Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся






Скачать 74.48 Kb.
НазваниеОчень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся
Дата публикации01.04.2015
Размер74.48 Kb.
ТипУрок
d.120-bal.ru > Биология > Урок
Формирования экологического сознания на уроках биологии

Цель экологического воспитания – формирование положительного отношения к природе. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну). По-хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Задачей экологического образования должно быть - формирование у человека понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям, зависимость от экологических факторов и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют отдельные экосистемы (лес, озеро, болото).

Всем понятно, что без знаний закономерностей развития природы невозможно выработать экологический стиль мышления, заложить основы экологической культуры, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности. На биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни, профилактические нормы позволяющие сохранить свое здоровье. То есть, биология как учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры.

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых – формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся.

Дети должны знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это “плохо”. И совсем другое – когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева.

Но, разумеется, основной формой обучения по – прежнему является урок, поэтому главная задача –это создание и проведение уроков с экологической направленностью.

В 5 классе мы начинаем изучать понятие « клетка» с устройства увеличительного прибора. Казалось бы, в нем нет ничего такого, за что может «зацепиться» с точки зрения гармоничности экосистем. Но можно начать урок с того,что попросить : найдите синонимы для слов: большой - маленький; видимый – невидимый, в конце концов, учащиеся обязательно скажут слово « микро», а чтобы им помочь найти правильный синоним можно нарисовать схему

человек клетка

……… микро

Так же можно поговорить о том,что простейшие организмы очень малы. Тело их состоит всего из одной клетки. Но эта клетка ведет себя как целостный организм. Ей присуще все свойства живого: движение, дыхание, питание, раздражимость… Многоклеточные – также являются целостным организмом. Им присуще все свойства живого. Но клетки многоклеточного организма дифференцированы на выполнения различных функций, поэтому отдельное существование их невозможно. Ребята осознанно понимают взаимосвязи микро- и макромира, целостность многоклеточного организма, состоящего из дискретных частей клеток.

в 8 классе при изучении темы «Дыхание» я проводила урок-семинар «Дыхание и современный город». При подготовке к семинару, давала исследовательские задания малым группам: одни – изучали грузопоток машин на автомагистрали микрорайона школы, другая группа изучала влияние современных бытовых средств на дыхательную систему человека, третья – проводила эксперимент по влиянию фитонцидов комнатных растений на развитие бактерий, четвертая группа проводила социологический опрос на тему «Курение - большое ли это зло. В конце урока делаются соответствующие выводы.

в теме «Пищеварительная система» на уроке «Гигиена пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их профилактика ставится проблема: «В чем причины нарушения здоровья школьника?». Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы, одна из которых - использование пищи, содержащей большое количество консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок. « Рациональное питание - основа здоровья школьника» Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».

в 5 классе в теме « Вселенная» на уроке «Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда» ставится экологическая проблема « Что случилось бы на Земле, если бы солнце стало холодным?» Дети работают группами, выдвигают различные гипотезы.

На первом уроке « Атмосфера земли» учащиеся знакомятся с составом и свойствами воздуха и их исследованиями человеком. В конце урока ребята делают выводы:

1. Воздух окружает нас повсюду;

2. Воздух – это смесь газов;

3. Воздух необходим всем живым организмам;

Ставится проблемные вопросы:

1. Какие опасности таятся в загрязнении атмосферы?

2. Какие источники загрязнения атмосферы существуют?

3. За счет чего поддерживается относительно постоянный состав атмосферы?

4. Какие меры борьбы с загрязнением воздуха наиболее эффективны?

Ответить на эти вопросы предлагается мини- проектом.

« Основные источники загрязнения атмосферы в нашей местности»-это может быть

первой проектной работы в 5 классе.

Урок «Охрана воды»

Обобщить и закрепить понятия "живая" и "неживая" природа обобщить и систематизировать знания детей по теме "вода" и дать понятие об охране водоемов: познакомить учащихся как можно беречь и охранять воду

Так же например,после изучения темы “Круговорот воды”, учащиеся в экологической игре «Путешествие капельки» прослеживают процесс круговорота воды в природе.

В 6 классе в теме « Питание» на уроке « Питание животных ставится проблема: К чему приведет, истребление одного из звена цепи питания? Докажите, что все живые организмы взаимосвязаны, друг с другом. Дети работают в парах, выдвигают различные гипотезы.

В 7 классе затрагивается Экология человека,а конкретно тема Паразитизм. Профилактика заболеваний круглыми червями.

При изучении Темы «Амфибии» на уроке разбираются вопросы размножения и развития амфибий, их многообразие и роль в природе. Здесь же необходимо затронуть и другой немаловажный аспект - это формирование устойчивого положительного отношения к животным малопривлекательным с обыденной точки зрения. И одни лишь рассуждения об огромном значении амфибий в экосистемах, о несомненной пользе, которую они приносят человеку, будут малоэффективны.

Как сделать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась учителем. Формирование этих качеств школьников особенно эффективно происходят в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Проектная деятельность одна из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный опыт.

В силу своей образовательной емкости проектная деятельность поглощает не только мелкие формы обучения, но и целые области знаний. Так в одном проекте объединяются не только биология, химия, география, экология, но и краеведение, история, информатика.

Я курирую проектную работу «Экологическая обстановка Ленинского района и г. Видное» Многие дети в нашей школе приезжие и я в том числе. И нам очень интересно изучить эту тему. Мы проводим исследования истории возникновения г. Видное и Ленинского района. Нам необходимо описать флору и фауну города.И самое главное нужно сделать выводы об экологическом состоянии города. Оценить влияние человека и прилигающих заводов на город и район.

В работе над проектами дети:

  • беседуют с родителями, соседями, знакомыми;

  • изучают дополнительную литературу, анализируют статьи;

  • изучают местные предприятия;

  • совершают экскурсии по родному краю;

  • посещают музеи и другие учреждения культуры;

  • проводят экологический мониторинг;

  • занимаются краеведческой работой;

  • на основе полученной информации составляют списки, отчеты;

  • выступают перед учениками своего класса, школы;

  • работают над презентацией ;

  • пишут заметки в газеты, журналы;

  • рисуют;

  • фотографируют, выполняют и многие другие виды деятельности.

Со старшеклассниками мы работали над проектом “Химия и реклама”. Целью проекта является расширение знания учащихся о применении бытовой химии в повседневной жизни. Участники проекта должны были доказать, противоречит ли содержание рекламы тем законам и понятиям естественных наук, которые мы изучаем в школе и проанализировать действие некоторых химических веществ, содержащихся в рекламируемых продуктах, на организм человека. Материала по этой теме немного. Приходиться работать с новейшими научными статьями, опубликованными в газетах и журналах, а также Интернет ресурсами

Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни – одна из важнейших задач экологического воспитания школьников. Здоровье – самая главная ценность для человека. Нельзя сказать, что нездоровый человек не является полноценным гражданином, но никто не будет оспаривать и то, что “твоим здоровьем Родина сильна”. Поэтому каждую четверть я планирую у нас в школе проводить уроки здоровья, на которых воспитанники знакомятся с основными факторами, позволяющими сохранить здоровье и противостоять различным заболеваниям. 1 четверть. Беседа о вреде курения.2 четверть-влияние пивного алкоголизма на подростков. 3 четверть - о «Здоровом питании» содержание консервантов, подсластителей, стабилизаторов и других добавок в пище человека. 4 четверть –«Пестициды - тупик цивилизации»(Можно провести в 2 четверти

3 декабря – Международный день борьбы против пестицидов )

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц(1 апреля). Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц можно заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

- на лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).

Говоря об экологическом воспитании нельзя не сказать о значимости экскурсий, об общении ребенка с природой. На экскурсиях учащиеся узнают не только многообразный мир растений, но и сталкиваются со многими загадками из мира животных. Именно данная форма проведения урока даст возможность более близкого и конкретного ознакомления с животным миром и поможет провести наблюдения в естественной обстановке. Такие явления, как предупреждающая и маскирующая окраска у насекомых, разнообразные приспособления для защиты и нападения у зверей,способы добывания пищи у птиц и их особенность строить гнезда, многообразие в передвижении и подаче звуков, могут быть подмечены и поняты только при непосредственном соприкосновении с природой. Специфика местности и удачное расположение нашей школы позволяет успешно проводить экскурсии школьников в природу. К сожалению, необходимо отметить тот факт, что по программе на них отводится ничтожно малое количество времени.

Учитель биологии МБОУ Видновской СОШ №9

Москаленко Юлия Андреевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconКонкурсно -развлекательная программа. Викторина: Земля- наш общий...
Задачи: сформировать ответственность за принимаемые экологические решения и уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение...

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconРабочая программа по биологии 11 класс
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых...

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconПрограмма по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной...
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых...

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconНаучно-исследовательская работа по теме: «Оценка экологического состояния жилищ учащихся»
Исследование покрытий стен, потолков и полов с точки зрения экологической безопасности

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconДоклад «Формирование основ экологической культуры в кругу семьи»...
Введение 3 стр

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconОбразовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина...
Новизна: Программа предполагает обучение детей раннего возраста основам экологического образования и экологической культуры

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconАзбука содержания животных
Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно...

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconУрок по теме «Нервная и гуморальная регуляция»
Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме, продолжить развитие навыков учащихся к самостоятельной работе, продолжить формирование...

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconМетодическое объединение учителей начальных классов Формирование...
Министерство образования и науки Челябинской области Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная...

Очень часто на уроках биологии я стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся iconИсследовательская работа Тема: «Роль фитонцидных растений в улучшении...
Перспективы использования древесных растений для улучшения экологической обстановки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную