2. Можно использовать таблицу, или презентацию, или обратиться к печатным материалам, в том числе и учебнику.

Ключ к ответу для вопроса 4: не хранить на солнце, закрывать срез, лучший способ консервации – квашение и засахаривание, при варке не кипятить, зеленые овощи закладывать в сильно горячую воду и выключать нагревание и т.д..

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Раздаточный лист № 2

Лабораторный опыт. Определение витамина С в продуктах питания.

Цель: изучить методики для определения витамина С.

Оборудование и реактивы:

Аптечный йод, вода, стакан, мерный цилиндр или пробирки, различные соки, крахмальный клейстер.

Обоснование методики.

Витамин С можно выявить с помощью йода. (Витамин С – интенсивный восстановитель, и поэтому он будет восстанавливать йод катион йода: I0 > I-1.)

Йод красного цвета, а катион йода бесцветный. Потому добавление веществ, содержащих витамин С, приведет к обязательному обесцвечиванию йода. Это необходимое условие. И если обесцвечивания не пройдет, мы можем утверждать, что витамина С в пробе нет. Подсчитывайте, сколько капель вы прилили к соку, пока сок не перестал обесцвечиваться. (Для старших ребят необходимо пояснить, что эта простейшая методика не может использоваться для точного определения витамина С, например в лаборатории. Ведь кроме витамина С, в соке могут быть и другие восстановители).

Внимание! Все исследуемые образцы пищевых продуктов, обработанные химическими веществами или хотя бы побывавшие в хим. посуде, подлежат уничтожению. В пищу их употреблять нельзя. Соблюдаем правила безопасности при работе с химическими веществами! (обратить внимание на таблицу «Правила техники безопасности»).

Ход работы:

1.Аптечную настойку йода доводят до цвета крепкого чая. Чтобы присутствие йода было заметнее, можно добавить в раствор йода немного крахмала до получения интенсивной синей окраски. За ней легче следить:

2.В пробирку налейте 1см3 исследуемого сока, и разводите пробу водой в соотношении 1:3.

3). К исследуемому раствору по каплям добавляйте йод, пока окраска не исчезнет в течение одной минуты. Количество капель подсчитывается. Чем меньше их потребовалось, тем большая вероятность, что витамина С в пробе либо очень мало, либо нет совсем.

Если обесцвечивается много йода, то можно предположить, что витамин С в пробе все таки – есть.

Результаты исследования заносятся в сводную таблицу:

Результаты исследования соков на присутствие витамина С



Исследуемый сок

Количество капель раствора йода

Рейтинг соков по содержанию витамина С

1.










2.


































Сформулируйте вывод по работе.

Витамины

(дополнительный материал)

Для нормального роста и развития, кроме белков, жиров и углеродов, организму нужны витамины. Это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, весьма различных по своей химической структуре. Слово «витамин» состоит из двух частей: «вита» - жизнь и «амин» - жизненный (жизненноважный амин; хотя присутствие амина не обязательно, в названии оно сохранилось. Витамины имеют одну общую черту - ни один из них не может синтезироваться в достаточном количестве самим организмом, поэтому витамины должны поступать с пищей.

Разным организмам требуются различные витамины. На связь некоторых заболеваний с характером питания обратили внимание еще в древние времена: цингу излечивали, давая больным овощи и фрукты, молодую хвою. Особенно остро встал вопрос о витаминах в связи с болезнью бери-бери, раньше особенно распространенной в Азии (Япония, Китай и др.). Было установлено, чтоболезнь возникает при употреблении в пищу полированного риса; при употреблении в пищу неполированного риса болезнь не развивалась. В 1881 г. русским ученым Н. И. Луниным было обнаружено, что мыши погибают, если их кормить пищевой смесью, состоящей из очищенных продуктов. Если же добавить в рацион 1 мл молока, мыши остаются здоровыми. В 1911-1912 гг. польский ученый Казимир Функ выделил препарат из отрубей и назвал его витамином. С этого времени началось интенсивное изучение витаминов. Витамины обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D, E, F, P и т.д. В настоящее время большинство витаминов выделено в чистом виде или синтезировано и их применяют в качестве лекарственных препаратов. Витамины делят на две группы: водорастворимые (витамины группы В и С) и жирораствиримые (витамины A, D, K и др.). Витамины синтезируются в основном растениями. Некоторые витамины группы В и К синтезируются бактериальной флорой в толстой кишке, поэтому при лечении антибиотиками необходимо принимать витамины. Суточная потребность в витаминах ничтожно мала и зависит от возраста и профессии. Больше витаминов требуется растущему организму. При длительном непоступлении с пищей какого-нибудь витамина развивается заболевание - «авитаминоз»: при отсутствии витамина С развивается цинга, витамина D - рахит, витамина В - бери-бери. Витамин С (аскорбиновая кислота) поступает в организм главным образом с растительной пищей. Его много в ягодах шиповника, черной смородины, лимонах и др. Витамин С играет большую роль в углеводном и белковом обменах (участвует в окислительно-восстановительных реакциях, входя в состав ферментов). При недостатке в пище витамина С развивается цинга (слабость, утомляемость, пониженная сопротивляемость инфекциям, кровоточивость десен - хрупкость капилляров, расстройства сердечной деятельности и другие симптомы). Потребность в витамине С - 75-100 мг в сутки. Витамин В1 (тиамин) содержится в кожуре риса, пивных дрожжах, печени, свинине, орехах, цельных зернах хлебных злаков. В них также содержатся витамины В2, В6, В12, никотиновая кислота и др. Каждый из витаминов обладает своим специфическим действием. Суточная потребность в витамине В1 - в среднем 2-3 мг. Тиамин входит в состав ферментов, участвующих в углеводном обмене, а при его недостаточности нарушаются не только углеводный, но и жировой и белковый обмены (симптомы: легкая усталость, потеря аппетита,  судороги, при тяжелых формах - дегенерация нервов и, как следствие, - атрофия мышц с последующим параличом, расстройство деятельности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта). Суточная потребность в витамине В2 (рибофлавин) - 1-2 мг. Он является катализатором окислительно-восстановительных процессов во всех клетках организма. При его недостаточности нарушается обмен веществ, возникают трещины в уголках рта, язык приобретает характерную пурпурно-красную окраску. Его много в печени, почках, дрожжах и в других растительных и животных продуктах. Витамин РР (никотиновая кислота) входит в состав ферментов, являющихся катализаторами окислительно-восстановительных процессов. В незначительном количестве никотиновая кислота синтезируется бактериями кишечника, но этого мало и она должна восполняться с пищей. Особенно много витамина РР содержится в дрожжах, свежих овощах, мясе, но мало в кукурузе. При его недостатке развивается пеллагра. Симптомы заболевания: дерматит (покраснение кожи), понос и нарушение психики. В сутки требуется 15-25 мг никотиновой кислоты. Витамин В6 участвует в обмене аминокислот (способствует действию ферментов). При его недостатке у человека наблюдаются потеря аппетита, тошнота, слабость, воспалительные поражения кожи и нервов. Суточная потребность в витамине В6 (пиридоксин) - 2-3 мг. Он содержится в рисовых отрубях, бобах, дрожжах, почках, печени, мясе. Витамин В12 (кобаламин) важен для функции кроветворения, применяется как лекарственный препарат при лечении злокачественного малокровия. Кобаламин синтезируется бактериями кишечника, в большом количестве содержится в печени рогатого скота и цыплят. Для всасывания его из кишечника необходим особый сложный белок, который имеется в желудочной слизи. При отсутствии этого белка витамин В12 не всасывается и развивается анемия. Витамин В15 (пангамовая кислота) улучшает липидный обмен, способствует лучшему использованию кислорода тканями организма - средство устранения гипоксии, или кислородной недостаточности. Этот витамин содержится в семенах многих растений. Витамин В15 принимают в качестве профилактического средства при лечении разных форм атеросклероза, сердечно-легочной недостаточности и др. Витамин А (ретинол) имеется в продуктах животного происхождения, особенно его много в рыбьем жире и печени трески и палтуса. Растения содержат провитамин А - каротин, в организме животных превращающийся в витамин А. Потребность в витамине А составляет 1-1,5 мг в сутки. Он необходим для лечения инфекционных заболеваний и людям, работа которых связана с напряжением зрения (шоферы, снайперы и др.). Симптомы авитаминоза: интенсивное ороговение, сухость и усиленное слущивание эпителиальных клеток кожи, глаз, пищеварительного тракта и дыхательных путей, поражение эпителия слезных желез с их закупоркой и сухостью глаз, ксерофтальмия (образование на роговице глаза пленки из кератина, возможна и слепота), «куриная слепота» - неспособность видеть при слабом свете. Последнее заболевание связано с нарушением синтеза зрительного пурпура, в состав которого входит витамин А. Витамин D (кальциферол) - антирахитичный витамин содержится в коровьем масле, желтке яиц и, особенно, в рыбьем жире. Суточная потребность взрослого - 0,025 мг, ребенка - 0,07 мг. Симптомы недостаточности витамина D: размягчение костей, искривление тела, большая голова у детей, запоздалое появление зубов у детей, вялость мышц. Все это связано с нарушением обмена кальция и фосфора в организме. В растениях и коже человека имеется вещество эргостерин, которое под влиянием ультрафиолетовых лучей превращается в витамин D. Передозировка витамина D приводит к отложению большого количества кальция в органах и тканях (мышцах, почках). Витамин D следует принимать строго дозировано. Витамин К (филохинон) называют антигеморрагическим (геморрагия - кровоточивость). Витамин К содержится в зеленых листьях растений, а также в тех частях растений, которые содержат хлорофилл, много его в ягодах рябины, а также в печени. В незначительных количествах витамин К   синтезируется бактериями кишечника. Суточная доза - 1-2 мг. При его недостаточности нарушается процесс свертывания крови (возможно он влияет на образование печенью протромбина). Витамин Е (токоферол) участвует окислительно-восстановительных процессах, в обмене белков, сокращении мышц, укрепляет стенки сосудистой ткани. Он растворим в жирах, при кипячении не разрушается. Е-авитаминоз у людей не установлен. При отсутствии витамина Е у некоторых животных не происходит размножения. Он содержится как в животных, так и растительных продуктах: яичном желтке, печени, зародышах пшеницы, неочищенном хлопковом, соевом, кукурузном масле, шиповнике, бананах, яблоках, грушах, лимонах и апельсинах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Значение витамина с для организма человека iconТема урока Кол
Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни

Значение витамина с для организма человека iconУрок биологии- 6 класс Тема: «Витамины и их значение»
Цель урока: Формирование знаний о роли витаминов для функционирования организма человека

Значение витамина с для организма человека iconИсследования
Значение овощей в питании человека трудно переоценить, помимо приятных вкусовых ощущений, они очень полезны для здоровья и профилактики...

Значение витамина с для организма человека iconЦель: Ознакомление учащихся со значением и видами витаминов Задачи
Обучающие – узнать значение витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания, в которых...

Значение витамина с для организма человека iconДоклад на тему «Микроэлементы и их значение для организма человека»
Микроэлементы химические элементы, которые находятся в организме в низких концентрациях (обычно тысячные доли процента и ниже)

Значение витамина с для организма человека iconОпределение и распространение болезней пищеварительной системы
В функционировании органов пищеварения большое значение имеют принципы единства организма и внешней среды, целостности организма,...

Значение витамина с для организма человека iconНекоторые сведения о пользе витамина Д
Очень полезен для здоровья, вновь породили интенсивные дискуссии: не являются ли существующие государственные «руководства по эксплуатации»...

Значение витамина с для организма человека iconЭто наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого...
Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для...

Значение витамина с для организма человека iconВитамин с (аскорбиновая кислота)
Монооксид углерода разрушает витамин С, поэтому жители города должны увеличить дозу витамина С. Увеличьте прием витамина С, если...

Значение витамина с для организма человека iconТема: Обмен веществ. Витамины
Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную