Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний»






Скачать 89.31 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний»
Дата публикации28.03.2015
Размер89.31 Kb.
ТипМетодические указания
d.120-bal.ru > Биология > Методические указания
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра клинической иммунологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к внеаудиторной самостоятельной работе

тема: «ЭТИОЛОГИЯ, ИММУНОПАТОГЕНЕЗ,

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола _8_

«_6_»_апреля_ 2007 г.
Зав. кафедрой клинической иммунологии.

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Булыгин Г.В. (подпись) ……………………..
Составитель:

д.м.н., проф. Камзалакова Н.И.

Красноярск

2007

План подготовки К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ «Этиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение

аллергических заболеваний»:

1. Цель занятия: изучение студентами иммунологических механизмов развития аллергии, изменений иммунологических показателей при аллергических процессах, ознакомление с методами иммунодиагностики аллергических заболеваний, усвоение знаний о принципах и методах иммунокоррекции этих заболеваний.

Для этого надо:

  • знать иммунопатогенез аллергических заболеваний, представлять роль каждого звена им­мунной системы в развитии этих состояний; методы иммунодиагнос­тики аллергических заболеваний;

  • уметь оценить степень нарушений отдельных звеньев иммунитета по показателям иммунограммы; обосновать выбор иммунокорриги-рующих препаратов для лечения больного с аллергическим заболеванием.

2. Основные понятия и положения темы:

  1. Определение понятия "аллергия", виды аллергенов и их классификация.

  2. Типы аллергических реакций.

  3. Иммунологические механизмы развития аллергических процессов.

  4. Виды и характеристика клинических проявлений аллергии.

  5. Методы аллерго- и иммунодиагностики аллергических состояний.

  6. Принципы и методы иммунокоррекции аллергии.

  7. Иммунотропные препараты, применяемые в лечении аллергических заболеваний.

  8. Принципы противорецидивной иммунопрофилактики аллергических заболеваний.

Вопросы для самоконтроля студентов:

  1. Назовите этиологические факторы аллергических состояний, типы аллергенов.

  2. Назовите и охарактеризуйте стадии патогенеза аллергических заболеваний.

  3. Какова роль реакций гиперчувствительности в патогенезе аллергических состояний?

  4. Что такое активная и пассивная сенсибилизация?

  5. Перечислите клинические проявления аллергии.

  6. Укажите основные диагностические критерии аллергических заболеваний.

  7. Какие из показателей иммунограммы наиболее информативны в диагностике аллергических состояний?

  8. Назовите особенности лечения аллергических заболеваний в острый период и при ремиссии.

  9. Что относится к этиотропной терапии аллергических заболеваний?

  10. Какие из иммунотропных препаратов используются в лечении аллергических заболеваний?

3. Подготовка реферативного сообщения из рекомендованного списка тем в методических материалах к занятию, представленных на информационном стенде кафедры (одного по выбору студента).

При подготовке реферативного сообщения студентам рекомендуется обращать внимание на основные вопросы патогенеза группы изучаемых на занятии заболеваний, их диагностику иммунологическими методами и иммунокорригирующее лечение, например:

"Иммунопатогенез аллергического воспаления".

  1. Иммуногенетические аспекты аллергопатологии.

  2. Характеристика стадий аллергического заболевания (по Адо А.Д.).

  3. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типов при аллергической патологии.

  4. Клинические проявления аллергических реакций.

  5. Место и возможности иммунологических методов исследования в диагнос-тике аллергических заболеваний.




  1. Задания на уяснение темы занятия, методики вида деятельности (тесты, ситуационные задачи) с эталонами решений:

1. Укажите, что из нижеперечисленного может быть аллергеном:

А. полиэлектролиты

Б. полисахариды

В. липополисахариды

Г. белки

Д. все перечисленное +

2. В механизмах развития реакции гиперчувствительности немедленного типа основная роль принадлежит:

А. IgA

Б. макрофагам

В. IgE +

Г. Т-хелперам

Д. Т-супрессорам

3. Препараты, индуцирующие созревание и дифференцировку Т-супрессоров, следующие, кроме:

А. Т-активин +

Б. тималин

В. вилозен

Г. левамизол

Д. спленин

4. Основные свойства аллергена, все, кроме:

А. чужеродность

Б. антигенность

В. иммуногенность

Г. специфичность

Д. неспецифичность +

5. В механизмах развития реакции гиперчувствительности замедленного типа основная роль принадлежит:

А. IgM

Б. макрофагам

В. IgE

Г. В-лимфоцитам

Д. Т-лимфоцитам +

6. Изменения иммунограммы, характерные для аллергических заболеваний следующие, кроме:

А. снижение количества Т-супрессоров

Б. нормальное содержание Т-хелперов

В. значительное увеличение концентрации IgE

Г. нормальное или повышенное содержание В-лимфоцитов

Д. общая гипергаммаглобулинемия +

7. Иммунодиагностика аллергических заболеваний включает в себя все, кроме:

А. выявление Т-иммунодефицитов различной степени тяжести

Б. дефект Т-супрессорного звена

В. В-лимфоцитоз

Г. гиперпродукция Igg A, M, G +

Д. активация функциональной активности макрофагов

8. Сбор аллергологического анамнеза включает в себя:

А. установление возможности наследственной предрасположенности к возникновению аллергического заболевания

Б. выявление связей между факторами окружающей среды и развитием эаболевания

В. предположительное определение групп аллергенов, провоцирующих заболевание

Г. выяснение реакции больного на введение сывороток, вакцин, лекарственных препаратов

Д. все вышеперечисленное +

9. При сборе аллергологического анамнеза необходимо выяснить:

А. сезонность заболевания

Б. связь заболевания с инфекцией

В. связь заболевания с физической нагрузкой и эмоциональным стрессом

Г. социально-бытовые условия пациента

Д. все вышеперечисленное +

10. В зависимости от природы и характера проникновения в организм аллергена выделяют:

А. пищевую аллергию

Б. лекарственную аллергию

В. сывороточную болезнь

Г. поллиноз

Д. все вышеперечисленное +

11. При хронических неспецифических заболеваниях легких с частыми обострениями для увеличения сроков ремиссии препаратом выбора для профилактической иммунокорреции является:

А. иммунофан

Б. метилурацил

В. рибомунил +

Г. нуклеинат натрия

Д. лейкоген

12. Аллергия - состояние реактивности организма, при котором:

А. иммунный ответ развивается на неизмененные аутоантигены

Б. происходит усиление процессов пролиферации в лимфоидной ткани с нарушением созревания и дифференцировки иммунокомпетентных клеток

В. иммунный ответ на определенный антиген сопровождается патологическими повреждающими реакциями +

Г. иммунный ответ развивается на экзогенные антигены

Д. иммунный ответ не развивается

13. Основным этиологическим фактором развития аллергической патологии является:

А. загрязнение окружающей среды отходами промышленных предприятий

Б. возрастание радиоактивного фона

В. широкое проведение профилактических прививок

Г. влияние социально-биологических факторов

Д. контакт с аллергеном +

14. Для патофизиологической стадии в патогенезе аллергических заболеваний характерны следующие изменения:

А. образование антител к аллергену

Б. образование сенсибилизированных лимфоцитов к аллергену

В. соединение антител или сенсибилизированных лимфоцитов с аллергеном

Г. образование биологически активных медиаторов

Д. патогенное действие образовавшихся медиаторов на организм +

15. При лечении аллергических заболеваний самым эффективным из методов экстракорпоральной иммунокоррекции является:

А. гемосорбция

Б. плазмаферез

В. лимфаферез

Г. иммуносорбция +

Д. гипербарическая оксигенация

В вопросах с 16 по 35 нужно оценить ИСТИННОСТЬ или ЛОЖНОСТЬ высказывания, данного в виде положения. Поставьте: А - если высказывание истинно, В - если ложно.

16. Аллергия - состояние реактивности организма, при котором иммунный ответ на определенный антиген сопровождается патологическими повреждающими реакциями. (А)

17. Аллергены не обладают свойствами антигенов. (В)

18. Основным этиологическим фактором развития аллергической патологии является контакт с аллергеном. (А)

19. Первое место по количеству положительных кожных и провокационных проб среди аллергенов инфекционного происхождения занимает патогенный гемолитический стафилококк. (В)

20. Активным компонентом аллергена из домашней пыли являются клещи рода Dermatophagoides pteronissimus. (А)

21. Аллергические реакции на яд перепончатокрылых могут протекать в различных формах: от крапивницы до анафилактического шока с летальным исходом. (А)

22. При аллергических реакциях неясной этиологии, особенно при поражении системы дыхания, необходимо учитывать возможность сенсибилизации к насекомым. (А)

23. Пищевая аллергия наиболее часто встречается в юношеском и пожилом возрасте. (В)

24. Возникновению пищевой аллергии способствуют воспалительные заболевания ЖКТ с нарушением процессов всасывания и угнетение деятельности пищевых ферментов. (А)

25. Феромоны человека не способны сенсибилизировать организм. (В)

26. В патогенезе аллергических заболеваний выделяют иммунологи-ческую, патохимическую и патофизиологическую стадии патологического процесса. (А)

27. Патохимическая стадия охватывает все изменения в иммунной системе, возникающие с момента поступления аллергена в организм. (В)

28. Атопия - своеобразная форма иммунодефицитного состояния, характери­зующаяся генетически детерминированным поражением IgE-специфических Т-супрессоров и гиперактивацией В-звена. (А)

29. Проведение кожных проб не предусматривает мер предосторожности на случай развития генерализованных реакций. (В)

30. Реакция Прауснитца-Кюстнера - реакция активной сенсибилизации кожи. (В)

31. Одномоментное проведение внутрикожных проб не регламентировано их количеством. (В)

32. При проведении назального провокационного теста в оба носовых хода закапывают аллерген в концентрации, дающей слабоположительную кожную пробу. (В)

33. Одним из методов предотвращения реакции аллерген-антитело является десенсибилизация. (А)

34. Длительное введение малых подпороговых доз аллергена индуцирует образование специфических антиген-реактивных Т-супрессоров. (А)

35. Патогенетическая терапия аллергических заболеваний включает широкое использование иммуномодуляторов, стимулирующих активность Т-хелперов. (В)
Литература для подготовки:

  1. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 320 с.

  2. Клиническая иммунология: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Под ред. А.М. Земскова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 320 с.

  3. Клиническая иммунология и аллергология: Учебное пособие / Под ред. А.В. Караулова. – М.: МИА, 2002. – 651 с.

  4. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. – М.: МИА, 2003. – 604 с.

  5. Клиническая иммунология и аллергология / Пер. с англ. Под ред. Г. Лолора-младшего, Т. Фишера, Д. Адельмана. – М., 2000. – 808 с.

  6. Ройт А. Иммунология / Пер. с англ. – М.: Мир., 2000. – 592 с.

  7. Клиническая иммунология. Руководство для врачей. / Под ред. Е.И.Соколова. - М.: Медицина, 1998. - 272 с.

  8. Булыгин Г.В., Камзалакова Н.И., Андрейчиков А.В. Метабо­лические основы регуляции иммунного ответа. - Новосибирск: СО РАМН, 1999. - 346 с.

  9. Куртасова Л.М., Савченко А.А., Манчук В.Т. Метаболические аспекты иммунных нарушений у детей с заболеваниями органов дыхания.- Новосибирск.: СО РАМН, 2001. - 108 с.


Периодические издания:

  • Медицинская иммунология.

  • Аллергология и иммунология.

  • РЖ ВИНИТИ РАН. Клиническая иммунология и аллергология. Иммунореабилитация. Иммунофармакология.

  • Астма.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №26 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №4 к внеаудиторной: (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №25 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №16 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №1 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для аспирантов по внеаудиторной самостоятельной...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №27 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для обучающихся №1 к внеаудиторной: (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Детские болезни»
Методические указания предназначены для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 060103 педиатрия

Методические указания для обучающихся к внеаудиторной самостоятельной работе тема: «э тиология, иммунопатогенез, диагностика и лечение аллергических заболеваний» iconМетодические указания к самостоятельной работе обучающихся Александровск-Сахалинский...
Методические указания предназначены для обучающихся всех профессий, изучающих курс биологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную