Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета






НазваниеУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета
страница1/8
Дата публикации16.03.2015
Размер0.93 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
d.120-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольская государственная медицинская

академия

Федерального агентства по здравоохранению и

социальному развитию».

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по гинекологии

для студентов 5 курса лечебного факультета.


Учебное пособие
Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по медицинскому и фармацевтическому образованию

вузов России в качестве учебного пособия

для студентов медицинских вузов

по специальности 14.00.01 – акушерство и гинекология

Ставрополь 2012


УДК: 019.922:618.2/4:618.1

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству и гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета.

Ставрополь: Изд. Ставропольской государственной медицинской академии. 2012.

Составитель: доц. Можейко Л.Н., доц. Нехаева О.И., асс. Павлов Р.В.



Данное учебно-методическое пособие издано кафедрой акушерства и гинекологии СтГМА с целью оптимизации учебного процесса при проведении практических занятий по гинекологии со студентами 5 курса лечебного факультета. Тематический план практических занятий соответствует типовой и рабочей учебным программам, Государственному образовательному стандарту.

Общая редакция проф. В.А. Аксененко

Рецензент: доцент кафедры акушерства и гинекологии ФПО В.М. Рогов

Введение



Для улучшения неудовлетворительного состояния здоровья населения требуются системные преобразования здравоохранения. Важным этапом этих преобразований стал приоритетный национальный проект «Здоровье». В центре его внимания – усиление первичного звена медицинской помощи, развитие профилактики и диспансеризации, повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи. Основой реализации новых принципов оказания первичной медико-санитарной помощи является врач первичного звена, в том числе и врач общей практики.

Врач общей практики – специалист широко ориентированный в основных врачебных специальностях и способный оказать многопрофильную амбулаторную помощь при наиболее распространенных заболеваниях и неотложных состояниях.

Подготовка врачей общей практики осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требования стандарта включают осуществление профилактики и улучшение здоровья, диагностику, лечение и реабилитацию больных в лечебно- профилактических учреждениях любой формы собственности; планирование, организацию и управление оказанием медицинской помощи населению, проведение научных исследований.

В системе подготовки врача общей практики дисциплина акушерство и гинекология занимает одно из ведущих мест. Проблема охраны здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного здоровья является на сегодняшний день проблемой общегосударственной значимости. В решении этой проблемы немаловажны роль и значение врача общей практики, как высококвалифицированного специалиста первичного звена, обладающим уровнем теоретических знаний, необходимым для проведения первичного обследования, выявления ранних признаков различных гинекологических заболеваний, владеющего навыками оказания врачебной помощи на догоспитальном этапе, осуществления диспансерного наблюдения и реабилитационных мероприятий.

В предлагаемом учебно-методическом пособии раскрывается содержание всех видов занятий со студентами лечебного факультета по гинекологии, приведены планы и краткое содержание лекций по гинекологии, темы практических занятий, разработаны контрольные вопросы к занятиям, задания для самостоятельной работы, указана необходимая литература.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебным планом и программой подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «060101 – Лечебное дело».

Тематика лекционного курса.






Темы

Тема лекции

Кол-во часов

1

Тема 27

Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов.

2

2

Тема 28

Воспалительные заболевания женских половых органов неспецифической этиологии.

2

3

Тема 29

Воспалительные заболевания женских половых органов специфической этиологии.

2

4

Тема 30

Дисфункциональные маточные кровотечения.

2

5

Тема 31

Аменорея, гипоменструальный синдром.

2

6

Тема 32

Нейро–эндокринные синдромы в гинекологии.

2

7

Тема 34

Миома матки.

2

8

Тема 35

Эндометриоидные гетеротопии.

2

9

Тема 36

Трофобластическая болезнь

2

10

Тема 37

Доброкачественные опухоли яичников.

2

11

Тема 38

Злокачественные опухоли яичников.

2

12

Тема 39

Рак шейки матки.

2

13

Тема 40

Рак эндометрия.

2

14

Тема 41

Аномалии развития и положения половых органов.

2

15

Тема 42

«Острый» живот в гинекологии.

2

16

Тема 43

Бесплодный брак.

2

17

Тема 44

Планирование семьи.

2


Содержание лекций



Наименование и содержание лекций

Кол-во часов

1


Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов
В лекции освещаются ведущие симптомы гинекологических заболеваний, общие и специальные методы исследования гинекологических больных, особенности этих методов. Предлагается алгоритм обследования больных при наиболее значимых формах гинекологической патологии. Освещаются диагностические возможности современных методов диагностики (лапароскопия, гистероскопия, КТ, МРТ и т.д.) с демонстрацией. Освещаются особенности обследования девочек.


2 час

2


Воспалительные заболевания женских половых органов неспецифической этиологии
В лекции раскрывается значение и роль воспалительных заболеваний женских половых органов и их последствий, влияние на репродуктивную и нейроэндокринную системы женщины. Освещаются современные особенности воспалительных заболеваний гениталий, особенности клинического течения в зависимости от возраста (детский, репродуктивный, старческий), современные методы диагностики.

Освещаются общие принципы лечения воспалительных заболеваний половых органов, в зависимости от этиологического фактора и стадии заболевания, включая составление трансфузионной программы, применение методов экстракорпоральной детоксикации, физиотерапии. Особое внимание уделяется реабилитации больных, перенесших воспаление.


2 час

3


Воспалительные заболевания женских половых органов специфической этиологии
В лекции освещается медико-социальное значение проблемы транссексуальной инфекции, эпидемиология, пути распространения инфекции. Рассматриваются биологические особенности возбудителей, особенности клинической картины, современные методы диагностики (ПЦР, ИФА, РНИФ, РПИФ), методы лечения.

Освещается проблема ТВС гениталий – классификация, морфологические изменения и особенности клиники, методы диагностики, их ценность. Рассматриваются осложнения ТВС гениталий, методы терапии.





4


Дисфункциональные маточные кровотечения.
В лекции излагаются современные представления о механизмах регуляции менструально-овариального цикла

Приводится классификация нарушений менструальной функции.

Дается определение дисфункциональных маточных кровотечений, разбирается их этиопатогенез, клиника, особенности диагностики и дифференциальной диагностики в юношеском, репродуктивном и климактерическом периодах.

Освещаются принципы гемостаза и коррегирующей терапии в различном возрасте.

Рассматриваются вопросы диспансерного наблюдения, реабилитации больных.


2 час

5


Аменорея, гипоменструальный синдром
В лекции рассматриваются основные формы аменореи (гипо-; нормо; гипергонадотропные), причины и патогенез, характер гормональных изменений при различных формах, возрастные аспекты. освещается алгоритм обследования женщин с аменореей, дифференциальная диагностика различных форм, схемы лечения. Подобным же образом освещается проблема гипоменструального синдрома.

Рассматриваются вопросы диспансерного наблюдения лиц с различными формами нарушений менструальной функции, роль женской консультации, вопросы реабилитации больных.

2 час

6


Нейро-эндокринные синдромы в гинекологии.
Напоминается о взаимодействии циклических гормональных систем, участвующих в регуляции менструального цикла.

Приводятся современные данные о распространенности нейро-эндокринных синдромов в структуре гинекологической заболеваемости, этиопатогенезе нейроэндокринных синдромов гипоталамического и надпочечникового генеза. Рассматривается клиника, диагностика адреногенитального синдрома: врожденной, препубертатной и пубертатной форм, методы лечения. Разбирается патогенез, клиника, методы диагностики СПЯ, принципы гормонального и хирургического лечения.

Излагаются данные о синдромах: предменструальном, посткастрационном и климактерическом, их патогенезе, клинике, диагностике, лечении. Освещаются вопросы заместительной гормональной терапии, противопоказания.

2 час

7


Миома матки.
В лекции освещаются современные представления об этиологии, патогенезе миомы, определяются группы «риска» по развитию данной патологии. Рассматриваются клинические проявления различных форм миомы, современные методы диагностики – ЯМР, КТ, лапароскопия, гистероскопия. Уделяется внимание принципам консервативной терапии, включая гормонотерапию. Рассматриваются показания к хирургическому лечению, обосновывается объем оперативного вмешательства. Подчеркивается значение диспансерного наблюдения при данной патологии. Подчеркивается роль врача первичного звена, вопросы реабилитации больных.

2 час

8


Эндометриоидные гетеротопии.
В лекции освещаются современные представления о происхождении эндометриоидных гетеротопий, морфологических особенностях очагов, патогенезе заболевания. Определяются группы «риска» по развитию дисгормональных заболеваний. Рассматриваются клинические проявления различных форм, современные методы диагностики – УЗИ, КТ, МРТ, гистероскопия, лапароскопия, их диагностические возможности. Рассматриваются вопросы комплексного консервативного лечения, подчеркивается роль гормоно-; иммунотерапии. Определяются показания и объемы хирургического лечения. Рассматриваются вопросы первичной и вторичной профилактики, диспансерного наблюдения, реабилитации больных.

2 час

9


Трофобластическая болезнь (ТБ).
В лекции освещаются современные представления о происхождении ТБ, морфологические особенности, вопросы патогенеза. Дается клиническая, гистологическая характеристика пузырного заноса. Освещаются основные клинические симптомы, современные методы диагностики, врачебная тактика при различных формах, вопросы первичной и вторичной профилактики пузырного заноса.

Освещаются морфологические особенности, классификация по стадиям процесса, клиника хорионэпитериомы. Рассматриваются показания и схемы консервативного лечения, показания и объем хирургического лечения.

Подчеркивается значение и необходимость диспансерного наблюдения лиц с ТБ, роль врача первичного звена, вопросы реабилитации.

2 час

10


Доброкачественные опухоли яичников.
В лекции освещаются вопросы гистологического строения яичников, приводится классификация опухолей яичников. Дается определение кист яичников и кистом, излагаются вопросы их клиники, диагностики, принципов лечения ретенционных образований яичников.

Разбираются особенности клиники доброкачественных опухолей яичников, различной гистологической структуры, порядок обследования больных, принципы лечения. Обосновывается объем оперативного вмешательства в различных возрастных группах. Освещаются вопросы реабилитации и диспансеризации больных с доброкачественными опухолями яичников.

2 час

11


Злокачественные опухоли яичников.
В лекции освещаются вопросы гистологической классификации злокачественных опухолей яичников, клинические классификации распространения по стадиям процесса. Излагаются ранние симптомы заболевания, современные методы диагностики, особенности клиники злокачественных опухолей различной гистологической структуры. Обосновывается объем оперативного вмешательства в различных возрастных группах, необходимость комплексного лечения, включающее проведение химиотерапии. Освещаются вопросы первичной и вторичной профилактики злокачественных опухолей, роль врача первичного звена, принципы диспансеризации и реабилитации больных.

2 час

12


Рак шейки матки.
В лекции дается современное понятие о фоновых и предраковых заболеваниях шейки матки, представлена классификация данной патологии. Рассматриваются причины возникновения фоновых и предраковых заболеваний шейки матки, клинические проявления при различных формах, порядок обследования, скрининг, современные принципы лечения.

Освещается классификации, клиника и методы диагностики рака шейки матки, вопросы ранней диагностики, диспансерного наблюдения больных с патологией шейки. Рассматриваются принципы комплексного лечения, обосновывается необходимость комбинированного лечения или сочетанной лучевой терапии в зависимости от стадии процесса. Излагаются принципы диспансерного наблюдения больных с патологией шейки матки.

2 час

13


Рак эндометрия.

В лекции дается современное представление о фоновых, предраковых заболеваниях эндометрия, классификация и причины развития данной патологии. Рассматриваются клинические проявления, порядок обследования, современные принципы лечения.

Освещается классификация рака эндометрия по стадиям, ранние клинические проявления, особенности клиники при различных патогенетических вариантах рака. Обсуждаются современные методы диагностики рака эндометрия – гистероскопия, КТ, МРТ; подчеркивается значение гистологического исследования эндометрия. Рассматриваются показания к комбинированному и сочетанному методам лечения.

Излагаются вопросы первичной и вторичной профилактики, принципы диспансерного наблюдения и диспансеризации больных с гиперпластическими процессами, раком эндометрия, подчеркивается роль врача первичного звена.


2 час

14


Аномалии развития и положения половых органов.
В лекции рассматриваются причины, морфогенез, классификация пороков развития половых органов. Освещаются особенности клиники различных форм патологии (аплазии матки и влагалища, атрезии, нарушений формы матки), современные методы лечения, вопросы реконструктивно – пластической хирургии.

Освещается классификация урогенитальных расстройств, этиология, патогенез, клиническая картина пролапсов, методы лабораторно – инструментальных исследований. Рассматриваются принципы лечения пролапсов, медикаментозное, немедикаментозное хирургическое лечение, вопросы первичной профилактики пролапсов и реабилитации больных.

2 час

15


«Острый» живот в гинекологии.
В лекции рассматриваются основные нозологические формы патологии, сопровождающиеся симптомокомплексом «острого» живота. Освещаются особенности клиники при тех или иных заболеваниях, вопросы дифференциальной диагностики. Обсуждается необходимость и обоснованность хирургического лечения, его объем при различной патологии. Освещаются принципы восполнения массивной кровопотери, принципы интенсивной терапии гнойно – воспалительных заболеваний. Рассматриваются вопросы первичной и вторичной профилактики, реабилитации, принципы диспансерного наблюдения.

2 час

16


Бесплодный брак.
В лекции освещается медико-социальное значение проблемы бесплодного брака, женского и мужского бесплодия.

Рассматривается алгоритм обследования супружеской пары, причины, методы диагностики и лечения гормональной, тубо-перитонеальной, смешанной форм женского бесплодия.

Дается понятие об иммунологической форме бесплодия, современных методах ее диагностики и лечения.

Дается представление о современных вспомогательных репродуктивных технологиях (ЭКО, ПЭ).

2 час

17


Планирование семьи. Контрацепция.
В лекции дается определение понятия «планирование семьи», структура службы планирования семьи, цели, задачи. Подчеркивается медицинское и социальное значение проблемы.

Излагаются медицинские и социальные аспекты, непосредственные и отдаленные осложнения абортов, их неблагоприятное влияние на половую систему и организм в целом.

В лекции излагаются современные методы контрацепции, определяются показания и противопоказания для каждого вида контрацепции, освещаются механизмы действия, принципы диспансерного наблюдения женщин, пользующихся контрацептивами. Заключение.

2 час


Перечень необходимых практических умений по гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета


Наименования практических умений

Кол-во

1.Общее обследование гинекологических больных

(опрос, осмотр, пальпация, перкуссия)

8

2.Осмотр гинекологических больных при помощи зеркал

3

3.Бимануальное влагалищное исследование

3

4.Взятие мазков из цервикального канала уретры, влагалища для бактериоскопического и кольпоцитологического исследования

3

5.Взятие посевов из цервикального канала влагалища

для бактериологического исследования

2

6.Определение функционального состояния яичников

(трактовка температурных кривых, кольпоцитограмма, гормонограммы и т.д.)

4

7.Участие в проведении малых гинекологических операций;

- биопсия шейки матки

- кольпоскопия

- полипэктомия

- диагностическое выскабливание

- пункция через задний свод влагалища


1

1

1

1

1

8.Участие в проведении метросальпингографии,

лапароскопии

2

9.Снятие швов у послеоперационных больных

1

10.Выполнение лечебных процедур:

- влагалищные ванночки

- введение во влагалище тампонов с лекарственными

вещества­ми


1

2

ТЕМЫ УИРС ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО

ФАКУЛЬТЕТА



  1. Туберкулез женских половых органов.

  2. Хламидиоз, герпетическое поражение женских половых органов.

  3. Задержка полового развития.

  4. Преждевременное половое развитие.

  5. Нейро-эндокринные синдромы в гинекологии (адрено-генитальный, синдром дисгенезии гонад, тестикулярной феминизации, поликистозных яичников, резистентных яичников, климактерический, посткастрационный, предменструальный).

  6. Бесплодный брак. Методы обследования, принципы лечения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ГИНЕКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА.


/№


Темы

Название темы

Часы

1

Тема 27

Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов.

4 час

2

Тема 28

Воспалительные заболевания женских половых органов неспецифической этиологии.

4 час

3

Тема 29

Воспалительные заболевания женских половых органов специфической этиологии.

4 час

4

Тема 30

Дисфункциональные маточные кровотечения.

4 час

5

Тема 31

Аменорея, гипоменструальный синдром.

4 час

6

Тема 32

Нейро-эндокринные синдромы в гинекологии.

4 час

7

Тема 34

Миома матки

4 час

8

Тема 35

Эндометриоидные гетеротопии.

4 час

9

Тема 36

Трофобластическая болезнь.

4 час

10

Тема 37

Доброкачественные опухоли яичников.

4 час

11

Тема 38

Злокачественные опухоли яичников.

4 час

12

Тема 39

Рак шейки матки.

4 час

13

Тема 40

Рак эндометрия.

4 час

14

Тема 41

Аномалии развития и положения женских половых органов.

4 час

15

Тема 42

«Острый» живот в гинекологии.

4 час

16

Тема 43

Бесплодный брак.

4 час

17

Тема 44

Нарушения полового развития.

4 час

18

Тема 45

Планирование семьи. Контрацепции.

4 час



Занятие 1

Тема 27: «Семиотика и диагностика заболеваний женских половых органов».

Цель занятий: Привить студентам устойчивые навыки обследования гинекологических больных, построения клинического диагноза.

Студент должен

Знать:

- семиотику основных гинекологических заболеваний (болевой синдром, нарушения менструального цикла, бели, расстройства функции соседних органов, общие расстройства, аномалии полового чувства);

- общие, специальные, дополнительные методы исследования гинекологических больных;

- общие принципы диспансеризации гинекологических больных;

- структуру, основные показатели работы гинекологического отделения и женской консультации.

Уметь:

- обследовать женщин с заболеваниями женских половых органов;

- наметить план дополнительного обследования при гинекологических заболеваниях;

-оценить данные инструментально-лабораторных методов исследования гинекологических больных;

- сформулировать клинический диагноз, наметить план лечения.

Иметь представления:

- об основных периодах жизни женщины;

- о физиологических особенностях репродуктивной системы в этих периодах;

- об особенностях обследования девочек.

Владеть:

- методами общеклинического исследования гинекологических больных (опрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- приемами проведения специального исследования гинекологических больных;

- приемами построения оптимальной программы дополнительного обследования для постановки диагноза;

- методикой интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

- агоритмом развернутого клинического диагноза при основных заболеваниях женской половой сферы.

Обладать набором компетенции:

- способность и готовность к коммуникации с гинекологической больной;

- способность и готовность применять медицинский инструментарий в диагности-ческих целях;

- способность и готовность интерпретировать результаты современных диагности-ческих технологий;

- способность и готовность формулировать установленный диагноз.

Контрольные вопросы:

  1. Структура гинекологического отделения. Главные показатели работы.

  2. Показания и порядок госпитализации больных в гинекологические отделения.

  3. Значение санитарно-эпидемического режима в работе гинекологических отделений.

  4. Устройство, оборудование и организация работы операционного блока.

  5. Структура истории болезни гинекологической больной. Особенности сбора анамнеза.

  6. Общие методы исследования, особенности их проведения и интерпретация у гинекологических больных.

  7. Этапность специального гинекологического осмотра, виды исследований.

  8. Бактериологические, бактериоскопические методы исследования.

  9. Цитологическое исследование. Методы получения материала для исследования.

  10. Тканевая биопсия (аспирационная, пункционная, эксцизионная).

  11. Гистологические методы исследования, диагностические возможности.

  12. Иммунологические (ИФА, РПИФ, РНИФ), молекулярно-биологические (ПЦР, ДНК-зонд) методы исследования.

  13. Ультразвуковая диагностика в гинекологии, диагностические возможности.

  14. Данные гормонального профиля в зависимости от фазы менструального цикла.

  15. Тесты функциональной диагностики.

  16. Рентгенологические методы исследования, противопоказания, диагностические возможности.

  17. Компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс.

  18. Биохимические и иммунологические методы определения опухолевых маркеров (РЭА, СА-125, СА-19-9, СА 72-4).

  19. Эндоскопические методы исследования в гинекологии.

  20. Цитогенетическое исследование.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Название задания

Форма контроля

1. Изучение анамнеза – общего и акушерско-гинекологического.

1. Анализ и оценка анамнестических данных.

2. Применение общих методов исследования гинекологических больных.

2. Интерпретация полученных данных, особенности в гинекологии.

3. Исследование с помощью зеркал.

3. Описание данных осмотра.

4. Забор влагалищного отделяемого для бактериоскопического, цитологического, бактериологического исследования.

4. Описание техники.

5. УЗИ половых органов.

5. Трактовка данных УЗИ.

6. Построение клинического диагноза.

6. Обоснование отдельных пунктов диагноза.

Литература:

  1. Гинекология. Под ред. Савельевой Г.М. - М., 2008.

  2. Гинекология. Национальное руководство. Под. ред. Кулакова В.И. и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.

  3. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков. – СПб., 2000.

  4. Дуда В.И. и др. Гинекология. – М.: АСТ., 2005.

  5. Руководство по амбулаторно – поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. Под. ред. Кулакова В.И. и др. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.

  6. Руководство по охране репродуктивного здоровья. – М.: Триада – Х, 2001.

  7. Руководство к практическим занятиям по гинекологии. Под ред. Радзинского В.Е. – М.: МИА, 2007.


Занятие 2.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по гинекологии для студентов 5 курса лечебного факультета iconМетодическое пособие по урологии для внеаудиторной работы студентов...
Методическое пособие по урологии для внеаудиторной работы студентов 4го курса лечебного факультета">
медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru