Скачать 90.91 Kb.
|
Министерство образования Республики Беларусь Национальный институт образования НАШИ ДОМАШНИЕ ЛЮБИМЦЫ Программа факультативных занятий для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений Минск, 2007 Автор-составитель: Павленкович Е.В. – методист РУМК Гродненского райисполкома В последнее время люди все чаще обращаются к живой природе. Все больше внимания уделяют общению с братьями нашими меньшими. После приручения домашних животных произошел, говоря словами эволюционистов, глубокий и сильный ароморфоз: человечество поднялось на качественно новую и высокую ступень своего развития. Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данная программа факультативных занятий посвящена изучению особенностей жизнедеятельности, поведения и содержания последней. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последнее время люди все чаще обращаются к живой природе. Все больше внимания уделяют общению с братьями нашими меньшими. После приручения домашних животных произошел, говоря словами эволюционистов, глубокий и сильный ароморфоз: человечество поднялось на качественно новую и высокую ступень своего развития. Домашних животных можно разделить условно на три большие группы: сельскохозяйственные, служебные и декоративные. Данный факультатив посвящен изучению особенностей жизнедеятельности, поведения и содержания последней. Приобретая животное, многие не осознают до конца, насколько его присутствие в доме изменит привычный образ жизни. Его содержание требует знаний, дать которые, и призваны занятия в рамках факультатива «Наши домашние любимцы». Целью факультатива является осознание школьниками ответственности за прирученных животных, ознакомление их с особенностями содержания и ухода за разными категориями домашних питомцев, приобретение учащимися навыков ухода за ними. Факультатив предполагает решение следующих задач: - научить школьников применять знания, полученные на уроках биологии на практике, - сформировать чувство ответственности перед природой, - сформировать представление о единстве мира живой природы и человека; - научить правильно и гуманно относится к братьям нашим меньшим; - овладеть основными навыками ухода за домашними животными. Рекомендуемые формы и методы проведения занятий На факультативных занятиях должное внимание должно быть уделено самостоятельной работе учащихся: написанию рефератов, проведению наблюдений и исследований. Для закрепления знаний о животных, а так же для приобретения навыков по уходу и содержанию предусмотрено проведение ряда практических работ, которые проводятся при наличии соответствующей базы и условий. Программа включает в себя восемь разделов. Первый посвящен общим вопросам, а в остальных рассматриваются собаки, кошки, грызуны и кролики, птицы, декоративные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, а также экзотические питомцы. Программа факультативных занятий «Наши домашние любимцы» предназначена для изучения в 8 классе, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. СОДЕРЖАНИЕ Животные в произведениях литературы и искусства Животные в мифологии и религии. Тотемизм. Священные животные Древнего Египта. Легенды и мифы Древней Греции о животных. Библейские легенды о животных. Животные в суевериях и приметах наших предков. Животные в изобразительном искусстве. Первые изображения животных. Животные – тема декоративно-прикладного искусства разных народов. Искусство художников-анималистов (Пауль Поттер, Франс Снейдерс, Ян Фейт, Джон Одюбон, Иоганн Фридрих Грот, П.К. Клодт, Е.А. Лансере, В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин, А. П. Чехов) Животные – герои художественных произведений (сказки, рассказы и романы Д. Лондона, В. Бианки, Э. Сеттон-Томпсона, Д. Даррелла, Я. Мавр и др.; фильмы о животных, мюзиклы о животных). Домашние животные Выбор домашнего питомца. Психологические причины. Краткая характеристика домашних животных и необходимых условий для их содержания. Ветеринарная служба. Ветеринарные клиники. Профессия ветеринарного врача. Закон и домашние животные. Международный закон о домашних животных. Правила содержания собак и кошек в городе. Перевозка домашних животных. Уголовный кодекс о жестоком обращении с животными. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, использованию собак в жизни человека. Собаки Породы собак. Понятие породы. Группы пород собак: пастушьи, охотничьи, служебно-розыскные, декоративные. Выбор и приобретение собаки. Значение собаки в жизни человека. Выбор породы. Условия, необходимые для содержания собаки. Выбор щенка. Поведение собаки. Органы чувств. Общение собак между собой и с людьми (территория, лай, позы, лидерство). Содержание собаки и уход за ней. Место собаки в доме. Питание собаки. Уход за собакой. Признаки заболеваний (инфекционных, паразитарных, травм). Особенности ухода за собаками разных возрастов. Размножение. Воспитание собаки. Основы дрессировки. Приучение щенка к месту, основные команды. Собаки на службе человека. Собаки-поводыри, собаки-сыщики, собаки-спасатели, ездовые собаки и др. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, использованию собак в жизни человека. Практические работы № 1. Составление рациона кормления собак. Кошки Породы кошек. Длинношерстные (персидские), полудлинношерстные (ангора, сибирская, бирманская), короткошерстные (европейская, британская, русская голубая), рексы (корниш-рекс, уральский рекс), сфинксы (канадские), сиамские. Поведение кошки. Кошачий язык, язык тела. Кошачье сообщество. Кошка в доме. Выбор и приобретение котенка. Как выбрать здорового котенка. Различия в содержании самцов и самок. Содержание кошек в доме. Место для отдыха и кормления. Туалет. Заточка когтей. Игры и прогулки. Уход за кошкой. Кормление. Размножение. Признаки заболеваний (инфекционных, паразитарных, травм). Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, использованию кошек в жизни человека. Практические работы № 2. Составление рациона кормления кошек. Грызуны и кролики Мыши и крысы. Дикие представители. Одомашнивание крыс и мышей. Выбор и покупка питомца. Размещение в доме. Поведение и органы чувств. Забота о здоровье. Крысы и мыши на службе у человека. Морские свинки. Дикие предки. Породы: короткошерстные, абиссинские, ангорские, коронеты, английские хохлатые, рексы. Выбор питомца. Размещение в доме. Питание. Поведение. Хомяки. Представители: золотистые хомяки, хомяки Роборовского, хомяки Кэмбелла, ждунгарские хомяки. Выбор и приобретение питомцев. Размещение в доме. Питание. Поведение. Приручение и дрессировка. Разведение. Шиншиллы. Происхождение. Особенности поведения и ухода. Кролики. Происхождение. Породы карликовых кроликов: горностаевый, цветной, баран, рекс, лисий. ангорский. Размещение в доме. Питание. Поведение. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, использованию грызунов в жизни человека. Практические работы № 3. Составление рациона питания морских свинок, хомяков, кроликов. Птицы Попугаи. Дикие виды. Разнообразие прирученных видов: волнистые, певчий, неразлучники, жако, амазоны, какаду, ара, лори. Размещение в доме. Питание. Поведение. Разведение. Как научить говорить попугая. Канарейки. Дикие представители. Группы пород: певчие, горбатые, курчавые, фигурные, расписные, хохлатые. Размещение в доме. Питание. Поведение. Разведение. Обучение пению. Другие декоративные птицы. Чиж. Щегол. Овсянка обыкновенная. Московка. Черноголовая славка. Скворец. Голуби. Дикий предок: скалистый голубь, сизый голубь. Использование голубей человеком: декоративные голуби, почтовые голуби. Породы: чайки, статные, кудрявые, высоколетные, бойные, турманы, чистые. Устройство голубятни. Питание. Размножение. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, использованию птиц в жизни человека. Практические работы: № 4. Изучение устройство голубятни. № 5. Составление рациона питания различных пород (видов) попугаев (канареек, голубей). Декоративные рыбы Устройство аквариума. Место для аквариума. Типы и виды аквариумов: нерестовый, выростовый, отсадочный, декоративный. Аквариумный грунт, вода, растения. Аквариумное оборудование. Биологический режим и уход за аквариумом. Корма. Болезни рыб. Аквариумные рыбы. Неоны. Живородящие: гуппи, меченосцы, пецилии, молинезии. Барбусы. Сомы. Лабиринтовые: макраподы, гурами, петушки, лялиусы. Цихлиды: скалярии, бирюзовая акара, дискусы. Прудовые рыбы: золотые рыбки, карпы кои, серебряный карась. Особенности поведения и условия содержания. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, разведении, использованию рыб в жизни человека. Практические работы № 6. Изучение устройства декоративного аквариума. № 7. Составление рациона кормления аквариумных рыб. Земноводные и пресмыкающиеся Террариум. Общие требования к устройству террариума. Амфибии. Классификация и представители земноводных: безногие, хвостатые. бесхвостые. Особенности биологии земноводных. Условия содержания в неволе (лягушки, жабы, тритоны). Пресмыкающиеся. Классификация и представители: пресноводные черепахи, сухопутные черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы. Особенности биологии пресмыкающихся. Условия содержания в неволе. Манипуляции с пресмыкающимися. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы разных породах, поведении, использованию пресмыкающихся в жизни человека. Экзотические домашние питомцы Проблемы содержания диких животных (обезьяны, медведи, кошачьи, хищные птицы, ежики, белки, пауки и др.). Роль человека в сохранении разнообразия представителей дикой природы. Демонстрации Таблицы, коллекции, мультимедиа-презентации, видеофильмы об экзотических домашних питомцах и их роли жизни человека. Практические работы № 8. Организация фотовыставки, рисунков, творческих работ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления: - о породах и группах пород домашних животных; - о диких предках домашних животных; - об использования человеком домашних животных; - о роли животных в истории, литературе и искусстве; - об особенностях поведения разных групп декоративных животных - об особенностях ухода и содержании разных групп декоративных животных. Учащиеся овладевают следующими способами деятельности: Называть: породы и группы пород домашних животных; диких предков домашних животных; Приводить примеры: использования человеком домашних животных; роли животных в истории, литературе и искусстве; Характеризовать: особенности поведения животных; Обосновывать: особенности ухода и содержания разных групп животных; Распознавать: породы животных; Применять знания: об устройстве жилищ для домашних животных; о манипуляциях с домашними животными; об основах дрессировки; Наблюдать: поведение домашних животных. рекомендуемая Литература
|
![]() | Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана на основе типовой программы по биологии (авторы В. Н. Сивоглазов, Т. В. Шевырева,... | ![]() | Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/... |
![]() | Программа курса биологии для 7 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII... | ![]() | Итоговая работа по теме тип Членистоногие для учащихся 7 класса по учебнику для общеобразовательных учреждений В. Б. Захарова, Н.... |
![]() | Мбоу «Школы №120», программы И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова, А. Г. Драгомилов, Т. С. Сухова. Биология: 5–11 классы:... | ![]() | Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... |
![]() | Познакомить с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза, надпочечников; щитовидной и поджелудочной... | ![]() | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, «Программы... |
![]() | Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, Программы для общеобразовательных... | ![]() | Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. М.: Дрофа, 2008. 255с.//, полностью... |