Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов»






Скачать 382.23 Kb.
НазваниеЛекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов»
страница1/3
Дата публикации26.04.2016
Размер382.23 Kb.
ТипЛекция
d.120-bal.ru > Биология > Лекция
  1   2   3


















Государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра эпидемиологии
Лекция
для студентов 5 курса, специальность - лечебное дело
Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов»
Цель: изучение вопросов эпидемиологического процесса зоонозов.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Общие закономерности возникновения и распространения зоонозных заболеваний

2. Источники и механизмы передачи зоонозных инфекций.

3. Очаги зоонозов.

4.Основы теории Л.В.Громашевского и Е.Н.Павловского

5.Распространение бруцеллеза

6.Этиология.

7. Клинические проявления и диагностика.

8.Эпизоотологическая и эпидемиологическая характеристика.

9. Механизмы передачи и пути распространения бруцеллеза.

10.Заболевания среди населения.

11.Меры борьбы и профилактика

Все наиболее распространенные инфекционные болезни человека в зависимости от биологических особенностей и механизмов циркуляции и природе возбудителей можно разделить на три основные группы — антропонозы, зоонозы и сапронозы.
Антропонозы — инфекционные болезни человека, при которых источником инфекция является больной человек или бактерионоситель. Возбудители антропонозов в процессе эволюции приспособились к паразитическому существованию и жизнедеятельности в организме человека, а также к распространению среди людей. Возбудители выделяются из организма больного во внешнюю среду, а затем попадают в организм здорового человека из внешней среды пли в результате контакта между здоровым человеком и больным.

Зоонозы — инфекционные болезни человека, при которых источниками инфекции являются больные животные. Зоонозы в отличие от антропонозов, как правило, не передаются от человека человеку и от человека животному.

Сапронозы – заболевания, где источник инфекции находится в окружающей среде - это вода, почва, растительность.
Основными носителями возбудителей зоонозов, обеспечивающими их существование и распространение в природе, являются определенные для каждого вида возбудителя группы популяции животных.

В настоящее время известно около 100 наиболее распространенных видов возбудителей инфекционных болезней, к которым восприимчив человек. Из них около 35% возбудителей относится к группе возбудителей зоонозных болезней человека. Однако уровень заболеваемости населения зоонозами значительно ниже по сравнению с заболеваемостью антропонозами. Так, число людей, ежегодно заболевающих только гриппом или дизентерией, значительно превышает число заболевающих всеми зоонозными болезнями, вместе взятыми.

Такое несоответствие между числом болезней в каждой из этих групп и столь резкой разницей в уровне заболеваемости ими населения объясняется следующим. Важнейшей эпидемиологической особенностью, характерной для зоонозов, является отсутствие передачи возбудителей от больного человека здоровому. Попадая в организм человека, возбудители зоонозов прекращают дальнейшую циркуляцию в природе и не выделяются во внешнюю среду. Именно этим и объясняется меньшая интенсивность и другой характер распространения зоонозов по сравнению с антропонозами.

Человек не является источником зоонозных инфекций. Поэтому проведение профилактических мероприятий в случае возникновения заболевания облегчается: нет необходимости в изоляции заболевшего, обсервации соприкасавшихся с ним, проведении текущей и заключительной дезинфекции и др. Но это не значит, что при возникновении зоонозов противоэпидемические мероприятия вообще не следует проводить. Эти мероприятия при зоонозах так же обязательны, как и при антропонозах, но они должны получить соответствующее направление — основной задачей является разрыв путей передачи возбудителей инфекции от животных людям, ликвидация эпизоотии, обезвреживание и ликвидация очагов и источников инфекции.

При антропонозах сигналом к проведению противоэпидемических мероприятий служит возникновение даже одного случая заболевания среди населения. Эти мероприятия следует начинать уже с того момента, когда будет обнаружено или заподозрено эпизоотологическое неблагополучие по той или иной зоонозной инфекции. При этом нужно помнить, что нередко возникновение эпизоотии в природных и сельскохозяйственных очагах зоонозов устанавливается только после обнаружения медицинскими работниками заболеваний среди населения.

В борьбе с зоонозами особенно важное значение имеет проведение комплекса профилактических мероприятий, разрабатываемых и проводимых совместно с работниками зоологической, паразитологической и ветеринарной службы, несущими ответственность за своевременное выявление источников и очагов инфекции, а также за обеспечение эпизоотологического благополучия на обслуживаемой территории.
Источники и механизмы передачи зоонозных инфекций. В процессе эволюции каждый вид возбудителей зоонозов приспособился к паразитированию на определенных видах или группах животных, которые стали для них основными (типовыми) хозяевами, обеспечивающими их существование, размножение и циркуляцию в природе. Так, например, возбудители бруцеллеза и сибирской язвы приспособились к паразитированию на сельскохозяйственных животных (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, олени); существование в природе возбудителей чумы поддерживается песчанками, сусликами, сурками; туляремии — водяными крысами и другими мышевидными грызунами; бешенства — волками, лисами, песцами, собаками.

Кроме основных паразитоносителей, могут заражаться и быть носителями возбудителей зоонозных инфекций другие виды животных. Так, например, чумой могут заражаться и быть ее носителями верблюды, полевки, домовые мыши, крысы; бруцеллезом — лошади, собаки, кошки, зайцы, сайгаки, грызуны; бешенством — лошади, коровы, овцы, козы. Однако эти случайные, побочные носители инфекции не обеспечивают необходимых условий для жизнедеятельности возбудителей зоонозных инфекций в организме и, что особенно важно, благоприятных условий для выделения возбудителей во внешнюю среду и непрерывной их циркуляции в природе. Поэтому и человек не является основным биологическим хозяином, хранителем и распространителем зоонозов. Возбудители зоонозов, попадая в организм человека, оказываются как бы в замкнутом тупике, из которого нет прямых путей для продолжения дальнейшей циркуляции как среди людей, так и среди своих основных хозяев — животных.

Как же это объяснить? В отечественной науке получило признание направление в изучении закономерностей распространения инфекционных болезней, основоположником которого является Л. В. Громашевский. Впервые в истории эпидемиологии эти закономерности стали изучаться с точки зрения той роли, которую в распространении инфекционных болезней играют механизмы передачи возбудителей.
Известно, что в процессе жизнедеятельности и циркуляции все виды возбудителей инфекционных болезней проходят непрерывно следующие друг за другом периода:

1. Пребывание в живом организме человека или животного;

2. Выделение из организма во внешнюю среду или переход в организм кровососущих переносчиков;

3. Пребывание во внешней среде или в организме переносчика;

4. Внедрение в новые организмы.

Живой организм человека или животного является естественной средой обитания и жизнедеятельности паразитов-возбудителей инфекционных заболеваний. В нем они питаются, размножаются, вырабатывают ферменты и токсины, помогающие им преодолевать ответные защитные реакции макроорганизма.

У каждого из видов возбудителей имеется свое излюбленное «местожительство» в организме хозяина. К ним относятся те органы и ткани, которые обеспечивают возбудителю наиболее благоприятные условия жизнедеятельности и дальнейшей циркуляции в природе. Локализация возбудителя в организме хозяина определяет собой способ выделения его во внешнюю среду. От этого в свою очередь зависит и способ внедрения в другой организм. Так, например, холерные вибрионы и другие возбудители кишечных инфекций приспособились к обитанию в слизистых оболочках кишечника. Эта локализация обусловила кратчайшие пути их выведения (с испражнениями и рвотными массами), инфицирование объектов внешней среды (постель, белье, предметы ухода за больным, руки, а также почва, вода, мухи и др.) и способы внедрения в новые организмы (алиментарные пути заражения). Если живую культуру холерных вибрионов ввести под кожу, как это делал Ферран в конце XIX века с целью иммунизации людей, то вибрионы погибают, не достигнув слизистой оболочки кишечника, и заболевания не наступает.

Возбудители гриппа, кори, коклюша и др. локализуются в слизистых оболочках дыхательных путей. Отсюда они легко выделяются во внешнюю среду при кашле, чиханье, разговоре, что определяет воздушно-капельный механизм заражения окружающих больного людей. Однако такая простая форма циркуляции возбудителей характерна лишь для тех из них, которые относятся к типу монотропных, т. е. способных жить и развиваться только в какой-то одной ткани и передаваться одним механизмом, соответствующим их естественной локализации в организме.

Возбудители зоонозных инфекций, как правило, обладают политропной локализацией. Политропные возбудители способны локализоваться в разных органах или тканях. Одни из них, например, возбудители чумы, сибирской язвы, могут внедряться в организм различными путями и приживаться в разных органах и тканях на месте внедрения. От этого зависит та или иная форма инфекционного заболевания: бубонная или легочная форма чумы, кожная, кишечная или легочная форма сибирской язвы. Каждая локализация политропного возбудителя определяет соответствующий ей механизм передачи.

Другие политропные возбудители обладают свойством перемещаться внутри организма из одних органов или тканей в другие, последовательно меняя свою локализацию (кожа, слизистые оболочки, лимфатические узлы, кровь, внутренние органы). Так, например, возбудитель бешенства, попадая с инфицированной слюной в рану, локализуется в периферических нервных окончаниях, затем по периневральной жидкости устремляется к головному мозгу, поражает нервные центры, а затем достигает нервных окончаний в слюнных железах, что открывает возбудителю возможность переходить при укусе в другие организмы через инфицированную слюну.

Возбудители чумы, туляремии, клещевого энцефалита приспособились к размножению в крови к циркуляции в природе с помощью кровососущих переносчиков. Но, кроме этого основного механизма передачи, они, выделяясь во внешнюю среду, могут проникать в другие организмы через слизистые оболочки полости рта, носоглотки, глаз, поврежденную кожу. При этом на пути возбудителя встречается защитный барьер—близрасположенные лимфатические узлы, в которых он локализуется и, преодолевая его с током крови, попадает во внутренние органы. С током крови возбудитель может перейти в другие организмы через кровососущих переносчиков.

Л. В. Громашевский отмечает, что возбудитель как бы ищет выход в основной механизм передачи, для чего меняет одну локализацию за другой, пока не найдет ту, которая даст ему лучшую возможность перехода в новые организмы.

Локализацию возбудителей в организме, связанную с действующим при этом механизмом передачи, Л. В. Громашевский положил в основу разработанной им классификации инфекционных болезней, согласно которой все они разделяются на четыре основные группы.

1. Кишечные инфекции с локализацией возбудителя в слизистой оболочке или лимфатическом аппарате кишечника; механизм передачи фекально-оральный.

2. Инфекции дыхательных путей с локализацией возбудителя в слизистой оболочке дыхательных путей; механизм передачи воздушно-капельный и воздушно-пылевой.

3. Кровяные инфекции с локализацией возбудителя в крови (или лимфе); трансмиссивный механизм передачи через кровососущих переносчиков.

4. Инфекции наружных покровов с первичной локализацией возбудителя в коже и наружных слизистых оболочках; механизм передачи разнообразен, включая передачу инфекций при непосредственном соприкосновении.

В дополнение к этой общепризнанной классификации было предложено каждую из этих групп разделять на два ряда:

1) антропонозы — болезни, распространяющиеся только среди людей, и 2) зоонозы — болезни человека, которыми он, как правило, заражается от животных. Это весьма важное дополнение не только является теоретическим, но и вызвано практической необходимостью, связанной с существенными особенностями распространения зоонозных заболеваний среди животных, а следовательно, и с различным комплексом профилактических мероприятий.

При внимательном анализе роли механизмов передачи аптропонозов и зоонозов ответ па вопрос, почему человек, как правило, не является источником зоонозных инфекций, можно найти у Л. В. Громашевского: «... не существует той формы передачи заразного начала от человека человеку, которая имеет место при заражении человека от животного». К этому можно добавить, что по той же причине человек не является источником инфекции и для животных.

В этом отношении очень наглядна роль механизма передачи возбудителя при бешенстве. Если при укусе возбудитель бешенства передается от животного животному или от животного человеку, то такой формы передачи от человека человеку или тем более человека животному не существует.

Распространение большой группы антропонозов — инфекций дыхательных путей происходит воздушно-капельным путем, такой формы передачи возбудителей зоонозов от человека человеку или от человека животному не существует, а поэтому в группе инфекции дыхательных путей нет ни одного зоонозного заболевания.

Из сказанного видно, какую большую роль в распространении инфекционных заболеваний играют механизмы передачи его возбудителя. Однако при этом основное значение имеют существенные различия в патогенезе инфекционного процесса у человека и животных, являющихся источниками инфекции. Инфекционный процесс в организме животного и человека при одном и том же заболевании, при одном и том же механизме передачи возбудителя протекает по-разному. Среди различных особенностей патогенеза обращает на себя внимание следующее пока малоизученное, но важное в эпидемиологическом отношении явление: в отличие от животных — основных носителей и источников возбудителей зоонозных инфекций, человек, а также животные, являющиеся случайными, побочными носителями возбудителей, не выделяют их во внешнюю среду или выделяют их редко и в таких количествах (концентрациях), которые не обеспечивают дальнейшую их циркуляцию в природе.
Таким образом, наиболее важными эпидемиологическими особенностями распространения зоонозных заболеваний среди людей является

- отсутствие специфических механизмов передачи возбудителей этих инфекций от человека к человеку, аналогичных тем, которые обусловливают распространение зоонозов среди животных, что объясняется социальными причинами, характером взаимоотношений между людьми;

- существование природных и антропургических очагов зоонозов, в зонах действия которых концентрируется подавляющее большинство случаев заражений людей;

- скудность или полное отсутствие выделения возбудителей во внешнюю среду зараженным человеком.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconКалендарно-тематический план лекций по курсу «Факультетской хирургии»
Для студентов IV курса, специальность «Лечебное дело» в весеннем семестре 2014/15 уч г

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconАннотация рабочей программы дисциплины Клиническая фармакология для...
ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (нлр) и положений доказательной медицины (ДМ). Программа соответствует...

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconКалендарно-тематический план лекций для студентов 6 курса специальность лечебное дело
Воспалительные заболевания мышц (полимиозит, дерматомиозит, эозинофильный миозит и др)

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconКалендарно-тематический план лекций для студентов 5 курса Специальность: Лечебное дело
Тревожные расстройства. Обсессивно-компульсивное, паническое, генерализованное тревожное расстройство. Фобии

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconЛекция для курсантов фпо по специальности эпидемиология Тема: «Эпидемиология...
Цель: «Изучение эпидемиологического процесса при лептоспирозе и методов профилактических и противоэпидемических мероприятий»

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconЛекция для курсантов фпо по специальности эпидемиология Тема: «Эпидемиология...
Цель: изучение эпидемиологического процесса при кампилобактериозе и методов профилактических и противоэпидемических мероприятий

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 4 курса...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов со...
Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов со...
Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации

Лекция для студентов 5 курса, специальность лечебное дело Тема: «Эпидемиология и профилактика зоонозов» iconЛекция для курсантов фпо по специальности эпидемиология Тема: «Эпидемиология...
Цель: изучение эпидемиологического процесса при стрептококковой и стафилококковой инфекциях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную