Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология»






НазваниеМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология»
страница1/4
Дата публикации27.03.2015
Размер0.53 Mb.
ТипМетодическая разработка
d.120-bal.ru > Биология > Методическая разработка
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности лечебное дело

по учебной дисциплине гистология

Тема № 1 «ЦИТОЛОГИЯ»

Занятие № 1 «ЯДРО. СПОСОБЫ РЕПРОДУКЦИИ КЛЕТОК»
Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013

Тема №1. Ядро. Способы репродукции клеток

Занятие №1. Ядро. Способы репродукции клеток

Учебные вопросы занятия:

  1. Ядро, характеристика ядра как генетического центра клетки. Ядерно-цитоплазменные
    отношения как показатель функционального состояния клетки.

  2. Общий план строения интерфазного ядра.

  3. Нуклеоплазма, физико-химические свойства. Значение.

  4. Особенности строения кариолеммы, комплекса поры.

  5. Ядрышко как производное хромосом. Химический состав, строение, функции, структурно-функциональная лабильность ядрышкового аппарата.

  6. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре. Строение и химический состав. Понятие о нуклеосомах.

  7. Виды хроматина, степень их участия в синтетических процессах. Половой хроматин.

  8. Жизненный цикл клетки, его этапы, особенности у различных видов клеток.

  9. Митотический цикл, его биологическое значение. Преобразование структурных компонентов клетки на различных этапах митоза.

  10. Эндомитоз. Определение, биологическое значение. Полиплоидия.

  11. Мейоз, его механизм и биологическое значение.

  12. Гибель клеток. Дегенерация, некроз, апоптоз – определение понятий и биологическое значение.


Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус), аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по общему строению ядра клетки и способам репродукции клеток, микроскопы, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.
Учебные и воспитательные цели

а) общая цель – Вам необходимо овладеть знаниями учебной программы данного занятия и, овладев особенностями морфофункционального состояния ядра клетки, разобраться в строении и функциях его компонентов. Определить связь между строением структурных компонентов ядра и функциями, выполняемыми ядром. Научиться выявлять нарушения, возникающие на ядерном уровне. Применять учебный материал в своей будущей профессии врача.
б) частные цели:

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны

З Н А Т Ь:

- медицинскую международную латинскую терминологию в объеме данной темы,

- общий план и общие закономерности строения ядра для понимания наиболее часто встречающихся ядерных аномалий,

-особенности строения всех компонентов ядра,

- способы репродукции соматических и половых клеток,

- фазы митотического цикла.

У М Е Т Ь:

- идентифицировать структурные компоненты ядра и фазы митотического деления клеток на микроскопическом уровне;

-используя данные микроскопического строения различать структурные компоненты ядра и фаз митоза,

- микроскопировать «немые» гистологические препараты, выносимые на практическую часть занятия (общая морфология животной клетки, митоз растительной клетки),

- пользоваться научной литературой при подготовке к занятиям и написании реферата;

- анализировать информацию, полученную с помощью методов светооптической микроскопии.

ВЛАДЕТЬ:

- навыками микрокопирования гистологических препаратов;

- анализом гистологических препаратов;

- гистофизиологической оценкой состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- навыками работы с научной литературой и уметь использовать их.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- обладать достаточным объемом знаний морфо-функционального состояния органов при изучении смежных дисциплин;

- должен обладать объемом знаний и пониманием гистофизиологического состояния различных клеточных, тканевых органных структур, чтобы ориентироваться в нормальных и патологических состояниях и уметь использовать эту информацию в клинической практике;

- иметь достаточный объем знаний морфо-функционального состояния тканей и органов для выяснения причин возникновения патологических состояний органов;

- способностью использовать полученные на кафедре знания при установлении диагноза заболевания;

- способностью к критическому мышлению полученной информации, ее анализу и синтезу.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

- об аномалиях ядра и его структурных компонентов,

- о разновидности митотического деления клеток - эндомитозе.
Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ:

    1. Гистология под ред. проф Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 5-е изд-е, 2001.

    2. Гистология под ред. проф. Ю.И.Афанасьева и Н.А.Юриной, 4-е изд-е, 1989.

    3. Гистология под ред. В.Г.Елисеева, 1983.

    4. А.А.Заварзин, А.Д.Хазарова. Основы общей цитологии, Л., ЛГУ, 1982.

    5. А.Хэм, Д.Кормак, Гистология, т.1, М., Мир, 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. К.Свенсон, П.Уэбетер, Клетка, М., Мир, 1980.

  2. Ю.С.Ченсов, Общая цитология, М., Изд-во МГУ, 1984.

  3. Гистология, цитология, эмбриология. Атлас. О.В.Врлкова, О.В.Елецкий. М., Медицина, 1996.

  4. Клеточная теория и ее историческое развитие. З.С.Кацнельсон, Л., 1963.

  5. Цитология и общая гистология. В.Л.быков, СПБ СОТИС, 1998.

  6. Гистология под ред. Э.Г.Углумбекова. Москва, ГЭОТАР, 2001.

  7. Молекулярная биология клетки. Б.Альбертс, Д.Брейд, М., Мир, 1994.


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте данный учебный материал по теме: «Ядро. Способы репродукции клеток», по материалам, ранее изучаемым в школе (школьный учебник, биология). Это очень важно, т.к. этот материал является базисным и на нем строится вся программа данного занятия.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее:

1. Хранение и передача генетической информации, а также синтез белка – основные функции ядра. Компонентами фиксированных интерфазных ядер эукариотических клеток являются: ядерная оболочка (неклеолемма), ядерный сок (нуклеоплазма), ядрышко и хроматин.

2. Ядерная оболочка состоит из двух мембран (наружной и внутренней), между которыми располагается перионуклеарное пространство. В местах слияния мембран образуются поры, заполненные сложноорганизованными гранулярными и фибриллярными белками, в совокупности формирующими комплекс поры. Он выполняет роль диафрагмы, регулирующей поступление веществ в ядро из цитоплазмы и наоборот. Нуклеолемма отграничивает содержимое ядра от содержимого цитоплазмы.

3. Ядрышко – самая плотная структура ядра, не имеющая собственной оболочки и являющаяся производным хромосом, у которых в области вторичной перетяжки есть участок, называемый ядрышковым организатором. Функция ядрышка – синтез субъединиц хромосом, поэтому по строению оно неоднородно.

4. Хроматин в интерфазном ядре представляет собой хромосомы, находящиеся в стадии деспирализации. В зависимости от степени деконденсации различают эухроматин и гетерохроматин.

5. Тельце Барра или половой хроматин встречается в соматических клетках женских особей и представляет собой неполностью деконденсированную 2 х-хромосому.

6. Основным способом деления соматических клеток является митоз, состоящий из интерфазы (подготовки клетки к делению) и собственно деления. В интерфазе различают следующие периоды: постмитотический или пресинтетический (G 1), в который происходит синтез структурных и функциональных белков и белков-ферментов, синтетический (S) период характеризуется удвоением ДНК и постсинтетический или премитотический (G 2), во время которого синтезируются белки тубулины для образования нитей веретена деления и накапливается энергия.

7. Собственно митоз подразделяется на следующие фазы: профаза, метафаза, анафаза и телофаза.

8. Мейоз, его механизм и биологическое значение.

9. Определение и сущность понятий дегенерации, некроза и апоптоза.
Решите тесты 1-15:

1. Дополните ответ: Клеточный цикл состоит из:________ и _______ .

2. Установите соответствие:

Период интерфазы: Основной процесс:

1. Пресинтетический а) Редупликация молекулы ДНК

2. Синтетический б) Рост клетки, увеличение РНК

3. Постсинтетический в) Синтез белков тубулинов и энергии

3. Выберите правильный ответ: Гетерохроматин представляет собой:

1. Конденсированные участки хромосом

2. Деконденсированные участки хромосом

4. Выберите правильные ответы, указав основные процессы, происходящие в G1 периоде интерфазы:

1. Синтез РНК

2. Синтез белков и рост клетки

3. Редупликация ДНК

4. Синтез белков тубулинов

5. Образование веретена деления

5. Выберите правильный ответ: Центриоли веретена деления образованы:

1. Микрофиламентами

2. Микротрубочками

3. Промежуточными филаментами

4. Миофибрилами

5. Нейрофибрилами

6. Выберите правильный ответ: В пресинтетический период интерфазы митоза клетка содержит набор хромосом:

1. Диплоидный

2. Гаплоидный

3. Тетраплоидный

4. Полиплоидный

7. Выберите правильный ответ: Хромосомы в анафазе митоза:

1. Спирализуются

2. Мигрируют к противоположным полюсам клетки

3. Выстраиваются в экваваториальной плоскости

4. Исчезают

5. Появляются

8. Выберите правильные ответы: Ядро выполняет следующие функции:

1. Синтез рибосом

2. Хранение и передача наследственной информации

3. Образование хромосом

4. Синтез белка

5. Образование ядрышек

9. Дополните ответ: Структура клетки, обеспечивающая генетическую детерминацию и регуляцию белкового синтеза, называется ________.

10. Дополните ответ: Совокупность числа, размеров и особенностей строения хромосом данного вида называется __________.

11. Дополните ответ: Интерфаза состоит из периодов: ______, ______ и ______ .

12. Выберите правильный ответ: Эухроматин представляет собой:

1. Конденсированные участки хромосом

2. Деконденсированные участки хромосом

13. Дополните ответ: Время существования клетки от деления до деления или от деления до смерти называется ___________.

14. Выберите правильные ответы, указав основные процессы, происходящие в G2 периоде интерфазы митоза:

1. Синтез белков тубулинов

2. Синтез энергии

3. Редупликация ДНК

4. Синтез РНК

5. Рост клетки

15. Выберите правильные ответы: Профаза митотического деления характеризуется следующими процессами:

1. Образованием материнской звезды

2. Спирализацией хромосом

3. Растворением ядрышек

4. Разрушением ядерной оболочки

5. Образованием веретена деления
Решите ситуационные задачи 1-7.

1.На препарате определяются две клетки: первая находится на стадии метафазной пластинки, вторая в результате дифференцировки потеряла способность к размножению. Какова конечная судьба первой и второй клеток?

2.На препарате видна митотически делящаяся диплоидная клетка на стадии метафазы. Сколько хромосом входит в состав метафазной пластинки?

3.Микрохирургическим путем амебу (одноклеточный организм) разделили на два фрагмента: ядросодержащий и безъядерный. Какова дальнейшая судьба этих фрагментов и с чем она связана.

4.Взяли для исследования несколько клеток из эпителия ротовой полости и после специальной обработки гистологического препарата установили, что ядра исследуемых клеток не содержат полового хроматина. Субъекту какого пола (мужского или женского) принадлежали исследуемые структуры?

5.В препарате видны две клетки. Ядро одной из них содержит много интенсивно окрашенных глыбок хроматина. В другой клетке ядро светлое, хроматин распределён диффузно. Какой тип хроматина преобладает в той и другой клетках, и чем они отличаются функционально?

6.В препарате видна клетка с расположенными в центре хромосомами, образующими фигуру звезды. Назовите стадию митоза.

7.В препарате видна клетка с расположенными в ней хромосомами, образующими фигуры дочерних звёзд. Назовите стадию митоза.
Заготовьте в альбоме следующие рисунки: они пригодятся Вам при работе на занятии.


ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ



МИТОЗ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ






Данное занятие занимает особое место в работе по изучению строения ядра и способов деления клеток, являясь не только теоретической основой для понимания строения ядра и способов деления клеток, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.

При возможности, накануне занятия, ознакомьтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.


  1. По выполнении программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с 1-м препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.
Препарат: ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ:

Малое увеличение: рассмотреть скопление клеток, определив базофильно окрашенное ядро и оксифильную цитоплазму.

Большое увеличение: определить в ядре участки слабо окрашенной нуклеоплазмы –эухроматин, более темные участки – гетерохроматин и смую плотную структуру ядра округлой формы – ядрышко; зарисовать эукариотическую клетку, указав на рисунке следующие ее структуры:

1-цитоплазма,

2-ядро,

3-эухроматин,

4-гетерохроматин,

5-ядрышко.

Найденные особенности сопоставьте с теоретическими выкладками. Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания. Обратите внимание на объяснения преподавателя.
Препарат: МИТОЗ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.

Фиксатор: жидкость Боуэна.

Краситель:

Железный гематоксилин.

ЗАДАНИЕ:

На малом увеличении найти срез микропрепарата.

На большом увеличении найти и изучить все фазы митоза. Рассматривая профазу, обратить внимание на фигуры плотного и рыхлого клубка. Найти и зарисовать метафазу (фигуру материнской звезды). При зарисовке анафазы определить фигуры дочерних звезд. Последней зарисовать телофазу и появление перегородки между дочерними клетками. На рисунке подписать все фазы митотического деления клетки:

1-профаза

2.метафаза

3-анафаза

4-телофаза

5-цитокинез
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПРЕПАРАТЫ:

Препарат: митоз животной клетки.

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: железный гематоксилин.

ЗАДАНИЕ: определить фазы митоза.

Препарат: митоз клеток эпителия мочевого пузыря (отпечаток).

Фиксатор: 10% формалин.

Краситель: гематоксилин-эозин.

ЗАДАНИЕ: найти наметившуюся перешнуровку ядра в виде песочных часов.

3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания №№ 1-6 (приложение 2) и решите ситуационные задачи № 1-8. (приложение 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке работы учебной группы и Вас лично! Обратите внимание на объяснение преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии. Попрощайтесь с преподавателем.
Приложение №1

Основными функциями ядра являются хранение и передача генетической информации, а также регуляция белкового синтеза. Составными компонентами ядра являются: ядерная оболочка, ядерный сок, хроматин, ядрышко и ядерный белковый матрикс.

Ядерная оболочка (нуклеолемма, кариолемма) построена по типу элементарной биологической мембраны. В электронный микроскоп она состоит из двух мембран – наружной и внутренней, между которыми располагается перинуклеарное пространство. В местах соединения этих мембран образуются отверстия – поры, обеспечивающие связь содержимого ядра с содержимым цитоплазмы. Количество пор непостоянно и зависит от активности клетки. Поры заполнены сложноорганизованными глобулярными и фибриллярными структурами, в совокупности формирующими так называемый комплекс поры. Он состоит из трех рядов периферических гранул, по 8 гранул в каждом ряду. Один ряд гранул располагается на уровне внутренней мембраны, второй – на уровне наружной, третий – между ними. В центре поры лежит непарная девятая гранула, от которой к периферическим гранулам идут тонкие белковые фибриллы, в совокупности образующие диафрагму. Если фибриллярные нити располагаются друг напротив друга – пора открыта, что и обеспечивает взаимодействие ядра и цитоплазмы. Основной функцией ядерной оболочки является барьерная – отграничение содержимого ядра от содержимого цитоплазмы.

Внешняя мембрана ядерной оболочки, непосредственно контактирующая с цитоплазмой клетки, имеет ряд структурных особенностей, позволяющих отнести ее к собственно мембранной системе эндоплазматической сети: на ней со стороны гиалоплазмы расположены многочисленные рибосомы, а сама внешняя ядерная мембрана может прямо переходить в мембраны эндоплазматической сети. Внутренняя мембрана связана с хромосомным материалом ядра.

Хроматин. Представляет собой зоны плотного вещества, хорошо воспринимающие различные красители, особенно основные. В интерфазе хроматин – это хромосомы, которые теряют в этот период свою компактную форму и разрыхляются (деконденсируются). В состав хроматина входит ДНК в комплексе с белками. В виде элементарных хромосомных фибрилл. В химическом отношении фибриллы хроматина представляют собой сложные комплексы дезоксирибонуклеопротеидов (ДНП), в состав которых входят ДНК и специальные хромосомные белки — гистоновые и негистоновые. Гистоны расположены по длине молекулы ДНК не равномерно, а в виде блоков. В один такой блок входят 8 молекул гистонов, образуя так называемую нуклеосом, поэтому хромосомная фибрилла имеет вид нитки бус или четок, где каждая бусина — нуклеосома Такие фибриллы толщиной 10 нм дополнительно продольно конденсируются и образуют основную элементарную фибриллу хроматина толщиной 25 нм.

В ядрах, кроме хроматиновых участков и матрикса, встречаются перихроматиновые фибриллы, перихроматиновые и интерхроматиновые гранулы. Они содержат РНК и встречаются практически во всех активных ядрах, представляют собой информационные РНК, связанные с белками, — рибонуклеопротеиды (информосомы). Матрицами для синтеза этих РНК являются разные гены, разбросанные по деконденсированным участкам хромосомных (точнее, хроматиновых) фибрилл.

Степень деконденсации может быть различной. Зоны полной деконденсации хромосом называются эухроматином. Он слабо воспринимает красители и практически не окрашивается. При неполном разрыхлении видны участки конденсированного хроматина, называемого гетерохроматином, который хорошо окрашивается и виден в ядре в виде базофильных глыбок. Эухроматин – рабочий активный хроматин, с участием которого в ядре в период интерфазы происходят процессы транскрипции и редупликации генетического материала. Гетерохроматин находится в состоянии покоя, выполняет функцию переноса генетического материала в дочерние клетки. Хроматин может равномерно распределять в ядре или располагаться отдельными глыбками.

Половой хроматин (тельце Барра) – дополнительная Х хромосома в соматических клетках женских особей, по которой можно определить принадлежность ткани или органа к полу (мужскому или женскому). Например, тельце Бара выявляется в большинстве нейтрофилов крови женщины.

Ядрышко представляет собой наиболее плотную структуру ядра округлой формы. Их может быть в ядре несколько, что зависит от метаболической активности клетки. Хорошо окрашивается основными красителями, так как содержит большое количество РНК и выполняет функцию синтеза рибосомных РНК и рибосом. В световом микроскопе ядрышко определяется как тонковолокнистая структура. В электронном микроскопе в нем выделяются два компонента: фибриллярный и гранулярный. Фибриллярный компонент располагается в центре ядрышка и представляет собой нитчатые структуры рибонуклеопротеидных тяжей предшественников рибосом. Гранулярный компонент занимает периферические части ядрышка и является созревающими субъединицами рибосом, окончательная сборка которых осуществляется в цитоплазме клетки. Ультраструктура ядрышка меняется в зависимости от уровня синтеза рРНК: чем он выше, тем больше гранул в нем образуется и наоборот.

В профазе митоза происходит исчезновения ядрышек и восстановление наблюдается в телофазе. Образование ядрышек связано с определенными участками хромосом – ядрышковыми организаторами, которые располагаются в зонах их вторичных перетяжек.

Ядеоный белковый матрикс. Представляет собой структурную сеть, состоящую из негистоновых белков, образующих основу, определяющую морфологию и метаболизм ядра. Он хорошо выявляется в интерфазных ядрах после растворения хроматина. Состоит из белковых фибрилл, располагающихся в периферическом слое нуклеоплазмы и образующих подстилающую пластинку – ламину. Кроме того, ядерный белковый матрикс образует внутриядерную сеть, к которой крепятся фибриллы хроматина. Его функция – поддержание общей формы ядра и организация пространственного расположения хромосом и их активности.

СПОСОБЫ РЕПРОДУКЦИИ КЛЕТОК.

Время существования клетки от ее образования до следующего деления или смерти называют жизненным циклом клетки.

Существуют хромосомные и нехромосомные способы деления клеток. К хромосомным способам репрдукции клеток относятся митоз, мейоз (для половых) и эндомитоз.

Наиболее характерным способом размножения для соматических клеток является митоз. Он состоит из интерфазы – подготовки клетки к делению и собственно деления.

Интерфаза включает три периода: постмитотический (пресинтетический), синтетический и постсинтетический (или премитотический).

Постмитотический период наступает сразу же после деления клетки и характеризуется тем, что в этот период клетка работает на себя, синтезируя вещества, необходимые для ее роста. В этот период синтезируются функциональные и структурные белки, увеличивается количество РНК, восстанавливаются органоиды. Происходит и синтез ферментов, необходимых для синтетического периода интерфазы.

Синтетический период – удвоение количества ДНК. Без этого периода клетка не сможет вступить в следующее деление.

Постсинтетический период. Клетка синтезирует белки тубулины, необходимые для образования микротрубочек веретена деления; синтезирует и накапливает энергию за счет синтеза АТФ. В этот же период происходит удвоение клеточного центра.

Митоз.

В митозе различают профазу, метафазу, анафазу и телофазу.

Профаза – самая длительная по времени фаза митоза. В клетке начинается спирализация хромосом, которые вначале видны в виде тонких нитей (ранняя профаза), а затем утолщаются и укорачиваются (поздняя профаза). Происходит растворение ядерной оболочки, в результате чего хромосомы свободно располагаются в цитоплазме. Ядрышки исчезают. Центриоли расходятся к полюсам клетки и начинается формирование веретена деления.

Метафаза характеризуется выстраиванием хромосом по экватору в виде экваториальной пластинки или материнской звезды. Заканчивается формирование веретена деления, микротрубочки которого присоединяются к центромерам хромосом. Сестринские хромосомы обособляются, между ними появляется щель и они остаются прикрепленными только в области центромер.

Анафаза – самая короткая фаза митоза. Хромосомы одновременно теряют связь друг с другом в области центромер и синхронно расходятся к полюсам клетки.

Телофаза начинается с момента остановки хромосом на полюсах клетки. Вокруг идентичных наборов хромосом восстанавливается ядерная оболочка, хромосомы деспирализуются, аоявляются ядрышки, веретено деления и центриоли исчезают. После этого начинается процесс цитотомии – деления цитоплазмы материнской клетки. В животных клетках перетяжка формируется с периферии клетки к центру путем впячивания плазмолеммы. У растительных клеток перетяжка образуется из центра клетки, перемещаясь к ее периферии.

Биологическое значение митоза состоит в том, что митоз обеспечивает наследственную передачу признаков и свойств в ряду поколений клеток при развитии многоклеточного организма. Благодаря точному и равномерному распределению хромосом при митозе все клетки единого организма генетически одинаковы. Митотическое деление клеток лежит в основе всех форм бесполого размножения как у одноклеточных, так и у многоклеточных организмов. Митоз обусловливает важнейшие явления жизнедеятельности: рост, развитие и восстановление тканей и органов и бесполое размножение организмов.

Эндомито́з — процесс удвоения числа хромосом, за которым не следует деления ядра и самой клетки. В процессе эндомитоза (в отличие от многих форм митоза) не происходит разрушения ядерной оболочки и ядрышка, не происходит образование веретена деления и не реорганизуется цитоплазма, но при этом (как и при митозе) хромосомы проходят циклы спирализации и деспирализации. Повторные эндомитозы приводят к возникновению полиплоидных ядер, отчего в клетке увеличивается содержание ДНК.

Также эндомитозом называют многократное удвоение молекул ДНК в хромосомах без увеличения числа самих хромосом; как результат образуются политенные хромосомы. При этом происходит значительное увеличение количества ДНК в ядрах.

Мейоз - способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в два раза. Мейоз — обязательное звено полового процесса и условие формирования половых клеток. Биологическое значение мейоза заключается в поддержании постоянства кариотипа.

В жизненном цикле эукариотических клеток многоклеточного организма можно выделить несколько периодов (фаз), каждый из которых характеризуется определенными морфологическими и функциональными особенностями:
- фаза размножения и роста
- фаза дифференцировки
- фаза нормальной активности
- фаза старения и смерти клетки
В жизненном цикле клетки можно также выделить митотический цикл, включающий подготовку клетки к делению и само деление, после которого клетка может вступить в митотический цикл или прекратить рост и перейти в фазу дифференцировки и нормальной активности (стадия G0).
Дифференцировка – это процесс формирования морфологических особенностей клеток, обеспечивающих выполнение специфических функций. По степени специализации клетки можно разделить на недифференцированные и дифференцированные. Но только дифференцированные клетки могут полноценно выполнять свои функции.

После определенного периода нормального функционирования у клетки начинается период старения, который морфологически проявляется:
- уменьшением объема клетки
- увеличением содержания крупных лизосом
- накоплением пигментных и жировых включений
- появлением вакуолей в цитоплазме и ядре

Дегенерация — постепенные и качественные изменения организма или его частей (органов, тканей, клеток), которые ведут за собой или полную гибель, или, по крайней мере, функциональную гибель, т. е. неспособность исполнять свои нормальные физиологические отправления, данных элементов. Явления дегенерации, или перерождения, непрерывно совершаются в течение всей жизни организма, составляя одно из его жизненных проявлений. Современной медициной установлено, что изменения в клетках зависят от местного или общего нарушения обмена веществ — дистрофии.

Гибель клетки – завершающий этап клеточного цикла, эволюционно обоснованный (как механизм клеточного гомеостаза и условие нормальной жизнедеятельности тканей) и генетически закрепленный процесс. У соматических клеток имеется апрограммированный предел возможных делений. В последнее время активно изучается особый участок хромосом - теломера, содержащий ген «бессмертия». Как полагают ученые, активность гена определяет количество последовательных митозов, но это количество у нормальных клеток ограничено. У опухолевых клеток функция гена нарушена, и они могут делиться неограниченное число раз.
При гибели клетки можно выделить два различных механизма ее развития: некроз и апоптоз.

Некроз возникает под действием резко выраженных повреждающих факторов (температурных, гипоксия, химические и механические воздействия, и т.д.). Другими словами, некроз – «смерть в результате несчастного случая». На начальном этапе наблюдаются изменения органоидов клетки (набухание митохондрий и уменьшение в них крист, распад цистерн платинчатого комплекса), нарушения проницаемости плазмолеммы, повреждение мембран лизосом и выделение гидролаз. Наблюдаются изменения и ядра клетки – кариопикноз, кариорексис, кариолизис. Остаточные продукты распада клеток привлекают лейкоциты и макрофаги, вокруг очага некроза возникает воспалительная реакция.

Апоптоз, или запрограммированная смерть клетки, представляет собой процесс, посредством которого внутренние или внешние факторы, активируя генетическую программу приводят к гибели клетки и ее эффективному удалению из ткани. Апоптоз — это биохимически специфический тип гибели клетки, который характеризуется активацией нелизосомальных эндогенных эндонуклеаз, которые расщепляют ядерную ДНК на маленькие фрагменты. Морфологически апоптоз проявляется гибелью единичных, беспорядочно расположенных клеток, что сопровождается формированием округлых, окруженных мембраной телец(“апоптотические тельца”), которые тут же фагоцитируются окружающими клетками. Это энергозависимый процесс, посредством которого удаляются нежелательные и дефектные клетки организма. Он играет большую роль в морфогенезе и является механизмом постоянного контроля размеров органов. При снижении апоптоза происходит накопление клеток, пример — опухолевый рост. При увеличении апоптоза наблюдается прогрессивное уменьшение количества клеток в ткани, пример — атрофия.
Приложение №2.

1. Установите соответствие:

Вид хроматина: Степень его конденсации:

1) Эухроматин а) Участки конденсированного хроматина

интерфазного ядра

2) Гетерохроматин б) Зоны полной деконденсации хроматина

2. Выберите правильный ответ: Ядрышко синтезирует:

1. Лизосомы

2. Рибосомы

3. Липиды

4. Ферменты

3. Дополните ответ: Интерфаза состоит из периодов: ______, ______ и ______ .

4. Выберите правильные ответы, указав основные процессы, происходящие в G1 периоде интерфазы митоза:

1. Синтез РНК

2. Синтез белков и рост клетки

3. Редупликация ДНК

4. Синтез белков тубулинов

5. Образование веретена деления

5. Выберите правильный ответ: Хромосомы в анафазе митоза:

1. Спирализуются

2. Мигрируют к противоположным полюсам клетки

3. Выстраиваются в экваваториальной плоскости

4. Исчезают

5. Появляются

6. Выберите правильный ответ: Способ деления половых клеток называется:

1. Митозом

2. Эндомитозом

3. Мейозом

7. Выберите правильный ответ: Центриоли веретена деления образованы:

1. Микрофиламентами

2. Микротрубочками

3. Промежуточными филаментами

4. Миофибрилами

5. Нейрофибрилами
Приложение №3.

1.В препарате видны конденсированные хромосомы, расположенные в цитоплазме беспорядочно. Назовите стадию митоза.

2.На клетки, находящиеся в состоянии митоза, подействовали препаратом, разрушающим веретено деления. К чему это приведёт? Какой набор хромосом будут содержать клетки?

3.Представлены два мазка крови. В первом - в нейтрофилах определяется половой хроматин в виде барабанной палочки на одном сегменте ядра. Во втором мазке половой хроматин не обнаружен. Какой из этих мазков принадлежит женщине?

4.Ядро клетки обработали препаратами, разрушающими белки - гистоны. Какая структура пострадает в первую очередь?

5.В результате митоза возникли две дочерние клетки. Одна из них вступает в стадию интерфазы клеточного цикла, вторая – на путь дифференцировки. Какова дальнейшая судьба каждой из клеток?

6.При исследовании кариотипа человека и гориллы обнаружили два типа клеток. Одни из них имели 46 хромосом, а другие - 48. Какие из этих клеток принадлежат человеку?

7.Микрохирургическим путём амёбу (одноклеточный организм) разделили на два фрагмента: ядросодержащий и безъядерный. Какова дальнейшая судьба этих фрагментов и с чем она связана?

8.Для исследования взяли несколько клеток из эпителия ротовой полости и после специальной обработки этого гистологического препарата установили, что ядра этих клеток не содержат полового хроматина. Субъекту какого пола (мужского или женского) принадлежали исследуемые клетки?

Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гистологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

« »_________________ 2013


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

1 курса специальности Лечебное дело

по учебной дисциплине гистология
Тема №1. ЦИТОЛОГИЯ

Занятие №2. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ: КЛЕТОЧНАЯ ОБОЛОЧКА. ЦИТОПЛАЗМА.
Обсуждена на заседании кафедры

« » _______________2013г.

Протокол №___

г. Ставрополь, 2013

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 4 курса...
Место проведения занятия – Краевой клинический противотуберкулезный диспансер, легочно – терапевтическое отделение

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 4 курса...
Основные рентгенологические синдромы, встречающиеся при различных клинических формах туберкулеза легких

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия»
Тема №17 «Особенности формирования иммунитета у детей. Понятие об иммунодефицитных состояниях иммунокоррекции. Календарь профилактических...

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 4 курса...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов V курса...
Реабилитация детей с хронической гастродуоденальной патологией. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки. Факторы риска. Диагностика,...

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №3 «Анатомо-физиологические особенности (афо) кожи, подкожно-жировой клетчатки. Понятие о физиологической желтухе. Методика...

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов VI...
Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии....

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов V курса...
Этиология вирусных диарей. Патогенез, клиническая характеристика. Диагноз и дифференциальная диагностика (холера). Принципы терапии....

Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса специальности лечебное дело по учебной дисциплине гистология Тема №1 «цитология» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов VI...
Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную