Разработка урока на тему «Витамины» выполнила учитель биологии МКОУ Куликовская ООШ Кантемировского района Воронежской области. Тема урока: “Витамины.” Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; раскрыть значение основных витаминов.
Суточная потребность организма в витаминах, сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния витаминов, на организм человека.
Метод: словесный, наглядный, частично – поисковый…
Тип урока и форма его организации – урок изучения нового материала.
Оборудование: учебники, тетради Бодровой , таблицы
План урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
«Доброе утро ,ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем очень много интересного и полезного для нашего здоровья.»
Наш эпиграф: здоровье не купить, им можно только расплатиться!
Как вы можете пояснить смысл данного высказывания?
Что такое обмен веществ?
Почему так важно не нарушать обмен веществ в организме?
Причины заболеваний, связанные с неполноценным питанием ,первым открыл в 1881 году русский врач Н.И.Лунин. Одних он кормил только коровьим молоком. Других -искусственными смесями. Животные второй группы погибли. Партия мышей, которую кормили коровьим молоком была здорова.
Но как объяснить результаты опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?
Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «vita» - жизнь, «amin» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.Но об этом открытии Лунина почти ничего не было известно до тех пор, пока в 1912 году польский ученый Казимир Функ не получил из рисовых отрубей кристаллики активного вещества, которые вылечивали от судорог и паралича голубей. Так был получен первый витамин - В. Функ назвал это вещество «витамином». (От слов: «Vita» –жизнь, «Aminа» – содержащий азот) Название это закрепилось за витаминами, хотя как выяснилось позже, не все они содержат азот.
Итак, витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, необходимые в малых количествах для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число и тему урока - “Витамины”. Витамин - основа жизни,
Витамин – здоровья брат,
Витамин – источник мысли,
Витамин – природы клад.
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям.
В настоящее время известно около 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – B1, B2, B12 и др
Витамин А Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается "куриная слепота". А что это за болезнь? Ребята: снижение способности видеть в темноте.
Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах. Витамин А:
Помни истину простую
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.
Витамин А является жирорастворимым витамином, поэтому свое полезное воздействие оказывает только при употреблении с растительным и сливочным маслом, сметаной, майонезом. Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. А кто сможет объяснить, в чем выражается болезнь бери – бери?
Ребята: параличи и атрофия мышц, поражение нервной системы, нарушение работы кишечника.
Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях
Витамин В:
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам. Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.
При недостатке развивается и заболевание - цинга. Ребята, а кто сможет объяснить, чем характеризуется болезнь цинга?
Ребята: Общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов.
Молодцы! Следует отметить, что витамин С разрушается при длительной варке и при длительном хранении овощей.
Витамин С содержится в плодах шиповника, капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.
И для вас небольшой стих:
Витамин С:
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
:Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.
При недостатке – рахит. Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми
изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа. Взрослых витамин Д предохраняет от переломов и размягчений костей. Наш организм сам способен к выработке витамина Д под влиянием ультрафиолетовых лучей.
Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке
Содержание витаминов в продуктах питания
Витамин Д:
Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный — надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней — лучше жить!
Динамическая разгрузкa для учеников:1. Закрыть глаза
2.расслабиться и представить ,что вы находитесь в волшебном сказочном зимнем лесу. Солнечная морозная погода ,слышно как вдалеке стучит дятел. Снег искрится ,воздух чистый и свежий.
На душе у вас спокойно и легко.
3. Откройте глаза ,встаньте из-за парты и подойдите к окну, посмотрите вдаль.
Сделайте повороты головой. Теперь туловищем в стороны.
Нехватка витаминов в организме ведет к гиповитаминозу, избыток – к гипервитаминозу
Если в пище отсутствует, хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Причины витаминной недостаточности.
1. Однообразное питание.
2. Использование хорошо очищенных и обработанных -рафинированных продуктов.
3. У грудных детей к авитаминозам приводит отсутствие грудного молока
4. Есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве - это стрессы - при них интенсивно расходуются витамины В1, В2, ВЗ, В6, РР.
5. Загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов.
6. Длительный приём антибиотиков.
7. Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
8. И, наконец, алкоголь и табакокурение.
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.
Витамины бывают: 1.Жирорастворимые 2. Водорастворимые
Задание: приведите примеры к каждой группе витаминов с помощью текста учебника
Заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором – его описание, а в третьем – продукты, в которых он содержится.
Название витамина
| описание
| Источники витаминов
|
|
|
| Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин
| Суточная потребность (мг)
| Симптомы, возникающие при гиповитаминозе
| Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
| A
| 0.9
| “Куриная слепота”, нарушение роста
| Изменение кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие
| B1
| 1.4-1.6
| Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение ЦНС, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность
| Возможна аллергия
| C
| 75
| Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям
| Возможны повреждения поджелудочной железы и почек
| D
| 2.5
| Нарушение роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита
| Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности ЦНС и почек
| Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
Суточная норма витаминов
Правила приготовления пищи для сохранения витаминов
Слайд 19 1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.
2.Варить желательно в эмалированной кастрюле (при контакте с железом некоторые витамины (С) разрушаются).
3.Кипятиь овощи долго не следует.
4. Витамин К разрушается от солнечного света ,а витамин Д наоборот. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1. Какого витамина много в рыбьем жире? (Д)
2. При отсутствии, какого витамина возникает цинга? (С)
3. Недостаток, какого витамина вызывает Куринную слепоту? (А)
4. Какой витамин необходим для свёртывания крови? (К)
5. Недостаток, какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)
6. Недостаток, какого витамина вызывает заболевание, бери - бери? (В)
7. Какой авитаминоз чаще других возникает у мореплавателей? (цинга)
8. При недостатке, какого витамина развивается рахит? (Д)
9. Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин?(А)
10. Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
Оценка урока Шкала настроения. Домашнее задание Ребята !Вы сегодня узнали для себя много нового и полезного. Вы сегодня прекрасно работали на уроке. Я желаю вам добра и крепкого здоровья |