Скачать 0.77 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа дисциплины "Анатомия и физиология" является одним ив модулей в цикле общепрофессиональных дисциплин, предназначенных для специальности 0401 Лечебное дело, 0402 Акушерское дело, 0406 «Сестринское дело» (базовый уровень образования), и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине "Анатомия и физиология" и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. Основной целью курса является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию. Данная программа сочетает в себе морфологические и функциональные критерии и подходы, позволяющие изучить жизнедеятельность организма человека и отдельных его частей, а также психические, соматические и вегетативные функции организма, их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе индивидуального развития человека. Все вышеизложенное дает студенту целостное представление об организме человека как единой саморегулирующейся, способной к выздоровлению системы, с присущими биологическими и психо-социальными потребностями и мотивациями, от степени удовлетворения которых зависит здоровье человека – состояние полного психического, физического и социального благополучия. Данная программа ставит задачи: 1. Студенты должны иметь представления:
2. Студенты должны знать:
3. Студенты должен уметь:
Данная примерная программа базируется на функциональном принципе преподавания анатомии человека, который представляется наиболее органичным и правильным с точки зрения анализа процессов, происходящих в организме человека. В этой связи изменен подход к рассмотрению ряда разделов и тем, изучение которых основано на топографическом принципе. С точки зрения анализа жизнедеятельности организма человека и отдельных его частей как совокупности психических, соматических и вегетативных функций, их взаимосвязи, регуляции и приспособления к внешней среде представлялось целесообразным принять логическую, рациональную последовательность преподавания ряда разделов и тем дисциплины. На наш взгляд, необходимо расширить преподавание теоретической части некоторых разделов в соответствии с научными разработками и фактами, установленными за период времени, прошедший с момента выхода предыдущей программы. Программа рассчитана на 180 часов аудиторного времени (в том числе 100 часов теоретических занятий и 80 часов – практических и лабораторных) и состоит из 13 разделов, включающих содержание тем, подлежащих изучению. Для самостоятельной работы студентов рекомендуется выделить внеаудиторное время в объеме 30%. С учетом профиля отделения программа позволяет рассматривать обучение медицинской сестры, прежде всего, с точки зрения учения об организме человека как динамической саморегулирующейся открытой функциональной системы, для оценки деятельности которой требуется понимание сущности строения и механизмов регуляции отдельных органов и тканей. При этом обретает новые формы методическая подготовка студентов. Стремительно меняющиеся условия жизни ставят человека перед необходимостью постоянно адаптироваться к ним, выявлять возможности адаптации и рационально скорреги-ровать деятельность здорового человека. Настоящая программа позволяет весьма существенно приблизиться и к решению данной непростой задачи, направленной на грамотную интерпретацию уровня здоровья, выявив и обрисовав в этом процессе роль медицинской сестры. Весь курс проводится в виде теоретических занятий (лекций, семинаров), практических занятий и лабораторных работ. Лекции призваны расширить и дополнить материал учебника, интегрировать восприятие различных разделов курса. На семинарах традиционно осуществляется проверка усвоения теоретического материала, разъясняются наиболее сложные для восприятия разделы. Предлагаемые в программе практические занятия лабораторные занятия закрепляют теоретические знания, позволяют наиболее детально и углубленно оценить единство структуры и функции. Необходимо особо отметить существенную важность наполнения таких занятий многоплановыми по своей сути работами, среди которых дифференцируются как морфологические, так и физиологические. К числу первых относятся изучение анатомических препаратов, в том числе и «влажных»; оценка нативных макро- и микропрепаратов органов и тканей человека, а также рекомендуется участие студентов в препарировании трупного материала. При изучении ряда тем предполагается посещение Анатомического музея на базе кафедр нормальной и патологической анатомии соответствующего медицинского ВУЗа или учреждения. Практические занятия и лабораторные работы физиологической направленности призваны обучить студентов основам методов оценки функциональной активности органов и систем человека, а также анализу ряда психосоматических функций с использованием инструментальных и аппаратных методик. В качестве закрепления приобретенных в процессе занятия знаний и умений используются ситуационные задачи, приведенные в «Приложении к программе», позволяющие не только воссоздать какой-либо процесс, протекающий в организме, но и дать возможность творчески продумать и оценить возможные пути реализации поставленной перед аудиторией задачи. С целью повышения творческой активности студентов программой предусмотрено использование в самостоятельной работе студентов наряду с обязательной учебной литературой и разнообразный наглядно-методический обучающий материал, а также современные технологические установки, позволяющие визуализировать и улучшить восприятие учебного материала. В процессе обучения студент должен получить базовое образование, обеспечивающее преемственность и возможность непрерывного образования, повышения профессионального уровня и практического мастерства. При изучении дисциплины на II курсе в 3 и 4 семестрах рекомендуется проведение обязательной контрольной работы. Вопросы дисциплины включены в комплексный экзамен по итогам II курса. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
![]() | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего... | ![]() | Программа научно-технической направленности «Анатомия и физиология человека» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и... |
![]() | Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к модулю «Медико-биологические основы дефектологии» базовой части... | ![]() | Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой на основе государственных требований по специальности... |
![]() | Анатомия и физиология человека для специальности среднего профессионального образования и является частью основной профессиональной... | ![]() | ... |
![]() | ![]() | Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических... | |
![]() | ... | ![]() | Варианты рубежного контроля по учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена младшего школьника» |