Утверждено






НазваниеУтверждено
страница1/6
Дата публикации19.05.2015
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
d.120-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

Гимназия
УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________ (О.И.Мирушина)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ

Ступень обучения (класс) __6___

Количество часов ___34_____

Уровень ___базовый___

Учитель высшей квалификационной категории Лепёхина Елена Владимировна
Программа разработана на основе
программы авторского коллектива

под руководством И.Н.Пономаревой

Вентана-Графт, Москва.

Москва 2014-2015 учебный годПояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко).

При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса. Программа предусматривает проведение 20 лабораторных работ , использование текущего, тематического тестового. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава.

Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2009.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание

Введение (1ч).

Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.

Демонстрации: Многообразие живых организмов

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь/объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

Общее знакомство с растениями (6 ч).

Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.

Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.

Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.

Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.

Демонстрации: Споровые, семенные, цветковые растения. Органы цветкового растения

Лабораторные работы: Строение спорового и цветкового растения.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов

уметь/объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;

изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения

анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Клеточное строение растений (5 ч)

Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.

Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.

Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.

Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. Строение растительной клетки. Ткани и органы растительного организма

Лабораторные работы: Приемы работы с увеличительными приборами. Рассматривание клеток кожицы чешуи лука

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток организмов растений

уметь/ изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

Органы цветковых растений (18 часов)

Семя

Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.

Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.

Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения. Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян

Лабораторные работы: Изучение строения семян фасоли и пшеницы.

Корень

Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.

Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.

Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.

Демонстрации: Виды корней. Типы корневых систем

Лабораторные работы: Строение корня у проростка фасоли

Побег

Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.

Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.

Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.

Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.

Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.

Демонстрации: Строение побега. Строение почки. Внешнее и внутреннее строение листа. Листорасположение. Многообразие стеблей. Внутреннее строение стебля

Лабораторные работы: Строение вегетативных и цветочных почек. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы

Цветок и плод

Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.

Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.

Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.

Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.

Демонстрации: Строение цветка. Соцветия. Многообразие плодов

Лабораторные работы: Типы соцветий

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода

уметь/объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;

сравнивать биологические объекты (органы растений)

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Процессы жизнедеятельности растений (11 часов)

Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.

Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.

Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.

Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.

Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.

Демонстрации: Роль света в процессе фотосинтеза. Испарение воды листьями растений.

Лабораторные работы: Черенкование комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;

уметь/ описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений

выявлять приспособления организмов к среде обитания

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Отделы царства растений (10 часов)

Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.

Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.

Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.

Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.

Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений

Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.

Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.

Демонстрации: Строение мха. Строение папоротника, хвоща, плауна. Размножение сосны.

Лабораторные работы: Изучение внешнего вида хвойных растений. Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений.

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных систематических групп

уметь/объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека

распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов

сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.

Историческое развитие растительного мира (4 часа)

Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.

Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.

Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.

Демонстрации: Центры происхождения культурных растений. Сорта культурных растений

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать сущность биологических процессов: эволюционного развития растений

уметь/объяснять причины эволюционных изменений растений

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.

Демонстрации: Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений

Царство Грибы(3 часа)

Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.

Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.

Демонстрации: Многообразие грибов. Строение шляпочного гриба. Грибы-паразиты

Лабораторные работы: Изучение строения плесневых грибов

Отдел Лишайники (1 час).

Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.

Демонстрации: Многообразие лишайников

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов:

В результате изучения разделов ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

уметь/объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы.

Природные сообщества (5 часа)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.

Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.

Демонстрации: Ярусность в растительном сообществе

Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:

В результате изучения раздела ученик должен

знать/понимать признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона

уметь/ объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года:

В результате изучения биологии ученик должен

  • знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение

  • уметь

  • объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.



Основные требования к уровню знаний учащихся

Знать основные царства организмов, термины ботаники, органы растения, клеточные структуры, значение семени, различать однодольные и однодольные растения, виды корней, различать виды корней, строение листа, механизм почвенного питания, влияние удобрений на растения; жизненные формы растений;

Называть значение семени, функции стебля, этапы водообмена, способы вегетативного размножения, значение плесневых грибов в природе и жизни человека, способы питания многоклеточных грибов, основные типы природных сообществ.

Приводить примеры: значения ботанических знаний, растений, имеющих видоизмененные побеги, растений, размножающихся вегетативно, гибели растений от влияния условий среды, естественные сообщества.

Распознавать и описывать: жизненные формы растений, основные органы растений, клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деления клетки, рост; строение и функции тканей растений; по рисунку строение семени однодольных и двудольных растений, строение листа, строение корня, видоизменения побега; виды корней; зоны корня; строение цветка; типы соцветия; способы вегетативного размножения; стадии развития растения и их последовательность; строение мхов; строение папоротников; строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных; строение цветковых растений; строение бактериальной клетки; строение плесневых грибов; съедобных и несъедобных грибов; строение лишайников;

Доказывать и объяснять: роль растений в природе и жизни человека; растение - живой организм; возможность определение по внешнему виду растения состояния процессов его жизнедеятельности; последствия для растений нарушения человеком покровной ткани; почка – видоизмененный побег; взаимосвязь стебля с другими органами растения; корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги; роль и механизм почвенного питания в жизни растения; влияния удобрения на растения; космическую роль зеленых растений; роль водорослей в природе и в жизни человека; происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей; роль бактерий.

Календарно-тематическое планирование
уроков
БИОЛОГИИ

Класс: 6

Количество часов: всего 34 часов; в неделю:1 час.

Плановых лабораторных работ: 13.

Вид программы: Программа для основной общеобразовательной школы.

Ф.И.О. авторов программы: Авторский коллектив под руководством проф. И.Н.Пономарёвой; «Вентана-Граф», Москва

Ф.И.О. авторов учебного пособия: И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко БИОЛОГИЯ 6 класс; Издат.центр «Вентана-Граф

Ф.И.О. учителя: Лепёхина Елена Владимировна




Тема

Кол-во часов

Номер лабораторной работы



Тема

Кол-во часов

лаб.раб. по учебнику

Тема I.

Введение. Общее знакомство с растениями

3

№1(1)

Тема II

Клеточное строение растений

2

№3-4 (2)

Тема III

Органы цветковых растений

11

№5,7,8,9,10(3-7)

Тема IV

Основные процессы жизнедеятельности растений

4

№9(8)

Тема V

Основные отделы царства растений

6

№16,17,18,19(9-12)

Тема VI

Историческое развитие растительного мира на Земле

2




Тема VII

Царство Бактерии

1

№21(13)

Тема VIII

Царство Грибы. Лишайники

2




Тема IX

Природные сообщества

2







Заключение по курсу биологии 6 класса

1




Всего:

34

13





урока


Дата

Тема урока

Изучаемые

понятия

Лабораторные

и

практические

Демонстрации

Примечания

межпредметные

связи, формы и методы

ДЗ

1

1.09.

Наука о растениях - ботаника

Биология. Ботаника, царства, многообразие, значение, применение. культурные, дикорастущие, однолетние, многолетние, лекарственные, декоративные, деревья, кустарники, травы, признаки растений


Растения Гербарии, таблицы, натуральные объекты


С. 3-6 §1



2

8.09.


Строение растений

Признаки растений, хлорофилл, основные органы,

л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями»

Гербарии, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§2

С.10-13

4

12.09.


Разнообразие растений. Семенные и споровые растения.

Признаки растений, спора




Гербарии, таблицы, натуральные объекты




§2


5

15.09.


Растение – живой организм.

Система органов, обмен веществ, размножение, рост, развитие




Гербарии, таблицы, натуральные объекты




§.3

6

19.09.


Условия жизни растений.

Среда обитания, факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные, экология










§3,4


7

22.09.

Среды жизни растений.

Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, приспособленность, многообразие.




таблицы

Биологический диктант

§4,5



8

26.09.


Увеличительные приборы.

Увеличительные приборы, клетка

л/р №2 «Строение микроскопа. Приготовление микропрепарата»

Микроскоп, инструментарий

ТБ, культура рабочего места

§6


9

29.09.


Строение растительной клетки.

оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды, хлорофилл, обмен веществ, деление, рост

л/р №3 «Рассматри-вание клеток. Изучение клеток кожицы лука»

Таблицы, микроскоп, микропрепараты, инструментарий

ТБ, культура рабочего места

§7

10

3.10.


Жизнедеятельность клетки.

Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, деление.







Тест

§8


11

6.10.


Ткани растений.

Ткань, межклетник, образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая




Таблицы,




§9

12

10.10.


Контрольно-обобщающий урок по темам: «Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений».


















13

13.10.


Внешнее и внутреннее строение семени

Кожура, рубчик, микропиле, эндосперм, зародыш, двудольные и однодольные

л/р №4«Строение семени фасоли»

таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§10

14

17.10

Условия прорастания семян.

Прорастание, запас питательных веществ, температура, кислород, вода.




таблицы




§11

15

20.10.


Значение семян.

Размножение, расселение, значение для человека.










§ 12



16

24.10.


Внешнее строение корня.

Функции корня. Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая и мочковатая корневая система, корневые волоски, чехлик.

л/р №5 «Рассматривание корня у проростка фасоли»

таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§13

17

27.10.


Внутреннее строение корня.

Корневые волоски, чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения. Восходящий и нисходящий ток жидкости.



микроскоп, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§13, 14


18

31.10.


Значение корней.

Функции корня, разнообразие корней.




таблицы

Тест

§ 15



19

10.11.


Строение и значение побега.

Побег, стебель, листья, почки, узел, междоузлие, пазуха, пазушная и верхушечная почки, листорасположение, листовая мозаика

л/р №6 «Побег, листорасположение Строение вегетативных и генеративных почек»

Гербарии, таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§ 16

20

14.11.


Внешнее и внутреннее строение почки.

Почка, почечные чешуи, почки вегетативные и генеративные, конус нарастания, рост, прищипка.




Гербарии, таблицы, натуральные объекты




§ 17

21

17.11.


Внешнее и внутреннее строение листа.

Листья простые и сложные, жилки, жилкование, устьица, кожица, мякоть листа, столбчатая ткань, световые и теневые листья.

л/р №7 «Внутреннее и внешнее строение листа»

Гербарии, таблицы, натуральные объекты, микропрепараты

ТБ, культура рабочего места

§ 18

22

24.11.


Функции листа.

Фотосинтез, испарение воды, газообмен, выделение, листопад, видоизменения листьев.







Творческая работа «Ода листу»

§19


23

28.11.

Внешнее и внутреннее строение стебля.

Функции стебля, сердцевина, древесина, сосуды, ситовидные трубки, годичные кольца, розетки, плети, усы, лианы, суккуленты, корневище, клубень, луковица

л/р №8 «Внутреннее и внешнее строение стебля»

таблицы




§20

24

1.12.


Многообразие стеблей.

Розетки, плети, усы, лианы, суккуленты...







Тест

§21


25

5.12.


Видоизменения подземных побегов.

Корневище, столон, клубень, луковица.

л/р №9 «Строение клубня и луковицы»

таблицы, натуральные объекты

ТБ, культура рабочего места

§22

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №28 с. Кирпичное муниципального образования Туапсинский...

Утверждено iconУтверждено к печати комиссией по наследию, традициям, развитию личности,...
Утверждено к печати комиссией по наследию, традициям, развитию личности, творчества, искусства Департамента по вопросам малочисленных...

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено

Утверждено iconУтверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

Утверждено iconУтверждено
Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Утверждено iconУтверждено
Планируемые результаты освоения обучающимисяаооп начального общего образования 16

Утверждено iconУтверждено
Оао «Якутскгеофизика» смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи

Утверждено iconУтверждено на заседании кафедры
Исторические этапы гигиенической науки, выдающиеся ученые общей и спортивной гигиены

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную