Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный университет путей сообщения»
Гимназия УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ (О.И.Мирушина)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ
Ступень обучения (класс) __6___
Количество часов ___34_____
Уровень ___базовый___
Учитель высшей квалификационной категории Лепёхина Елена Владимировна Программа разработана на основе программы авторского коллектива
под руководством И.Н.Пономаревой
Вентана-Графт, Москва.
Москва 2014-2015 учебный годПояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы по биологии (авторы И.Н. Пономарева, В.М.Константинов, В.С. Кучменко).
При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения живой природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Учащиеся получают представления о многообразии бактерий, грибов, растений, принципах их классификации, практическом значении биологических знаний как основе медицины, биотехнологии, сельского хозяйства, природоохранной деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Она включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого раздела, перечнем лабораторных работ; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; литературу средства обучения; календарно-тематическое планирование. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться при изучении данного курса. Программа предусматривает проведение 20 лабораторных работ , использование текущего, тематического тестового. В ходе реализации программы целесообразно применение дидактической многомерной технологии и технологии тестового контроля, возможно использование фронтальных, групповых форм работы, работы в парах сменного состава.
Для реализации программы используется учебник Биология: 6 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Основное содержание
Введение (1ч).
Система живой природы. Многообразие живых организмов. Царства органического мира. Место растений среди царств живой природы и их разнообразие. Биология и ботаника как науки. Значение биологических знаний и знаний о растениях в жизни человека.
Демонстрации: Многообразие живых организмов
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов
уметь/объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;
Общее знакомство с растениями (6 ч).
Признаки растений и их многообразие. Культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники. Кустарнички. Однолетние, двулетние и многолетние травы. Лекарственные и декоративные растения.
Растение как живой организм. Строение и жизнедеятельность растений. Органы растений. Особенности споровых, семенных и цветковых растений.
Условия жизни растений. Экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и другие организмы. Особенности условий существования организмов в каждой среде. Многообразие растений как результат их обитания в различных экологических условиях.
Сезонные явления в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Осенние изменения в жизни растений и их значение.
Демонстрации: Споровые, семенные, цветковые растения. Органы цветкового растения
Лабораторные работы: Строение спорового и цветкового растения.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов
уметь/объяснять роль биологии и ботаники в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося;
изучать биологические объекты и процессы: наблюдать за сезонными изменениями в природе
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Клеточное строение растений (5 ч)
Увеличительные приборы: лупа и микроскоп, правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Правила работы с биологическими объектами. Техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Клетка как структурно-функциональная единица живого. Строение растительной клетки. Разнообразие клеток растений.
Состав клетки. Роль органических и неорганических веществ в ней. Процессы жизнедеятельности клетки и их зависимость от условий окружающей среды. Движение цитоплазмы. Рост и деление клеток.
Понятие о тканях. Ткани растений: особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Одноклеточные и многоклеточные растения.
Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ. Строение растительной клетки. Ткани и органы растительного организма
Лабораторные работы: Приемы работы с увеличительными приборами. Рассматривание клеток кожицы чешуи лука
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток организмов растений
уметь/ изучать биологические объекты и процессы: рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.
Органы цветковых растений (18 часов)
Семя
Семя и его функции. Внешнее и внутреннее строение семян. Разнообразие семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш и запасающие ткани семени.
Условия прорастания семян. Агротехнические приемы посева семян. Значение всхожести, глубины посева для прорастания семени. Значение семени в природе. Хозяйственное значение семян.
Демонстрации: Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растения. Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды, тепла, воздуха для прорастания семян
Лабораторные работы: Изучение строения семян фасоли и пшеницы.
Корень
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Роль корневых волосков в жизнедеятельности растения.
Рост корня. Ветвление корней. Пикировка как агротехнический прием и ее значение.
Многообразие корней. Видоизменения корней и их значение.
Демонстрации: Виды корней. Типы корневых систем
Лабораторные работы: Строение корня у проростка фасоли
Побег
Строение и значение побегов у растений. Почка как зачаточный побег. Строение вегетативных и генеративных почек. Развитие побега из почки. Рост побегов. Управление ветвлением побегов.
Лист и его функции. Особенности внешнего строения листа. Листорасположение. Листовая мозаика. Многообразие листьев.
Внутреннее строение листа в связи с выполняемыми функциями. Строение покровной ткани и мякоти листа. Приспособления листа к фотосинтезу, испарению воды, дыханию. Строение и работа устьиц. Световые и теневые листья. Видоизменения листьев. Листопад.
Особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями. Рост стебля в длину и толщину. Камбий и его роль в жизни растения. Причины образования годичных колец.
Многообразие побегов. Видоизмененные побеги: клубень, луковица, корневище. Удлиненные и укороченные, вегетативные и генеративные побеги. Побеги растений в зимнее время.
Демонстрации: Строение побега. Строение почки. Внешнее и внутреннее строение листа. Листорасположение. Многообразие стеблей. Внутреннее строение стебля
Лабораторные работы: Строение вегетативных и цветочных почек. Внешнее строение корневища, клубня и луковицы
Цветок и плод
Цветок: строение в связи с выполняемыми функциями. Околоцветник и главные части цветка. Особенности однополых и обоеполых цветков. Однодомные и двудомные растения. Многообразие цветков.
Соцветия и их биологическая роль. Виды соцветий. Простые и сложные соцветия.
Цветение и опыление растений. Естественное и искусственное опыление. Приспособления растений к опылению насекомыми, ветром, самоопылению. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его функции. Строение плода. Многообразие плодов: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Способы распространения плодов и семян.
Растение как целостный организм. Взаимосвязь органов растения. Зависимость жизнедеятельности растения от условий окружающей среды.
Демонстрации: Строение цветка. Соцветия. Многообразие плодов
Лабораторные работы: Типы соцветий
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: семени, корня, листа, стебля, цветка, плода
уметь/объяснять: приспособление строения органа к выполняемым функциям, значение видоизменений органов;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, структурные элементы органов растений;
сравнивать биологические объекты (органы растений)
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на строение органов растений
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Процессы жизнедеятельности растений (11 часов)
Минеральное питание растений. Роль корня в поглощении воды и веществ из почвы. Корневое давление. Удобрения: их виды и значение для роста и развития растений.
Фотосинтез как основной способ получения органических веществ растением. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Роль листьев и хлорофилла в процессе фотосинтеза. Приспособления растений к фотосинтезу. Значение фотосинтеза в природе. Космическая роль зеленых растений.
Дыхание растений и его значение. Приспособления растений к осуществлению дыхания. Влияние окружающей среды на дыхание растений.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Водный обмен у растений. Испарение и его значение. Зависимость интенсивности испарения от внешних условий.
Размножение растений и его биологическая роль. Способы размножения растений и их биологическое значение. Споры и семена как приспособления к размножению и расселению растений. Оплодотворение и его значение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.
Вегетативное размножение растений, его формы и биологическое значение. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Агротехнические приемы вегетативного размножения культурных растений. Прививка. Размножение тканями.
Рост и развитие растений. Этапы индивидуального развития растений и продолжительность их жизни. Влияние условий окружающей среды на рост и развитие растений.
Демонстрации: Роль света в процессе фотосинтеза. Испарение воды листьями растений.
Лабораторные работы: Черенкование комнатных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
уметь/ описывать: сущность основных процессов жизнедеятельности растений
выявлять приспособления организмов к среде обитания
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Отделы царства растений (10 часов)
Понятие о систематике растений. Классификация растений. Систематические категории в царстве Растения. Вид как основная систематическая категория. Бинарные названия видов.
Водоросли: условия обитания, строение, жизнедеятельность. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Зеленые, бурые, красные водоросли и их особенности. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Отдел Мхи: особенности строения и жизнедеятельности как высших споровых растений. Печеночные и листостебельные мхи. Сфагновые мхи. Размножение и развитие мхов. Значение мхов в природе и жизни человека. Охрана мохообразных растений.
Отдел Папоротникообразные. Особенности папоротников. Плаунов, хвощей как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Роль папоротников в формировании биосферы. Значение современных папоротникообразных растений и их охрана.
Отдел Голосеменные: общая характеристика и многообразие. Семенное размножение хвойных растений. Значение голосеменных растений в природе и жизни человека. Охрана хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные: общая характеристика и многообразие. Значение цветковых растений в природе и жизни человека. Особенности классов однодольных и двудольных растений
Семейства двудольных растений: Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
Семейства однодольных растений: Злаковые и Лилейные.
Демонстрации: Строение мха. Строение папоротника, хвоща, плауна. Размножение сосны.
Лабораторные работы: Изучение внешнего вида хвойных растений. Знакомство с разнообразием цветковых на примере комнатных растений.
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: признаки растений разных систематических групп
уметь/объяснять роль растений разных систематических групп в природе и деятельности человека
распознавать и описывать: на таблицах растения разных отделов
сравнивать биологические объекты (представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий), находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп.
Историческое развитие растительного мира (4 часа)
Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растений как результат их эволюционного развития. Приспособительный характер эволюционных изменений.
Основные этапы эволюции растительного мира на Земле.
Происхождение и многообразие культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Отбор и селекция растений.
Демонстрации: Центры происхождения культурных растений. Сорта культурных растений
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать сущность биологических процессов: эволюционного развития растений
уметь/объяснять причины эволюционных изменений растений
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Царство Бактерии (3 часа)
Бактерии как древнейшая группа организмов. Распространение бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Отличие бактериальной клетки от клетки растений. Прокариоты и эукариоты. Многообразие бактерий.
Значение бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий в различных отраслях промышленности.
Демонстрации: Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
Царство Грибы(3 часа)
Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, размножение грибов Значение грибов в природе и жизни человека.
Многообразие грибов: дрожжевые, плесневые, шляпочные грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты в царстве Грибы. Приемы защиты растений от паразитических грибов. Микориза и ее роль в жизни растений. Съедобные и несъедобные шляпочные грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами.
Демонстрации: Многообразие грибов. Строение шляпочного гриба. Грибы-паразиты
Лабораторные работы: Изучение строения плесневых грибов
Отдел Лишайники (1 час).
Особенности строения, жизнедеятельности, размножения лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.
Демонстрации: Многообразие лишайников
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения разделов:
В результате изучения разделов ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
уметь/объяснять бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
распознавать и описывать: съедобные и ядовитые грибы.
Природные сообщества (5 часа)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. Характеристика природного сообщества: видовой состав, местообитание, количество видов, ярусность, устойчивость. Структура природного сообщества. Многообразие природных сообществ. Особенности луга, болота, леса как естественных природных сообществ. Искусственные природные сообщества и их отличие от естественных. Культурные природные сообщества (на примере парка, сада, поля). Зависимость искусственных сообществ от человека.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Экологические группы растений. Особенности растений разных ярусов. Роль растений, животных, бактерий, грибов в природном сообществе. Смена природных сообществ. Причины, вызывающие смену природных сообществ. Роль смены сообществ в формировании растительного облика планеты.
Роль человека в природе. Понятие растительных ресурсов. Рациональное природопользование. Охрана растительных ресурсов. Красная Книга. Роль школьников в сохранении растительного мира. Сохранение биологического разнообразия как залог сохранения биосферы. Значение растений и растительности. Роль ботанических знаний в сохранении устойчивого равновесия в биосфере.
Демонстрации: Ярусность в растительном сообществе
Требования к уровню подготовки учащихся после изучения раздела:
В результате изучения раздела ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: особенности природных сообществ своего региона
уметь/ объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
распознавать и описывать: наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать природные сообщества, естественные и искусственные сообщества
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов, клеток организмов растений, грибов и бактерий; растений, и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение
уметь
объяснять роль биологии в формировании современной картины мира, деятельности людей и самого учащегося; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп), роль растений, бактерий, грибов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязь организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Основные требования к уровню знаний учащихся
Знать основные царства организмов, термины ботаники, органы растения, клеточные структуры, значение семени, различать однодольные и однодольные растения, виды корней, различать виды корней, строение листа, механизм почвенного питания, влияние удобрений на растения; жизненные формы растений;
Называть значение семени, функции стебля, этапы водообмена, способы вегетативного размножения, значение плесневых грибов в природе и жизни человека, способы питания многоклеточных грибов, основные типы природных сообществ.
Приводить примеры: значения ботанических знаний, растений, имеющих видоизмененные побеги, растений, размножающихся вегетативно, гибели растений от влияния условий среды, естественные сообщества.
Распознавать и описывать: жизненные формы растений, основные органы растений, клеточное строение кожицы лука, мякоти листа; деления клетки, рост; строение и функции тканей растений; по рисунку строение семени однодольных и двудольных растений, строение листа, строение корня, видоизменения побега; виды корней; зоны корня; строение цветка; типы соцветия; способы вегетативного размножения; стадии развития растения и их последовательность; строение мхов; строение папоротников; строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных; строение цветковых растений; строение бактериальной клетки; строение плесневых грибов; съедобных и несъедобных грибов; строение лишайников;
Доказывать и объяснять: роль растений в природе и жизни человека; растение - живой организм; возможность определение по внешнему виду растения состояния процессов его жизнедеятельности; последствия для растений нарушения человеком покровной ткани; почка – видоизмененный побег; взаимосвязь стебля с другими органами растения; корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги; роль и механизм почвенного питания в жизни растения; влияния удобрения на растения; космическую роль зеленых растений; роль водорослей в природе и в жизни человека; происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей; роль бактерий.
Календарно-тематическое планирование уроков БИОЛОГИИ
Класс: 6
Количество часов: всего 34 часов; в неделю:1 час.
Плановых лабораторных работ: 13.
Вид программы: Программа для основной общеобразовательной школы.
Ф.И.О. авторов программы: Авторский коллектив под руководством проф. И.Н.Пономарёвой; «Вентана-Граф», Москва
Ф.И.О. авторов учебного пособия: И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко БИОЛОГИЯ 6 класс; Издат.центр «Вентана-Граф
Ф.И.О. учителя: Лепёхина Елена Владимировна
| Тема
| Кол-во часов
| Номер лабораторной работы
| №
| Тема
| Кол-во часов
| № лаб.раб. по учебнику
| Тема I.
| Введение. Общее знакомство с растениями
| 3
| №1(1)
| Тема II
| Клеточное строение растений
| 2
| №3-4 (2)
| Тема III
| Органы цветковых растений
| 11
| №5,7,8,9,10(3-7)
| Тема IV
| Основные процессы жизнедеятельности растений
| 4
| №9(8)
| Тема V
| Основные отделы царства растений
| 6
| №16,17,18,19(9-12)
| Тема VI
| Историческое развитие растительного мира на Земле
| 2
|
| Тема VII
| Царство Бактерии
| 1
| №21(13)
| Тема VIII
| Царство Грибы. Лишайники
| 2
|
| Тема IX
| Природные сообщества
| 2
|
|
| Заключение по курсу биологии 6 класса
| 1
|
| Всего:
| 34
| 13
|
№
урока
| Дата
| Тема урока
| Изучаемые
понятия
| Лабораторные
и
практические
| Демонстрации
| Примечания
межпредметные
связи, формы и методы
| ДЗ
| 1 | 1.09. | Наука о растениях - ботаника | Биология. Ботаника, царства, многообразие, значение, применение. культурные, дикорастущие, однолетние, многолетние, лекарственные, декоративные, деревья, кустарники, травы, признаки растений |
| Растения Гербарии, таблицы, натуральные объекты |
| С. 3-6 §1 |
| 2
| 8.09.
| Строение растений
| Признаки растений, хлорофилл, основные органы,
| л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §2
С.10-13
| 4
| 12.09.
| Разнообразие растений. Семенные и споровые растения.
| Признаки растений, спора
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §2
| 5
| 15.09.
| Растение – живой организм.
| Система органов, обмен веществ, размножение, рост, развитие
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §.3
| 6
| 19.09.
| Условия жизни растений.
| Среда обитания, факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные, экология
|
|
|
| §3,4
| 7
| 22.09.
| Среды жизни растений.
| Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, приспособленность, многообразие.
|
| таблицы
| Биологический диктант
| §4,5
|
| 8
| 26.09.
| Увеличительные приборы.
| Увеличительные приборы, клетка
| л/р №2 «Строение микроскопа. Приготовление микропрепарата»
| Микроскоп, инструментарий
| ТБ, культура рабочего места
| §6
| 9
| 29.09.
| Строение растительной клетки.
| оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды, хлорофилл, обмен веществ, деление, рост
| л/р №3 «Рассматри-вание клеток. Изучение клеток кожицы лука»
| Таблицы, микроскоп, микропрепараты, инструментарий
| ТБ, культура рабочего места
| §7
| 10
| 3.10.
| Жизнедеятельность клетки.
| Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, деление.
|
|
| Тест
| §8
| 11
| 6.10.
| Ткани растений.
| Ткань, межклетник, образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая
|
| Таблицы,
|
| §9
| 12
| 10.10.
| Контрольно-обобщающий урок по темам: «Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений».
|
|
|
|
|
|
|
| 13
| 13.10.
| Внешнее и внутреннее строение семени
| Кожура, рубчик, микропиле, эндосперм, зародыш, двудольные и однодольные
| л/р №4«Строение семени фасоли»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §10
| 14
| 17.10
| Условия прорастания семян.
| Прорастание, запас питательных веществ, температура, кислород, вода.
|
| таблицы
|
| §11
| 15
| 20.10.
| Значение семян.
| Размножение, расселение, значение для человека.
|
|
|
| § 12
|
| 16
| 24.10.
| Внешнее строение корня.
| Функции корня. Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая и мочковатая корневая система, корневые волоски, чехлик.
| л/р №5 «Рассматривание корня у проростка фасоли»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §13
| 17
| 27.10.
| Внутреннее строение корня.
| Корневые волоски, чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения. Восходящий и нисходящий ток жидкости.
|
| микроскоп, таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §13, 14
| 18
| 31.10.
| Значение корней.
| Функции корня, разнообразие корней.
|
| таблицы
| Тест
| § 15
|
| 19
| 10.11.
| Строение и значение побега.
| Побег, стебель, листья, почки, узел, междоузлие, пазуха, пазушная и верхушечная почки, листорасположение, листовая мозаика
| л/р №6 «Побег, листорасположение Строение вегетативных и генеративных почек»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| § 16
| 20
| 14.11.
| Внешнее и внутреннее строение почки.
| Почка, почечные чешуи, почки вегетативные и генеративные, конус нарастания, рост, прищипка.
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| § 17
| 21
| 17.11.
| Внешнее и внутреннее строение листа.
| Листья простые и сложные, жилки, жилкование, устьица, кожица, мякоть листа, столбчатая ткань, световые и теневые листья.
| л/р №7 «Внутреннее и внешнее строение листа»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты, микропрепараты
| ТБ, культура рабочего места
| § 18
| 22
| 24.11.
| Функции листа.
| Фотосинтез, испарение воды, газообмен, выделение, листопад, видоизменения листьев.
|
|
| Творческая работа «Ода листу»
| §19
| 23
| 28.11.
| Внешнее и внутреннее строение стебля.
| Функции стебля, сердцевина, древесина, сосуды, ситовидные трубки, годичные кольца, розетки, плети, усы, лианы, суккуленты, корневище, клубень, луковица
| л/р №8 «Внутреннее и внешнее строение стебля»
| таблицы
|
| §20
| 24
| 1.12.
| Многообразие стеблей.
| Розетки, плети, усы, лианы, суккуленты...
|
|
| Тест
| §21
| 25
| 5.12.
| Видоизменения подземных побегов.
| Корневище, столон, клубень, луковица.
| л/р №9 «Строение клубня и луковицы»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §22
| |