Учебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов






НазваниеУчебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов
страница1/8
Дата публикации30.06.2015
Размер1.33 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
d.120-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов



Учебно-методический комплекс

по гинекологии
Пособие для самостоятельной работы студентов

5 курса педиатрического факультета

Махачкала 2015 г.

Учебно-методическое пособие подготовили сотрудники кафедры акушерства и гинекологии:

Составлено на основании программы по гинекологии для студентов медицинских ВУЗов, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России 14.04.2003 г. и государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 г.
Составители: зав. каф., профессор, д.м.н. Эседова А. Э.

Завуч уч частью, доцент, к.м.н. Гарунов Э. Г.

Доцент каф., д.м.н., Омарова Х. М.

Доцент каф., к.м.н. Бегова С. В.

Доцент каф., к.м.н. Каллаева А. Х.

Ассистент кафедры, к.м.н. Исмаилова М. Р.

Ассистент кафедры, к.м.н Акаева Ф. С.


Обсуждено на заседании кафедры акушерства и гинекологии «___» _____________________201___г.

Тема 1. Методы исследования гинекологических больных. Анатомия и топография женских половых органов. Неправильные положения матки.


  • Введение (актуальность) Знание основных методов обследования, а также топографии малого таза позволит устанавливать предварительный диагноз, проводить дифференциальную диагностику с хирургическими, урологическими и другими заболеваниями.

  • Цель самоподготовки В результате самоподготовки студент должен быть ориентирован в основных методах обследования в гинекологии, знать топографическую анатомию малого таза, классификацию, диагностику и коррекцию неправильных положений матки.

  • Исходный уровень знаний Для лучшего освоения занятия студенту необходимы знания анатомии, физиологии, пропедевтики.

  • План изучения темы

    1. Демонстрация методов исследования в гинекологии.

    2. Познакомить студентов с гинекологическим инструментарием.

    3. Ознакомить студентов с основными методами исследования гинекологических больных (осмотр шейки зеркалами, взятие мазков с различными целями, определение симпто­мов арборизации, зрачка).

    4. Познакомить с топографической анатомией женских половых органов на фантоме

    5. Продемонстрировать (при возможности) и ознакомить сту­дентов с необходимым комплексом обследования больных с опухолями гениталий.

  • Материальное обеспечение занятий:

  1. Гинекологический инструментарий.

  2. Больные с различными гинекологическими заболеваниями.

  3. Тесты для самоконтроля усвоения материала, типовые и нетиповые клинические задачи с эталонами ответов.




  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. В.П.Сметник, Л.Г.Тумилович Неоперативная гинекология, руководство для врачей 2006г.

  2. Клинические рекомендации. Акушерство и гинекология. Вып.2 / гл. ред. В.И. Кулаков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.

  3. Гинекология: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Е. Радзинского. – М.: Изд-во РУДН, 2003.

  4. Гинекология: учеб. для студентов / под ред. Г.М. Савельевой, В.Г. Брусенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004, 2006.

  5. Лекционный материал

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.

1. Последовательность обследования гинекологических больных.

2. Основные жалобы гинекологических больных.

3. Характер болей в гинекологии.

4. Что такое «бели» и их характеристика.

5. Характеристика нарушений менструальной функции.

6. Основные причины зуда вульвы.

7. Основные причины бесплодия в браке.

8. Пальпация живота и значение этого метода.

9. Какую информацию дает перкуссия и аускультация живота?

10.Что необходимо выяснить при бимануальном исследовании?

11.Показания к зондированию полости матки.

12.Какие методы биопсии Вы знаете?

13. Цитологическая картина влагалищных мазков и их значение.

14. Пертубация. Показания и противопоказания, техника выполнения.

15. Какие эндоскопические методы Вы знаете?

16. Кольпоскопия, ее характеристика и значение.

17. Что такое цервикоскопия и ее значение?

18. Значение гистероскопии и кульдоскопии в гинекологии.

19. Лапароскопия, показания, значение этого метода.

20. Методика диагностического выскабливания полости матки.

21. Рентгенологические методы исследования в гинекологии.

22. Гистерография, показания к применению, ее значение.

23.Гистероскопия, ее значение.

24.Значение определения базальной температуры.

25.Что такое симптом «папоротника»?

26.Как определить наступление овуляции?

27. Основные анатомические структуры матки и придатков матки.

28. Кровоснабжение органов малого таза.

29 Какие выделяют неправильные положения матки.


ТЕМА № 2. МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ И ЕГО РЕГУЛЯЦИЯ
Тема занятия: Менструальный цикл и его регуляция. Физиологические процессы в организме женщины в различные периоды жизни.

Актуальность темы:

Репродуктивная система (РС) относится к системам, включающим цен-

тральные и периферические звенья, работающие по принципу обратной связи.

РС достигает оптимума к 16 года, в 45 - угасает репродуктивная функция РС и в 55- гормональная. РС организована по иерархическому принципу, в ней выделяют 5 уровней, функция каждого из которых по механизму обратной связи регулируется вышележащим.

ПЕРВЫМ УРОВНЕМ РС являются ткани – мишени (половые органы, молочные железы, волосяные фолликулы).

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ РС - яичник.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ РС - передняя доля гипофиза, в которм вырабатываются: лютропин-ЛГ, фолитропин-ФСГ, пролактин- ПРЛ.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ РС- гипоталямус.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ РС - экстрагипоталямические структуры ЦНС, воспринимающие импульсы внешней среды и передающие их через систему нейротрансмиттеров в ядра гипоталямуса. К ним относятся миндалина, гипокамп, эпифиз.

Нормальный менструальный цикл включает 3 основных компонента: циклические изменения с системе гипоталямус-гипофиз - яичник, циклические изменения в матке-маточный цикл, циклические изменения в других системах организма, так называемая менструальная волна.

Учебные цели: изучить основы репродуктивной функции, механизмы его регулции, уровни репродуктивной системы.

Вопросы для контроля освоения темы (собеседование).

1.Дайте определение репродуктивной системе.

2.Перечислить 5 уровней репродуктивной системы.

3.Охарактеризуйте 1-й уровень РС.

4.Охарактеризуйте 2-й уровень РС.

5. Охарактеризуйте 3-й уровень РС.

6. Охарактеризуйте 4-й уровень РС.

7. Охарактеризуйте 5-й уровень РС

8.Перечислите 3 основных компонента нормального менструального цикла.

9.Что такое овуляция?

10.Что происходит под влиянием ФСГ в яичниках, матке?

11.Что происходит под влиянием ЛГ на уровне яичников, эндометрия?

Для формирования умений студент должен знать:

● определение репродуктивной системе.

● 5 уровней репродуктивной системы

● течение нормального менструального цикла;

● что такое овуляция?

● что происходит под влиянием ФСГ в яичниках, матке?

● что происходит под влиянием ЛГ на уровне яичников, эндометрия?
В результате освоения темы студент должен уметь:

  • провести опрос и осмотр беременной женщины

  • определять срок беременности

Вид занятий: практическое занятие.

Продолжительность занятия – 4 часа

Оснащение:

Дидактический материал: ДВД - фильм, слайды, таблицы, схемы, контролирующие тестовые системы.

ТСО: компьютер, ДВД – проигрыватель, мультимедийный проектор.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

  • работа с основной и дополнительной литературой;

  • подготовка таблиц, слайдов, фото- и видеоматериалов;

  • анализ историй болезни;

  • подготовка реферативного сообщения «менструальный цикл и его регуляция».

Литература:

1

Акушерство: учебник / под ред. Э.К.Айламазян — М., 2005. — 495 с.

2

Акушерство: учебник / под ред. Г.М. Савельевой, Р.И. Шалиной, Л.Г. Сичинавы, О.Б. Паниной, М.А. Курцера. — М., 2009. — 656 с.

3

Руководство к практическим занятиям по акушерству: учебное пособие / под ред. В.Е. Радзинского. — М., 2007. — 656 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Тестовый контроль исходного уровня знаний.

1.Укажите основные биологические свойства эстрогенов:

    1. Активизируют пролиферативные процессы в эндометрии и молочных железах.

    2. Усиливают синтез остеобластов.

    3. Оказывают антиатеросклеротическое действие.

    4. Уменьшают свертываемость крови.

  1. Перечислите основные биологические свойства прогестерона:

    1. Вызывают секреторную трансформацию эндометрия.

    2. Оказывают натрийдиуретическое действие.

    3. Уменьшают возбудимость и сократимость мускулатуры матки.

    4. Активизирует пролиферативные процессы в эндометрии и молочных железах.

  2. Предшественники эстрогенов в яичниках являются:

    1. Простагландины F2альфа и Е2.

    2. Андрогены.

    3. Ингибин.

    4. Прогестерон.

  3. Тканями- мишенями для половых стероидных гормонов являются:

    1. Слизистая оболочка влагалища.

    2. Железистые структуры молочных желез.

    3. Эндометрий.

    4. Фолликулы кожи.

  4. Под женским типом роста волос подразумевают:

    1. Дугообразную форму линии роста волос по лбу.

    2. Рост стержневых волос на крестце.

    3. Горизонтальную линию роста волос над лоном.

    4. Рост волос по средней линии живота.

  5. В фолликулиновую фазу менструального цикла наблюдается:

    1. Секреторная трансформация эндометрия.

    2. Повышение секреции аденогипофизом фоллитропина.

    3. Регресс желтого тела.

    4. Рост и созревание фолликула.

  6. В лютеиновую фазу менструального цикла происходит:

    1. Образование желтого тела.

    2. Нагрубание долек молочных желез.

    3. Секреторная трансформация эндометрия.

    4. Снижение трансформации пролактина.

  7. Основными стероидообразующими тканями яичников являются:

    1. Гранулеза.

    2. Белочная оболочка.

    3. Текольная оболочка.

    4. Поверхностный эпителий.

  8. Какие тесты функциональной диагностики отражают эстрогенную насыщенность организма:

    1. Симптом «зрачка».

    2. Кариопикнотический индекс.

    3. Симптом кристаллизации шеечной слизи (симптом «папоротника»)

    4. Базальная температура.



 ТЕМА № 3 ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МАТОЧНЫЕ КРОВОТЕЧЕНИЯ.


Цель занятия:
Закрепить у студентов знания по дисфункциональным маточным кровотечениям, патогенезе, клинической картине, тактике ведения данных пациентов.


Студент должен знать:

1. Дисфункциональное маточное кровотечение. Понятие. Классификация.

2. Дисфункциональные маточные кровотечения. Этиология. Патогенез.

3. Овуляторные ДМК.

4. Ановуляторные ДМК.

5. ДМК - тактика в различные возрастные периоды.

6. Ювенильные кровотечения.

7. Альгодисменорея. Этиология, патогенез, клиника, лечение.

8. Дисгенезия гонад (синдром Шерешевского-Тернера).

9. Тестикулярная феминизация.

10.Склерокистоз яичников (синдром Штейна-Левенталя).

11. Адреногенитальный синдром. 

Студент должен уметь: 



  1. Взять материал из влагалища на кольпоцитологию.


  2. Интерпретировать тесты функциональной диагностики.


  3. Составить менограмму.


  4. Подготовить пациентку к инструментальным методам исследования.


  5. Подготовить пациентку для эндокринологического, рентгеновского исследований.


  6. Подготовить пациентку к УЗИ.


  7. Разъяснить пациентке технику измерения базальной температуры и составления графика ее.


  8. Осмотреть в зеркалах.


  9. Произвести бимануальное исследование.


  10. Взять кровь из вены для исследования на гормоны.


  11. Заполнить направления на дополнительные исследования и консультацию других специалистов.


  12. Оформить документацию.


  13. Пальпировать молочные железы.


  14. Интерпретировать клинические анализы.


  15. Оказывать неотложную помощь.



Ситуационные задачи

Задача № 1.

Больная И.,46 лет, поступила в гинекологическое отделение с жалобими на кровотечение из половы путей.
Анамнез: в детстве перенесла корь, скарлатину, эпидемический паротит, частые ангины. Менструации с 14 лет, установились сразу по 4—5 дней, через 28 дней, умеренные, безболезненные. Последняя нормальная менструация имела место 2 года назад. Половая жизнь с 20 лет брак первый. Было четыре беременности: две из них закончились нормальными родами, две беременности искусственными абортами (срок 8 и 10 недель). Роды и аборты, со слов, без осложнений. Перенесенные гинекологические заболевания отрицает. Последние 2 года менструальный цикл нарушен: интервал между менструациями составляет 2—3 месяца. Пятнадцать дней назад у больной после 2 мес. отсутствия менструации началось кровотечение, которое продолжается до настоящего времени.
Объективное обследование: общее состояние удовлетворительное. Пульс 78 в 1 минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД—110/70 мм рт.ст.
Больная правильного телосложения, удовлетворительного питания, кожные покровы бледные. При обследовании патологии со стороны внутренних органов не выявлено.
Осмотр при помощи зеркал: слизистая влагалища и шейка матки чистая, наружный зев щелевидный, из зева отходят кровянистые выделения.
Влагалищное исследование: наружные половые органы развиты правильно, оволосение на лобке по женскому типу. Влагалище — рожавшей женщины. Шейка матки цилиндрической формы, наружный зев шейки матки закрыт. Тело матки находится в правильном положении, не увеличено, безболезненно при пальпации. Придатки матки с обеих сторон не определяются область их безболезненна. Своды влагалища глубокие, параметрии свободные. Выделения кровянистые, обильные.
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Перечислите заболевания и методы дифференциальной диагностики с ними.
Осуществлено диагностическое выскабливание слизистой полости матки в день поступления больной. Длина матки по зонду 8 см. Стенки гладкие, без деформации. Полученный обильный соскоб послан на гистологическое исследование. После диагностического выскабливания слизистой кровотечение прекратилось. Анализ крови: у больной имеется анемия. Лечение: назначена антианемическая терапия. Гистологическое исследование: при изучении соскоба слизистой матки установлена железисто—кистозная гиперплазия эндометрия.
3. Каковы ваши рекомендации для дальнейшего лечения?

Задача № 2.

Больная М. 49 лет обратилась в женскую консультацию с жалобами на обильное кровотечение из половых органов после задержки менструации на 3 месяца, головную боль, ослабление памяти, плохой сон, значительную прибавку в весе за последний год, чувство “приливов” жара к голове, до 10 раз в день. Считает себя больной около года, когда менструации стали нерегулярными- через 1,5-2 месяца, нарастал вес, беспокоила головная боль.
Менструации с 14 лет, установились через год, по 4-5 дней, через 28 дней, умеренные, безболезненные. Половая жизнь с 20 лет. Родов- 2, мед. абортов- 10, последний аборт в возрасте 42 лет. Последняя менструация была 3 месяца назад.
Состояние удовлетворительное, повышенного питания. Ps- 78 уд в мин. АД- 125/80 мм. рт. ст. Со стороны внутренних органов патологии не обнаружено. Живот мягкий, безболезненный. У больной склонность к запорам. 
Осмотр в зеркалах: шейка матки цилиндрической формы, наружный зев сомкнут, выделения темно-кровянистые, обильные.
Бимануальное исследование: тело матки не увеличено, плотное, безболезненное, в retroflexio.. Придатки не определяются. Своды и параметрии свободны.
Для выяснения характера кровотечения больная была направлена в стационар для диагностического выскабливания полости матки, результат гистологического исследования: железисто-кистозная гиперплазия эндометрия.

Диагноз? План ведения?


 Тестовый контроль

1.Ди­аг­но­сти­че­ское вы­скаб­ли­ва­ние при дис­функ­цио­наль­ном ма­точ­ном кро­во­те­че­нии про­во­дит­ся раз­дель­но (цер­ви­каль­ный ка­нал и мат­ка): а) в юве­ниль­ном воз­рас­те; б) в ре­про­дук­тив­ном воз­рас­те; в) в кли­мак­те­ри­че­ском воз­рас­те; г) пра­виль­ные от­ве­ты «б» и «в»; д) все от­ве­ты пра­виль­ные.

1) а. 

2) б. 

3) в. 

4) г. 

5) д.

2. При по­яв­ле­нии ацик­ли­че­ских кро­вя­ных вы­де­ле­ний про­во­дит­ся: а) гис­те­ро­саль­пин­го­гра­фия; б) оп­ре­де­ле­ние ЛГ; в) ульт­ра­зву­ко­вое ис­сле­до­ва­ние; г) оп­ре­де­ле­ние ХГ; д) ди­аг­но­сти­че­ское вы­скаб­ли­ва­ние.

1) а. 

2) б. 

3) в. 

4) г. 

5) д.

3 . Ано­ву­ля­тор­ные дис­функ­цио­наль­ные ма­точ­ные кро­во­те­че­ния не­об­хо­ди­мо диф­фе­рен­ци­ро­вать: а) с бе­ре­мен­но­стью (про­грес­си­рую­щей); б) с на­чав­шим­ся са­мо­про­из­воль­ным вы­ки­ды­шем; в) с под­сли­зи­стой мио­мой мат­ки; г) пра­виль­ные от­ве­ты «б» и «в»; д) все от­ве­ты пра­виль­ные.

1) а. 

2) б. 

3) в. 

4) г. 

5) д.


Эталоны ответов к тестовому контролю

1. -4; 2. -5; 3. -4.


Литература 

Основная:

1. Савельева Г. М., Бреусенко В. Г. Гинекология: учебник. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.- 480с.

2.Дуда И.В. и др. Клиническая гинекология. В 2-х томах. Минск: Высшая школа. 1999 г.

3. Сметник В.П., Тумилович Л. Неоперативная гинекология. Руководство для врачей. - М., Медицинское информационное агентство, 1999г. - 592 с., иллюстр.

4. Полякова В. А. Современная гинекология. – Тюмень: издательство ФГУИПП «Тюмень».-2004.- 608 с.

Дополнительная:

1.Грицюк В.И., Винокуров В.Л. Справочник практикующего гинеколога. - Спб.: Специальная литература 1999 - 174 с.

2.Гуркин Ю. А. Гинекология подростков /руководство для врачей/ - Спб.: «Фолиант», 2000 - с. 674, ил. 16, схем, табл. 108.

3.Корхов В. В. Медицинские аспекты применения котрацептивных препаратов. - Спб. Специальная литература. 1996 г.- 170 с.

4.Руководство по эндокринной гинекологии. \ Под ред. Вихляевой М.:

ООО»Медицинское информационное агентство», 2000 г. - 768 с.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов iconПрограмма семинаров и самостоятельной работы студентов факультета...
В состав пособия включены: структура семинарских занятий, программа семинаров, содержание основных тем семинарских занятий, методические...

Учебно-методический комплекс по гинекологии Пособие для самостоятельной работы студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Логика»
Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4">
медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru