Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013






Скачать 147.74 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013
Дата публикации24.04.2016
Размер147.74 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
d.120-bal.ru > Биология > Учебно-методическое пособие

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«БРЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»


Эндокринная система

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО КУРСУ «АНАТОМИЯ»

Брянск 2013


Егорова М.А.

Эндокринная система. Учебное пособие по курсу «Анатомия»

/ ФГБОУ СПО «БГУОР».- Брянск, 2014. – 12 с.

Пособие содержит основные сведения по анатомии эндокринных органов, коротко изложено классификация желез организма, строение и топография желез внутренней секреции, указаны гормоны которые они выделяют. Кроме того, в учебном пособии освящена роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В конце приводится вопросы для проверки усвоения материала.
Учебно-методическое пособие подготовлено в помощь студентам очной формы обучения по специальности 050141-Физическая культура и 050142 -адаптивная физическая культура

Рассмотрено и утверждено на заседании Методического Совета ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол № от 20___ года

© ФГБОУ СПО «БГУОР», 2014
СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………….4

  2. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА…………………………………………….5

  3. РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ ОРГАНИЗМА ………………………………………………………………6

  4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ………………………...…………10

  5. ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………...………….12


ВВЕДЕНИЕ

Одной из особенностей живых организмов является их способность сохранять постоянство внутренней среды (гомеостаз) при помощи механизмов саморегуляции, в координации (осуществлении) которых одно из главных мест принадлежит гормонам.

Гормоны - вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желез внутренней секреции, поступающие во внутреннюю среду и оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции.

Термин гормон применяют по отношению к любому биологически активному веществу, циркулирующему во внутренней среде организма и оказывающему регуляторный эффект на свои клетки-мишени. Помимо гормонов, вырабатываемых эндокринными клетками, термин подразумевает факторы роста, нейропептиды, гормоны иммунной системы и вообще все биологически активные соединения, секретируемые во внутреннюю среду, регистрируемые клетками-мишенями и вызывающие изменения режима функционирования клеток-мишеней.

Клетка-мишень - клетка, способная регистрировать при помощи специфических рецепторов наличие гормона и отвечать изменением режима функционирования при связывании этого гормона (лиганд) с его рецептором.

Под термином лиганд понимают химическое соединение, связывающееся с другим химическим соединением, как правило, с большей молекулярной массой. В эндокринологии термин лиганд применяют по отношению к молекулам гормонов, связывающихся со специфичными для них рецепторами клеток-мишеней.

Под внутренней средой следует понимать не только кровь, но также лимфу, тканевую жидкость, спинномозговую жидкость, то есть те среды, куда происходит секреция гормонов. Как правило, гормоны не выделяются во внешнюю среду.

Зарождение науки об эндокринных железах и гормонах началось в 1855 году, когда Т. Аддисон впервые описал бронзовую болезнь, обусловленную поражением надпочечников и сопровождающуюся специфической пигментацией кожных покровов. Клод Бернар ввел понятие о железах внутренней секреции. Чуть позже, Ш. Броун-Секар показал, что недостаточность действия желез внутренней секреции приводит к развитию болезней и что экстракты, полученные из этих желез, оказывают хороший лечебный эффект. В настоящее время доказано, что почти все заболевания желез внутренней секреции (тиреотоксикоз, сахарный диабет и др.) развиваются как результат нарушения молекулярных механизмов регуляции процессов обмена, вызванных недостаточным или избыточным синтезом соответствующих гормонов в организме человека.

При двигательной деятельности велика роль желез внутренней секреции. У адаптированных к физическим нагрузкам лиц в процессе выполнения мышечной работы отмечается повышение активности эндокринной системы: усиливают свою секрецию гипофиз, надпочечники, щитовидная и поджелудочная железы. Выделяемые ими гормоны влияют на обмен веществ, обеспечивают высокую работоспособность, замедляют процесс утомления и ускоряют процессы восстановления функций организма.

  1. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Эндокринная система - это железы секреции, которые выделяют физиологически активные вещества – гормоны.

Функции эндокринной системы

- обменные процессы организма,

- рост и развитие (умственное, физическое, половое) организма,

- обеспечивает постоянство внутренней среды (гомеостаз) и нормальное течение всех биохимических процессов

ЖЕЛЕЗЫ ВНЕШНЕЙ, ВНУТРЕННЕЙ И СМЕШАННОЙ СЕКРЕЦИИ

Классификация желез

  1. Экзокринные (железы внешней секреции) – имеют выводные протоки; выделяют секрет на свободную поверхность эпителия и через протоки в полость (желудка, дыхательных путей и т.д.).

  2. Эндокринные (железы внутренней секреции) – не имеют выводных протоков и выделяют секрет в межклеточные щели, а из них, в кровь и лимфу. Это эпифиз (верхний придаток мозга или шишковидная железа), гипофиз (нижний придаток мозга), вилочковая железа (тимус, или зобная железа), щитовидная железа, околощитовидные (паратиреоидные) железы, надпочечники.


  3. Рис. 1. Железы внутренней и смешанной секреции:

    1 — эпифиз;

    1. — гипофиз;

    2. — щитовидная железа;

    3. — поджелудочная железа;

    4. — надпочечники;

    5. — половые железы
    Железы смешанной секреции осуществляют внутреннюю и внешнюю секрецию: половые железы и поджелудочная железа.


Обобщение

Различают железы внешней секреции, выделяющие свои продукты в протоки или наружу, железы внутренней секреции, выделяющие гормоны непосредственно в кровь, и железы смешанной секреции: часть их клеток выделяет секреты в протоки или наружу, другая часть выделяет гормоны непосредственно в кровь. К эндокринной системе относятся железы внутренней и смешанной секреции, выде­ляющие гормоны — биологические регуляторы. Они действуют в ничтожно малых дозах на клетки, ткани и органы, чувствительные к ним. По окончании своего действия гормоны разрушаются, давая возможность действовать другим гормонам. Железы внутренней секреции в разные возрастные периоды действуют с разной интен­сивностью.


  1. РОЛЬ ГОРМОНОВ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, РОСТЕ И РАЗВИТИИ ОРГАНИЗМА


Гормоны

Особые химические вещества, выделяемые специализированными эндокринными клетками и обладающие сильным дистальным действием, с помощью которых осуществляется гуморальная регуляция функций различных органов и тканей организма.

  • Вырабатываются эндокринными железами, а также клетками некоторых органов (почки, сердце, пищеварительный тракт).

  • Циркулирует в крови в свободном и связанном с белками состоянии.

  • Гормоны быстро разрушаются (период полураспада гормонов гипофиза составляет 10 – 15 мин).

  • Содержание в крови подвержено суточным колебаниям: чаще их концентрация увеличивается в дневное время и уменьшается ночью. Однако у некоторых гормонов имеются специфические особенности: пик, максимальное содержание гормона роста в крови наблюдается поздним вечером и в начальные стадии сна, а глюкокортикоидов – утром.

  • Избирательно действуют на определенные органы – мишени, имеющие специальные рецепторы на поверхности клеточной мембраны или внутри клетки, с которыми и связываются гормоны.


Функции гормонов

Обмен веществ в тканях (метаболическое действие), активация генетического аппарата, регулирующего рост и формообразование различных органов тела, запуск различных функций (например, выделение из печени глюкозы в кровь при работе), регуляция текущей активности различных органов (например, изменения частоты сердцебиений при эмоциональных состояниях организма).
Рост и развитие организма обеспечивает работа ряда желёз внутренней секреции.

НАЗВАНИЕ

РАСПОЛОЖЕНИЕ

ВЫРАБАТЫВАЕМЫЕ ГОРМОНЫ

Гипофиз

Масса 0,5–0,7 г, находится в полости черепа под промежуточным мозгом, выделяют 3 доли: передняя, средняя, задняя.

Тиреотропин

Соматотропин

Гипоталамус

Находится в полости черепа под промежуточным мозгом

Нейрогормоны

Щитовидная железа

Поверх щитовидного хряща гортани

Тироксин

Надпочечники

Парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г. Расположены на верхних полюсах почек. Окружены плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань.

Адреналин

Норадреналин

Поджелудочная железа

Располагается в изгибе двенадцатиперстной кишки

Инсулин

Глюкагон

Половые железы

Половые железы: у мужчин– семенники (образуются половые клетки – сперматозоиды),у женщин – яичники (образуются половые клетки – яйцеклетки).

Тестостерон  

Эстроген и прогестерон, андрогена

Гормоны гипофиза

Г
Рис. 2. Нарушения функции гипофиза:

1— лилипут;

2— человек нормального роста;

3— гигант (великан)
ипофиз производит гормон роста. Эта железа внутренней секреции непосредственно связана с мозгом. Ее гормоны воздействуют на рибосомы клеток, которые вырабатывают клеточные белки. В результате клетки быст­рее растут и делятся. Если гипофиз в детстве выделяет недостаточно гормо­нов роста, человек остается лилипутом (рис. 2). Рост его иногда не пре­вышает длину тела шестилетнего ребенка. Лилипуты пропорционально сло­жены и обычно имеют нормальные умственные способности. При избыточном выделении гормона роста человек становится гигантом (великаном). Его рост может превысить 2-2,5 м (рис. 2). С деятельностью гипофиза тесно связана щитовидная железа. Ее гормоны усиливают энергетический обмен в организме, стимулируя работу митохондрий. При пониженной функции щи­товидной железы сердце работает слабо, температура тела понижена. Сердце такого больного не может протолкнуть кровь от нижних конечностей вверх к сердцу. В результате она застаивается в капиллярах и в венах. Образуется много тканевой жидкости, и начинается отек. Э
Рис. 3. Нарушения функций щитовидной железы:

  1. — недостаточная функция (слизистый
    отек);

  2. — гиперфункция (базедова болезнь)



то заболевание так и называ­ется — слизистый отек (рис. 3).




Гормоны щитовидной железы

Недостаток у детей гормонов щитовидной железы вызывает опасную болезнь — кретинизм. Больные этой болезнью страдают умственной и физи­ческой отсталостью. Они растут в ширину, но не в длину, что приводит к нару­шению нормальных пропорций.

При избытке гормонов (гиперфункции) щитовидной железы освобож­дается слишком много энергии. Процессы распада в организме идут очень бурно, человек худеет, развивается пучеглазие, страдает нервная система, он становится чрезмерно раздражительным. Это признаки базедовой болез­ни (рис. 3). Нарушения работы желёз внутренней секреции успешно ле­чат врачи-эндокринологи.

Гормоны надпочечников, гипофиза, щитовидной железы стимулируют половое созревание. При этом развиваются половые железы. Они выделяют гормоны, от которых зависит развитие вторичных половых признаков. У женщин увеличиваются молочные железы, у мужчин начинает расти борода. С развитием желёз внутренней секреции пробуждается половой инстинкт.
Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом

Серьезное влияние на обмен веществ оказывает гормон поджелудочной железы инсулин. Он необходим для того, чтобы глюкоза (растворимый в воде углевод, имеющий сладкий вкус), пройдя внутрь клеток печени и мышечных волокон, могла превратиться в гликоген. Благодаря инсулину в крови поддер­живается постоянное количество глюкозы, при окислении которой организм получает нужную ему энергию. При отсутствии инсулина вместо глюкозы окисляются другие вещества, что ведет к нарушению углеводного обмена и развитию сахарного диабета. Заметим, что клетки головного мозга для биологического окисления используют только глюкозу. Вот почему наличие инсулина очень важно для человека.

При заболевании сахарным диабетом инсулина выделяется недоста­точно, в крови накапливается глюкоза, которая не может использоваться клетками и выводится почками из организма. Помочь такому больному могут диета и постоянные инъекции — введение в организм препаратов инсулина. Надо знать, что в случае передозировки инсулина происходит резкое падение содержания глюкозы в крови и может случиться обморок. Для того чтобы его предупредить, больному надо дать сладкий чай, кусок сахара, булочку.

Гормоны надпочечников

Название эти железы внутренней секреции получили по их положению. Они словно шапкой прикрывают верхушки правой и левой почек. Строение их довольно сложное. Снаружи располагается корковое вещество, которое выделяет много различных гормонов, в середине — мозговое вещество, выде­ляющее два гормона: адреналин и норадреналин. Эти гормоны повышают работоспособность организма в моменты напряженной физической или пси­хической работы. Они заставляют сердце биться сильнее, повышают артери­альное давление крови, увеличивают распад гликогена, который используется мышцами при интенсивной работе.

При психическом напряжении эти изменения в работе органов могут оказаться излишними. Адреналин полностью не сжигается в неработающих мышцах, он задерживается в крови, заставляя сердце биться чрезмерно силь­но, артериальное давление повышается, а это уже путь к гипертонической бо­лезни. Чтобы избавиться от избытка адреналина и снизить эмо­циональное напряжение, существует только одно средство — физическая ра­бота. Мышцы, если они работают, снижают концентрацию гормонов до нормы.
Обобщение

Гормоны регулируют обмен веществ, рост и развитие организма, поддерживают постоянство внутренней среды, обеспечивают при­способление организма к работе различной интенсивности. Гормон гипофиза усиливает рост организма. Щитовидная железа ре­гулирует окислительные процессы. При избыточном действии гор­мона роста в детском возрасте развивается гигантизм, при недостат­ке этого гормона прекращается рост тела. При недостатке гормонов щитовидной железы у детей развивается кретинизм, у взрослых — слизистый отек, при избытке — базедова болезнь. Поджелудочная железа выделяет инсулин, регулирующий поступление глюкозы в мышцы и печень. Она поддерживает постоянство содержания глю­козы в крови. Недостаток инсулина приводит к сахарному диабету. Гормоны надпочечников содействуют приспособлению организма к напряженной работе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какая система регулирует деятельность внутренних органов посредством гормонов?

  2. Из каких органов состоит эндокринная система?

  3. Назовите железы внутренней секреции

  4. Назовите железы внешней секреции

  5. Назовите железы смешанной секреции

  6. егулирует работу какой железы адренокортикотропный гормон (АКТГ)?

  7. Назовите мужской половой гормон

  8. Как воздействует окситоцин на работу организма?

  9. Назовите гормон роста, вырабатываемый гипофизом

  10. Какая железа вырабатывает окситоцин?

  11. Назовите гормоны поджелудочной железы

  12. Какое заболевание наблюдаются при гиперфункции щитовидной железы?

  13. Какие гормоны вырабатывает щитовидная железа?

  14. Какое заболевание наблюдается при гиперфункции гипофиза (гормон роста) у детей?

  15. Клетками какой железы синтезируются гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения?

  16. С помощью какого вещества осуществляется гуморальная регуляция в организме?

  17. Куда выделяются гормоны, образованные эндокринными железами?

  18. Какое заболевание возникает при недостатке синтеза инсулина?

  19. Клетками каких желез контролируется рост и развитие организма по мужскому или женскому типу?

  20. С помощью каких систем контролируются процессы жизнеобеспечения в организме человека?

  21. Клетками какой железы контролируется работа большинства желез внутренней секреции? Где расположена в организме человека эта железа?

  22. Клетками какой железы контролируется обмен солей кальция и фосфора ?

  23. Какая самая крупная эндокринная железа расположена области гортани?

  24. К какому заболеванию приводит недостаток йода в пище или низкая функциональная активность щитовидной железы?

  25. Какие две пары эндокринных желез расположены на задней поверхности щитовидной железы?

  26. Какие эндокринные железы расположены на поверхности почек, регулирующие обмен веществ и деятельность сердечно-сосудистой системы?

  27. Гормон какой железы регулирует углеводный обмен в организме?

  28. Какая эндокринная железа расположена ниже желудка в брюшной полости?

  29. Какое заболевание возникает при гипофункции гормона роста у взрослого человека?

  30. Назовите женский половой гормон

  31. Назовите пищеварительные железы?

  32. Какой эндокринной железой регулируется согласованная работа иммунной системы?

  33. Куда выделяются вырабатываемые секреты железами внешней секреции?

  34. Назовите «гормон стресса»

  35. Какие эндокринные железы расположены у мужчин в мошонке, а у женщин в яичниках?

  36. Какие эндокринные железы отвечают за развитие вторичных половых признаков?

  37. Назовите гормон, который ускоряет работу сердца, дыхания, но сужает сосуды

  38. Какие эндокринные железы принимают участие в переваривании пищи?

  39. Какая эндокринная железа расположена за грудинной?


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Анатомия/ с основами спортивной морфологии. В 2 т.: учеб. для студ. физкультурных вузов/ П.В. Лысов, М.р. Сапин.- М.: Академия, 2010.




  1. Анатомия в схемах и таблицах/ Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Изд. 3-е, стер.- Ростов н/Д: Феникс, 2014.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013
Сенсорные системы. Учебное пособие по курсу «Анатомия»/ фгбоу спо «бгуор». Брянск, 2014. – 21 с

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013
Пособие содержит основные сведения по анатомии эндокринных органов, коротко изложено классификация желез организма, строение и топография...

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие по циклу «поликлиническая педиатрия»...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия»

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие и ситуационные задачи по урологии для студентов
...

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие Иркутск 2000г. Учебно-методическое пособие подготовлено
С. П. Фирсовой – доктором медицинских наук, профессором кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения игму

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие Ставрополь
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения факультета ветеринарной медицины по специальности...

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...

Учебно-методическое пособие по курсу «анатомия» Брянск 2013 iconУчебно-методическое пособие “лимфатическая и иммунная системы “
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную