Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене






Скачать 134.66 Kb.
НазваниеЗадачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене
Дата публикации20.05.2015
Размер134.66 Kb.
ТипУрок
d.120-bal.ru > Биология > Урок

УРОК 1. Строение и значение органов дыхания.

Цель: сформировать общие представления учащихся о строении и функциях органов дыхания

Задачи:

  1. Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;

  2. Показать роль кислорода в энергетическом обмене;

  3. Рассмотреть строение и функции органов дыхания.

Средства обучения: таблицы органов дыхания, интерактивный комплекс, интерактивные задания из программного обеспечения «Атлас человека», «Биология человека (речь)»

Форма работы: использование ИКТ
Ход урока

  1. Проверка знаний учащихся об общем строении кровеносной системы человека – письменный опрос (тесты) по карточкам.

  2. Изучение нового материала.

  1. Введение в тему:

Человек может прожить без пищи несколько недель, даже месяцев, без воды – несколько дней, а без кислорода – 10 минут (тренированный человек). Почему?

Попадая в организм, О2 участвует в химических процессах, в частности, в реакциях окисления, при которых выделяется энергия, необходимая для ж/д организма. За обеспечивание организма кислородом и удаление углекислого газа из него отвечает дыхательная система.

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм О2, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организме СО2.

Этот процесс происходит в органах дыхания. У человека газообмен состоит из 4 этапов: а) обмен газов между воздушной средой и легкими; б) обмен газов между легкими и кровью, в) транспортировка газов кровью г) газообмен.

  1. Строение органов дыхания (Изучение сопровождается демонстрацией интерактивного комплекса)

Органы дыхания


Воздухоносные пути Легкие

Верхние дыхательные пути Нижние дыхательные пути

- Носовая полость - гортань

- носоглотка - трахея

- глотка - бронхи

Органы

Строение

функции

Носовая полость

Перегородка, делящая на 2 полости, сеть капилляров, ресничный эпителий, складки, много желез, слизь, окончания обонятельного нерва

Согревание и охлаждение воздуха, очищение от механических частиц, болезнетворных м/о, увлажнение, восприятие запаха

Гортань

Наличие хрящей: щитовидный, черпаловидный, надгортанник, голосовые связки

Прохождение воздуха, при глотании надгортанник закрывает просвет в гортань, участие в образовании звуков и речи

Трахея

Трубка из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая, внутри – мерцательный эпителий

Свободное прохождение воздуха

Бронхи

2 главных бронха ветвятся, образуя бронхиальное дерево, состоят из хрящевых колец, выстланы слизистой оболочкой с мерцательным эпителием

Свободное прохождение воздуха

Легкие

Парные органы, имеющие губчатое строение, образованы бронхиолами и альвеолами (легочные пузырьки), оплетенными капиллярами. Снаружи легкие покрыты легочной и пристеночной плеврами, между ними – плевральная полость, заполненная жидкостью. В правом легком 3 крупные доли, в левом – 2.

Газообмен

  1. Закрепление знаний.

  1. Вопросы после §26

  1. Домашнее задание: §26, конспект .

УРОК 2. Строение и значение легких. Газообмен
Задачи:

  1. Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;

  2. Показать роль кислорода в энергетическом обмене;

  3. Рассмотреть строение и функции органов дыхания

Средства обучения: таблицы органов дыхания
Ход урока

  1. Проверка знаний учащихся о значении дыхательной системы, строении верхних и нижних дыхательных путях, формировании речи.




  1. Изучение нового материала.

А) Строение и функционирование легких. (Продолжить работу с таблицей).
Б) Газообмен.

- состав воздуха:

Вдох: О2 – 21%, СО2 – 0,03%, азот – 78%

Выдох: О2 – 16%, СО2 – 4%, азот – 78%
- газообмен в легких: - газообмен в тканях:

О2 – 21%,

СО2 – 0,03%,

О2 – 16%,

СО2 – 4%,



О2 – 21%,

СО2 –0,03%,



О2 – 16%,

СО2 – 4%,


Легочный пузырь Венозная кровь Артериальная кровь клетка

  1. Домашнее задание: §27, конспект.


УРОК 3. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Задачи:

  1. Познакомить с механизмами вдоха и выдоха;

  2. Показать роль ЖЭЛ для человека

Средства обучения: таблицы органов дыхания

Ход урока

  1. Проверка знаний учащихся о строении легких, газообмене, происходящем в легких и тканях.

  2. Изучение нового материала.

На прошлом занятии было рассказано о случаях, когда на стол хирурга попадали бойцы, у которых была прострелена грудная клетка, но легкие не пострадали. И все же человек задыхался, умирал от того, что не работали легкие. Отчего это происходило?

Легкие не могут самостоятельно подниматься и опускаться, в них нет мышечной ткани. Они двигаются пассивно, вслед за изменением объема грудной клетки. А это происходит по нескольким причинам:

  1. Давление в плевральной полости ниже, атмосферного давления;

  2. Сокращение межреберных мышц

  3. Нейро-гуморальная регуляция.

Механизм вдоха:

Межреберные мышцы и диафрагма сокращаются → ребра поднимаются→ диафрагма уплощается (выпрямляется) → V грудной клетки увеличивается → легкие следуют за грудной клеткой

Механизм выдоха:

Межреберные мышцы и диафрагма расслабляются → ребра опускаются → диафрагма приподнимается → V грудной клетки уменьшается → легкие сжимаются

Нервная регуляция:

Дыхательное движение – смена вдоха и выдоха, регулируется дыхательным центром (группа клеток), который находится в продолговатом мозге. Дыхательный центр обладает автоматией. Через каждые 4с возникают импульсы возбуждения, передающиеся по нейронам к дыхательным мышцам и диафрагме, обеспечивая чередование вдоха и выдоха. Автоматизм дыхательного центра связан с обменом веществ в его клетках.

В регуляции дыхания принимают участие защитные рефлексы – кашель и чихание. Кашель – рефлекторный выдох через рот, чихание – рефлекторный выдох через нос. Попавшие частицы пыли, инфекция вызывают раздражение рецепторов рта или носа →сигнал поступает в продолговатый мозг→ по исполнительным нервам к мышцам носа или рта, вызывая ответную реакцию.

Так же в нервной регуляции дыхания принимает участие кора больших полушарий: мы можем произвольно ускорить или остановить дыхание.

Гуморальная регуляция:

Большое влияние на состояние дыхательного центра оказывает химический состав крови, в частности её газовый состав. Впервые это было показано в опыте с перекрестным кровообращением у собак. Одной из них пережимали кровеносный сосуд, приостанавливая поступление кислорода. Начинала задыхаться собака, к которой был подведен этот сосуд, т.к. накапливался в большом количестве углекислый газ, Следовательно, избыток СО2 возбуждает дыхательный центр, вызывая частые дыхательные движения, недостаток его – приводит к замедлению дыхания.

Жизненная емкость легких:

Важным показателем дыхания человека является жизненная емкость легких – это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. В среднем ЖЭЛ составляет 3,5 тыс. см3 (у женщин) – 4,0 тыс. см3 (у мужчин). У спортсменов, оперных певцов может достигать до 5,5 – 6 тыс. см3. ЖЭЛ измеряется спирометром.

ЖЭЛ = дыхательный V (500 см3) + резервный V вдоха (1500 см3) + резервный V выдоха (1500 см3)

Дыхательный – объем, который можно вдохнуть после спокойного выдоха

Резервный объем вдоха – можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха

Резервный объем выдоха – можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха

Остаточный объем – который остается после интенсивного выдоха, составляет от 1 дл 1,5 тыс см3.


  1. Домашнее задание: §28, конспект.

УРОК 4. Первая помощь при остановке дыхания.

Цель: сформировать представления учащихся по оказанию первой помощи при остановке дыхания; продолжить формирование практической направленности предмета.

Задачи:

  1. Выяснить причины заболеваний органов дыхания

  2. Научить оказывать первую мед. помощь утопающему, при удушении, электротравме;

  3. Научить применять приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Средства обучения: таблицы органов дыхания, муляж человека.

Форма работы: групповая технология
Ход урока

  1. Проверка знаний учащихся о нервно-гуморальной регуляции и ЖЕЛ дыхательной системы (15 мин).

  2. Изучение нового материала.

  • Одним из факторов, приводящих к гибели человека, является остановка дыхания. Это может быть вызвано несколькими причинами. (Работа с учебником по группам, §29) .

1.Учащиеся работают в группах в соответствии с заданиями на карточках (время выполнения задания 5 мин):
1 группа


Вид остановки дыхания

Причина, характер проявления

1-ая мед. помощь

Отравление СО









2 группа

Вид остановки дыхания

Причина, характер проявления

1-ая мед. помощь

Утопление









3 группа

Вид остановки дыхания

Причина, характер проявления

1-ая мед. помощь

Электротравма, поражение молнией








4 группа


Вид остановки дыхания

Причина, характер проявления

1-ая мед. помощь

Удушение, заваливание землей










  1. Обсуждение групповой работы (до 10 мин).

  2. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. (Работа с муляжем в группах (10 мин).

  3. Подведение итогов работы в группах ( 5 мин)




  1. Домашнее задание: §29.




УРОК 5. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания

Задачи:

  1. Выяснить причины заболеваний органов дыхания

  2. Забота о сохранении здоровья.

Средства обучения: таблицы органов дыхания

Ход урока

  1. Проверка знаний учащихся об оказании первой помощи при остановке дыхания.

  2. Изучение нового материала.

  • Большое значение для человека имеет гигиена дыхательной системы. Нарушить правильное дыхание можно вследствие болезней (туберкулез, бронхит, астма, вирусные инфекции и т.д.), а также в результате халатного отношения к своему здоровью. Это прежде всего курение. (Материал выделенный жирным шрифтом вносится в конспект).

  • В знаменитом произведении Гете «Фауст» есть такой эпизод. Доктор Фауст в сопровождении Мефистофеля (Главного черта) побывал в Америке. Здесь он увидел много интересных вещей, растений. Среди них был табак. Мефистофель предложил Фаусту закурить табак: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит каждого…, кто хоть раз её закурит» На что Фауст ответил: «Не надо. Это забава для дураков».

  • Табак был завезен в Европу вместе с открытием Америки Колумбом, как дар местных жителей, выпускавших дым через нос. В те далекие времена табаку (название произошло в честь провинции Табаго) приписывало целебные свойства: успокаивающее средство, отпугивает злых духов и болезни и многое другое. В Россию табак был завезен англ. купцами в 1585 году. Но шествие табака не было столь победоносным. Напр., в Италии Римские Папы предлагали даже отлучать от церкви. В назидание 5 монахов за курение были заживо замурованы в монастырской стене. В царствие царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок, во второй раз – отрезали нос или уши. А после опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого стало курение, табак запретили под смертной казнью. Но Петр 1, будучи заядлым курильщиком, отменил запрет.

  • Какова же химическая структура табака? По данным врачей при выкуривании 1 пачки сигарет образуется (запись в тетрадь):

  • 0,0012г синильной кислоты

  • 0,18г никотина

  • 0,64г аммиака

  • 0,92г СО

  • 1г канцерогенных смол, состоящий из дегтя, радиоактивного полония, калия, мышьяка, стирола и др.

  • Как показывают опыты, если регулярно смазывать кожу животных, то у 95% из них образуется раковые клетки.

  • Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает дозу радиоактивного полония в 3,5 раза больше дозы, принятой международным соглашением по защите от радиации.

  • У мышей, помещенных в банку, которую периодически наполняли табаком, через небольшой промежуток времени развился рак легкого.

  • В медицинском институте профессор анатомии показывал студентам легкие курильщика, умершего от рака легких. Они были пепельно-серыми, местами обуглившиеся с вкраплениями угля. Разрезая такие легкие, нож очень скрежетал, т.к. натыкался на жесткие камни. После этого профессор сказал, что если взять кусочек этих «легких» и втереть в уши мышей, то вскоре у них разовьется рак.

  • От курения развивается не только рак легких, но и рак почек, мочевого пузыря, желудка, куда поступают все канцерогенные вещества. Кроме этого никотин вызывает поражение зрения, слуха, нервной системы, кровеносных сосудов крови, сердца. Синильная кислота, находящаяся в табаке, вызывает нарушение всего организма. Табак – это смерть замедленного действия.

  • Во время курения страдает не только сам курильщик, но и те, кто их окружает. Подсчитано что общая масса окурков ежегодно достигает 2,5 млн.т, в атмосферу выбрасывается 720 т синильной кислоты, 384 тыс. т аммиака, 108 тыс. т никотина, 600 тыс. т дегтя, более 600 тыс. т угарного газа и других веществ.

  • Ведь неслучайно не бывает победителей в спорах на то, кто больше выкурит, т.к. победителей обычно ждет один приз – смерть. Других участников ждет или такая же участь, или госпитализация в больницу с тяжелейшим отравлением.

  • Не стоит курить сигареты только из-за того, чтобы быть принятым в компанию. Поддаться на уговоры- слабость. Надо уметь отстаивать свое мнение.




  1. Домашнее задание: конспект

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconУрок по теме: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные...
Цели: раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ; продолжить развитие понятия о связи строения и функций органов...

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconЗначение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование....
Цели: 1 раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; познакомить со строением...

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconУрок Дыхание Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные...
Ательные: раскрыть роль дыхания в освобождении энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, строение и функции органов дыхательной...

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconТема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их...

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconУрока: Значение дыхания. Органы дыхания
Материалы и оборудование: таблица «Органы дыхания», таблица «Первая помощь при кровотечениях», модели гортани и трахеи

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconПричины болезней органов дыхания, их профилактика
Заболевания органов дыхания достаточно многообразны и довольно часто встречающиеся

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия»
«Анатомические и функциональные особенности органов дыхания у детей. Сегментарное строение легких. Методика исследования и семиотика...

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconКлинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания
А15. Туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconТема: Жизненная ёмкость лёгких. Нейрогуморальная регуляция дыхания....
Оборудование: интерактивная доска, презентации, модель гортани и торса человека, таблицы «Органы дыхания», «Искусственная вентиляция...

Задачи: Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; Показать роль кислорода в энергетическом обмене iconРоссийское общество фтизиатров Федеральные клинические рекомендации...
А15. Туберкулез органов дыхания, подтвержденный бактериологически и гистологически

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную