Скачать 50.59 Kb.
|
Образовательные задачи: ● Сформировать у школьников понятия «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание»; познакомить с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования). Продолжить развитие у старшеклассников умения записывать схемы скрещивания. ●Убедить учащихся в том, что взаимоотношения между генами в клетке и организме не всегда складываются по принципу полного доминирования одного из них. Воспитательные задачи: ● продолжить нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая опасность наркотиков, алкоголя и курения на наследственность. Развивающие задачи: ●Развивать у учащихся умение логически мыслить, делать выводы. ● Продемонстрировать учащимся возможности использования знаний о законах генетики в практике медицины и сельского хозяйства. Оборудование урока: ● Диск «Кирилл и Мефодий» ( тема 26, урок 30) ●Демонстрационный материал «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание». План урока: I. Проверка знаний учащихся. 1 Решение задач по текстам (2 человека на местах, 1 у доски). А) Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых? Б) Фенилкетонурия наследуется по наследству как доминантный признак. Какими могут быть дети в семье, где родители гетерозиготны по этому признаку? В) У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов доминирует над геном желтой окраски. Определите, какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гомозиготных красноплодных растений с желтоплодными? 2. Терминологическая разминка. • Генетика изучает закономерности … • Наследственность – это … • Изменчивость – это … • Основоположником генетики является … • Объектом своих исследований Мендель выбрал … • Почему Мендель для опытов взял горох? • Какое скрещивание называется моногибридным? • Ген, контролирующий преобладающий признак , называется … • Ген, контролирующий подавляемый признак , называется … • Какие гены называются аллельными? • Противоположные признаки называются … • Что значит особь гомозиготна? гетерозиготна? Как они обозначаются? • Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантные признаки, а часть – рецессивные называется …? • Растения, в потомстве которых при самоопылении не наблюдается расщепления признаков, называется …? • Проявление промежуточных признаков у гибридов первого поколения при скрещивании чистых линий наблюдается при …? II. Изучение нового материала. Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно проявление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполного доминирования. Так, например, при скрещивании растений ночной красавицы, имеющей пурпурные цветки (АА), с растением, имеющим белые цветки (аа), все растения первого поколения имеют розовую окраску, которая является промежуточной (Аа). - Это противоречит правилу единообразия первого поколения? При скрещивании гибридов во втором поколении можно наблюдать расщепление признака. - В каком соотношении произошло расщепление? Чтобы подчеркнуть, что ген не полностью доминирует, над ним ставится черточка. (Объяснение с помощью демонстрационного материала. Запись задачи на доске.) У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы. - Какой генотип по признаку структуры волос имеете вы? (спросить несколько учащихся с разной структурой волос). Иногда расщепление признака во втором поколении может отклоняться от ожидаемых (3:1 –при полном доминировании, 1:2:1 – при неполном доминировании) результатов. Это связано с тем, что в некоторых случаях гомозиготы по одному из признаков оказываются нежизнеспособными. В этом случае говорят о летальных генах. Один ген может оказывать влияние на другие признаки, в результате чего снижается жизнеспособность. Например, серые каракульские овцы, гомозиготные по доминантному признаку серой окраски, погибают после рождения из-за недоразвитости желудка. Другим примером доминантного летального гена является брахидактилия у человека ( укороченные пальцы ) . Гомозиготы по данному гену погибают на ранних стадиях развития зародыша, а признак проявляется только у гетерозигот. Примером рецессивного летального гена является ген серповидно-клеточной анемии у человека. В норме эритроцыты человека имеют форму двояковогнутого диска. При сеоповидно-клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все имеют измененную форму. Гоиозиготы поэтому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из-за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны. Любой организм содержит огромное количество признаков. Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Генотип – совокупность всех генов какого-либо организма. - Можно ли фенотипу судить о генотипе? Представьте себе, что вам на день рождения подарили щенка. Причем утверждают , что он является чистопородным. Как убедиться, что это правда? ( Просмотр видеофрагмента с диска, кадр №2) -После просмотра видеофрагмента подвести учащихся к выводу, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в первом поколении не дают, а гетерозтготные особи при скрещивании с гомозиготной особью по рецессивному признаку, дают расщепление уже в первом поколении. Анализирующее скрещивание – это скрещивание исследуемой особи с особью гомозиготной по рецессивному признаку. III. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока с обсуждением вопросов и заданий для учащихся, решение задачи. 1. Почему при промежуточном наследовании расщепление по фенотипу и генотипу совпадает? 2. В чем заключается практическое значение анализирующего скрещивания? 3. Почему при анализирующем скрещивании одна из родительских особей обязательно должна быть гомозиготной по рецессивной аллели данного гена? 4. Задача. Цистинурия - наследственное заболевание, связанное с образованием цистиновых камней в почках. Этот признак рецессивен. Но у гетерозигот наблюдается повышенное содержание цистина в моче. Определите возможные формы проявления заболевания у детей в семье, если один из супругов имел повышенное содержание цистина в моче, а другой – страдал почечно-каменной болезнью. Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей и возможные генотипы у детей. IV. Выводы урока. 1.Знание законов моногибридного скрещивания позволяет решать не только теоретические, но практические задачи ( например, в области сельского хозяйства). 2. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя. 3. При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена. V. Домашнее задание: изучить параграф 3.6 |
![]() | Первый ряд вместе с учителем работают с основными понятиями генетики, которые написаны на доске. (Приложение №1) | ![]() | Урок технологии и биологии в 9 классе «Гигиена кожи» (урок-конференция, интегрированный, в форме телепередачи) |
![]() | «Сергеевская средняя общеобразовательная школа Пограничного муниципального района» | ![]() | Я фролова Надежда Степановна. Учитель биологии кгу «Журавлевская средняя школа» проведу у Вас урок |
![]() | Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических... | ![]() | Этот урок разработан для IX класса ( учебник под редакцией И. Н. Пономаревой), но может быть проведен и в XI классе при условии усложнения... |
![]() | Дмитриевой Е. А. «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)», Просвещение, 2011. Урок относится к главе I. «Строение и функции клетки.... | ![]() | «Живой урок» и анализа причинно-следственных связей между работой желез внутренней и смешанной секреции и заболеваниями, связанными... |
![]() | Цель: Охарактеризовать основные методы генетики человека и объяснить взаимосвязь между ними | ![]() | Оборудование: компьютер, портреты Л. Пастера и И. И. Мечникова, световой и электронный микроскоп, 2 халата, чашка Петри, стакан с... |