Скачать 172.73 Kb.
|
Разбор заданий Олимпиады школьников СПбГУ по медицине «Дорога в медицину» Заключительный этап. 9 класс. 2010/2011 учебный год Задание 1. Рассмотрите рисунки строения уха человека и одного из его отделов – внутреннего уха. Внутреннее ухо человека состоит из двух основных частей: улитки и лабиринта. Лабиринт в свою очередь состоит из трёх взаимно перпендикулярных полукружных каналов и двух полостей – мешочка и маточки. 1. Какие структурные элементы уха ответственны за: - распознавание звука? Ответ: улитка - усиление звуковых сигналов? Ответ: Молоточек, наковальня, стремечко, барабанная перепонка - восприятие положения тела и движения? Ответ: Полукружные каналы, маточка, мешочек
2. Почему человек при поиске источника звука поворачивает голову? Ответ: Поворачивая голову, человек определяет, в какое ухо звук приходит раньше – в левое или в правое. Если раньше звук достигает правого уха - источник звука справа (лучше слышим правым ухом), если левого – слева (лучше слышим левым ухом), если в оба уха звук приходит одновременно, то источник прямо перед человеком (или точно сзади). 3. Космонавтам, попавшим в условия невесомости, первое время кажется, что они перевернулись вниз головой, но через некоторое время эти ощущения проходят. Объясните это явление. Ответ: За распознавание положения тела (верх-вниз головой) отвечает отолитовый аппарат. Под действием силы тяжести кристаллы солей кальция (отолиты), находящиеся в желеобразной мембране, покрывающей волосковые клетки, давят на чувствительные волоски этих клеток. Генерируемые в волосковых клетках сигналы по нерву передаются в мозг и распознаются последним как «голова вверху, ноги внизу». Если человек перевернётся вверх ногами, то под действием всё той же силы тяжести отолиты перестанут оказывать давление на волосковые клетки и мозг воспринимает это как «голова внизу». В условиях невесомости сила тяжести перестаёт действовать и отолиты не оказывают давления на чувствительные клетки, поэтому возникает ощущение, что вы перевернулись вниз головой. Через некоторое время это ощущение проходит, т.к. благодаря информации от других анализаторов (зрительный, тактильный) человек соотносит положение своего тела относительно окружающих предметов и начинает адекватно оценивать своё положение в пространстве. Задание 2. Почему трудно вставить нитку в иголку, закрыв один глаз, а охотник, прицеливаясь и стреляя из ружья, наоборот, закрывает один глаз? Ответ: Для того чтобы вставить нитку в иголку, нам необходимо точно знать расстояние до иголки, которое должна проделать рука, в которой находится нитка. Это возможно сделать только при помощи бинокулярного зрения, т.к. в этом случае из-за того, что каждый глаз смотрит на предмет под своим углом, возможно определить объём предмета и расстояние до него. Охотнику точное расстояние не столь важно (его проделывает пуля, а не рука человека, как в предыдущем случае), а важно удерживать мишень в поле зрения и точно попасть в цель, поэтому человек закрывает один глаз и прицеливается ведущим глазом. Что такое ведущий глаз и почему, глядя им, можно точно стрелять, демонстрирует простой эксперимент. Держите в вытянутой руке напротив кончика своего носа карандаш и смотрите на него обоими глазами, сопоставив карандаш с вертикальной линией, удаленной на 3-5 метров (окно, шкаф и т.п.), затем закрывайте попеременно то левый, то правый глаз. Смотря одним глазом на карандаш, Вы заметите, что последний сместится по отношению к выбранной вертикали в большей степени, чем когда вы смотрите другим. Тот глаз, глядя которым, Вы не ощущаете смещения объекта, будет ведущим. Задание 3. Какие отличительные признаки характерны для паразитических червей, обитающих в кишечнике животных и человека:
Задание 4. Почему ядовитые вещества, вырабатываемые клетками некоторых животных, не отравляют ни клетки, в которых эти вещества синтезируются, ни самих животных? Предложите несколько возможных объяснений. Приведите примеры. Ответ: 1. Токсин находится в клетке в виде предшественника. Образование яда происходит при выходе предшественника из организма. Некоторые тысяченожки в качестве оборонительного средства выделяют синильную кислоту, токсическое действие которой связано с ингибированием цитохромоксидазы. Аналогичную защиту применяет жук-бомбардир. 2. Токсин находится внутри клетки, но от клеточного содержимого его отделяет мембрана. Стрекательные клетки кишечнополостных содержат капсулу, в которой и находится токсин. 3. Токсины не имеют мишени в организме, который его синтезирует, но имеет мишень в другом организме. К таким токсинам относятся яды, продуцируемые грибами, алкалоиды растений, токсины сине-зеленых бактерий. Задание 5. Какие растения в Северо-западном регионе зацветают раньше – ветроопыляемые или насекомоопыляемые? Почему? Ответ: Первыми зацветают ветроопыляемые растения, причем практически даже до появления листьев (например, тополь). Во-первых, листья мешают распространению пыльцы - она оседает на листьях, не добравшись до цветка; во-вторых, при раннем зацветании ещё нет насекомых-опылителей (им ещё слишком холодно). Пример насекомоопыляемого растения - липа, она зацветает позже тополя. Задание 6. Почему растительные клетки не способны к фагоцитозу? Ответ: Растительные клетки имеют твердую оболочку из целлюлозы, что полностью препятствует фагоцитозу. Заключительный этап. 10 класс. 2010/2011 учебный год Задание 1. Две подруги-школьницы говорили о своих младших братьях. Светлана рассказывала, что ее брату Васе исполнилось уже 9 месяцев, но он до сих пор самостоятельно не сидит, не ползает, и у братика еще нет ни одного зуба. Света играет с ним, но ее брат часто плачет даже без видимых причин, капризничает, мало ест. Мама Светы жаловалась врачу, что ее сын плохо спит, у него сильно потеют ладошки, стопы и голова под волосиками. Врач при осмотре обратил внимание, что у ребенка отсутствуют волосы на затылке, пропорции черепа изменены: проявляются лобные бугры, лицевая часть черепа уменьшена. Грудная клетка и грудина у ребенка вдавлены внутрь, ноги искривлены (имеют О-образную форму). Врач-педиатр сказал, что у Васи заболевание, связанное с нарушением развития костей: они при этом заболевании теряют твердость, поскольку не способны накапливать кальций. 1. Дайте название этому заболеванию и назовите вещество, недостаток которого в организме Васи привел к развитию болезни. Ответ: Рахит, витамин Д3 2. Сформулируйте роль этого вещества в организме человека. Ответ: Основная роль витамина D в организме человека - регуляция уровня ионов кальция и фосфора в крови. Эта регуляция основана на следующих процессах, происходящих при непосредственном участии витамина D:
3. Укажите, что может быть причиной развития подобного заболевания у детей:
4. Как вы думаете, какие продукты рекомендовал врач включить в рацион Васи? Ответ: Витамин D содержится в кисломолочных продуктах, твороге и сыре, растительном и сливочном масле, сырых желтках, морепродуктах, печени рыб - особенно палтуса и трески, в рыбьем жире, в сельди, тунце, макрели, скумбрии, в люцерне, хвоще, крапиве, петрушка, грибах. 5. Дайте совет Светлане и ее подруге, какие физические оздоровительные мероприятия следует проводить им с их будущими детьми с целью предотвращения этого заболевания? Ответ:
Задание 2. Почему гормоны, разносимые кровью по всему организму, воздействуют только на определённые органы? Ответ: Для того, чтобы оказать свое действие, гормону нужны специфические рецепторы на поверхности клеток, а они имеются только у клеток органов-мишеней. Задание 3. Какую функциональную роль играет хвост у семейства кошачьих, у крыс, у собаки? Ответ: Кошка – хищник подстерегающий, для выслеживания добычи ей часто требуется лазать по деревьям, откуда можно свалиться. Поэтому хвост при падении кошки помогает ей развернуть тело так, чтобы упасть на ноги. Кроме того, хвост помогает при завершающем прыжке на добычу удерживать траекторию движения, а при необходимости – несколько изменить её. Собака – хищник догоняющий, ей хвост нужен для удерживания траектории движения во время бега (иначе заднюю часть тела часто будет заносить в сторону). Кроме того, как и кошке, хвост нужен для завершающего прыжка на добычу. У крысы функция хвоста – терморегулирующая. Задание 4. Если у лягушки удалить сердце и поместить его в физиологический раствор, то оно ещё 10-15 минут будет сокращаться, находясь в изолированном состоянии. В то же время известно, что мышцы сокращаются в ответ на стимулы, которые, например, проходят по нервным волокнам. Почему в этом случае сокращается изолированное сердце лягушки? Ответ: Причина – в свойстве сердечной мышцы (автоматии). В сердце (проводящей системе) спонтанно (самопроизвольно) возникает возбуждение. Импульсы распространяются от предсердий к желудочку. Поэтому сердце автоматически сокращается. Задание 5. Для того, чтобы выяснить условия, при которых происходит пищеварение в желудке, провели следующий опыт: в шесть пробирок поместили различные растворы, добавили в каждую (кроме шестой) одинаковое количество протертого яичного белка и поместили в термостат (кроме пятой). Как Вы думаете, в какой из пробирок через два часа произойдет полное переваривание белка, в какой - частичное, а в какой переваривания не будет? Почему? Ваши ответы занесите в пустующие ячейки таблицы. Ответ: Условия, необходимые для переваривания белка в желудке: оптимальная температура: 38˚, кислая среда, наличие ферментов и измельченность субстрата для увеличения поверхности взаимодействия субстрата с ферментом.
Задание 6. Определите диапазон молярных концентраций (в моль/л) гема в крови взрослого здорового человека мужского пола. Молярную массу гемоглобина примите за 64500 г/моль. Ответ укажите с точностью до десятитысячных. Решение: Нормальное содержание гемоглобина в крови взрослого мужчины 120 (130)-160(180) г/л. Нужно рассчитать, какое количеству вещества гемоглобина содержится в 1 л крови: n(моль)=m(г)/M (г/моль). Далее нужно найти количество вещества гема, содержащееся в 1 л крови, исходя из того, что в одной молекуле гемоглобина содержится 4 гема. Ответ: нижний предел – 0.0074- 0.081, верхний предел – 0.0100 – 0.0112. Заключительный этап. 11 класс. 2010/2011 учебный год
|
![]() | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии предназначен для учащихся 7-11 классов, являющихся победителями... | ![]() | Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 6-7 классы составила Викулова Е. В. учитель биологии мбоу-сош... |
![]() | Выполнить на выбор пять заданий. Задания, выполненные сверх пяти, оцениваться не будут | ![]() | Пасечник В. В. д п н., профессор Московского государственного областного университета |
![]() | Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны... | ![]() | Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите,... |
![]() | Тест состоит из 40 заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание... | ![]() | Мы рады приветствовать Вас на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! |
![]() | I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,... | ![]() | В муниципальном этапе принимают участие обучающиеся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений, три возрастные группы: 9, 10,... |