УРОК 1. Строение и значение органов дыхания.
Цель: сформировать общие представления учащихся о строении и функциях органов дыхания
Задачи:
Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;
Показать роль кислорода в энергетическом обмене;
Рассмотреть строение и функции органов дыхания.
Средства обучения: таблицы органов дыхания, интерактивный комплекс, интерактивные задания из программного обеспечения «Атлас человека», «Биология человека (речь)»
Форма работы: использование ИКТ Ход урока
Проверка знаний учащихся об общем строении кровеносной системы человека – письменный опрос (тесты) по карточкам.
Изучение нового материала.
Введение в тему:
Человек может прожить без пищи несколько недель, даже месяцев, без воды – несколько дней, а без кислорода – 10 минут (тренированный человек). Почему?
Попадая в организм, О2 участвует в химических процессах, в частности, в реакциях окисления, при которых выделяется энергия, необходимая для ж/д организма. За обеспечивание организма кислородом и удаление углекислого газа из него отвечает дыхательная система.
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм О2, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организме СО2.
Этот процесс происходит в органах дыхания. У человека газообмен состоит из 4 этапов: а) обмен газов между воздушной средой и легкими; б) обмен газов между легкими и кровью, в) транспортировка газов кровью г) газообмен.
Строение органов дыхания (Изучение сопровождается демонстрацией интерактивного комплекса)
Органы дыхания
Воздухоносные пути Легкие
Верхние дыхательные пути Нижние дыхательные пути
- Носовая полость - гортань
- носоглотка - трахея
- глотка - бронхи
Органы
| Строение
| функции
| Носовая полость
| Перегородка, делящая на 2 полости, сеть капилляров, ресничный эпителий, складки, много желез, слизь, окончания обонятельного нерва
| Согревание и охлаждение воздуха, очищение от механических частиц, болезнетворных м/о, увлажнение, восприятие запаха
| Гортань
| Наличие хрящей: щитовидный, черпаловидный, надгортанник, голосовые связки
| Прохождение воздуха, при глотании надгортанник закрывает просвет в гортань, участие в образовании звуков и речи
| Трахея
| Трубка из хрящевых полуколец, задняя стенка мягкая, внутри – мерцательный эпителий
| Свободное прохождение воздуха
| Бронхи
| 2 главных бронха ветвятся, образуя бронхиальное дерево, состоят из хрящевых колец, выстланы слизистой оболочкой с мерцательным эпителием
| Свободное прохождение воздуха
| Легкие
| Парные органы, имеющие губчатое строение, образованы бронхиолами и альвеолами (легочные пузырьки), оплетенными капиллярами. Снаружи легкие покрыты легочной и пристеночной плеврами, между ними – плевральная полость, заполненная жидкостью. В правом легком 3 крупные доли, в левом – 2.
| Газообмен
| Закрепление знаний.
Вопросы после §26
Домашнее задание: §26, конспект .
УРОК 2. Строение и значение легких. Газообмен Задачи:
Раскрыть значение дыхания и взаимосвязи органов дыхания и кровообращения;
Показать роль кислорода в энергетическом обмене;
Рассмотреть строение и функции органов дыхания
Средства обучения: таблицы органов дыхания Ход урока
Проверка знаний учащихся о значении дыхательной системы, строении верхних и нижних дыхательных путях, формировании речи.
Изучение нового материала.
А) Строение и функционирование легких. (Продолжить работу с таблицей). Б) Газообмен.
- состав воздуха:
Вдох: О2 – 21%, СО2 – 0,03%, азот – 78%
Выдох: О2 – 16%, СО2 – 4%, азот – 78% - газообмен в легких: - газообмен в тканях: О2 – 21%,
СО2 – 0,03%, О2 – 16%,
СО2 – 4%,
О2 – 21%,
СО2 –0,03%,
О2 – 16%,
СО2 – 4%,
Легочный пузырь Венозная кровь Артериальная кровь клетка
Домашнее задание: §27, конспект.
УРОК 3. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.
Задачи:
Познакомить с механизмами вдоха и выдоха;
Показать роль ЖЭЛ для человека
Средства обучения: таблицы органов дыхания
Ход урока
Проверка знаний учащихся о строении легких, газообмене, происходящем в легких и тканях.
Изучение нового материала.
На прошлом занятии было рассказано о случаях, когда на стол хирурга попадали бойцы, у которых была прострелена грудная клетка, но легкие не пострадали. И все же человек задыхался, умирал от того, что не работали легкие. Отчего это происходило?
Легкие не могут самостоятельно подниматься и опускаться, в них нет мышечной ткани. Они двигаются пассивно, вслед за изменением объема грудной клетки. А это происходит по нескольким причинам:
Давление в плевральной полости ниже, атмосферного давления;
Сокращение межреберных мышц
Нейро-гуморальная регуляция.
Механизм вдоха:
Межреберные мышцы и диафрагма сокращаются → ребра поднимаются→ диафрагма уплощается (выпрямляется) → V грудной клетки увеличивается → легкие следуют за грудной клеткой
Механизм выдоха:
Межреберные мышцы и диафрагма расслабляются → ребра опускаются → диафрагма приподнимается → V грудной клетки уменьшается → легкие сжимаются
Нервная регуляция:
Дыхательное движение – смена вдоха и выдоха, регулируется дыхательным центром (группа клеток), который находится в продолговатом мозге. Дыхательный центр обладает автоматией. Через каждые 4с возникают импульсы возбуждения, передающиеся по нейронам к дыхательным мышцам и диафрагме, обеспечивая чередование вдоха и выдоха. Автоматизм дыхательного центра связан с обменом веществ в его клетках.
В регуляции дыхания принимают участие защитные рефлексы – кашель и чихание. Кашель – рефлекторный выдох через рот, чихание – рефлекторный выдох через нос. Попавшие частицы пыли, инфекция вызывают раздражение рецепторов рта или носа →сигнал поступает в продолговатый мозг→ по исполнительным нервам к мышцам носа или рта, вызывая ответную реакцию.
Так же в нервной регуляции дыхания принимает участие кора больших полушарий: мы можем произвольно ускорить или остановить дыхание.
Гуморальная регуляция:
Большое влияние на состояние дыхательного центра оказывает химический состав крови, в частности её газовый состав. Впервые это было показано в опыте с перекрестным кровообращением у собак. Одной из них пережимали кровеносный сосуд, приостанавливая поступление кислорода. Начинала задыхаться собака, к которой был подведен этот сосуд, т.к. накапливался в большом количестве углекислый газ, Следовательно, избыток СО2 возбуждает дыхательный центр, вызывая частые дыхательные движения, недостаток его – приводит к замедлению дыхания.
Жизненная емкость легких:
Важным показателем дыхания человека является жизненная емкость легких – это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. В среднем ЖЭЛ составляет 3,5 тыс. см3 (у женщин) – 4,0 тыс. см3 (у мужчин). У спортсменов, оперных певцов может достигать до 5,5 – 6 тыс. см3. ЖЭЛ измеряется спирометром.
ЖЭЛ = дыхательный V (500 см3) + резервный V вдоха (1500 см3) + резервный V выдоха (1500 см3)
Дыхательный – объем, который можно вдохнуть после спокойного выдоха
Резервный объем вдоха – можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха
Резервный объем выдоха – можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха
Остаточный объем – который остается после интенсивного выдоха, составляет от 1 дл 1,5 тыс см3.
Домашнее задание: §28, конспект.
УРОК 4. Первая помощь при остановке дыхания.
Цель: сформировать представления учащихся по оказанию первой помощи при остановке дыхания; продолжить формирование практической направленности предмета.
Задачи:
Выяснить причины заболеваний органов дыхания
Научить оказывать первую мед. помощь утопающему, при удушении, электротравме;
Научить применять приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Средства обучения: таблицы органов дыхания, муляж человека.
Форма работы: групповая технология Ход урока
Проверка знаний учащихся о нервно-гуморальной регуляции и ЖЕЛ дыхательной системы (15 мин).
Изучение нового материала.
Одним из факторов, приводящих к гибели человека, является остановка дыхания. Это может быть вызвано несколькими причинами. (Работа с учебником по группам, §29) .
1.Учащиеся работают в группах в соответствии с заданиями на карточках (время выполнения задания 5 мин): 1 группа
Вид остановки дыхания
| Причина, характер проявления
| 1-ая мед. помощь
| Отравление СО
|
|
|
2 группа
Вид остановки дыхания
| Причина, характер проявления
| 1-ая мед. помощь
| Утопление
|
|
|
3 группа
Вид остановки дыхания
| Причина, характер проявления
| 1-ая мед. помощь
| Электротравма, поражение молнией
|
|
|
4 группа
Вид остановки дыхания
| Причина, характер проявления
| 1-ая мед. помощь
| Удушение, заваливание землей
|
|
|
Обсуждение групповой работы (до 10 мин).
Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. (Работа с муляжем в группах (10 мин).
Подведение итогов работы в группах ( 5 мин)
Домашнее задание: §29.
УРОК 5. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания
Задачи:
Выяснить причины заболеваний органов дыхания
Забота о сохранении здоровья.
Средства обучения: таблицы органов дыхания
Ход урока
Проверка знаний учащихся об оказании первой помощи при остановке дыхания.
Изучение нового материала.
Большое значение для человека имеет гигиена дыхательной системы. Нарушить правильное дыхание можно вследствие болезней (туберкулез, бронхит, астма, вирусные инфекции и т.д.), а также в результате халатного отношения к своему здоровью. Это прежде всего курение. (Материал выделенный жирным шрифтом вносится в конспект).
В знаменитом произведении Гете «Фауст» есть такой эпизод. Доктор Фауст в сопровождении Мефистофеля (Главного черта) побывал в Америке. Здесь он увидел много интересных вещей, растений. Среди них был табак. Мефистофель предложил Фаусту закурить табак: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит каждого…, кто хоть раз её закурит» На что Фауст ответил: «Не надо. Это забава для дураков».
Табак был завезен в Европу вместе с открытием Америки Колумбом, как дар местных жителей, выпускавших дым через нос. В те далекие времена табаку (название произошло в честь провинции Табаго) приписывало целебные свойства: успокаивающее средство, отпугивает злых духов и болезни и многое другое. В Россию табак был завезен англ. купцами в 1585 году. Но шествие табака не было столь победоносным. Напр., в Италии Римские Папы предлагали даже отлучать от церкви. В назидание 5 монахов за курение были заживо замурованы в монастырской стене. В царствие царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок, во второй раз – отрезали нос или уши. А после опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которого стало курение, табак запретили под смертной казнью. Но Петр 1, будучи заядлым курильщиком, отменил запрет.
Какова же химическая структура табака? По данным врачей при выкуривании 1 пачки сигарет образуется (запись в тетрадь):
0,0012г синильной кислоты
0,18г никотина
0,64г аммиака
0,92г СО
1г канцерогенных смол, состоящий из дегтя, радиоактивного полония, калия, мышьяка, стирола и др.
Как показывают опыты, если регулярно смазывать кожу животных, то у 95% из них образуется раковые клетки.
Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, получает дозу радиоактивного полония в 3,5 раза больше дозы, принятой международным соглашением по защите от радиации.
У мышей, помещенных в банку, которую периодически наполняли табаком, через небольшой промежуток времени развился рак легкого.
В медицинском институте профессор анатомии показывал студентам легкие курильщика, умершего от рака легких. Они были пепельно-серыми, местами обуглившиеся с вкраплениями угля. Разрезая такие легкие, нож очень скрежетал, т.к. натыкался на жесткие камни. После этого профессор сказал, что если взять кусочек этих «легких» и втереть в уши мышей, то вскоре у них разовьется рак.
От курения развивается не только рак легких, но и рак почек, мочевого пузыря, желудка, куда поступают все канцерогенные вещества. Кроме этого никотин вызывает поражение зрения, слуха, нервной системы, кровеносных сосудов крови, сердца. Синильная кислота, находящаяся в табаке, вызывает нарушение всего организма. Табак – это смерть замедленного действия.
Во время курения страдает не только сам курильщик, но и те, кто их окружает. Подсчитано что общая масса окурков ежегодно достигает 2,5 млн.т, в атмосферу выбрасывается 720 т синильной кислоты, 384 тыс. т аммиака, 108 тыс. т никотина, 600 тыс. т дегтя, более 600 тыс. т угарного газа и других веществ.
Ведь неслучайно не бывает победителей в спорах на то, кто больше выкурит, т.к. победителей обычно ждет один приз – смерть. Других участников ждет или такая же участь, или госпитализация в больницу с тяжелейшим отравлением.
Не стоит курить сигареты только из-за того, чтобы быть принятым в компанию. Поддаться на уговоры- слабость. Надо уметь отстаивать свое мнение.
Домашнее задание: конспект
|