Кафедры






Скачать 190.13 Kb.
НазваниеКафедры
Дата публикации09.03.2015
Размер190.13 Kb.
ТипДокументы
d.120-bal.ru > Психология > Документы
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»




Факультет педагогики и психологии

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
дисциплины
Б3.Б.4.4 Психопатология
Направление подготовки

Специально (дефектологическое) образование
Профиль подготовки

«Специальная психология»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения________________заочная_______________________________________

(очная, заочная и др.)

Факультет ___ педагогики и психологии__________________________

(название факультета)

Кафедра – разработчик: специальная психология и коррекционная педагогика

(название кафедры)

Казань 2014

Тема 1. История изучения психиатрии как науки. Основные положения психопатологии детского возраста

Вопросы для тестового контроля

0,5 баллов ставится за полный и правильный ответ, 0,2 балла – за правильный, но неточный ответ, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует. Максимальное количество баллов – 4 балла.

Вопрос 1. Психопатология - это

а) отрасль медицины, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение;

б) область психологического знания о человеке, включающая в себя представление о поведении и переживаниях человека в кризисных, экстремальных и повседневных ситуациях;

в) область психологического знания о человеке, включающая в себя представление о закономерностях нормального и аномального развития личности в течение всей жизни;

г) частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств (болезней).

Вопрос 2. Психопатологический синдром - это

а) характерные проявления болезненных состояний; признак какого – либо явления;

б) закономерное сочетание (комплекс) признаков заболевания, связанных единством происхождения;

совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях;

в) психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга;

г) индивидуальное целостное психическое переживание.

Вопрос 3. Психическая болезнь - это

а) патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов или порок, отклонение развития;

б) болезненный процесс, динамическое, текущее образование. Она в связи с определенным комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для нее механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу;

в) кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики;

г) заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

Вопрос 4. Вредности (черепно-мозговые травмы, опухоли, сосудистые и инфекционные заболевания мозга, интоксикации), непосредственно действующие на мозг – это __________________________________________.

Вопрос5.Прогредиентное течение психического заболевания это___________________.

а) периоды ослабления или исчезновения симптоматики, однако в дальнейшем под влиянием дополнительных факторов появляются ранее исчезнувшие проявления болезни, обычно в форме новых нарастающих симптомов и синдромов;

б) нарастание изменений личности, на фоне которого эпизодически возникают обострения (сдвиги) заболевания;

в) постепенное нарастание и усложнение симптоматики с появлением стойких психических нарушений;

г) с каждым последующим приступом заболевания сокращается число синдромов и симптомов, ослабляется и исчезает бывшая ранее симптоматика.

Вопрос 6. Психопатологический симптом - это

а) характерные проявления болезненных состояний; признак какого – либо явления;

б) закономерное сочетание (комплекс) признаков заболевания, связанных единством происхождения;

совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях;

в) психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга;

г) индивидуальное целостное психическое переживание.

Вопрос 7. Психопатологические симптомы делятся на

а) продуктивные;

б) прогредиентные;

в) негативные;

г) дефектные.

Вопрос 8.Патология – это _____________________________________________.

Примерный вариант терминологического диктанта

Вариант I

Вариант II

  1. Психопатология

  2. Психическая болезнь (нозос)

  3. Психопатологический синдром

  4. Продуктивный симптом

  5. Экзогенный тип психического реагирования

  6. Психическое развитие

  7. Непрогредиентное течение заболевания

  8. Психотические расстройства

  9. Нозологическое направление

  10. Эклектическое направление

  1. Психопатология

  2. Психопатологический симптом

  3. Патология (патос)

  4. Эндогенный тип психического реагирования

  5. Негативный симптом

  6. Прогредиентное течение заболевания

  7. Психическая реакция

  8. Непсихотические расстройства

  9. Синдромологическое направление

  10. Психоаналитическое направление




Критерии оценки терминологического диктанта

0,2 балла за каждый правильный ответ, 0,1 балла за неточный ответ. Максимальное количество баллов – 2 балла.

Тема 2. Симптомы и синдромы нарушения ощущений и восприятия

Вопросы программированного контроля

0,5 баллов ставится за полный и правильный ответ, 0,2 балла – за правильный, но неточный ответ, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует. Максимальное количество баллов – 5 баллов.

Вопрос 1. Изменение интенсивности восприятия возникает при

а) качественных расстройствах восприятия;

б) психосенсорных расстройствах;

в) количественных расстройствах восприятия;

г) галлюцинациях.

Вопрос 2. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением

а)предметность;

б)категориальность;

в)целостность;

г)уникальность;

д)константность.

Вопрос 3. К качественным расстройствам восприятия относятся все, кроме одного

а) иллюзии;

б) галлюцинации;

в) сенестопатии;

г) дереализация;

д) амнезия.

Вопрос 4. Восприятие – это

а) психический процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств;

б) субъективное психическое отражение предметов и явлений объективной действительности в целом, в совокупности свойств;

в) величина раздражителя, способная вызвать ощущение.

Вопрос 5. Гиперестезия — это:

а)обостренное, усиленное чувственное восприятие;

б)патологическое ощущение в различных частях тела и внутренних органах;

в) расстройство чувства боли;

г) появление одновременно с ощущением в одном анализаторе ощущения в другом.

Вопрос 6. Иллюзии — это:

а) ошибочное восприятие реально существующих предметов и явлений;

б) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений;

в) патологические ощущения.

Вопрос 7. Галлюцинации — это:

а) ошибочное восприятие реально существующих предметов и явлений;

б)ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений;

в)обостренное, усиленное чувственное восприятие.

Вопрос 8. Психическое расстройство в виде ощущения того, что видимое в настоящее время (лица, события, обстановка) наблюдалось когда – то в прошлом называется ____________________________________.

Вопрос 9. Особая форма нарушений зрительного гнозиса, которая проявляется в том, что у больного теряется способность распознавать реальные лица или их изображения (на фотографиях, рисунках) называется ______________________ агнозией.

Задание 10. Виды анестезий:

1. Тотальная

2. Количественная

3. Парциальная

4. Истерическая

Примерный вариант терминологического диктанта

Вариант I

Вариант II

  1. Восприятие

  2. Анестезия

  3. Иллюзии

  4. Физиологические иллюзии

  5. Зрительные галлюцинации

  6. Тактильные галлюцинации

  7. Агнозии

  8. Микропсия

  9. Дисмегалопсия

  10. Деперсонализация

  1. Ощущение

  2. Гипостезия

  3. Гиперестезия

  4. Физические иллюзии

  5. Иллюзии невнимания

  6. Галлюцинации

  7. Слуховые галлюцинации

  8. Макропсия

  9. Порропсия

  10. Дереализация




Критерии оценки терминологического диктанта

0,2 балла за каждый правильный ответ, 0,1 балла за неточный ответ. Максимальное количество баллов – 2 балла.

Тема 3. Расстройства памяти

Память

Определение: психический процесс отражения, накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.

Виды памяти

По длительности удержания информации

По анализаторам

По степени участия активного внимания

По характеру психической активности

1. кратковременная

1. двигательная

1. произвольная

1. двигательная

2. долговременная

2. зрительная

2. непроизвольная

2. эмоциональная




3. слуховая




3. образная




4. обонятельная




4. словесно-логическая




5. вкусовая










6. кинестетическая







Процессы памяти

1. Запоминание (запечатление)

2. Сохранение (удержание, ретенция)

3. Воспроизведение (репродукция)

4. Забывание

Расстройства памяти

Дисмнезии

Количественные расстройства

Парамнезии

Качественные расстройства

Чем обусловлены:

Чем обусловлены:

Симптом

Характеристика

Симптом

Характеристика

1. Гипермнезия




1. Псевдореминисценции




2. Гипомнезия




2. Криптомнезии




3. Амнезия




а) Отчуждающиеся




а) фиксационная




б) Ассоциирующиеся




б) репродукционная




3. Конфабуляции




в) прогрессирующая










д) ретроградная










е) антероградная










ж)антероретроградная










Критерии оценки заполнения таблицы

Баллы за заполнение таблицы выставляются от 0,5 до 2.

2 балла – студент способен самостоятельно, грамотно, логично, кратко изложить в терминах и понятиях все вопросы темы.

1 балл – Студент, при изложении материала не выполнил до 10% предложенных заданий.

0,5 балла – Не выполнено более 10% предложенных заданий.

Тема 4. Расстройства мышления

Мышление

Определение: психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Логические формы мышления

1. Понятие -

2. Суждение -

3. Умозаключение -

Виды мышления

1. Наглядно-действенное – отражение связей и отношение предметов и явлений, непосредственно включенных в практическую деятельность человека.

2. Образное – отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений, которые в прошлом включались в его деятельность.

3. Абстрактно-логическое – отражение связей и отношений путем оперирования понятиями.

Варианты патологии мышления

I. Расстройства содержания ассоциативного процесса (продуктивные)

Название

Характеристика

Варианты

1. Навязчивые идеи

Непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и критически оценивается пациентом, контролирующим свое поведение

1. навязчивый счет,

2. навязчивые воспоминания,

3. навязчивые действия,

4. навязчивые сомнения.

2. Ритуальные навязчивости

Появляются вслед за первичными и носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, вызванный последними

-

3. Навязчивости, сочетающиеся с аффективными расстройствами (фобии)

Навязчивые мысли, которые сочетаются с первичным страхом

1. нозофобия,

2. агорафобия (боязнь открытых пространств),

3. пирофобия – боязнь пламени,

4. фобофобия – страх перед возвратом ранее имевшего место страха.

4. Сверхценные идеи

Расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, базирующееся на реальной ситуации и обладающее большим эмоциональным зарядом.

1. Переоценка биологических свойств своей личности (ипо-хондрические, дисморфофоби-ческие).

2. Переоценка собственного творчества (изобретательства, талантливости).

3. Переоценка социальных факторов (виновности, сутяжничества).

5. Бредовые идеи

Расстройства, при которых возника-ют непоколебимые суждения и умо-заключения, не соответствующие объективной реальности, не под-дающиеся коррекции и нарушаю-щие адаптацию в социальной среде.

1. С пониженной самооценкой,

2. С повышенной самооценкой,

3. Персекуторный (бред преследования)

II. Нарушения формы ассоциативного процесса

Нарушения темпа

Нарушения целенаправленности

Структурные расстройства

(по стройности)

1. Ускорение – увеличение ассоциаций в единицу времени.

1. Обстоятельность – систематичес-кое застревание на второстепенных несущественных подробностях при последующем возвращении к основной теме мысли

1. Разорванность – отсутствие логической связи между отдельными компонентами мысли при сохранности грамматического строя.

2. Замедление – уменьшение числа ассоциаций в единицу времени.

2. Персеверации – застой, монотон-ность мышления, постоянное воз-вращение одних и тех же мыслей, застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, одних и те же ответов на различные вопросы.

2. Бессвязность – нарушение логики изложения и грамматического строя речи на фоне помраченного сознания.

3. Шперунг – выражается во внезапных провалах, остановках хода мыслей.

3. Резонерство – склонность к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям.

3. Паралогия – характеризуется грубыми нарушениями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств.

Критерии оценки заполнения таблицы

Баллы за заполнение таблицы выставляются от 0,5 до 2.

2 балла – студент способен самостоятельно, грамотно, логично, кратко изложить в терминах и понятиях все вопросы темы.

1 балл – студент, при изложении материала не выполнил до 10% предложенных заданий.

0,5 балла – Не выполнено более 10% предложенных заданий.

Тема 5. Нарушение воли

Контрольная работа «Метод композиций»

Данная методика используется как итоговый контроль знаний студентов по дисциплине. Исходя из особенностей учебного предмета, преподаватель может уточнить содержание работы в рамках конкретного раздела или темы. Он выбирает и количество педагогических ситуаций для решения.

Содержание задания: заполнить бланк, выполнив последовательно ряд заданий. Время регламентирует преподаватель.

Бланк протокола ответов

Фамилия Учебная группа Дата

Наименование задания

Ответы по заданиям

Основные разделы темы




Основные понятия, входящие в тему




Определения понятий (перечисление и формулировку дает студент)





Ключевые термины (определение, содержание)




Имена исследователей в ретроспективе взглядов




Особенности диагностической работы




Критерии оценки контрольной работы

3 балла

(высший уровень)

Студент показывает усвоение всего объема программного материала, выделяет основные понятия, входящие в тему, свободно оперирует профессиональной терминологией, не затрудняется в ответах на дополнительные вопросы, приводит примеры по изученному и новому материалу. Знания характеризуются правильностью, полнотой, обобщенностью понятий.

2 балла

(средний уровень)

Студент знает весь теоретический материал, отвечает на вопросы без затруднений, в ответах не допускает грубых ошибок, устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов педагога.

1 балл

(низкий уровень)

Студент знает основной материал, но испытывает трудности в его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов педагога, отвечает на вопросы воспроизводящего характера, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы допускает ошибки при письменном ответе.


Тема 6. Аффективные расстройства

Примерный вариант терминологического диктанта

Вариант I

Вариант II

  1. Элементарные эмоции

  2. Обобщенные мировоззренческие чувства

  3. Гипомания

  4. Эйфория

  5. Экстаз

  6. Депрессия

  7. Тревога

  8. Страх

  9. Эмоциональная гиперестезия

  10. Апатия

  1. Предметные чувства

  2. Аффект

  3. Настроение

  4. Мания

  5. Мория

  6. Субдепрессия

  7. Дисфория

  8. Патологический аффект

  9. Эмоциональная гипестезия

  10. Эмоциональная тупость

Критерии оценки терминологического диктанта

0,2 балла за каждый правильный ответ, 0,1 балла за неточный ответ. Максимальное количество баллов – 2 балла.
Тема 7. Детский аутизм

Контрольная работа

  1. Определение аутизма по МКБ-10;

  1. Клинические формы аутизма;

  2. Этиология аутизма;

  3. Нарушения в социальном взаимодействии при детском аутизме;

  4. Нарушения коммуникабельности при детском аутизме;

  5. Опишите своеобразие речевого развития детей с ранним аутизмом;

  6. Специфика реагирования на физическое окружение;

  7. Интеллектуальное развитие;

  8. Специфика игровой деятельности;

  9. Неврологическая симптоматика.


Критерии оценки

0,5 баллов ставится за полный и правильный ответ, 0,2 балла – за правильный, но неточный ответ, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует. Максимальное количество баллов – 5 баллов.

Тема 8. Расстройства поведения у детей и подростков

1. Составление вопросов для беседы с родителями ребенка с эмоциональным расстройством, схемы психолого-педагогического обследования ребенка;

3. Примерный вариант терминологического диктанта

Вариант I

Вариант II

  1. Реакция оппозиции

  2. Реакция имитации

  3. Реакция гиперкомпенсации

  4. Реакция группирования

  5. Делинквентное поведение

  6. Психогенные патологические формирования личности

  7. Постреактивный вариант

  8. Эмансипационные побеги

  9. Импунитивные побеги

  10. Элективный мутизм

  1. Реакцияотказа

  2. Реакция компенсации

  3. Реакция эмансипации

  4. Реакция увлечения

  5. Акцентуация

  6. Патохарактерологический вариант

  7. Дефицитарный вариант

  8. Дромоманические побеги

  9. Демонстративные побеги

  10. Расстройство привязанности

Критерии оценки терминологического диктанта

0,2 балла за каждый правильный ответ, 0,1 балла за неточный ответ. Максимальное количество баллов – 2 балла.

Тема 9. Гиперкинетический синдром у детей (F90)

Подготовка альбома для диагностики внимания детей старшего дошкольного возраста.

Контрольные вопросы для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

  1. Психопатология. Основные положения психопатологии детского возраста. Классификация психических расстройств. МКБ-10, основные диагностические рубрики.

  1. Психосенсорные нарушения, их особое место в психопатологии. Дереализация, деперсонализация. Состояния, при которых они встречаются.

  2. Восприятие как совокупность ощущений. Восприятие и представление, их взаимосвязь, значение для процесса познания. Расстройства восприятия: иллюзии и галлюцинации. Агнозии и псевдоагнозии при деменции.

  3. Память: определение, составные компоненты, свойства. Патология памяти: количественные и качественные расстройства.

  4. Мышление как высшее звено познавательной деятельности. Этапы развития, виды, свойства мышления. Этапы ассоциативного процесса. Нарушения ассоциативного процесса: по темпу, по стройности, по целенаправленности и по продуктивности.

  5. Навязчивые идеи (навязчивости): определения, виды, особенности, клиническое значение. Их дифференциальная диагностика и динамика развития. Особое значение фобий.

  6. Бредовые идеи: определение, клинические критерии, свойства, отличия от заблуждений, суеверий и предрассудков. Первичный (интерпретативный, интеллектуальный) и вторичный (чувственный, образный) бред. Классификация бредовых идей по содержанию. Этапы формирования параноидного бреда.

  7. Понятие воли и волевого акта. Нарушение волевой деятельности: ослабление, усиление, извращение волевой деятельности.

  8. Классификация эмоций. Изменения уровня чувственной сферы. Изменения настроения. Изменения эмоциональной реактивности. Нарушение устойчивости чувств. Извращение чувств.

  9. Детский аутизм. Определение, история изучения. Этиология. Клинические проявления. Трудности диагностики. Абилитация и педагогическая коррекция.

  10. Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям и подросткам. Акцентуации характера. Психогенные патологические формирования личности.

  11. Эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста (тревожное расстройство, связанное с разлукой в детском возрасте, фобическое тревожное расстройство детского возраста, социальное тревожное расстройство, расстройство сиблингового соперничества).

  12. Гиперкенетический синдром у детей. Определение, история изучения, распространенность. Клиническая картина (гиперактивность, отвлекаемость, импульсивность, асоциальное поведение, трудности в обучении и отставание в познавательном развитии, эмоциональные симптомы). Этиология.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедры icon«Наследование сцепленное с полом» для студентов дневного и очно-заочного отделений
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...

Кафедры icon«Закономерности наследования по Г. Менделю» для студентов дневного и очно-заочного отделений
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...

Кафедры iconКабардино-балкарский государственный
Ординаторы работают в соответствии с индивидуальным планом в различных отделениях базы кафедры. Ординаторы непосредственно подчиняются...

Кафедры iconУправление федеральной службы судебных приставов по хабаровскому краю
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и иностранных языков; кафедры истории и культуры; кафедры государственно-правовых...

Кафедры iconВрождённый токсоплазмоз и его предупреждение (в помощь лектору)
Доцент кафедры микробиологии, иммунологии и вирусологии дгма саидов М. С., доцент кафедры омз и озд дгпу рабаданова П. М., ассистент...

Кафедры iconЗаведующий кафедрой Другие научные руководители кафедры
Основные результаты научных исследований в рамках научного направления(ий) кафедры

Кафедры iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Неврология, медицинская генетика
Кафедры Неврологии и нейрохирургии, медицинской биологии и генетики (название кафедры)

Кафедры iconЗаведующий кафедрой Другие научные руководители кафедры
Основные результаты научных исследований в рамках научного направления(ий) кафедры за 2012 год

Кафедры iconЭкзаменационная программа
История кафедры факультетской хирургии (А. Я. Пытель, Г. С. Топровер, Д. Л. Пиковский, П. М. Постолов). Основные направления научной...

Кафедры iconУчебное пособие для студентов, интернов, клинических ординаторов и врачей
Зиновьева Л. И. к м н., ассистент кафедры детских инфекционных болезней Иванов И. В. к м н., ассистент кафедры детских инфекционных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную