Скачать 305.04 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Модуль 10 РАЗМНОЖЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА Учебные вопросы:
беременности и развития плода Литература и информационное обеспечение: 1. www.life-safety.ru 2. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А.О.Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527 с. 3. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ.вузов /М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.- М: «Академия», 2008. – 416 с. 4. Психология и здоровье молодой семьи: учеб.пособие для студ.пед.вузов /АГПИ им.А.П.Гайдара; /Сост. И.Ю.Троицкая, С.В.Денисова. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 648 с. 10.1. Половое созревание Процесс полового созревания протекает неравномерно, и его принято подразделять на определенные этапы, на каждом из которых складываются специфические взаимоотношения между системами нервной и эндокринной регуляции. Эти этапы английский антрополог Дж. Таннер назвал стадиями, а исследования отечественных и зарубежных физиологов и эндокринологов позволили установить, какие морфофункциональные свойства характерны для организма на каждой из этих стадий. Нулевая стадия — стадия новорожденности — характеризуется наличием в организме ребенка сохранившихся материнских гормонов, а также постепенным регрессом деятельности собственных желез внутренней секреции, после того как родовой стресс закончится. Первая стадия — стадия детства (инфантилизм). Период от года до появления первых признаков полового созревания рассматривается как этап полового инфантилизма. В этот период созревают регулирующие структуры головного мозга и происходит постепенное и незначительное увеличение секреции гормонов гипофиза. Развития половых желез не наблюдается потому, что оно тормозится гонадотропин-ингибирующим фактором, который вырабатывается гипофизом под действием гипоталамуса и другой мозговой железы — эпифиза. Этот гормон по строению молекулы очень похож на гонадотропный гормон, а потому легко и прочно соединяется с рецепторами тех клеток, которые настроены на чувствительность к гонадотропинам. Однако никакого стимулирующего действия на половые железы гонадотропин-ингибирующий фактор не оказывает. Напротив, он перекрывает гонадотропному ropмону доступ к рецепторам. Такая конкурентная регуляция типична для гормональной регуляции метаболизма. Ведущая роль в эндокринной регуляции на этом этапе принадлежит гормонам щитовидной железы и гормону роста. Непосредственно перед пубертатом секреция гормона роста усиливается, и это вызывает ускорение процессов роста. Наружные и внутренние половые органы развиваются малозаметно, вторичных половых признаков нет. Заканчивается стадия у девочек в 8—10, а у мальчиков — в 10—13 лет. Большая продолжительность стадии приводит к тому, что при вступлении в пубертат мальчики оказываются крупнее девочек. Вторая стадия — гипофизарная (начало пубертата). К началу полового созревания снижается образование ингибитора гонадотропина и усиливается секреция гипофизом двух важнейших гонадотропных гормонов, стимулирующих развитие половых желез, — фоллитропина и лютропина. В результате железы «просыпаются» и начинается активный синтез тестостерона. Чувствительность половых желез к гипофизарным влияниям увеличивается, и постепенно налаживаются эффективные обратные связи в системе гипоталамус — гипофиз — гонады. У девочек в этот период наиболее высока концентрация гормона роста, у мальчиков пик ростовой активности наблюдается позже. Первым внешним признаком начала пубертата у мальчиков служит увеличение яичек, которое происходит под влиянием гонадотропных гормонов гипофиза. В 10 лет эти изменения можно заметить у трети мальчиков, в 11 — у двух третей, а к 12 годам — практически у всех. У девочек первый признак пубертата — набухание молочных желез, иногда оно происходит асимметрично. Сначала железистую ткань можно только пропальпировать, затем выпячивается околососковый кружок. Отложение жировой ткани и формирование зрелой железы происходит на последующих этапах пубертата. Эта стадия полового созревания заканчивается у мальчиков в 11 — 13, а у девочек — в 9—11 лет. Третья стадия — стадия активации гонад. На этом этапе воздействие гипофизарных гормонов на половые железы усиливается и гонады начинают вырабатывать в больших количествах половые стероидные гормоны. Одновременно увеличиваются и сами гонады: у мальчиков это хорошо заметно по значительному увеличению размеров яичек. Kpомe того, под суммарным воздействием гормона роста и андрогенов мальчики сильно вытягиваются в длину, растет также половой член, приближаясь к 15 годам к размерам взрослого человека. Высокая концентрация женских половых гормонов — эстрогенов — у мальчиков в этот период может приводить к набуханию молочных желез, расширению и усилению пигментации зоны соска и ареолы. Эти изменения непродолжительны и обычно через несколько месяцев после появления благополучно проходят без вмешательства. На этой стадии как у мальчиков, так и у девочек происходит интенсивное оволосение лобка и подмышечных впадин. Заканчивается стадия у девочек в 11 — 13, а у мальчиков в 12— 16 лет. Четвертая стадия — стадия максимального стероидогенеза. Активность гонад достигает максимума, надпочечники синтезируют большое количество половых стероидов. У мальчиков сохраняется высокий уровень гормона роста, поэтому они продолжают интенсивно расти, у девочек ростовые процессы замедляются. Первичные и вторичные половые признаки продолжают развиваться: усиливается лобковое и подмышечное оволосение, увеличивается размер гениталий. У мальчиков именно на этой стадии происходит мутация (ломка) голоса. Пятая стадия — этап окончательного формирования — физиологически характеризуется установлением сбалансированной обратной связи между гормонами гипофиза и периферическими железами и начинается у девушек в 11-13 лет, у юношей — в 15-17 лет. На этом этапе завершается формирование вторичных половых признаков. У мальчиков это формирование «адамова яблока», оволосение лица, оволосение на лобке по мужскому типу, завершение развития подмышечного оволосения. Волосы на лине обычно появляются в следующей последовательности: верхняя губа, подбородок, щеки, шея. Этот признак развивается позже других и окончательно формируется к 20 годам или позже. Сперматогенез достигает своего полного развития, организм юноши готов к оплодотворению. Рост тела практически останавливается. У девушек на этой стадии появляется менархе. Собственно, первая менструация и является для девушек началом последней, пятой, стадии полового созревания. Затем в течение нескольких месяцев происходит становление характерного для женщин ритма овуляций и менструаций. Цикл считается установившимся, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковым распределением интенсивности по дням. Вначале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на несколько месяцев, даже на год. Появление регулярных менструаций свидетельствует о достижении половой зрелости: яичники продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки. Рост тела в длину также практически прекращается. На протяжении второй — четвертой стадий полового созревания резкое усиление деятельности желез внутренней секреции, интенсивный рост, структурные и физиологические изменения в организме повышают возбудимость центральной нервной системы. Это выражается в эмоциональном реагировании подростков: их эмоции подвижны, изменчивы, противоречивы; повышенная чувствительность сочетается с черствостью, застенчивость — с развязностью; проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции — раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в период менструации). Возникают новые отношения между полами. У девочек повышается интерес к своей внешности, мальчики демонстрируют свою силу. Первые любовные переживания нередко выбивают подростков из колеи, они становятся замкнутыми, начинают хуже учиться. Контрольные вопросы и задания:
10.2. Оплодотворение Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения, которым называют слияние мужской и женской половых клеток — гамет (рис.10.1). Во время полового акта под влиянием выделяющихся гормонов, а также локального действия простагландинов спермы происходит активное сокращение матки и маточных труб, что в совокупности с активной секрецией слизи женскими половыми органами обеспечивает продвижение сперматозоидов внутри матки и маточных труб. Сперма, изливающаяся во время эякуляции, имеет щелочную реакцию, содержит в своем составе сперматозоиды, слизь, витамины, простагландины и ряд ферментов. Количество спермы, необходимое для осуществления оплодотворения, должно быть не менее 2 мл (в среднем около 3 мл), а содержание сперматозоидов в ней исчисляется значением порядка 100.000.000 клеток на 1 мл секрета. В норме всего лишь 40% из содержащихся в этом секрете спермиев активны (подвижны). Часть излившейся во время эякуляции спермы удаляется из половых путей женщины наружу, а часть выводится в брюшную полость после прохождения по маточным трубам. Наряду с этим в канале шейки матки под влиянием маточного секрета малоподвижные и морфологически измененные сперматозоиды подвергаются фагоцитозу или пассивному вытеснению во влагалище. Спермии сохраняют жизнеспособность в половых путях женщины в течение 24-72 часов, но их фертильность (оплодотворяющая способность) достаточно высока только на протяжении первых 12-24 часов. Рис.10.1. Половые клетки. А — сперматозоид; Б — яйцевая клетка: 1 - головка сперматозоида, 2 - средний, или связующий отдел, 3 - хвост сперматозоида, 4 - фолликулярные клетки, окружающие яйцо 5 - ядро яйцевой клетки, Половой акт лишь создает предпосылки для возможного оплодотворения, которое может состояться, если к этому моменту произошла овуляция в яичнике. Полагают, что вероятность оплодотворения достаточно высока лишь в течение первых 12 часов после овуляции. В процессе оплодотворения сначала происходит проникновение сперматозоида через оболочку яйцеклетки. Этому предшествует выделение сперматозоидом фермента, расщепляющего соединения, которые входят в состав оболочки яйцеклетки. В цитоплазму яйцеклетки проникает большая часть сперматозоида (хвост отбрасывается). Вслед за проникновением сперматозоида начинаются физико-химические изменения в поверхностном слое цитоплазмы яйцеклетки и образование оболочки оплодотворения. После ее образования другие сперматозоиды не могут проникнуть в яйцо. В оплодотворенной яйцеклетке, ядра перемещаются навстречу друг другу. При их слиянии образуется одноклеточный зародыш - зигота, которую можно назвать уже организмом в самой начальной фазе развития. При слиянии ядер вновь образуется диплоидный набор хромосом. В первые два месяца, внутриутробной жизни развивающийся организм называют зародышем или эмбрионом, а все последующее время до момента его рождения — плодом. При овуляции (выходе яйцеклетки из яичника) фолликул лопается, и яйцеклетка выходит в брюшинную полость. Из брюшинной полости яйцеклетка поступает в находящееся рядом брюшинное отверстие маточной трубы. По маточной трубе яйцеклетка продвигается в сторону полости матки. Если в маточной трубе яйцеклетка встречается с о сперматозоидом, то происходит ее оплодотворение. Оплодотворенная яйцеклетка по маточной трубе продвигается в полость матки, где она внедряется (имплантируется) в слизистую оболочку (рис.10.2). Оптимальные условия для взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки обычно создаются в течение 12 ч после овуляции. Объединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки приводит к образованию в одноклеточном организме (зиготе) характерного для человека диплоидного набора хромосом (46). Пол будущего ребенка определяется комбинацией хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. Если яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с половой хромосомой X, то в образующемся диплоидном наборе хромосом появляется две Х-хромосомы, характерные для женского организма. При оплодотворении сперматозоидом с половой хромосомой Y, в зиготе образуется комбинация половых хромосом XY, характерная для мужского организма. Рис.10.2. Пути яйцеклетки по маточной трубе и имплантация зародыша в миометрий (по А.Хэму и Д.Кормаку, 1982): 1 — созревание фолликулов в яичнике; 2 — овуляция; 3 — проникновение сперматозоида в яйцеклетку; 4 — маточная труба; 5 — образование зиготы; 6 — дробление зиготы; 7 — поступление зародыша из просвета маточной трубы в полость матки; 8 — имплантация зародыша в слизистую оболочку матки Контрольные вопросы и задания:
10.3. Беременность Значение гормонов для процесса беременности начинает проявляться еще до оплодотворения и имплантации оплодотворенной яйцеклетки: ведь все изменения в матке, характерные для менструального цикла, можно рассматривать как подготовку к этим событиям. Если оплодотворения не произойдет и продукция эстрогенов и прогестерона желтым телом снизится, то, как уже отмечалось, начнется отторжение поверхностных слоев эндометрия и кровотечение. Если же оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в эндометрий, то продукция половых гормонов желтым телом не уменьшится и действие как эстрогенов, так и прогестерона на беременную матку продолжится. Беременность – это физиологический процесс, при котором из оплодотворенной клетки развивается плод. В организме возникают многочисленные и сложные изменения, которые создают условия для внутриутробного развития плода, подготавливают органы женщины к родовому акту и грудному вскармливанию новорожденного. Определение срока беременности. В ранние сроки беременности диагноз устанавливается на основании предположительных и вероятных признаков. К предположительным признакам относятся: - изменение аппетита, тошнота, рвота; изменение обонятельных ощущений; появление раздражительности, сонливости и т.д.; пигментация кожи лица, белой линии живота, сосков и околососковых кружков; нагрубание молочных желез. К вероятным признакам относятся: прекращение менструации; появление молозива при надавливании на соски; при влагалищном исследовании определяется синюшность (цианоз) слизистой оболочки влагалища и шейки матки, изменение формы, величины и консистенции матки. |
![]() | Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к модулю «Медико-биологические основы дефектологии» базовой части... | ![]() | Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А. О. Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527... |
![]() | Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А. О. Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527... | ![]() | Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А. О. Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527... |
![]() | Варианты рубежного контроля по учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена младшего школьника» | ![]() | Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов |
![]() | Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное... | ![]() | Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования |
![]() | Строение и роль в организме щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы | ![]() | Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности... |