Урока: урок-исследование Цели урока






Скачать 118.57 Kb.
НазваниеУрока: урок-исследование Цели урока
Дата публикации04.06.2015
Размер118.57 Kb.
ТипУрок
d.120-bal.ru > Биология > Урок
Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тема урока: «Как лечились наши предки»

Дата проведения: 14.02.2013

Форма урока: урок-исследование

 Цели урока:

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения устанавливать социальный контакт, умения общаться с членами команды), навыков совместной деятельности (навыки распределения ролей в команде,  кооперации, ответственности за результаты своего труда),  развитие способности к самоанализу;

Формирующие: сформировать ценностно – смысловые ориентации уч-ся на примере опыта  целительской деятельности на Руси; способов и методов познания, применяемых в технологиях обучения в сотрудничестве;

Воспитательные: воспитание уверенности в собственных силах; толерантного отношение к человеку и природе; способности ответственно относиться к порученному заданию.

Оборудование:  компьютер, экран, раздаточный материал по теме «Организм человека», клей, кроссворд-презентация по теме урока.

1.Орг. момент.

Создание эмоционального настроя.

Я спешу сказать вам - здравствуйте!

Чтоб пожелать вам здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем в классе

Прекраснейшего настроения!

     -Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошем настроении, в хорошей форме? (Нужно быть здоровым.) Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

У: - Сегодня на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Что для этого нужно знать? (Нужно знать свой организм.)                                                            

2. Повторение пройденного.                                                                                                                 У: - Вот и давайте с вами повторим, что мы знаем об организме человека. Начнем с «Блиц- опроса».

        «Блиц-опрос».

1)С помощью какого органа дышит человек? (Легкие)

2)Что является главным отделением «внутренней кухни»?  (Желудок)

3)Какой орган управляет работой всего организма?  (Мозг)

4)Этот орган размером немногим больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.  (Сердце)

5)Этот орган похож на длинный извилистый коридор. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.   (Кишечник).
         Работа в парах.

          У: - На столах у каждой группы есть задание. Вам необходимо собрать внутренние        органы  в  единую систему, приклеить каждый орган в нужное место на макетах человека и подписать каждый орган. Думаю, вы это сделаете очень быстро.

Итог работы в парах:

-Какие органы вы приклеили?

-К какой системе они относятся?

(Мозг –нервная система, почки –выделительная, сердце –кровеносная, кишечник –пищеварительная, легкие – дыхательная, печень –пищеварительная)

3. Актуализация знаний.

         У: - Но, к сожалению, бывает так, что в организме человека какой-то орган дает сбой и    человек заболевает. Что делать, если вы уже заболели? (Вызвать врача, а если очень  плохо,то «Скорую помощь».)

        У: - Что надо знать для того ,чтобы вызвать врача? (Телефон поликлиники, телефон скорой помощи - 03, свои фамилию, имя, дату рождения, домашний адрес.)

       У: - Какую помощь оказывает врач? ( Ставит диагноз, объясняет способ лечения, выписывает рецепт).

       У: - Какие формы лекарственных средств вы знаете?  (Таблетки, микстуры, мази, капли, настои.)

       У: - Как принимают лекарства? (В тех количествах, которых указал врач.)

       У: - Можно ли заниматься самолечением? (Нет.  Мы не можем определить заболевание и правильно его лечить.)

       У: - Поднимите руки те, у кого дома есть аптечка. Вспомните, что в ней находится.

       У: - Разрешают ли вам родители пользоваться аптечкой самостоятельно? Почему?

(Самим нельзя принимать лекарства.)

       У: - Какие вы знаете правила пользования лекарствами? ( Дозировка, проверяем срок годности.)

       У: - Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Каждый из вас посещает различных врачей по мере необходимости. Сегодня, пожалуй,  нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек? (Нет.) А что же делали люди? К кому обращались за помощью? Чем лечились?

       -Так о чем же сегодня пойдет речь на уроке? ( Как лечились в старину)
4. Введение нового материала. 

       У: - Тема нашего урока «Как лечились наши предки». Так как материала по данной теме в учебнике мало, то мы с ребятами решили добывать знания по данной теме самостоятельно . Каждый ученик получил свою небольшую тему исследования и должен был , используя дополнительную литературу, приготовить сообщение на данную ему тему. В ходе нашего урока мы должны будем расширить свои знания по следующим вопросам (открываются вопросы, размещенные на доске) .

1. Кто и как лечил в старину?

2. Из истории лечения травами.

3.Русская баня.

4.Первые аптеки.

5.Лекарства с грядки.
5 . Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Кто и как лечил в старину»

-Кто же лечил людей в старину?    

Без больницы люди жили,

Знахари людей лечили:                                     

От озноба зверобоем,                      

От зубов  – льняным настоем,          

От ожогов  – бузиной

А от ран – землей родной.    

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабьи,  

 Приговоры знают бабьи.  

 Набормочут разных слов-

 И, глядишь, больной здоров!

 Жив – здоров и сам доволен.

Он,  видать, и не был болен!

      На Руси люди верили в «сглаз», порчу вот и обращались к целителям, знахарям. Лечились травами, святой водой, заговорами.

Рассказ о знахарях и целителях( Касенова А.)

Жили знахари на краю деревни в маленькой чистой избушке.

6. Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Зеленые лекари»

       У: - Как вы понимаете, ехать в столицу за лекарствами могли не все. Что же оставалось   делать простым людям? (Лечиться самостоятельно.)  Люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Очень многие из этих «зеленых лекарей»  вам хорошо знакомы. Давайте узнаем об их лечебных свойствах.

1.   Шиповник (Черноусов А.)Употребление шиповника способствует укреплению иммунитета, помогает оздоровлению пищеварительной системы, способствует замедлению процессов старения. Цветы шиповника использовались для лечения отита у взрослых и детей.

2. Подорожник.(Сагайдак Е.)Свежие листья подорожника применяются для остановки кровотечения и ран. Настой из листьев подорожника использовался для лечения бронхитов, туберкулеза легких. Сок подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

3. Верба. ( Титаровская П.)Ее водный настой ее коры применяли,

как жаропонижающее средство, также ее использовали как ранозаживляющее , противовоспалительное , успокоительное средство.

4. Ромашка.( Гвозденко А.)Ромашка использовалась, ка успокоительное средство, полезное для здорового сна и отдыха. При ангине полощут горло ромашкой. Полезна она и для волос. Она питает и укрепляет волосы.

5.Малина. (Минаков И.)Несколько ложек малинового варенья сбивают самый лютый жар. Ею лечат сухой кашель. Также малина способствует улучшению аппетита.

У: - Скажите, ребята, а где мы сейчас берем лекарственные травы? (Покупаем в аптеках)

     У: - Лечение травами – это своего рода наука. Нужно знать, какое растение, от каких болезней помогает, когда и какие его части надо собирать, как правильно засушивать и заваривать, делать настойки.  Какие части растений могут использоваться? (Листья, цветки, кора, корни.)                                                        У: - Но, если уж вам самим когда-нибудь  придется заняться сбором лекарственных растений, помните, ребята, о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
7. ФИЗМИНУТКА

8. Работа в тетради с печатной основой

37 с. 15(морс, мыло, малина, фильтр, знахарь, мята, МЫЛЬНЯ)

9. Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Русская баня».

- А кто знает , что такое мыльня?

- От какого слова произошло это слово?

- Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах, когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой веник и посудину с квасом.

Расскажу-ка я вам коротенькую историю, которую нашла в одной из старых книг…

«Тогда я был совсем маленьким и приехал в деревню в первый раз.

Случилось так, что моя бабушка простудилась и слегла. Однако от всяких лекарств и микстур отказалась. «Настя придет с покоса и меня выправит», – говорила она.

Вот пришла, наконец, Настя, большая сильная женщина, а я играть побежал. Долго играл, а когда захотелось есть, примчался домой.

Помнил – в печи чугунок с вареной картошкой стоял. Отодвинул заслонку, а там, в печи... бабушка.

Перепугался – страсть! Вылетел на улицу и кричу не своим голосом: «Мама! Настя бабушку испекла!»

Успокоила меня мама. Зашли мы в избу, а там уже и бабушка сидит – живехонька. Она, оказывается, парилась в печке по Настиному совету.

Вот так печь! Она при случае и вместо бани может послужить.»
     У: - Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. И если уж им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения.  (Грудинов М.)                                                                

     У: - Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах. Когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой посудину с квасом. Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах была неудобно, поэтому и стали строить бани на берегах речек и прудов. Как вы думаете почему? (Потому что рядом вода была.)

     -Ну а что сказать о вениках? (Никифоров Е.)

Березовый символ русской бани. Его листья рекордсмены, скорее всех других выгоняют «дурной» пот. Вслед за ним по популярности – дубовый и смородиновый. В крапиве, непритязательной траве с колючим характером, белка больше, чем в петрушке или сельдерее. Даже лимон уступает ей в изобилии витамина С, а по содержанию железа она вне конкуренции ни с чем. Словом отбросьте все страхи и парьтесь крапивным веником – польза несомненная!

10. Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Первые аптеки в России».

(презетацию подготовили Зайцева Л. и Шерстобитова А.)

Аптеки и аптечные огороды

Первая аптека создавалась трудами приехавшего в Москву в 1561 г. англичанина Френчама. Устроена она была для нужд царя и его семейства, но довольно скоро из нее стали выдавать лекарства и боярам. Простой же народ покупал лекарственные травы, коренья и мази в лавках Зелейного ряда.

В 1673 г. при Гостином дворе была открыта так называемая новая аптека Гутменша, где все желающие могли по рецептам получить лекарства. В 1682 г., по указу царя Федора Иоанновича у Никитских ворот рядом с первым гражданским госпиталем открыта третья аптека «для того, чтобы ходить со всяким рецептом в город неудобно».

В 1701 г. император Петр I издал указ о закрытии всех зелейных лавок, торгующих лекарствами, и о даровании права открытия и содержания вольных аптек всем желающим.

В документах XVII в. неоднократно упоминаются аптекарские сады, или аптечные огороды. Здесь под наблюдением иностранных «ботаников-огородников» рядом с лекарственными растениями росли ягодные кусты и плодовые деревья.

Когда осенью 1661 г. создавали новый «аптекарский двор, что у Каменного моста», то сажали там черную, белую и красную смородину, вишню и сливу, для чего взяты были саженцы из частного сада боярина Никиты Ивановича Романова, в котором также росли «аптекарские всякие травы».

Аптекарские сады служили не только для разведения лекарственных растений, но и для приготовления здесь же самих лекарств. Так, при главном из них находилась особая «коктория», нечто вроде фармацевтической лаборатории.

– Итак, что же вы узнали о первых аптеках? (Они появились в XVII веке в Москве.)

– Кто пользовался их услугами? (Царская семья и бояре.)

– Что такое аптекарские огороды? (Огороды, на которых выращивали растения, шедшие на изготовление лекарств.)

– Кто такой фармацевт? (Фармацевт – специалист по изготовлению лекарств.)
11. Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Лекарства с грядки».

Кроссворд



По горизонтали:

4. Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

5. Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слез доведу.

6. Над землей трава, под землей алая голова.

По вертикали:

1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи.

2. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

3. Маленький, горький, луку брат.

Ответы. По горизонтали: 4. Картофель. 5. Лук. 6. Свекла.

По вертикали: 1. Капуста. 2. Морковь. 3. Чеснок.

- Я буду задавать вопрос. А вы должны отвечать на него и рассказывать о полезных свойствах этого растения.

1.) Капуста.( Бакланова Т.) В ней много аскорбиновой кислоты и витаминов группы В, которые благотворно влияют на нервную систему. Также в капусте есть витамин У, предупреждающий развитие язвы желудка.

2.)Морковь(Мелихова В. + Ахметов Т.)Морковный сок отличное средство для усиления иммунитета Он улучшает аппетит и пищеварение.

3.)Чеснок. (Зайцева Л.) По данным народной медицины , чеснок помогает при 94 болезнях.

4.)Картофель (Шарабанова Т. + Исмагилова К.)Он легко справится с мелкими ранками, ожогами, т. к. является хорошим ранозаживляющим средством.

5.) Лук (Жумабекова А.)Его используют при лечении ангины, гриппа, туберкулезе легких)

6.) Свекла .(Фролова А.) Свекольный сок улудшает состав крови, понижает давление. Им полощут горло при ангине.

12. Подведение итогов урока:

     -Очень много полезного о лекарственных растениях вы, готовясь к нашему уроку,  уже узнали из книг и различных энциклопедий, сегодня вы добавили знания в свою копилочку.  А чтобы увидеть, как много разных лекарственных  растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и обратите внимание на витрину,  где выставлены коробочки с ними.  А еще обратитесь к своим бабушкам, думаю, они вам расскажут много полезного.

А вот хорошо ли вы слушали на уроке и были внимательны, мы сейчас и проверим.

Тест.

1. Чем лечили знахари?

-колдовством

-травами

-заговорами

2.Какое растение помогает при остановке кровотечения?

-малина

-подорожник

-ромашка

3.Какая ягода применяется нами чаще всего для лечения простуды и гриппа?

-верба

-подорожник

-малина

4.Что в старину людям заменяла баня?

-душевая кабина

-печь

-ванна

5.Какое растение по данным народной медицины помогает при 94 болезнях?

-картофель

-свекла

--чеснок
С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах.

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от досады,

Эта от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады                                                  

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Анализ работы уч-ся на уроке
13. Домашнее задание.

     -Узнайте у родителей рецепты предупреждения и  лечения простудных заболеваний.

Подберите пословицы о  «лекарствах с грядки».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрок по теме «Витамины» Цели урока
Цели урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрок изучения нового материала, вид урока исследование
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ в ходе урока

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрок биологии 10 класс Тема урока «Вирусы и бактериофаги. Вирус спида» Цели урока
...

Урока: урок-исследование Цели урока iconТема урока: Гидролиз солей. Цели урока
Цели урока: Сформировать представление о гидролизе, сущности гидролиза солей Научить ребят составлять уравнения реакций гидролиза...

Урока: урок-исследование Цели урока iconРазработка урока на тему: «Урок физической культуры и правильная осанка»
Разработка урока на тему: «Урок физической культуры и правильная осанка»,в рамках практической части сетевого проекта «Современный...

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрока: «Царство грибы» Цели урока
Автор: учитель биологии, химии мкоу «Антроповская сош» Антроповского муниципального района Костромской области

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрока: образовательные
Цели урока: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через изучение вопроса о болезнетворных бактериях и мерах...

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрока: комбинированный. Цели урока
Английский язык «Письмо». Экспресс-репетитор для подготовки к егэ. Е. С. Музланова, Е. И. Кисунько. Астрель, Москва 2014

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрока: четвертый урок Тема урока: "Многообразие простейших, их значение...
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать и расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах,...

Урока: урок-исследование Цели урока iconУрок по теме: «Африка»
Цели и задачи урока: повторить и закрепить изученный материал, проконтролировать качество усвоения материала

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную