Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни»






Скачать 49.25 Kb.
НазваниеПояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни»
Дата публикации14.06.2015
Размер49.25 Kb.
ТипПояснительная записка
d.120-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Урок биологии в 10 классе УМК «Сферы» по теме: «Вирусы — неклеточные формы жизни». Урок изучается в рамках программы Сухоруковой Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриевой Е.А. «Биология.10-11 классы (базовый уровень)», Просвещение, 2011. Урок относится к главе I. «Строение и функции клетки. Размножение и развитие». При выполнении заданий на этапе закрепления материала в электронном приложении в разделе «Тренажер» и «Контроль» используется мобильный класс.
Тема. Вирусы — неклеточные формы жизни.

Тип урока: развитие знаний и умений.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о происхождении вирусов;

2. Раскрыть особенности строения, размножения и функционирования вирусов как неклеточной формы жизни;

3. Познакомить с вкладом отечественного ученого Д.И. Ивановского в развитии вирусологии;

4. Актуализировать и развить знания о вирусных заболеваниях человека и их профилактике. Многообразие вирусных заболеваний человека. СПИД;

5. Продолжить формирование умения сравнивать на примере сравнения особенностей вирусов и клеточных форм жизни.
Основное содержание. Вирусология – наука о вирусах. История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов. Характерные особенности строения вирусов. Строение бактериофага. Особенности процессов жизнедеятельности вирусов. Вирусные заболевания человека: особенности протекания, профилактика. СПИД.
Ресурсы урока: п. 17 учебника, с. 42–43, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

  • Сравнивать строение вируса с другими живыми организмами.

  • Называть и описывать особенности строения и размножения вирусов.

  • Определять вирусные заболевания по особенностям протекания.

  • Соблюдать правила гигиены и профилактики вирусных инфекций.

Основные термины и понятия: капсид, бактериофаг.
Ход урока.
1. Актуализация знаний обучающихся (5 минут). Индивидуальный опрос обучающихся: 1) рассказать об особенностях строения клеток прокариот; 2) рассказать о способах питания и получения энергии бактериями; 3) рассказать о значении бактерий.

2. Целеполагание и мотивация (1 минута)

Учитель организует обсуждение вопроса: «Какая польза может быть от вируса?» Электронное приложение «Вред и польза вирусов».

Итог: Вирусы можно использовать в качестве биологических мер борьбы с вредителями сельского хозяйства. Вреда от вирусов больше чем пользы.

3. Этап изучения нового материала.

3.1. Вирусы – неклеточная форма жизни:

- Рассказ учителя об истории открытия вируса табачной мозаики Электронное приложение «История открытия вирусов». Заслушивание сообщения ученика «Д.И. Ивановский – основоположник вирусологии».

- Рассказ учителя о строении вируса на примере вируса табачной мозаики и вируса СПИДа. Электронное приложение «Строение вируса табачной мозаики», «Строение вируса иммунодефицита человека». Выполнение задания 14 в тетради тренажере на странице 25.

- Беседа о процессах, происходящих при размножении вируса. Электронное приложение «Процессы, происходящие при размножении вируса», «Как размножаются вирусы»

- Учитель организует обсуждение вопроса: «Что это за организм – вирус?» и формулирование понятия – вирус.

Итог: Вирусы — неклеточные формы жизни, представляющие собой молекулы нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), окружённые белковой оболочкой и способные размножаться только после проникновения внутрь живых клеток.

3.2. Строение вирусов:

- Рассказ учителя о многообразии вирусов в зависимости от их строения ДНК и РНК содержащих вирусах. Электронное приложение «ДНК и РНК содержащие вирусы», «Классификация вирусов», «О вироидах».

- Беседа учителя о бактериофагах. Рисунок 1.27 в учебнике. Просмотр анимации «Жизненный цикл бактериофага». Электронное приложение «Жизненный цикл бактериофага».

- Рассказ учителя об особенностях проникновения в клетку и размножении вируса СПИДа. Просмотр анимации «Жизненный цикл бактериофага». Электронное приложение «Проникновение вируса иммунодефицита в клетку», «Модель строения вируса иммунодефицита человека». Просмотр анимации «Жизненный цикл бактериофага». Электронное приложение «Проникновение вируса в клетку. Вирус СПИДа».

Подводя итоги по данному разделу урока, учитель с обучающимися выделяют признаки вирусов:

1. Мелкие (20-30 нм), можно увидеть только в электронный микроскоп, проходит через бактериальные фильтры.

2. Не имеют клеточного строения.

3. Содержат лишь один тип нуклеиновых кислот: ДНК или РНК.

4. Нет собственного метаболизма, используют энергию, получаемую за счет обмена веществ хозяина.

5. Существуют только как внутриклеточные облигатные паразиты.

6. Могут воспроизводить себя только внутри живой клетки

3.3. Вирусные заболевания:

- Рассказ учителя о симптомах и этапах протекания вирусных инфекций, необходимости соблюдать правила личной гигиены для профилактики заражения вирусными инфекциями.

Вирусные заболевания: ДНК-содержащие (оспа, герпес, грипп, папиллома), РНК-содержащие (простуда, СПИД, паротит, корь, полиомиелит, желтая лихорадка, краснуха).

- Самостоятельная работа обучающихся по составлению плана ответа о многообразии вирусных заболеваний человека с использованием таблицы «Вирусные заболевания человека» и учебника стр. 43. Электронное приложение «Вирусные заболевания человека».
4. Закрепление материала.

1. Составление сравнительной характеристики вируса и бактерии.

2. Выполнение заданий в электронном приложении рубрике тесты (тренажер, контроль).

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

5. Домашнее задание: параграф 17. Подготовить рассказ о многообразии вирусных заболеваний и ответ на вопрос «Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?».
Источники использованной литературы:

  1. Агол В.И. «Уловки» вирусов. // Биология в школе. - 2003. - № 7. - С. 5.

  2. Занимательная философия. Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 4-е издание, 2010. — 172 с.

  3. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. М.: Просвещение, 2011 – 112 с.

  4. Биология. Тетрадь-тренажер. 10-11 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Е.А. Власова, М.: Просвещение, 2011. – 111с.

  5. Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Т.В. Иванова М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

  6. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебникам В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского и др. Профильный уровень / авт. Сост. О.Л. Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2009 – 351 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconУрок на тему «Неклеточные формы жизни. Вирусы»
Оборудование: презентация к уроку, табл. «Вирусы», сообщения уч-ся, раздаточный материал с тестами по теме «Митоз»

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconУрок по теме «Вирусы неклеточные формы жизни»
Развивать умения учащихся выявлять особенности строения и жизнедеятельности вирусов в связи с паразитическим образом жизни

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconПрограмма элективного курса «Вирусы неклеточные формы жизни»
В имеющихся в настоящее время учебниках общей биологии для полной средней школы на изучение вирусов отводится очень мало времени,...

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconВопросы для подготовки к вступительным испытаниям по биологии на...
Многообразие организмов. Систематика. Классификация организмов на Земле. Неклеточные формы жизни. Царство вирусы, их строение и функции....

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconУрок по биологии в 10 классе по теме: "Вирусы"
Оборудование: компьютер, портреты Л. Пастера и И. И. Мечникова, световой и электронный микроскоп, 2 халата, чашка Петри, стакан с...

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconУрок по биологии в 9 классе по теме «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание»
Урок по биологии в 9 классе по теме «Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание». Учитель 1кв категории Дрокина Е. М

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconПояснительная записка Урок-практикум по теме «Значение генетики для...
Урок-практикум по теме «Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека» проводится в 10 классе после изучения темы...

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconТема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы
Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство...

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconРеферат на тему: «Роль вирусов в природе и жизни человека»
Вирусы – неклеточные формы жизни, которых относят к царству Вира, невидимые в световой микроскоп частицы, паразиты эукариотической...

Пояснительная записка Урок биологии в 10 классе умк «Сферы» по теме: «Вирусы неклеточные формы жизни» iconПояснительная записка Работа выполнена учителем биологии Ивановой...
Из класса в класс поднимается планка биологических понятий и закономерностей, отражающих суть живых организмов: уровни организации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную