Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством






НазваниеКнига подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством
страница1/12
Дата публикации09.03.2015
Размер1.69 Mb.
ТипКнига
d.120-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством.

Гилберг К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педаго­гические аспекты / Пер. с англ. О. В. Деряевой. Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Д. Н. Исаева. - СПб.: ИСПиП, 1998.-124 с.

Авторы книги имеют многолетний практический опыт работы с детьми, страдающими аутизмом в Бельгии. Они проводят многочисленные обучающие семинары в разных странах мира, в том числе и в России как для специалис­тов, так и для родителей.

Данная книга будет полезна для педагогов, воспитате­лей, психологов дефектологов, родителей и всех тех, кому не безразлична судьба детей с таким тяжелым и мало изу­ченным заболеванием. Она адресована также студентам, готовящимся работать в сфере специального образования.


I8ВN 5-8179-0002-5


© К. Гилберг, Т. Питер, 1995

© Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1998

© Л. М. Шипицына, Д. Н. Исаев, пре­дисловие, 1998

© О. В. Деряева, перевод, 1998




Оглавление

Предисловие

Введение

Аутизм как синдром гиперреализма

Стефан, Cвэн и другие

Яблоко и апельсин

МISTAHANPITAAENITEN

Гиперреалисты

Аутизм как нарушение развития

Таблица основных этапов развития

Наиболее важные признаки

Синдром Аспергера

Кто это ведет?

Медицинская диагностика аутизма и заболеваний аутистического спектра

Классический аутизм или синдром Каннера

Расстройства аутистического спектра

Некоторые замечания по дифференциальной диагностике

Постоянная трудность: IQ

Нейропсихологическое исследование

Как часто приходится ставить диагноз?

Биологические основы аутизма

Аутизм редко приходит один

Возможные причинные факторы

Морфологические и биохимические признаки дисфункции мозга

Решая проблему

Предварительный синтез

Практические выводы: необходимость обследования

Обучение и сопровождение людей, страдающих аутизмом: рекомендация с мед. точки зрения

Необходимость структуры

Часто встречающиеся медицинские проблемы

Заболевания, сочетающиеся со специфическими синдромами аутистического спектра

Медикаментозное лечение

Образование и сопровождение людей, страдающих аутизмом, основы образования

Герман, проблемы поведения и миф о Прокрусте

Ян и ограниченная способность к абстрагированию

Немного подробнее об уровне абстракции

Мария и языковой капкан

Пять основных аспектов профессионального обучения и подготовки

Образование и сопровождение людей, страдающих аутизмом: практические примеры

Где?

Когда?

Как долго?

Коммуникация

Навыки самообслуживания и навыки ведения домашнего хозяйства

Профессиональные навыки и навыки поведения на работе

Навыки проведения свободного времени

Социальные навыки

Заключение

Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема, которой посвящена книга, составляет эпоху в детской пси­хиатрии, специальной психологии, лечебной и коррекционной педагоги­ке. Обнаруженные у некоторых детей нарушения социализации, комму­никации и своеобразие поведения, сочетающиеся с недоразвитием познавательных функций и речи, дали уникальные возможности для медикобиологических исследований этих необычных расстройств, потре­бовали проведения их нейропсихологического анализа и заставили дли­тельно разрабатывать реабилитационные программы, без которых больные были практически лишены жизненной перспективы. Безусловно такой опыт, полученный не одним поколением специалистов, работающих с эти­ми детьми, не только облегчил абилитацию многих больных, но и стал основой для серьезного теоретического вклада. Впервые о детях, с сим­птоматикой, сегодня понимаемой как аутистическая, специалисты позна­комились из работ На51ет (1809), йе 8апс1;5 (1908), Не11ег(1908). Однако только в 30—40-х годах этого века в разных странах появились описания больных детей, психопатологическая картина которых уже терминологи­чески обозначалась как аутистическая: С. Галацкая (1935), Е. С. Гребельская (1934), С. С. Мнухин (1947), Н. И. Озерецкий (1924), Т. П. Симеон (1933), Г.Е.Сухарева (1932), К. А§рег§ег (1944), Ь. Вепйег (1941), С. ВгесИеу (1942), О. СогЬеп (1931), М. Сгеак (1938), Ь. Оеэрей (1938), Ь. Каппег (1943), ]. Казашп (1929), .1. Ьи1г (1937), Н. Ропег (1924) и др.

С именем Ь. Каппег связывают открытие этого клинического явления и даже используют его имя для обозначения детского аутизма. На самом же деле на него лишь выпала честь сформулировать и утвердить в науке концепцию своеобразного нарушения развития (аутизма). Это видно из приведенного неполного списка тех, кто участвовал в открытии синдро­ма и начальном развитии концепции. В дальнейшем представления о при­роде и сущности аутизма видоизменялись неоднократно. Ранние работы утверждали психогенную природу детского аутизма. Возникла дискуссия о соотношении аутистического синдрома и шизофрении. Многие авторы и в настоящее время отожествляют ранний детский аутизм с детской ши­зофренией. Повседневная же реальность утверждает в мысли, что аутизм представляет различный по своему происхождению синдром. Наряду с

ранним детским аутизмом, являющимся своеобразным вариантом разви­тия, большинство специалистов признает существование у детей аутистического синдрома в рамках некоторых состояний психического недо­развития (болезнь Дауна, фенилкетонурия, гистидинемия), нейрокутанных заболеваний, синдрома Ретта, эпилепсии, резидуально-органических со­стояний, шизофрении или психопатии (аутистической, шизоидной, Аспергера).

Со времени признания существования раннего детского аутизма про­ведены многочисленные исследования, в ходе которых делались попытки раскрыть суть заболевания. Обнаружены различные механизмы развития аутизма: психологические (связь эмоциональной холодности родителей с нарушением социального взаимодействия больных), неврологические (резидуально- органический дефект), нейрофизиологические (недостаточ­ная активация ретикулярной формации), биохимические (увеличение со­держания серотонина), иммунные (наличие аутоиммунных процессов) и генетические (родственники первой степени родства заболевают в 50 раз чаще, чем в здоровой популяции). Очень подробно описаны клинические проявления заболевания: недостаточность социализации, коммуникаци­онные трудности, нарушение социоэмоциональной взаимности, речевой и интеллектуальный дефект, стереотипные формы поведения, извращен­ная реактивность и т. д.

Семьи детей с аутизмом, имеющие разнообразную соматическую, нев­рологическую и психиатрическую симптоматику, вынуждены обращать­ся за помощью к педиатрам, неврологам и психиатрам, однако, эти про­фессионалы, как правило, не располагают эффективными абилитациоными средствами.

Все это находится в соответствии с тем, как отмечают авторы этой книги, что существует большой разрыв между теоретическими знаниями о детском аутизме и практическими возможностями им помочь.

В этой связи авторы пытаются преодолеть почти повсеместно суще­ствующее отсутствие взаимодействия между профессионалами (врачами), изучающими симптоматику аутизма, ее развитие, причины, механизмы и различные формы медикаментозного лечения и теми (педагогами, психо­логами) - кто, используя результаты психологических исследований, осу­ществляет коррекционно-педагогические воздействия. В своей книге они дают пример возможности успешной совместной работы медиков и педа­гогов.

В первом разделе излагаются современные концепции детского ау­тизма. В частности, здесь раскрываются главные, по мнению авторов, пси­хологические механизмы, лежащие в основе его проявлений. К их числу в первую очередь ими относится гиперреализм, под которым понимают неспособность больными схватывать подтекст получаемой информации, и в связи с этим невозможность переступить через порог буквального вос­приятия, затруднение понимания знаний более глубоких, чем непосред­ственная реальность. Таким образом, детям с аутизмом не хватает вооб­ражения, а именно это необходимо для адекватного общения и игровой деятельности.

Рассматривая аутизм, как искаженное развитие, авторы подчеркива­ют, что прежде, когда его считали психозом, то анализировали лишь психопатологическую симптоматику и на этом основании проводили терапию. Сравнивая на разных возрастных этапах расстроенное общение, фор­мирование социальных навыков, поведения и воображения, а также огра­ниченный репертуар деятельности аутистического больного с такими же психическими и поведенческими проявлениями ребенка, развивающего­ся нормально, как они отмечают, удается обнаружить те качества, кото­рые должны подвергнуться коррекции, что и производится с определен­ным успехом.

Совершенно справедливо подчеркивается, что разнообразие аутистических синдромов требует уточнения диагноза так как от этого во многом будет зависеть прогноз будущего больных. Разграничение синдромов ши­рокого аутистического спектра зависит в значительной мере от диагноза врачей. Для облегчения этой задачи приводятся диагностические крите­рии DSМ (ДСМ)-1V (1994), ICD (МКБ)-10 (1993). Большую помощь ока­жут также оформленные таблицей диагностические критерии синдрома Аспергера, разработанные одним из авторов. В тоже время, по нашему мнению, в раздел по дифференциальной диагностике, где приводится дезинтегративное расстройство, наряду с деменцией Геллера, следовало бы включить и детскую шизофрению.

Одновременно с разграничениями в рамках сходных аутистических синдромов необходимо проводить и дифференциальный диагноз с други­ми психическими заболеваниями. Авторы это хорошо понимают и пред­лагают описания близких по своей симптоматике к аутизму болезней. Обращается внимание на то, что низкая степень интеллектуального фун­кционирования у некоторых детей может помешать распознаванию ау­тизма. В то же время и у лиц с высоким интеллектуальным коэффициен­том, признаками нарушения общения и т. д. редко ставится диагноз даже имеющегося аутизма. Все это показатели трудностей распознавания по­следнего, поэтому следует приветствовать рекомендации авторов прово­дить нейропсихологическое исследование с целью распознавания детского аутизма. Трудно спорить с приведенными эпидемиологическими данны­ми о том, что распространенность синдромов аутистического спектра рав­на 0,6-1% от общего числа детей школьного возраста. Однако, если со­гласиться с ними, то придется признать в очередной раз признать большую значимость обсуждаемой в книге проблемы.

Теоретическая основательность рецензируемой монографии, в част­ности, определяется подробным изложением проявлений сочетанных с аутизмом расстройств: умственной отсталости, эпилептических припад­ков, нарушений зрения, слуха и речи, а также возможных этиологических факторов: соматических расстройств, наследственности и ранних орга­нических мозговых повреждений. В соответствии с современными науч­ными достижениями и инструментальными возможностями (ЭЭГ, ком­пьютерная томография, магнитный резонанс, изучение тока крови мозга и реакций ствола мозга на слуховые стимулы, исследование спинно-мозговой жидкости) обсуждаются морфологические и биохимические изме­нения, лежащие в основе дисфункций мозга больного аутизмом. Показа­но, что далеко не во всех случаях удается выявить какие-либо отклонения в деятельности центральной нервной системы. В то же время обращается внимание на разные подгруппы аутистов: преимущественно с дисфункциями височных долей мозга (особенно миндалины) с преобладанием па­тологии мозжечка или ствола мозга. Приводятся сведения о нарушении серотонинового обмена, увеличении секреции белка астроглиальными клетками, повышении уровня ганглиозидов. Предлагается гипотеза о су­ществовании нескольких вариантов дисфункций мозга, ответственных за возникновение аутизма. Один из них - расстройство синаптической дея­тельности нервных клеток и их распад, в результате чего нервные клетки больных могут оказаться более изолированными, чем нейроны здоровых. Так как это в основном происходит в височных долях, отводе мозга и мозжечке, то страдают социализация и коммуникация, тесно связанные с этими структурами. Другой вариант - вовлечение в разрушительный процесс лобных долей, благодаря чему из-за страдания, так называе­мых исполнительных функций: планирования, мотивации, концепции времени и управления импульсами, возникает широкий спектр аутистических нарушений обычно на фоне не глубоко нарушенных интеллекту­альных функций.

Причину аутизма видят в нарушениях деятельности нейронов из-за генетических аномалий развития или разнообразных повреждений мозга в течение беременности, родов или в постнатальном периоде развития ребенка. В результате указанных причин не развивается эмпатия, следст­вием чего и являются расстройства социализации, коммуникации, пове­дения и воображения, т.е. симптомы аутизма. В выраженных случаях это приводит к классической форме раннего детского аутизма, в мягких вари­антах - к синдрому Аспергера.

Практический смысл изложенного авторы видят в том, что детей с подозрениями на аутистические расстройства необходимо обслуживать бригаде специалистов, состоящей из: психиатра, невролога, педиатра, пси­холога, знающего нейропсихологию, и педагога, имеющего опыт работы с такими детьми.

Во втором разделе, логически вытекающем из содержания первого, излагаются материалы по обучению, а также руководству больными, страдающими аутизмом с точки зрения врача. Основным условием ус­пешного обучения и воспитания этих детей, на чем настаивают авторы, может быть только тесное содружество в обслуживании их медиками и педагогами.

Первым условием эффективного вмешательства должно быть противодействие хаосу, существующему в психике этих детей, и создание по­рядка - структуры их деятельности. Далее говорится о необходимости учета в педагогической работе отставания в интеллектуальном развитии, эпилептических припадков, расстройств зрения, слуха и речи. Заболева­ний кожи, суставов, костей, нарушений формирования наружных генита­лий (при наличии таковых), а также дисфункций лобных долей, мозгово­го ствола, мозжечка и аутодеструкции (самоповреждений).

Описывая заболевания, нередко сочетающиеся с аутизмом: синдром "хрупкой Х - хромосомы", туберозный склероз, синдром Ретта, синдром "частичной тетрасомии 15", синдром Мебиуса, авторы дают некоторые рекомендации. Уместен также в этом разделе обзор медикаментозного лечения, применяемого для коррекции различных болезненных симпто­мов при детском аутизме.

Третий раздел посвящен образованию и руководству больными, стра­дающими аутизмом. Форма преподнесения авторами материала отлича­ется большой доходчивостью, так как основывается, главным образом, на конкретных примерах описания болезненных проявлений у того или иного аутиста. В результате предлагается пять основных аспектов про­фессионального обучения и подготовки: 1. Наличие основательных тео­ретических знаний об аутизме (понимание аутизма); 2. Осуществление ранней диагностики личности пациента, страдающего аутизмом (быть спо­собным начать работу с тщательного обследования); 3. Быть способным адаптировать окружающую среду к нарушениям психики и поведения; 4. Быть способным сформировать функциональные навыки, необходимые для более или менее независимой жизни; 5. Использование особых мето­дов коммуникации в течение учебного и тренировочного процесса, спе­циально разработанных для детей с аутизмом.

Далее даются практические примеры того, как сделать жизнь инди­вида с аутизмом более счастливой. Снова, но уже развернуто показано, как структурировать существование больного. Даны ответы на вопросы:

Где? Когда? и Как долго?, которые могли бы возникнуть у него в процес­се приспособления. Подробно раскрывается то, как необходимо строить коммуникацию с больными, страдающими аутизмом, как сформировать у них навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, поведе­ния на работе, проведения свободного времени, профессиональные уме­ния и социальные навыки. Все эти темы оснащены богатыми иллюстра­циями, очень помогающими читателю практически освоить очень полезный для всех воспитателей и педагогов, работающих с аутистами материал.

В заключении авторами обращается внимание на то, что они хотели своим трудом показать, что подготовка и обучение необходимы не сами по себе, а для улучшения качества жизни индивидов, страдающих аутиз­мом. И в то же время, достойно сожаления, как думают авторы, что даже профессионалам приходится объяснять максимальную нуждаемость аутистов в поддержке и одновременно крайнюю трудность восприятия ими этой помощи от окружающих.

В завершающей части предисловия необходимо подчеркнуть боль­шую удачу авторов, которые в очень компактной форме смогли почти ис­черпывающе изложить все необходимое для тех, кто работает с больны­ми, страдающими аутизмом. Одновременно с этим следует признать, что книга С. Gillberg & Т. Рееtегs может быть полезной как для профессиона­лов (врачей, психологов, педагогов), так и для подготовленных, образо­ванных и культурных родителей.
Профессор Л.М.Шипицына

Профессор Д.Н.Исаев
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconКнига для педагогов-дефектологов Редактор Т. Д. Гамбурцева; зав художественной...
Ббк 74. 3 Г47 Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка...

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconОригинальное издание подготовлено
Издание на русском языке Издатель Владислав Говорухин Ответственный редактор Лидия Захарова

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconН. И. Гончаров: под ред проф. И. А. Петровой. Волгоград: Издатель, 2005. 312 е.: ил
Г65 Зримые фрагменты истории анатомии: научное издание / Н. И. Гончаров: под ред проф. И. А. Петровой. — Волгоград: Издатель, 2005....

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconОсобенности мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста...
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный гуманитарный университет им М. А. Шолохова» на кафедре специальной педагогики...

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconКнига уникальное издание. Это фактически «целительский»
Эта книга уникальное издание. Это фактически «целительский» учебник, который дает не только надежные, тысячелетиями проверенные знания...

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconОсобые права и преимущества при приеме на обучение
При приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета гражданам могут...

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconКнига исправленное и дополненное издание брошюры «Церковь и страдающая личность»
Эта книга исправленное и дополненное издание брошюры «Церковь и страдающая личность», своего рода краткое изложение опыта духовной...

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconПри дизонтогениях дефицитарного типа
Печатается по изданию: Основы специальной психологии // Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconДля тех, кто хочет защитить свои права и права своих детей при общении...

Книга подготовлена к изданию Институтом специальной педагогики и пси­хологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Права на настоящее издание любезно предоставлены авторами и издатель­ством iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской области в 2013 году
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную