5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош






Название5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош
страница1/7
Дата публикации26.03.2015
Размер0.91 Mb.
ТипПояснительная записка
d.120-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Московская область Раменский муниципальный район

МОУ Заворовская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа по биологии для основной школы

(5-9 классы)


Автор: Нестерова Л.А.

МОУ Заворовская СОШ




С. Заворово

2014


  1. Пояснительная записка

Программа по биологии для 5-9 классов разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- с рекомендациями Примерной программы по биологии;

- с особенностями ООП.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в школе:

• формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

• овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

• овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

• воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

• овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков).

Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

· многообразие и эволюция органического мира;

· биологическая природа и социальная сущность человека;

· структурно-уровневая организация живой природы;

· ценностное и экокультурное отношение к природе;

· практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в учебном плане

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.

Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Требования к уровню подготовки учащихся по биологии

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

· знание основных принципов и правил

отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье -

сберегающих технологий;

· реализация установок здорового образа жизни;

· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на

изучение живой природы;

интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,

сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


· овладение составляющими

исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать

определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

· умение работать с разными источниками биологической

информации: находить биологическую информацию в различных источниках

(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках) анализировать и оценивать

информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

· умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою

позицию.


1. В познавательной

(интеллектуальной)

сфере:

• выделение существенных

Признаков биологических объектов (отличительных

Признаков живых организмов; клеток и

организмов растений,

животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен

веществ и превращение

энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,

размножение, регуляция

жизнедеятельности организма; круговорот

веществ и превращение

энергии в экосистемах);

приведение доказательств

(аргументация) родства

человека с млекопитающими

животными;

взаимосвязи человека и

окружающей среды;

зависимости здоровья человека от состояния

окружающей среды;

необходимости защиты

окружающей среды;

соблюдения мер профилактики

заболеваний, вызываемых растениями, животными,

бактериями, грибами и

вирусами, травматизма,

стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и

простудных заболеваний;

• классификация - определение

принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

• объяснение роли

биологии в практической

деятельности людей;

места и роли человека в

природе; родства, общности

происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления

отдельных групп); роли

различных организмов в жизни человека; значения

биологического разнообразия для

сохранения биосферы; механизмов

наследственности и

изменчивости, проявления

наследственных

заболеваний у человека,

видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки,

органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах—органов цветкового растения, органов и систем

органов животных, растений разных отделов, животных

отдельных типов и классов; наиболее распространенных

растений и домашних животных; съедобных и

ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение

биологических объектов

и процессов, умение делать выводы и умозаключения на

основе сравнения;

выявление изменчивости

организмов; приспособлений

организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных

видов в экосистеме; взаимосвязей между

особенностями строения

клеток, тканей, органов,

систем органов и их функциями;

• овладение методами

биологической науки:

наблюдение и описание

биологических объектов

и процессов; постановка биологических экспериментов и

объяснение их результатов.

2. В ценностно-

ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ

здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния

факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете

биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической

деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах

животных, простудных

заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,

спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения

культурных растений и

домашних животных,

ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием

собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• выявление эстетических

достоинств объектов

живой природы.


По классам:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5–6 классы

· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

7–9 классы

· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

· Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

· Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

· Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

· Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

· Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки,

обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

· Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

· Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

· Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

· Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

· Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconАвтор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста»
Руководите Громова Любовь Анатольевна, руководитель секции наук о Земле, моу сош «Веста»

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №50» оценка состояния здоровья...
Выпускные классы школы являются стрессовым фактором, способным приводить к развитию нарушений деятельности организма. Необходим контроль...

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconМоу петропавловская сош павинского муниципального района Костромской...
Уважаемые телевещатели! Пишет Вам ученик 6 класса моу петропавловская сош павинского муниципального района Костромской области Блинов...

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconТема: Роль гормонов в обменных процессах
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconДоклад моу «сош с. Каменный яр»
В моу «сош с. Каменный Яр» в 2010-2011 учебном году обучалось 62 ученика, из них

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconМеждисциплинарная програма "здоровье" моу сош №22 1-4 классы Раздел 1
Внутренние органы и их предназначение. «Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное...

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconСценарий урока физической географии тема «охрана окружающей среды и здоровье человека»
Автор : Кабаргина Тамара Владимировна, учитель географии моу сош №3 г. Красный Сулин Ростовской области

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconВлияние солнечной активности на исторические события на Земле
Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,...

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconИсследовательская работа Систематический состав комнатных растений,...
Изучение микроклимата помещений моу сош №1 с. Измалково в связи с жизнедеятельностью растений, используемых в интерьерном озеленении...

5-9 классы Автор: Нестерова Л. А. Моу заворовская сош iconМоу каменская средняя общеобразовательная школа №1
Директор моу каменской сош №1 – Чуб Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную