Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние,






НазваниеУчебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние,
страница1/17
Дата публикации07.06.2015
Размер1.77 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
d.120-bal.ru > Физика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




Министерство здравоохранения и социального развития

Российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Амурская государственная медицинская академия

Лабзин В.И., Шакало Ю.А.


Лучевая анатомия

(раздел – рентгенанатомия)

Учебно-методическое пособие


Благовещенск - 2012

Введение



«При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, мертвый же препарат должен служить только проверкой и допол­нением к изучаемому организму».

П. Ф. Лесгафт.

Рентгенанатомия - это наука, изучающая строение живого человеческого организма посредством рентгенологического метода. Рентгенологический метод основан на применении специальных (рентгеновских) лучей, которые обладают способностью проникать через плотные тела.
История открытия рентгеновских лучей.

История открытия рентгеновских лучей связана с именем немецкого физика Вильгельма Конрада Рентгена, который родился 27 марта 1845 го­да в Нижне-Рейнской области Германии. Он не получил среднего образования, так как был исключен из гимназии. Рентген вынужден был учиться в политехни­ческом институте в г. Цюрихе, куда принимали лиц, не имеющих аттестата зрелости. В Цюрихе на Рентгена об­ратил внимание знаменитый физик Август Кунд, вместе с которым в дальнейшем некоторое время Рентген ра­ботал. В 1868 году Рентген окончил институт, в 1874 го­ду получил приват-доцентуру, а тридцати лет от роду стал профессором математики и физики и считался луч­шим экспериментатором своего времени. По мнению современников, не смотря на глубокий ум и огромный талант, Рентген был очень суровым и замкнутым чело­веком, который оживлялся только в тесном кругу близких людей. Он избегал участия в широких собраниях и ни­когда, не присутствовал на происходивших в Германии съездах физиков, естествоиспытателей и врачей. Отличи­тельными чертами Рентгена была исключительная пря­мота и принципиальность.

Как считают многие ученые, открытие лучей было случайным и произошло благодаря большой наблюдательности Рентгена. Изучая явления прохождения электрического тока высокого напряжения через «круксову» трубку, он обратил внимание на одно необычное явление, которое не было подмечено другими экспериментаторами. Труб­ка была завернута в черную бумагу, а на столе лежал экран — картон, покрытый слоем платино-синеродистого бария. Каждый раз, как ученый пропускал ток че­рез трубку, экран вспыхивал ярким светом. Так были от­крыты Х-лучи, способные проникать через тела, непро­ницаемые для видимого света. Это произошло в скромной физической ла­боратории г. Вюрцбурга в пятницу 8 ноября 1895 года. А уже 28 декабря 1895 г. Рентген опубликовал свой классический труд «О новом роде лучей» (за который он в 1901 году был удостоен Нобелевской премии). В последующем (в 1869 году), основываясь на данных Рентгена, русский изобретатель радио А. С. Попов, сконструировал рентгеновскую трубку и первый рентгеновский аппарат. Это послужило толчком для дальнейшего использования рентгеновских лучей в медицине. Так, 1 февраля 1896г. профессор А. Н. Лебедев продемонстрировал первые рентгеновские снимки, указывая, что этот новый вид исследования может быть полезным для определения внематочной беременности, костных образований и опухолей. Третьего февраля 1896 года в Санкт-Петербургской биологи­ческой лаборатории по предложению П.Ф.Лесгафта бы­ла запланирована тема «Опыты Рентгена в приложении к биологическим исследованиям». Тринадцатого февраля 1896 года на заседании антропологического общест­ва при Военно-медицинской академии выступил В. Н. Тонков с докладом «О применении лучей Рентгена к изучению роста скелета». В тот же день В. М. Бехтерев написал: «...раз стало известно, что некоторые растворы; не пропускают лучей Рентгена, то сосуды мозга могут быть сфотографированы in situ. Вообще я полагаю, что в нервной и душевной патологии применение рентгенов­ских лучей ожидает блестящая будущность». Двадцать первого февраля 1896 года А. К. Белоусов демонстрировал рентге­новские снимки артерий, заполненных кальцием и свин­цом, положив этим начало рентгеноангиологии. Двадцать девятого октября 1986 года П. И. Дьяконов демонстрировал рентге­новское изображение полых органов и сосудов, запол­ненных контрастной массой и опубликовал статью «Не­сколько слов о применении светописи по Рентгену к при­менению анатомических рисунков». В следующем, 1897 году Н. В. Вихрев сконструиро­вал рентгеностереоскоп, позволивший получить объем­ные изображения на рентгеновских снимках. В дальнейшем, сотрудники лаборатории П. Ф. Лесгафта начали изучать с помощью рентгенов­ских лучей положение внутренних органов, в результате чего появ­ляется статья «О применении лучей Рентгена к анатоми­ческим исследованиям живого человека». В 1898 году Я. Б. Зельдович применил рентгеногра­фию для изучения суставов пальцев кисти и опубликовал в Летописи русской хирургии статью «О суставах прибавочных пальцев рук».

Учитывая заслуги Рентгена в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) был открыт первый в мире памятник Рентгену (в 1920 году), а его именем была названа одна из улиц, а так же Институт рентгенологии и радиологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие минск Белмапо
Методическое пособие предназначено для врачей-стоматологов государственных и частных лечебных учреждений. Пособие может быть использовано...

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconОсобенности ионизирующего излучения при действии на живой организм
При изучении действия излучения на организм были определены следующие особенности

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие Ставрополь
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения факультета ветеринарной медицины по специальности...

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие и ситуационные задачи по урологии для студентов
...

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие Иркутск 2000г. Учебно-методическое пособие подготовлено
С. П. Фирсовой – доктором медицинских наук, профессором кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения игму

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие “лимфатическая и иммунная системы “
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического...

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие для студентов 6-го курса лечебного и...
Учебно-методическое пособие составлено на кафедре неврологии Гродненского государственного медицинского института

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconУчебно-методическое пособие Содержание Достижения современной генетики
Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ, абитуриентам...

Учебно-методическое пособие Благовещенск 2012 Введение «При изучении анатомии главным объектом должен всегда быть живой организм, из наблюдений над кото­рым должно исходить всякое изуче­ние, iconСтудентов по патологической анатомии
Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии (частный курс) I часть: учебно-методическое пособие для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную