Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов,






Скачать 309.26 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов,
страница1/3
Дата публикации20.03.2015
Размер309.26 Kb.
ТипМетодические указания
d.120-bal.ru > Водные виды спорта > Методические указания
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра онкологии и лучевой терапии

РАК ОБОДОЧНОЙ КИШКИ
Методические указания для студентов

Иркутск

ИГМУ

2013

УДК

ББК
Рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по специальности «060101 — лечебное дело», «060103 - педиатрия», «060104 — медико-профилактическое дело» по дисциплине «онкология»

(протокол № от 01.01.01)


Составители:

В.Г. Лалетин — доктор мед.наук, профессор кафедры онкологии и лучевой терапии ГБОУ ИГМУ Минздрава России.

Рецензенты:
П 84 Рак ободочной кишки: учебно-метод. пособие / сост. : В. Г. Лалетин ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2013. – 00 с.


Представленная информация знакомит с актуальной проблемой современной клинической онкологии. Представлены сведения по заболеваемости и смертности от рака ободочной кишки. Даны методы диагностики и лечения.

В учебно-методическом пособии предлагаются вопросы к зачету, а также ситуационные задачи, которые позволяют провести контроль знаний студентов.

УДК

ББК

© Лалетин В.Г., 2013

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2013

Общая цель практического занятия

На основе знаний анатомии, физиологии ободочной кишки, Представления об этиологии и патогенезе, клинике различных форм рака обо-дочной кишки научить студентов методике обследования больных, способам диагностики данного заболевания, основам построения клинического диагноза, проведения дифференциального диагноза и выбору метода лечения для каждого больного.

Конкретные цели занятия:

Научить студентов методике собирания жалоб и анамнеза заболевания, методике клинического обследования больного, элементам клинического мышления, включающих:

  • анализ жалоб и анамнестических данных;

  • оценку методов объективного, клинического и инструментального
    исследования;

  • правильную трактовку лабораторных данных, данных
    рентгенологического и эндоскопического исследования,
    морфологических показателей;

  • построение развернутого клинического диагноза и умение его
    обосновать;

  • проведение дифференциального диагноза;

  • выбор и обоснование метода лечения.

Задание для самостоятельной работы студенту во вне-учебное время. В результате подготовки к занятию студент должен знать:

  1. Анатомию, физиологию, кровоснабжение, иннервацию, пути
    лимфооттока, функциональные особенности толстой кишки;

  2. Классификацию заболеваний толстой кишки;

  3. Общие сведения о раке толстой кишки;

  4. Патологическую анатомию рака ободочной кишки (локализацию рака,
    макроскопические и микроскопические формы строения опухолей,
    метастазирование);

  5. Классификацию рака ободочной кишки по характеру роста опухоли,
    гистологической структуре, по локализации и стадии заболевания;

  6. Клинику рака ободочной кишки;

  7. Клиническую классификацию рака ободочной кишки.

  8. Методы диагностики рака различных отделов ободочной кишки;

  9. Дифференциальную диагностику рака ободочной кишки с другими
    заболеваниями толстой кишки;

10. Хирургическое лечение рака ободочной кишки (радикальные и
паллиативные операции). Показания и противопоказания к оперативному
лечению, предоперационную подготовку и послеоперационное ведение
больных, перенесших резекцию толстой кишки;

11. Отдаленные результаты хирургического лечения и прогноз заболевания.
Учебное время: 4 часа.

Место занятия: учебная комната, палаты онкологического отделения,


процедурная комната, эндоскопический кабинет.

Перечень курируемых больных: больные, страдающие раком ободочной кишки, с различной локализацией опухоли, с аппендикулярным инфильтратом, болезнью Крона. Всего 4—5 больных.

Перечень наглядных пособий:

В учебной комнате представлены:

  • анатомия и физиология ободочной кишки;

  • кровоснабжение, пути лимфооттока;

  • классификация рака (клиническая, анатомическая международная);

  • таблица «Симптомы рака ободочной кишки»;

  • принципы оперативного лечения, схемы паллиативных
    и радикальных операций;

  • набор рентгенограмм, характерных для различных локализаций рака
    ободочной кишки;

  • наглядные пособия по методам диагностики (рисунок колоноскопа,
    ректоскопа, фотографии эндоскопических картин рака ободочной
    кишки);

  • статистические данные о результатах лечения.






План проведения практического занятия






Наименование этапов занятия

Время

1

Введение

5 мин.

2

Контроль исходного уровня знаний

20 мин.

3

Закрепление знаний и формирование умений применения различных методов обследования и анализа данных на примере больного, страдающего раком ободочной кишки

40 мин.

4

Формирование умения самостоятельного обследования больного и обоснования клинического диагноза

50 мин.

5

Изучение различных форм проявления заболевания и закрепление умения проводить дифференциальный диагноз, определять тактику и методы лечения

40 мин.

6

Итоговый контроль знаний студентов

20 мин.

7

Заключение

5 мин.




Продолжительность занятия

180 мин.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. После проверки присутствующих преподаватель сообщает цель, задачи и план практического занятия.

Рак ободочной кишки занимает четвертое место среди раков желудочно-кишечного тракта, уступая место раку желудка, пищевода и прямой кишки, однако частота его нарастает и, например, в США рак толстой кишки в настоящее время занимает первое место среди раковых поражений органов желудочно-кишечного тракта.

Вопросы диагностики и лечения рака ободочной кишки в последние годы приобретают все большую актуальность. Рак ободочной кишки — болезнь излечимая, если он своевременно распознан. Трудности своевременного выявления этой болезни обусловлены следующими причинами:

  • особенностью самого заболевания: скрытый при раке ободочной кишки
    доклинический период болезни, длящийся не менее нескольких месяцев.
    Иногда больной оказывается у врача лишь в последней стадии
    заболевания;

  • поздняя обращаемость больных из-за невыраженных симптомов или
    невнимания к своему здоровью;

  • врачи неправильно оценивают симптомы, подвергают больного
    длительному динамическому наблюдению, часто недостаточно владеют
    методами быстрой и точной диагностики;

  • учреждения здравоохранения до сих пор не могут охватить
    диспансеризацией все население.

Проблема выявления, своевременного распознавания и лечения рака ободочной кишки требует от врача глубоких знаний, овладения методикой обследования больных, умения правильно поставить диагноз и направить больного в соответствующее учреждение.

2. Каждый студент получает ситуационную задачу II уровня. Ответы на
поставленные вопросы должны быть краткими и сдаются в письменном виде в
течении 10 минут (ответы сдаются преподавателю на проверку — ответы см.
приложения). Число задач лучше довести до количества студентов в группе.
Оценка исходного уровня позволит преподавателю быстро определить степень
подготовки студентов, внести необходимые изменения, дополнения по ходу
занятия, уделив больше времени трудным разделам, недостаточно освоенным
студентами в процессе самостоятельной подготовки к занятию.

3. Занятие проводится в учебной комнате с хорошо продуманными
наглядными пособиями, которые помогают студентам закрепить знания,
полученные при подготовке к занятию. При разборе истории болезни больного
с типичной картиной заболевания преподаватель обращает внимание
студентов на графики, схемы, рисунки, имеющиеся в учебной комнате.
Больного докладывает куратор, все студенты принимают участие в
клиническом разборе. Следует подчеркнуть, что перед разбором
преподаватель предлагает студентам ряд вопросов, на которые они должны
ответить в письменном виде (см. приложения).

Из раздела «жалобы больного» студенты должны усвоить основные симптомы заболевания, уметь давать им развернутую характеристику, ибо такая форма позволит врачу предположить место локализации опухоли. Основные жалобы при раке ободочной кишки, подлежащие обсуждению со студентами:

  • боль (тупая, схваткообразная, колющая, постоянная, ноющая по всему
    животу, иррадиация болей);

  • тошнота, рвота — редкая, частая, содержимое рвотных масс;

  • задержка стула, газов. Чередование запоров с поносами,
    псевдодиаррея, вздутие живота, урчание;

  • патологические выделения при акте дефекации (слизь,кровь, гной);

• повышение температуры тела до высоких цифр;

  • похудание, слабость, апатия, потеря трудоспособности;

  • анемия.

При формулировке жалоб их необходимо расположить по их значимости. После изложения жалоб изложить симптомы, связанные с нарушением функции других органов.

Анамнез заболевания: студенты должны отразить динамику заболевания от первых симптомов до момента госпитализации в стационар. Отразить начало, длительность и течение болезни (острое или постепенное, чередование обострений и ремиссий). Проводимые исследования, лечение в условиях поликлиники, стационара, его эффективность. При разборе следует обратить внимание на ошибки, допущенные в доклиническом периоде, и связанную с этим 'несостоятельность проводимого лечения.

В разделе «История жизни» необходимо обратить внимание студентов на социально-бытовые условия жизни и труда больного, регулярность питания и характер пищи, перенесенные заболевания и операции на органах брюшной полости, употребление алкоголя и курение. Ознакомиться с наследственностью больного.

Объективное обследование больного: на этом этапе занятия ведущая роль отводится преподавателю. Последовательность демонстрации — внешний осмотр, оценка. Общее состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести и тяжелое). Положение больного: активное или вынужденное. Осмотр кожных покровов — чистые, иктеричные, бледные. Кожа сухая или влажная, сохранен ли тургор кожи, состояние питания, температура тела. Осматриваются язык, слизистые щек. Затем исследуется живот — его конфигурация (пра­вильной формы, умеренное вздутие, отмечаются выбухания, асимметрии). Перистальтика кишечника — нормальная, усиленная, ослабленная или отсутствует.

Исследование лимфатической системы должно быть тщательным и обследовать надо все доступные пальпации группы лимфатических узлов, особенного внимания заслуживают паховые и надключичные (метастаз Вирхова).

Если пальпируется опухоль, то необходимо дать ей полную характеристику — плотная, эластичная, тестоватая. Поверхность ее гладкая, бугристая; подвижная или неподвижная. Болезненная при пальпации или нет. Исследование необходимо проводить — стоя, лежа и на боку.

При увеличении объема живота следует исключить асцит, связанный с возможным метастазированием опухоли по брюшине или в ворота печени; скопление жидкости может быть обусловлено заболеванием сердца, печени и почек.

Очень важно перкуторное исследование границ печени и пальпаторное исследование ее края и поверхности, чтобы исключить наиболее часто встречающиеся в ней гематогенные метастазы.

Затем преподаватель демонстрирует методику исследования костно-мышечной системы, органов дыхания и кровообращения. Далее необходимо продемонстрировать студентам пальцевое исследование прямой кишки (в процедурном или эндоскопическом кабинете).

Преподаватель должен показать методику и четко определить задачи, которые решаются при данном исследовании: дать оценку состояния тонуса сфинктера заднего прохода, исключить поражение слизистой оболочки анального канала, выявить изменения со стороны предстательной железы у мужчин, наличие геморроя, определить состояние окружающей прямую кишку жировой клетчатки и содержащихся в ней лимфатических узлов. При стенозирующих раках левой половины ободочной кишки может быть выявлен симптом «Обу-ховской больницы», то есть расширение пустой ампулы прямой кишки. При пальцевом исследовании можно получить представление о состоянии брюшины дугласова пространства (метастаз Шницлера), дать оценку характера отделяемого из прямой кишки (слизистое, гнойное, кровянистое) по следам на перчатке после извлечения пальца из просвета кишки.

Преподаватель должен объяснить, что ректальное исследование необходимо выполнять планомерно и методично. Исследование надо начать в коленно-локтевом положении больного. После наружного осмотра области заднего прохода осторожно и достаточно медленно вводится указательный палец правой руки в тонкой медицинской перчатке. После исследования прямой кишки в коленно-локтевом положении необходимо, не извлекая пальца, предложить больному выпрямиться и как бы присесть на икры. Такое изменение положения тела вызывает смещение прямой кишки книзу и делает доступным исследованию более высоких ее отделов.

Затем пальцевое исследование проводится в положении больного на спине с согнутыми в коленях ногами, лучше всего на гинекологическом кресле. У женщин :в этом положении следует провести одновременное исследование левой рукой через влагалище ретровагинальной перегородки, задней стенки влагалища и мягких тканей малого таза по бокам от влагалища и прямой кишки.

Если условия и время позволяют, желательно продемонстрировать студентам методику ректороманоскопии и фибро-колоноскопию с рассказом о возможностях данных методик. Рассказ сопроводить показом слайдов с изображением опухолей, выявленных при эндоскопическом исследовании.

Учитывая, что больной онкологический и ряд вопросов обсуждению при нем не подлежит, его отправляют в палату. Студентам предлагается ответить па вопросы по клинической картине заболевания, стадии заболевания, возможности предварительного диагноза. Обсуждается план клинического обследования, проводится интерпретация имеющихся данных.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconМетодические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано...
«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconЛ. П. Семенченко Сестринский процесс при аллергических заболеваниях кожи
Рекомендовано Методическим советом Института сестринского образования гбоу впо игму минздравсоцразвития России в качестве учебно-методического...

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconНеинфекционные заболевания кожи учебно-методические указания для...
Зав кафедрой дерматовенерологии гбоу впо «Кубгму» Минздрава России, профессор, д м н

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconНеинфекционные заболевания кожи учебно-методические указания к практическим...
Зав кафедрой дерматовенерологии гбоу впо «Кубгму» Минздрава России, профессор, д м н

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconУчебно методическое пособие Минск 2007 удк 616. 16 002. 151 053. 1 (075. 9)
Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия учебно – методическим советом

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconТ. В. Променашева общая психология
Гбоу впо игму минздравсоцразвития России в качестве учебного пособия для студентов обучающихся по программам спо

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconМетодические указания к занятиям по педиатрии для студентов по специальности...
Инарокова А. М. доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и...

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconУчебное пособие Под редакцией д-ра мед наук, профессора И. Д. Евтушенко...
...

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconУчебное пособие Под редакцией д-ра мед наук, профессора И. Д. Евтушенко...
...

Методические указания для студентов Иркутск игму 2013 удк ббк рекомендовано методическим советом медико-профилактического факультета гбоу впо игму минздрава России в качестве учебно-методического пособия для студентов, iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы...
Рекомендовано учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную