Амурская государственная медицинская академия






Скачать 417.37 Kb.
НазваниеАмурская государственная медицинская академия
страница1/2
Дата публикации14.03.2015
Размер417.37 Kb.
ТипУчебное пособие
d.120-bal.ru > Спорт > Учебное пособие
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Профилактика спортивных травм

и повреждений на занятиях

по физической культуре.
Учебно-методическое пособие

Благовещенск -2013

УДК 614.8 (071)

Учебное пособие для проведения практических и теоретических

занятий по физической культуре.
Подготовлено заведующим кафедрой физической культуры с курсом лечебной физкультуры, заслуженным работником высшей школы РФ, доцентом, Ф.С. Мироновым, Амурской ГМА.

Учебное пособие составлено в помощь преподавателям физической культуры, тренерам по видам спорта.

Рецензенты:

И.В. Борозда, зав. кафедрой травматологии и ортопедии, Амурской ГМА, доктор медицинских наук.
Ю.А. Дьяченко, кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры ФГОУ ВПО Дальневосточного Государственного Аграрного Университета.


Учебное пособие рекомендовано к публикации ЦКМС ГОУ ВПО

Амурской ГМА Министерства здравоохранения РФ.

Протокол № 4 от 20.12.2012 г.


@ ГОУ ВПО Амурская ГМА

Минздрав, 2013
@ Миронов Ф.С. 2013

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1

Предупреждение травм на занятиях по физической культуре

3

2

Причины травматизма

4

3

Структура урока, тренировочного занятия

9

4

Разминка

9

5

Основная часть

11

6

Заключительная часть

11

7

Предупреждение травматизма

11

8

Спортивная гимнастика

12

9

Легкая атлетика

13

10

Бег на короткие дистанции и барьерный бег

13

11

Бег на средние и длинные дистанции

14

12

Прыжки в длину, высоту

14

13

Метание снарядов

15

14

Лыжный спорт

15

15

Конькобежный спорт

16

16

Борьба

16

17

Волейбол

17

18

Баскетбол

18

19

Спортивные травмы и оказание первой помощи

18

20

Раны

19

21

Повреждение связок и мышц

19

22

Вывихи


1
20

23

Переломы

21

24

Ушибы головы

24

25

Отморожение

25

26

Инструкция по технике безопасности на занятиях по физической культуре

26

27

Спортивные игры

29

28

Спортивное ориентирование

29

29

Гиревой спорт. Пауэрлифтинг

30

30

Основы техники безопасности на учебно –тренировочных занятиях по физической культуре

30

31

Инструкция по технике безопасности в зале тяжелой атлетики

34

32

Литература

37


2



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Занятия физической культурой и спортом неразрывно связаны с охраной здоровья человека, служат неисчерпаемым источником его укрепления. Среди задач спортивной медицины и в работе преподавателей физической культуры важное место занимает профилактика и предупреждение спортивных травм. На занятиях физической культурой и спортом, в ходе учебных, тренировочных занятий и во время соревнований, несмотря на самые тщательные меры предосторожности, возможны те или иные травмы. Они могут быть вызваны различными причинами: недочетами в методике проведения занятий; низким качеством оборудования спортивных сооружений и снаряжения; неблагоприятными гигиеническими и метеорологическими условиями; невнимательностью самих занимающихся; несоблюдением страховки при выполнении сложных упражнений; несоблюдением врачебных требований (2,6,7,8) .

В нашей стране миллионы людей различных возрастных групп занимаются физической культурой и спортом. В целях борьбы со спортивным травматизмом необходимо тщательно вести учет травм и анализировать эти данные. Доводить до сведения занимающихся, при каких обстоятельства в большинстве случаев бывают спортивные травмы (5).

В профилактике спортивного травматизма должен участвовать каждый тренер, преподаватель, инструктор по физической культуре совместно с медицинским работником. Их совместные усилия сократят количество спортивных травм (6).


3
Среди других видов травматизма спортивный травматизм занимает последнее место и составляет около 2 процентов к общему числу травм. Среднее количество травм на 1000 занимающихся спортом по В. К. Добровольскому составляет 4,5. Этот показатель во время соревнований увеличивается до 8,5, а на тренировках составляет 2,1. По Г. М. Куколескому,

3. С. Мироновой и данным других авторов спортивные травмы по степени тяжести в большинстве своем являются легкими (80 процентов). Процент травм средней тяжести равен 16 процентам и тяжелых около 4 процентов от общего числа спортивных травм. Наиболее характерными травмами у физкультурников являются ушибы, повреждения связок, потертости и ссадины. Ушибы и ссадины наиболее часто бывают во время игры в хоккей, футбол, лыжном и конькобежном спорте, при игре в ручной мяч, баскетбол. Повреждения мышц и сухожилий чаще встречаются в легкой атлетике, борьбе, гимнастике, спортивных играх. У лыжников и конькобежцев наблюдаются отморожения. По В. К. Добровольскому, который делит все виды спорта по их травматичности на три группы, первая группа характеризуется наибольшей травматичностью. В нее входят: футбол, хоккей, борьба, бокс. Вторая группа — виды спорта с выраженной травматичностью. Сюда относятся: велосипедный и лыжный спорт, баскетбол, волейбол, легкая атлетика, коньки, гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, фигурное катание. Третья группа включает малотравматические виды спорта: плавание, гребля, фехтование.

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА

Причины, при которых возникают травмы, весьма разнообразны и зависят от различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внешним факторам спортивного травматизма относятся:


4
1. Неправильная организация и недочеты в методике проведения занятий и соревнований. Процент травм от общего количества в этом случае составляет от 55 проц. до 60 проц. всех повреждений. К неправильной организации можно отнести: проведение занятий с большим числом занимающихся под руководством одного тренера или педагога; проведение занятий с большим числом групп в зале на площадке или катке, нарушение потоков движения, неправильный обгон на велосипеде, отсутствие страховки или неопытность может привести к тяжелым травмам (4).


1
2. Ошибки в методике проведения занятий обусловлены и тем, что тренеры и педагоги не всегда придерживаются основных положений: регулярности занятии, постепенности увеличения нагрузки, последовательности обучения и овладения двигательными навыками с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. При постепенном увеличении сложности занятий и физических нагрузок с учетом возраста и физической подготовленности угроза травмирования снижается (9).

Нередки случаи, когда на занятиях у начинающих физкультурников и, особенно, у детей используют средства и методы тренировки, применяемые у опытных физкультурников, что недопустимо в связи с их недостаточной физической подготовленностью. Важным фактором в профилактике спортивного травматизма является подготовка занимающегося к выполнению предстоящей работы. Разминку не следует рассматривать упрощенно. Под влиянием разминки, мышцы становятся эластичными, связки растянутыми, учащается пульс, усиливается легочная вентиляция и поглощение кислорода, повышается температура тела, повышается возбудимость организма. Разминку проводят при любых метеорологических условиях (7).


5
3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, одежды и обуви занимающегося является причиной от 15 до 25 процентов всех травм. К возникновению травм приводит неровная поверхность футбольного поля и хоккейной площадки, выбоины на беговой легкоатлетической дорожке, мокрый пол в спортивном зале, низкое качество спортивных снарядов и матов. Снаряды перед каждым занятием следует проверять. Причиной травмы может быть и несоответствие одежды и обуви для данного вида спорта или урока физической культуры, особенно в зимний период. Тесная обувь ведет к потертостям, а в зимний период может привести к отморожению. При занятиях на лыжах большое значение имеет качество креплений. Преподавателям физической культуры нельзя допускать к занятиям на лыжах школьников в перчатках, меховых шапках, пальто. Должны быть варежки, спортивные шапочки и куртки (1).

4. На долю неблагоприятных гигиенических и метеорологических условий в период занятий и соревнований, приходится от 2 до 6 процентов всех травм.

Плохая освещенность площадок и залов является причиной травм, особенно в игровых видах спорта. Повышенная влажность воздуха или высокая температура, дождь, снег, туман, ослепляющие лучи солнца, сильный ветер могут привести к травмам (6,4).


3
5. Нарушение требования врачебного контроля приводит к травмам от 4 до 10 процентов.

Для профилактики спортивных повреждений важно, чтобы занимающиеся после заболевания и, особенно после травм не возобновляли преждевременно тренировки. Тренерам, преподавателям и школьным врачам следует следить, чтобы допуск детей к занятиям физической культурой был разрешен спортивным врачом. При несоблюдении рекомендаций врача об ограничении нагрузки может привести к наступлению общего утомления и вызвать травму (2).

6. Недисциплинированность занимающихся приводит к травмам от 5 проц. до15 проц. Большинство травм по причине недисциплинированности случается в игровых видах спорта и единоборствах. Это применение запрещенных приемов;
невысокий уровень технической подготовки, чрезмерное эмоциональное возбуждение и порой, бесконтрольное действие противника. В этом направлении в предупреждении травм, большая роль принадлежит судьям, тренерам, преподавателям, которые своевременно должны пресекать любые попытки к осуществлению грубых, опасных приемов.


6
Возникают травмы на занятиях и от нечеткого выполнения указаний преподавателя при выполнении сложных упражнений. Для предупреждения травм необходима дисциплина на занятиях и высокая морально-волевая подготовка занимающихся.

В спортивном травматизме играют роль внутренние факторы.

Ряд исследователей (В. К. Добровольский, В. И. Рокитянский, В. Ф. Башкиров, С. И. Попов, 3. А. Талия и др.) к внутренним факторам относят:
1. Состояние утомления, переутомления занимающихся.

Особенно опасно в этом случае нарушение координации движения, а также уxyдшeние защитных реакций и внимания. Преподаватели физкультуры эти факторы особенно должны учитывать у школьников на последних уроках. Наиболее подвергаются школьники утомлению в период полового созревания.

Утомлением называется такое состояние организма, при котором его работоспособность в результате выполнения работы временно снижается. Утомление возникает в организме при различной мышечной деятельности, его возникновение обусловлено неодинаковыми причинами. В одних случаях оно возникает от уменьшения энергетических запасов организма, в других этот фактор не играет никакой роли. Причины утомления сложны и разнообразны. В организме утомление быстрее наступает при работе мышц в статических условиях. Это кратковременное напряжение мышцы. В этой работе мышцы бывают всего несколько секунд. И все это время мышечные волокна находятся в напряжении. Следовательно, центры, иннервирующие эти мышцы в течение всей работы, возбуждены. Кроме того при статистической работе в мышцах недостаточное кровообращение. При напряжении в мышце повышается внутримышечное давление, это ведет к сдавливанию кровеносных сосудов, уменьшается местный кровоток в мышце, что влечет за собой уменьшение доставки кислорода к работающей мышце. Все это ведет к ухудшению работоспособности и быстрому наступлению утомления (Розенблан В.В. 1975).


7

1
При динамической работе (бег, ходьба) мышцы то сокращаются, то расслабляются. Центры, иннервирующие их, то возбуждаются, то затормаживаются. Поэтому в работающей мышце процесс физиологически способствует длительному поддерживанию работоспособности (5).

Общее утомление в организме вызывает нарушение координации движений, а так же ухудшается защитные реакции и внимание. Утомление у различных людей, даже при выполнении одинаковой работы, протекает по разному. Зависит от тренированности организма и его нервной системы. На развитие утомления оказывает свое влияние и внешняя среда, высокая или низкая температура, влажность наличие ветра, непривычное барометрическое давление (5,7).

2. Изменение функционального состояния отдельных систем организма спортсмена, вызванное перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или другими причинами.

Перерыв в занятиях ведет к «стиранию» установившегося динамического стереотипа, что может привести к травме. После болезни нарушается координация движений, снижается гибкость, ловкость, скорость движений, это затрудняет выполнение упражнений. Допускать к занятиям можно только с разрешения врача (6).

3. Недостаточная физическая подготовленность занимающегося к
выполнению напряженных или сложно координированных упражнений.


5

4
Как уже говорилось выше, преподаватель, тренер, методист должны неукоснительно соблюдать последовательность, постепенность, систематичность и индивидуальность с занимающимися при обучении и овладении сложно-координированными движениями. Следовательно, и нагрузка в физических упражнениях также должна постепенно возрастать (8,9).

4. Нарушение биомеханической структуры движения.


8
В этом случае может быть перенапряжение мышц, связок, чрезмерные и резкие сгибания или разгибания в суставе, перегибание назад в поясничном отделе позвоночника, или скручивание, особенно в борьбе. Резкое нескоординированное сокращение мышц или нарушение процесса их расслабления может быть у спринтеров прыгунов, метателей (5,3).

В профилактике спортивных травм главенствующее значение имеет выполнение таких общих мероприятий, как хорошо организованный учебно-тренировочный процесс, дисциплина занимающихся, рациональная разминка, предупреждение переохлаждения и перегревания организма, полноценное материально-техническое обеспечение и строгое соблюдение рекомендуемых врачом сроков допуска к занятиям физической культурой и спортом.
СТРУКТУРА УРОКА, ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Главной организационной формой занятия для всех спортсменов является урок. Продолжительность одного занятия различное - до 1 часа в школах и до 2 часов в колледжах и университетах. Тренировочные занятия состоят из четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной).

Вводная часть. Задачи этой части организационные. Построение, проверка посещаемости занимающихся, объяснение задач и содержание занятия: эта часть урока мобилизует занимающихся к предстоящему занятию. Продолжительность вводной части до 3 мин.

Подготовительная часть. Задачи: подготовка занимающихся к предстоящей нагрузке, улучшение эластичности мышц, подвижности в суставах, овладение элементами спортивной техники. Эта часть занятия начинается с общего разогревания организма, разминки.

РАЗМИНКА

Она делится на 2 части. Первая часть разминки включает в себя


9
упражнения общего характера, состоящие из разогревания достаточно продолжительными упражнениями умеренной мощности, продолжительный бег 8—10 мин. и гимнастических упражнений 10—15 мин. Задача в первой части разминки подготовить организм к предстоящей активной деятельности, сглаживая переход от покоя к отельному состоянию. Во-первых, в организме повышается температура тела, увеличивается производительность мышц, повышается возбудимость и подвижность нервных процессов. Во-вторых, предварительные упражнения обеспечивают усиление основных процессов; дыхания и кровообращения. Учащается и усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление, усиливается легочная вентиляция и поглощение кислорода.


10

7
Вторая часть разминки — настройка, должна подготовить спортсмена к выполнению основных упражнений предстоящей тренировки или соревнований. В этой части выполняются идентичные движения предстоящей деятельности, направленной на создание оптимальной возбудимости именно тех центральных и периферических звеньев двигательного аппарата, которые определяют эффективность выполнения предстоящего упражнения. Важно также и то, что занимающиеся психологически настраивались на предстоящую работу. Чем сложней техника движений спортсмена, тем больше надобность «настройки» на предстоящую работу, тем больше упражнений должно быть во второй части разминки. Надо очень внимательно подойти к подбору упражнений для первой и второй части разминки. Неудачно подобранные упражнения в разминке могут не только не дать эффекта, но и привести к отрицательным последствиям. Главное, в разминке нельзя заменить плавно и постепенно нарастающую нагрузку кратковременной мощной работой. Посредством разминки надо поднять работоспособность организма настроить на предстоящую работу, но, в то же время сохранить силы для основной части занятий или соревнования. Оптимальная деятельность разминки зависит от действия многих факторов: вида спорта и характера упражнения (например, спринтерские или стайерские дистанции бега), степени тренированности спортсмена, метеорологических условий и, конечно индивидуальных особенностей человека (например, от повышенной или пониженной возбудимости его центральной нервной системы) (Н.Г. Озолин, 1967) .
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Содержание основной части зависит от вида спорта, возраста, пола, подготовленности занимающихся. В основной части целесообразно упражнения ставить в такой последовательности; обучение техники или тактики и совершенствования в них, затем развития быстроты или ловкости, потом развития силы и в конце занятия, выносливости. Продолжительность основной части 55 минут при двух часовом занятии, при одночасовом 35 минут.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Это обязательная часть в любых учебно-тренировочных занятиях. В ней решаются важные задачи — постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к исходному. В заключительную часть занятия лучше включить медленный бег, в спокойном равномерном темпе с переходом в ходьбу. Организм занимающегося находится в состоянии усиленного функционирования, требует постепенного возвращения в исходное состояние. В этой части занятия следует выполнять упражнения на расслабления и восстановления спокойного дыхания. Продолжительность заключительной части от 3 до 5 минут.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА
Каждый вид спорта имеет свои специфические условия занятий, тренировок и соревнований, при которых могут быть травмы. Чтобы их избежать, каждый занимающийся, тренер, учитель физической культуры, инструкторы должны знать эти условия при занятиях различными видами спорта.


11



СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
Это один из наиболее популярных видов спорта. Для гимнастов характерны частые травмы кожи ладоней, плечевого, локтевого, лучезапястного, коленного, голеностопного суставов. При соскоках со снарядов и резких отталкиваниях возможны разрывы мышц. Наиболее типичными травмами являются: ссадины, ушибы, потертости, вывихи.

Причинами травм могут быть: недостаточная физическая и техническая подготовленность гимнаста, неправильное размещение снарядов, в этом случае занимающиеся, не видя друг друга при соскоке или выполнении упражнения, могут нанести травму. Недостаточная чистота поверхности снарядов и особенно перекладины и брусьев может привести к травме кожи на ладонях. Причиной травм может быть неиспользование технических средств для безопасности выполнения сложных упражнений, несоответствие одежды для занятий.

Матрацы всегда должны быть покрыты чехлами, особенно поролоновые. Они удобные, но легкие и при соскоках могут «разъезжаться», что придаст неустойчивое положение гимнасту и приводит к падению. Перед каждым занятием следует проверять все снаряды и особенно, перекладину, разновысокие брусья, кольца. Чтобы не скользили руки при выполнении упражнений на снарядах, надо пользоваться магнезией, а подошвы туфель натирать канифолью, на руки надевать специальные накладки из тонкой кожи.

Неизбежным следствием гимнастических упражнений на снарядах являются образование мозолей, омозоленностей и трещин на руках. С целью предупреждения возможных неприятных последствий от образования мозолей необходимо тщательно следить за состоянием кожи на ладонях и своевременно применять соответствующие профилактические меры.


12
После тренировки на снарядах следует вымыть руки теплой водой с мылом вытереть и нанести на поверхность мозолей тонким слоем 3% салициловую мазь на 1-2 часа. После этого тщательно удалить мазь тампоном и вытереть руки полотенцем, не смачивая их. Применять мазь не чаще двух раз в неделю.

При выполнении соскоков и сложных упражнений следует соблюдать страховку.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Легкая атлетика отличается многопрофильностью. В нее входят циклические виды (бег, спортивная ходьба), ациклические (метание, прыжки).

При занятиях легкой атлетикой количество травм по сравнению с другими видами спорта невелико. Наиболее часто встречаются повреждения нижних конечностей: голеностопного и коленного суставов, разрывы сухожилий, мышц задней и передней поверхности бедра, у метателей наиболее часто подвергаются травмированию кисти рук, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Могут возникать и повреждение мышц спины.

Причиной травм у легкоатлетов может быть: плохое состояние беговой дорожки, ям для прыжков в длину и тройным, снарядов и мест приземления для прыгунов в высоту и шестом, несоответствие обуви.
БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ И БАРЬЕРНЫЙ БЕГ
При занятии этим видами спорта чаще всего встречаются следующие виды повреждения связочного аппарата, голеностопного сустава, повреждение ахиллова сухожилия и разрывы мышц бедра, чаще задней поверхности.


13
Основными мерами профилактики является правильная методика обучения техники бега. Спринтер и барьерист должен знать большой комплекс специальных и подводящих упражнений для укрепления мышечно-связочного аппарата. Каждому занятию должна предшествовать рациональная разминка. Путем разминки улучшается не только кровообращение мышц, но, самое главное, устанавливается оптимальная координация сложных быстрых движений.

Немалое значение имеет качество и состав беговой дорожки. При выходе весной из легкоатлетического манежа па беговую дорожку стадиона происходит смена синтетических покрытий беговых дорожек. В зимний период, когда начинаются тренировки в манеже, и в весенний, когда спортсмены выходят из манежа, легкоатлетам надо делать постепенный переход от одного синтетического покрытия к другому, чтобы дать возможность мышечно-связочному аппарату нижних конечностей адаптироваться к новым условиям.
БЕГ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
На тренировках и соревнованиях по этим видам легкой атлетики травмы встречаются редко, чаще всего встречаются воспалительные процессы опорно-двигательного аппарата. Это происходит в результате больших физических нагрузок, когда опорно-двигательный и мышечно-связочный аппарат не готов к их выполнению, или от неправильно подобранной и некачественной обуви. Обувь на занятиях должна быть мягкой и с толстой прокладкой на подошве.
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ, ВЫСОТУ

14
Наиболее подвергаются травмам нижние конечности: голеностопные и коленные суставы. Нередки ушибы пяток, вплоть до перелома пяточных костей. При падении прыгунов в высоту возможны травмы локтевого и плечевого суставов, при прыжке способом фосбери-флоп, прыгун приземляется на спину. В этом случае могут травмироваться шейный и поясничные отделы позвоночника, мышцы шеи, спины. Меры профилактики в прыжках: хорошее освоение техники прыжков; яму для приземления в прыжках в длину глубоко взрыхлить и выровнять поверхность; грунт без камней, бортики ямы окаймить деревом, сверху покрыть слоем резины. В прыжках в высоту — место для приземления приподнять и уложить матрацами, сверху обтянуть покрышкой, чтобы матрацы не «разъезжались». Стойки должны иметь устойчивую основу.

МЕТАНИЕ СНАРЯДОВ
При метании копья, гранаты чаще подвергаются травме мышечно-связочный аппарат локтевого и плечевого суставов. При неудачном разбеге или мокром грунте иногда происходит повреждение мышц нижних конечностей и даже мышц спины. При толкании ядра встречаются повреждения плечевого и лучезапястного суставов, в редком случае коленного и голеностопного суставов.

Для предупреждения травм в метаниях особое значение имеет хорошая организация учебного процесса и проведения соревнований. Нельзя проводить встречное метание. При обучении метанию лучше использовать облегченные снаряды, предварительно хорошо провести разминку, использовать специальные заградительные приспособления.
ЛЫЖНЫЙ СПОРТ

15
Причиной травм в лыжном спорте в первую очередь является недостаточная техническая подготовка лыжников, особенно, слабое усвоение техники поворотов, торможения, падения, спусков. Травмы в основном случаются при падении со спусков. По характеру повреждения бывают разнообразные. Чаще встречаются травмы нижних конечностей, от голеностопного до тазобедренного суставов. Это вращение голени вокруг своей оси, переломы одной или двух лодыжек, повреждение сумочно-связочного аппарата коленного сустава, повреждение пучков волокон приводящих мышц бедер, возникающие при сильном расхождении лыж в стороны. Травмы верхних конечностей в основном связаны с падением на руку или в случае, когда палки кольцами зацепляются за кусты, попадают в трещину в земле, проваливаются глубоко в снег. При падении у лыжников иногда случаются ушибы различных частей тела, в частности грудной клетки и головы. Чтобы избежать повреждения, необходимо постепенно усложнять занятия, увеличивать крутизну спусков. Нельзя кататься там, где грунт неровный и мало снега. При падении — уметь группироваться, не разбрасывать в сторону руки. На спусках лучше, использовать низкую стойку. Одежда лыжника должна быть - теплой, но легкой, не стесняющей движения. На нижнее шерстяное белье сверху одеваются эластичные брюки и куртка. Очень важно чтобы лыжи подбирались по росту. Если лыжи маленькие, то при ходьбе они могут носками входить в снег. При катании на больших лыжах трудно осуществлять передвижение, и особенно на спусках и подъемах. Крепления не должны сжимать ногу, обувь должна быть свободной и сухой. Правильный выбор лыж и подгонка одежды, обуви является важным условием предупреждения травматизма. При занятиях на лыжах преподавателю, тренеру и инструктору надо быть предельно внимательным и следить за открытыми частями тела у занимающихся, во избежание отморожения (1,4,6).
КОНЬКОБЕЖНЫЙ СПОРТ
Для предупреждения травм в конькобежном спорте необходимо следить за тем, чтобы на льду не было трещин, выбоин и мусора. Занимающиеся должны соблюдать определенную дистанцию при движении. В случае падения успеть сгруппироваться и не помешать дальнейшему продвижению других конькобежцев. Исключить встречное движение, необходимо следить, чтоб коньки были хорошо наточены, ботинки плотно прилегали к ноге и в тоже время не стесняли ее движений. Одежда должна соответствовать метеорологическим условиям.
БОРЬБА

16
Борьба, вид спорта, включенный в школьную программу. Не во всех школах инвентарь соответствует для качественного проведения занятий. Борьба – это самый эмоциональный и подвижный вид спорта у юношей. Преподавателю надо быть предельно внимательным при проведении урока по борьбе. Занятия по борьбе проводятся на специальном борцовском ковре, если его нет, укладываются матрацы и связываются шнуром, сверху накрываются чехлом из мягкой материи. Твердые предметы должны находиться от ковра на расстоянии более двух метров. У занимающихся следует проверять ногти, чтобы они не оцарапали партнеров. Одежда должна быть мягкой, без грубых жестких предметов. При занятиях борьбой чаще всего подвергается травмам мышечно-связочный аппарат голеностопного и коленного суставов, шейные отделы позвонков, лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Встречаются кровоизлияния в области ушных раковин, сотрясение головного мозга. Для предупреждения травм борец должен научиться правильно и технично выполнять приемы. Усвоить приемы самостраховки, уметь правильно падать и особенно выполнять устойчивый мост. Большое внимание необходимо уделить разминке не только мышц, но и костно-связочного аппарата.
ВОЛЕЙБОЛ
Наиболее часто встречаются травмы голеностопного и коленного суставов, вследствие быстрых резких движений, прыжков, поворотов, иногда из-за неудачного приземления после прыжков. Травмируются пальцы кисти в результате приема и удара о мяч или партнера, иногда встречаются ушибы, в результате столкновения или падения.


17
Чтобы избежать травм при занятиях в волейбол, надо владеть правильными приемами игры. Перед занятием необходимо проводить тщательную специальную разминку, направленную на создание оптимальной возбудимости тех звеньев нервно-мышечного аппарата, которые будут участвовать в выполнении предстоящей физической нагрузки. Поверхность волейбольной площадки ровная, гимнастические снаряды отнесены от боковых линий на 2—3 метра. Игровой мяч должен быть достаточно накачан, обувь у игроков – с резиновой подошвой.
БАСКЕТБОЛ
При игре в баскетбол чаще всего встречаются повреждения связочного аппарата голеностопного, коленного сустава, стоп. Травмы происходят вследствие резких поворотов туловища при неподвижном положении ноги или из-за неудачных приземлений после прыжков. Травмы пальцев кисти могут возникнуть в результате удара о мяч или удара противника. Могут быть ушибы при падении.

Чтобы избежать травм, надо овладеть мастерством игры, проводить тщательную специализированную разминку перед занятием или соревнованием, направленную на создание оптимальной возбудимости нервно-мышечиого аппарата. Большое значение имеет качество инвентаря и оборудования. Поверхность баскетбольной площадки должна быть ровной, а пол в тренировочном зале не скользким. Необходимо следить чтобы во время учебно-тренировочных игр не проявлялись признаки грубости к противнику. В самом зале должно быть свободно и чисто.
СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ

ПОМОЩИ
Ушибы — самый частый вид спортивных повреждений. Ушибы встречаются при занятиях почти всеми видами спорта. В основном возникают при падении, ударах о спортивные снаряды, при использовании силовых приемов в единоборстве.


18
Первая помощь при ушибах заключается в том, чтобы ушибленному органу создать покой. Для уменьшения боли и кровоизлияния надо приложить к ушибленному месту лед, холодный металлический предмет или опрыскать струей хлорэтила. Предварительно обработанный участок кожи необходимо смазать вазелином, жирным кремом (во избежание обморожения). Ушибленную поверхность следует обработать хлорэтилом, держа ампулу на расстоянии 34-40 см. Тепловые процедуры можно делать не раньше чем через 2—3 дня. Если одновременно вместе с ушибом имеется небольшая ранка, то смачивать это место нельзя, надо смазать ранку настойкой йода или бриллиантовой зеленью и наложить асептическую повязку. При всех ушибах необходимо наложить тугую повязку.
РАНЫ
При занятиях спортом раны возникают не часто. Опасность всех ран заключается в возможности загрязнения и инфицирования. К повреждениям кожи надо относиться серьезно. Рану нельзя мыть водой и касаться пальцами. Кожу вокруг раны следует смазать настойкой йода или бриллиантовой зеленью, и перевязать. При значительном кровотечении из раны на конечность выше кровотечения накладывают жгут. Под жгут подкладывают марлю, вату и его постепенно затягивают до остановки кровотечения. Жгут разрешается держать не более 1—2 часов. Жгут накладывают на конечность выше раны па 12-15 см. Если нет жгута, можно использовать платок, шарф. Их надо скрутить и туго перетянуть конечность. При кровотечении из носа, пострадавшего надо уложить на спину, а на переносицу положить смоченный холодной водой тампон или платок.

В каждом случае ранения пострадавшего необходимо направить в медицинское учреждение для введения противостолбнячной сыворотки ( 6,9).
ПОВРЕЖДЕНИЕ СВЯЗОК И МЫШЦ

19
При занятиях спортом повреждения связок и мышц встречаются довольно часто. Обычно эти травмы происходят в момент резкого напряжения мышц. Особенно в том случае, когда мышечно-связочный аппарат не готов к выполнению напряженной работы и быстрому сокращению мышц. Основные причины, вызывающие повреждения связок и мышц — это отсутствие полноценной разминки, выполнение упражнения с большим весом при плохой технической подготовке, плохое крепление снарядов, большая разница в весе партнеров в борьбе, боксе, недавно перенесенное заболевание, климатические условия, способствующие переохлаждению, общее утомление.

При повреждении боль бывает кратковременной, но очень резкой. Активное движение при травмах связок и мышц становится невозможным или сильно затруднено.

Первая помощь заключается в том, что место повреждения опрыскивают хлорэтилом или прикладывают пузырь со льдом и накладывают давящую повязку. При значительных повреждениях, сопровождающихся большой припухлостью сустава, если есть подозрения на разрыв связки, необходимо наложить шину, на конечность и направить пострадавшего в больницу.
ВЫВИХИ
Вывихи и подвывихи суставов относятся к повреждениям, требующим длительного лечения.

Вывихи при занятиях спортом встречаются редко и, в основном наблюдаются вывили в плечевом суставе, ключично-акромиальном, реже в локтевом и в мелких суставах кисти, а также голеностопном и коленном.

Недопустима попытка вправления вывиха преподавателем, тренером или товарищем. Это может привести к дополнительным травмам и различным осложнениям. Вправление вывиха производится под анестезией, цель которой не только снять боль, но и достаточно расслабить мышцы. Без этого попытка вправления может не увенчаться успехом.


20
Из опыта многолетних наблюдений за студентами и школьниками видно, что чаще всего травмы случаются в начале учебного года. Причины, очевидно, кроются в том, что после каникул школьники и студенты недостаточно физически подготовлены; за это время нарушается координированная работа всех систем и органов, снижается выносливость, сила, гибкость. В связи с этим, в начале учебного года надо

особенно продумать методику учебных занятий. Не включать в занятия сложные по координации движения, упражнения с максимальной чистотой движения на быстрое растяжение.

Любая травма, которая произошла на уроке физической культуры, занятиях спортивной секции или соревнованиях, не должна пройти мимо учителя, тренера и других лиц, ответственных за физическую культуру и спорт.
ПЕРЕЛОМЫ
Травмы с повреждением костей возможны в любом виде спорта, наблюдаются они не очень часто. В основном при занятиях лыжным и мотоспортом, борьбой и в некоторых других видах спорта.

Повреждение ключицы, плеча, предплечья, фаланг пальцев, наиболее чаще встречаются у гимнастов, легкоатлетов, метателей, волейболистов, баскетболистов. Симптомы при переломе ключицы: больной сразу принимает вынужденное положение – предплечье и плечо на стороне перелома опущены, локоть поврежденной руки удерживается здоровой. В области перелома является заметная припухлость, кровоизлияние и деформация вследствие смещения костных фрагментов. Активные и пассивные движения больному выполнять болезненно. Первая помощь заключается в наложении ватно-марлевых колец, восьмиобразной повязки. Можно также фиксировать поврежденную область специальными шинами, произвести обезболивание 1—2 проц. раствором новокаина в количестве 20 мл. Плечо больного приподнимается и отводится

назад наружу, фиксируется с помощью повязок и шин.


21
Переломы в локтевом суставе у спортсменов возникают, как правило, при падениях на руки (игровые виды спорта, гимнастика, прыжки в высоту в легкой атлетике, борьбе). При травмах в области локтевого сустава сразу появляются резкая боль, припухлость и нарушение функции руки. В этом случае, еще до установления диагноза в качестве первой помощи производят местное обезболивание струей хлорэтила. Конечность обязательно фиксируют косыночной повязкой. Переломы локтевой и лучевой кости характерны для гимнастики и игровых видов спорта. Возникают при падениях, ударах. Симптомы: боль, припухлость, деформация, нарушение функций. Первая помощь: орошение места повреждения струей хлорэтила и иммобилизация: закрепив бинтом, рука подвешивается на косыночной повязке к шее. Переломы фаланг пальцев кисти характерны для игровых видов спорта. В большинстве случаев травмируются основная фаланга. В зависимости от направления удара и тяги мышц наблюдается угловое смещение. Палец при этом деформируется и укорачивается. На ладонной поверхности при этом прощупывается костный выступ, который при этом может быть не виден из-за значительной припухлости; кровоизлияние сглаживает эту деформацию. Оказание первой помощи: фиксирование пальца с помощью проволочных шин (6).

Переломы ребер встречаются чаще всего у борцов при различных захватах. Более всего подвергаются травмированию нижние отделы грудной клетки. Симптомы: боль, усиливающаяся при дыхательных экскурсиях грудной клетки, особенно, при вдохе, кашле, поворотах. Первая помощь при неосложненном переломе заключается в наложении широкой лейкопластырной повязки или

стягивании грудной клетки полотенцем при вдохе. Это предохраняет пострадавшего от боли.


22
Переломы бедра и голени при занятиях спортом встречаются в основном в
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Амурская государственная медицинская академия iconАмурская государственная медицинская академия кафедра госпитальной терапии
Поэтому…успехи в изучении…ра оказывают существенное влияние на развитие не только ревматологии, но и медицины в целом. (Сигидин Я....

Амурская государственная медицинская академия iconРуководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Гоу впо амурская государственная медицинская академия федерального агенства по здравоохранению и социальному развитию российской...

Амурская государственная медицинская академия iconФедеральное агенство по образованию гоу впо амурская государственная медицинская академия
Заведующий кафедрой инфекционных болезней агма, профессор Фигурнов В. А., доцент Гаврилов В. А., доцент

Амурская государственная медицинская академия iconГбоу впо «Амурская государственная медицинская академия»
Неотложная помощь при остром галлюцинаторно-бредовом, галлюцинаторном и парафренном состоянии заключается в неотложной госпитализации...

Амурская государственная медицинская академия iconГбоу впо «Амурская государственная медицинская академия»
Неотложная помощь при остром галлюцинаторно-бредовом, галлюцинаторном и парафренном состоянии заключается в неотложной госпитализации...

Амурская государственная медицинская академия iconГоу впо амурская государственная медицинская академия
Рекомендации предназначены для студентов, врачей последипломной подготовки по специальности офтальмология, а также практикующих офтальмологов...

Амурская государственная медицинская академия iconАмурская государственная медицинская академия
Методическое пособие предназначено для кардиоревматологов, педиатров детских поликлиник и боль­ниц, на которых лежит ответственность...

Амурская государственная медицинская академия iconАмурская государственная медицинская академия кафедра госпитальной терапии
При этом заболевании параллельно протекают воспалительные экссудативные, пролиферативные и дистрофически-дегенеративные процессы...

Амурская государственная медицинская академия iconАмурская государственная медицинская академия кафедра госпитальной терапии
При этом заболевании параллельно протекают воспалительные экссудативные, пролиферативные и дистрофически-дегенеративные процессы...

Амурская государственная медицинская академия iconГоу впо «амурская государственная медицинская академия»
Методическое пособие предназначено для кардиоревматологов и, прежде всего, для педиатров детских поликлиник и боль­ниц, на которых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную