Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет»






НазваниеУчебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет»
страница1/37
Дата публикации31.03.2015
Размер4.26 Mb.
ТипУчебное пособие
d.120-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации




Кафедра детских инфекционных болезней с курсом ПО

Инфекционные болезни у детей. Основные практические умения
Учебное пособие


Красноярск

2014

УДК 616.9-053.2 (075.8)

ББК 55.14

И 74
Инфекционные болезни у детей. Основные практические умения : учеб. пособие / сост. Г.П. Мартынова, Я.А. Богвилене, И.А. Кутищева [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2014. –270 с.

Составители: д.м.н., профессор Мартынова Г.П.;

к.м.н., доцент Богвилене Я.А.;

к.м.н., ассистент Кутищева И.А.;

к.м.н., ассистент Соловьева И.А.

В настоящем учебном пособии освещены вопросы освоения необходимых для врача-педиатра практических умений по клинической и лабораторной диагностике, оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе и в стационаре, а также по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Учебное пособие полностью соответствует требованиям ФГОС ВПО (2010) высшего профессионального образования по специальности 060103 – Педиатрия.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия.

Рецензенты: Зав. кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, д.м.н., профессор Краснова Е.И.

профессор кафедры детских инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, д.м.н. Петрова А.Г.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России в качестве пособия для студентов, обучающихся по специльности 060103 – Педиатрия (№ 40/05.05-20 от 10.02.2014)
КрасГМУ

2014

Содержание


Список сокращений 4

I. Воздушно-капельные инфекции 6

1.14. Тестовые задания 43

1.15. Ситуационные задачи 45

II. Нейроинфекции 48

2.18. Тестовые задания 94

2.19. Ситуационные задачи 96

III. Кишечные инфекции (ОКИ) 100

3.10. Тестовые задания 140

3.11. Ситуационные задачи 142

IV. Вирусные гепатиты 147

4.10. Тестовые задания 188

4.11. Ситуационные задачи 191

V. Вакцинопрофилактика детских инфекционных болезней 196

5.5. Тестовые задания 232

5.6. Ситуационные задачи 234

VI. Эталоны ответов к тестовым заданиям 236

VII. Эталоны ответов к ситуационным задачам 237

VIII. Приложение 261

IX. Рекомендуемая литература 271


Список сокращений

АД – артериальное давление

АДС – анатоксин дифтерийно-столбнячный

АКДС – адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АЛТ – аланинаминотрансфераза

АСТ – аспартатаминотрансфераза

БАВ – биологически активные вещества

БВО – быстрый вирусологический ответ

ВАПП – вакцинассоциированный паралитический полиомиелит

ВГ – вирусный гепатит

ВГА – вирусный гепатит А

ВГВ – вирусный гепатит В

ВГЕ – вирусный гепатит Е

ВГС – вирусный гепатит С

ВГD – вирусный гепатит D

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ГВШ – гиповолемический шок

ГГТП – γ-глутамилтрансфераза

ГИСА – гистологический индекс степени активности

ГИСХ – гистологический индекс стадии хронизации

ГКС – глюкокортикостероиды

ДГ – доплерографическое исследование

ДДУ – детское дошкольное учреждение

ДЖВП – дисфункция желчевыводящих путей

ДОУ – детские образовательные учреждения

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИГА – индекс гистологической активности

ИТШ – инфекционно-токсический шок

ИФА – иммуноферментный анализ

КИНЭ – кишечные инфекции не установленной этиологии

КОС – кислотно-основной состав крови

КТ – компьютерная томография

КЭ – кишечный эксикоз

ЛПВП – липопротеиды высокой плотности

ЛПУ – лечебно - профилактическое учреждение

МРТ – магнитно-резонансная томография

НЯК – неспецифический язвенный колит

ОВГ – острый вирусный гепатит

ОВГВ – острая форма вирусного гепатита В

ОВП – острый вялый паралич

ОКИ – острые кишечные инфекции

ОРИТ – отделение реанимации и интенсивной терапии

ОСЛТ – острый стенозирующий ларинготрахеит

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПБП – пункционная биопсия печени

ПВО – поствакцинальное осложнение

ПВП – противовирусные препараты

ПВТ – противовирусная терапия

ПТВ – протромбиновое время

ПТИ – протромбиновый индекс

ПЦР – полимеразная цепная реакция

РВО – ранний вирусологический ответ

РДС – респираторный дистресс-синдром

РИА – радиоиммунный анализ

РЛА – реакция латекс-агглютинации

РН – реакция нейтрализации

РНГА – реакция непрямой агглютинации

РПГА – реакция прямой гемагглютинации

РПИ – расширенная программа иммунизации

РСК – реакция связывания комплемента

РТГА – реакция торможения гемагглютинации

СМЖ – спинномозговая жидкость

СОЭ – скорость оседания эритроцитов

СП – санитарно-эпидемиологические правила

СШ – септический шок

ТКБД – токсигенные коринебактерии дифтерии

УВО – устойчивый вирусологический ответ

УЗИ – ультразвуковое исследование

ХВГ – хронический вирусный гепатит

ХГD – хронический вирусный гепатит D

ХГВ – хронический вирусный гепатит В

ХГС – хронический вирусный гепатит С

ЦВД – центральное венозное давление

ЦИК – циркулирующие иммунные комплексы

ЦП – цирроз печени

ЦРБ – центральная районная больница

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЩФ – щелочная фосфатаза

ЭВИ – энтеровирусная инфекция

ЭКГ – электрокардиография

ЭЭГ – электроэнцефалограмма

ЭНМГ – электронейромиография

DNA HBV – ДНК вируса гепатита В

HAV – вирус гепатита А

HBV – вирус гепатита В

HCV – вирус гепатита С

HDV – вирус гепатита D

HЕV – вирус гепатита Е

RNA HCV– РНК вируса гепатита С

RNA HDV – РНК вируса гепатита D

I.Воздушно-капельные инфекции

1.1. Общие требования к сбору проб биологического материала для микробиологического исследования (МУ 4.2.2039-05)

Для предохранения от инфицирования медицинского персонала и пациентов при сборе проб биоматериалов и доставке его в лабораторию необходимо:

- не загрязнять наружную поверхность посуды при сборе и доставке проб;

- не загрязнять сопроводительные документы (направления);

- свести к минимуму непосредственный контакт пробы биоматериала с руками медицинского работника, собирающего и доставляющего его в лабораторию;

- использовать стерильные одноразовые или разрешенные к применению для этих целей в установленном порядке контейнеры (емкости) для сбора, хранения и доставки проб;

- транспортировать пробы в переносках или укладках с раздельными гнездами;

- соблюдать асептические условия для предотвращения инфицирования пациента в процессе выполнения инвазивных мероприятий;

- собирать пробы в стерильную одноразовую или стеклянную посуду (не загрязненную биоматериалом, не испорченную трещинами, отколотыми краями и другими дефектами).

Пробы биоматериала необходимо собирать следующим образом:

- до начала антибактериальной терапии, при отсутствии такой возможности - непосредственно перед повторным введением (приемом) препаратов;

- в количестве (вес, объем), необходимом для выполнения анализа, т.к. недостаточное для исследования количество биоматериала приводит к получению ложных результатов;

- с минимальным загрязнением материала нормальной микрофлорой, т.к. ее наличие приводит к ошибочной трактовке результатов, полученных, например, при исследовании мокроты, проб из носа, глотки (зева), гениталий и др.

При сборе пробы следят за тем, чтобы в лаборатории при вскрытии емкости с биоматериалом не образовывался аэрозоль: пробы крови и других жидкостей организма аккуратно без образования пены переносят из шприца в сухую и/или наполненную средой (антикоагулянтом) посуду.

В направлении на исследование указывают: фамилию, имя, отчество больного; год рождения; отделение, в котором он находится; номер истории болезни (амбулаторной карты); диагноз; материал, посылаемый на исследование и задачи исследования; дату и время взятия материала (часы); антибактериальные (иммунные) препараты, если проба сдается на фоне антибиотико- и/или иммунотерапии; фамилию, имя, отчество лечащего врача (консультанта), направляющего пробу на исследование. При направлении биоматериалов, полученных при вскрытии, указывают также отделение, в котором умер больной.

Общие требования к доставке проб биоматериала в микробиологическую лабораторию.

Все собранные пробы отправляют в микробиологическую лабораторию немедленно после получения, за исключением случаев использования емкостей с транспортировочными средами, разрешенными к применению для этих целей в Российской Федерации в установленном порядке.

Это необходимо для:

- сохранения жизнеспособности возбудителей и возможности выделения микроорганизмов, требующих особых условий культивирования (Haemophylus и др.);

- предотвращения избыточного роста быстрорастущих и активных микроорганизмов;

- поддержания соотношения исходных концентраций изолятов при наличии в пробе микробных ассоциаций;

- сокращения времени контакта пробы с некоторыми антисептиками, используемыми местно, которые могут обладать антибактериальной активностью;

- объективизации клинического диагноза инфекционно-воспалительного заболевания и оценки результатов терапии.

1.2. Правила и техника получения проб при инфекционно-воспалительных процессах дыхательных путей для микробиологического исследования

  1. При подозрении на наличие у больного дифтерии, коклюша, хламидиоза, микоплазмоза, легионеллеза, гонореи, до доставки пробы информируют работников лаборатории, чтобы они подготовились к анализу такого вида материала.

2. Пробу со слизистых передних отделов полости носа собирают одним стерильным зондом-тампоном, вмонтированным в стерильную одноразовую пробирку (тубсер) или специально вмонтированным в стерильную стеклянную пробирку:

- извлекают тампон из пробирки, вводят в правую ноздрю и вращательными движениями собирают материал с крыльев носа и верхнего угла носового отверстия;

- повторяют манипуляцию для левой ноздри;

- помещают тампон в пробирку и доставляют в лабораторию.

Пробы, полученные таким способом, полезны для определения носительства золотистого стафилококка у медицинских работников, наличия возбудителей внутрибольничной инфекции, а также для характеристики дисбиотических нарушений слизистых верхних дыхательных путей при комплексном клинико-иммуномикробиологическом обследовании пациентов, проводимом в научно-практических лабораториях.      

При наличии в полости носа очагов воспалений или изъязвлений отдельным тампоном собирают материал из очага (очагов).

3. Аспираты из носоглотки собирают для определения носительства стрептококка пиогенного, менингококка, возбудителей дифтерии и коклюша, а также при проведении эпидемиологических исследований антимикробной резистентности S. pneumoniae и Н. influenzae:

- отсасывают материал из носоглотки;

- переносят материал в стерильный одноразовый контейнер с завинчивающейся пробкой или специальную стерильную пробирку с газопроницаемой целлюлозной или ватно-марлевой пробкой, внимательно следя за тем, чтобы не замочить ее пробой клинического материала.

4. Мазок из носоглотки. Материал собирают для определения носительства менингококка и диагностики коклюша.

Осторожно вращательными движениями по нижнему носовому ходу поочередно в обе ноздри вводят в носоглотку зонд-тампон хлопковый, вискозный или с алгинатом кальция. Одновременно крылья носа прижимают к тампону и носовой перегородке для более плотного его контакта со слизистой оболочкой. Помещают тампон в стерильную пробирку и доставляют в лабораторию.

5. Назальный смыв используют для определения наличия не только бактериальной, но и преимущественно вирусной инфекции. Предупреждают пациента, чтобы он не глотал при проведении процедуры. Помещают голову пациента в положение вверх-назад под углом приблизительно 70°, вводят в каждую ноздрю по 5 мл стерильного физиологического раствора, пациент должен находится в таком положении 3 - 5 с. Для сбора материала опускают голову пациента вперед, чтобы жидкость вылилась из ноздрей в стерильный одноразовый контейнер или аспирируют жидкость введением резинового дренажа в каждую ноздрю. Помещают равный объем смыва в емкость с транспортировочной средой для вирусов или доставляют эту порцию в стерильном одноразовом контейнере.

6. Получение пробы со слизистой глотки (зева).

Не допускается собирать материал из глотки (зева) при воспаленном надгортаннике, так как проведение процедуры может привести к серьезной респираторной обструкции. При взятии пробы со слизистой зева (глотки) не касаются тампоном слизистых щек, языка, десен, губ, а также не собирают слюну, так как этот материал характеризует слизистые ротовой полости, то есть верхний отдел желудочно-кишечного тракта. Для получения пробы используют стерильный шпатель или тампон: извлекают вискозный тампон из стерильной одноразовой пробирки (тубсера) или используют приготовленный в лаборатории тампон, вмонтированный в стерильную стеклянную пробирку. Использование зонда-тампона с вискозной головкой предпочтительнее, т.к. вискоза адсорбирует меньше жидкости и больше клеточного материала. Мазок из зева (глотки) собирают натощак или через 3 - 4 ч после приема пищи. Перед взятием пробы больной должен прополоскать рот теплой кипяченой водой. Больного следует усадить лицом к свету, попросить открыть рот. Одной рукой прижимают язык больного стерильным шпателем. Другой рукой собирают материал, поочередно обрабатывая тампоном правую миндалину, правую небную дугу, левую миндалину, левую небную дугу, язычок, на уровне язычка касаются тампоном задней стенки глотки. При обследовании на коринебактерии дифтерии проводят по миндалинам на границе наложений и здоровой ткани, при обследовании на флору - по лакунам. При наличии очагов воспалений или изъязвлений на слизистой относятся к сбору пробы особенно внимательно и собирают отдельным тампоном дополнительно материал из очага (очагов). Помещают тампон в стерильную одноразовую или стеклянную пробирку и доставляют в лабораторию.

При подозрении на дифтерию информируют работников лаборатории, указав диагноз в направлении. В случаях наличия респираторного патологического процесса одновременно собирают материал со слизистых носоглотки и глотки по методикам, представленным ранее. Если подозревают кожную форму дифтерии, собирают материал с кожи, а также со слизистых зева (глотки) и носоглотки и все пробы доставляют в лабораторию.

При взятии слизи сухими тампонами пробирки с тампонами немедленно отправляют в бактериологическую лабораторию. При длительной транспортировке (свыше 3 часов) тампон немедленно погружают в пробирку со средой обогащения и в таком виде доставляют в лабораторию. При транспортировке тампонов в зимнее время следует избегать их переохлаждения, поэтому пробирку закутывают в слои ваты или помещают в сумку – термостат. На каждой пробирке четко пишется порядковый номер, указывается место взятия материала («зев», «нос» и т.д.). К пробиркам прилагается список, где отмечается номер пробирки, фамилия, имя, возраст ребенка, домашний адрес (или название учреждения), цель обследования (диагностическая, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дата и время взятия материала. По требованию врача может быть сделана предварительная бактериоскопия мазка с тампона, при этом немедленно выдается результат. Например: «При прямой бактериоскопии мазка обнаружены палочки, подозрительные на дифтерийные».

При обследовании на коринебактерии дифтерии посев материала производится на чашку Петри с кровяным теллуритовым агаром, среда должна быть комнатной температуры. Площадь чашки разделяется на две равные части (площадки для посева материала из зева и носа). На нижней наружной части чашки карандашом подписывают: зев, нос, номер анализа, дата посева.

При обследовании мазка на флору посев делают на всю площадь чашки, содержащей кровяной агар.

При посеве сухим тампоном материал втирается в среду со всех сторон тампона на участке площадью 2 × 3 см2, затем этим же тампоном материал растирается штрихами. При обследовании на коринебактерии дифтерии половина чашки Петри засевается слизью из ротоглотки, а другая половина – слизью из носа.

После посева чашки незамедлительно ставят в термостат (при температуре 370) на 24 часа при обследовании на коринебактерии дифтерии, и на 48 часов - при обследовании на флору.

Предварительный ответ бактериологического обследования на коринебактерии дифтерии выдается через 48 – 72 часа. Он формулируется так: «В посевах материала из ротоглотки обнаружены бактерии (колонии), подозрительные на дифтерийные, исследование продолжается». При отсутствии подозрительных колоний выдается отрицательный окончательный результат.

При обнаружении дифтерийных колоний через 24 часа окончательный ответ выдается через 72 – 96 часов от момента забора материала. При использовании среды обогащения срок выдачи ответа отодвигается на 24 часа. Формулировка окончательного ответа: «Выделена токсигенная коринебактерия гравис (митис или интермедиус)».

Во всех случаях обнаружения дифтерийных микроорганизмов лаборатория извещает учреждение, из которого направлен анализ, а также районного эпидемиолога.

Окончательный результат исследования мазка на флору выдается через 5 дней.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для интернов, ординаторов и врачей,...
Зав кафедрой педиатрии института последипломного образования гбоу впо «Ярославская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития...

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для интернов, ординаторов и врачей,...
Зав кафедрой педиатрии института последипломного образования гбоу впо «Ярославская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития...

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности «Педиатрия»
Д. м н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия» мз...

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»
Д. м н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия» мз...

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности «Педиатрия»
Д. м н., профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней гбоу впо «Оренбургская государственная медицинская академия» мз...

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического...
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения фармацевтического факультета, обучающихся по специальности 060108...

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие предназначено для обучающихся в ординатуре по специальности...
Учебное пособие предназначено для обучающихся в ординатуре по специальности Инфекционные болезни

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие для студентов
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования Стоматология

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconОсобенности наблюдения за д
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». …

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего образования Педиатрия. Рецензенты: Зав кафедрой инфекционных болезней педиатрического факультета гбоу впо «Новосибирский государственный медицинский университет» iconУчебное пособие для самостоятельной работы студентов, обучающихся...
«Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную