Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»






Скачать 407.69 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
страница1/3
Дата публикации15.03.2015
Размер407.69 Kb.
ТипМетодические указания
d.120-bal.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3
ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет

(г. Архангельск)

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»,

ЧАСТЬ I – ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

2009
Печатается по решению

центрального координационно-методического совета

Северного государственного медицинского университета

Авторы-составители:

К.Н. Ковров – кандидат медицинских наук, доцент курса патологической анатомии института клинической анатомии;

О.В. Хорева – кандидат медицинских наук, доцент курса патологической анатомии института клинической анатомии.
Рецензенты:

С.Г. Суханов – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека с курсом патологической анатомии;

Ю.В. Агафонов – доктор медицинских наук, профессор кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии.

Методические указания содержат материал, необходимый для подготовки студентов к практическим занятиям по общей патологической анатомии при изучении ими типовых патологических процессов: основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы, список вопросов к занятию и для самоконтроля, перечень предназначенных для изучения в практической части занятия макро- и микропрепаратов, основная и дополнительная литература.

Методические указания предназначены для студентов III курса врачебных факультетов СГМУ – лечебного, врача общей практики, стоматологического, педиатрического, медико-профилактического отделения факультета экологии и медицинской профилактики, медико-биологического отделения факультета фармации и медицинской биологии (5-й семестр).

Занятие № 1.
1. Тема: Паренхиматозные дистрофии.
Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение паренхиматозных дистрофий, а также отличать паренхиматозные дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики.
Задачи: уметь

  • давать определение паренхиматозных дистрофий и называть их виды;

  • различать паренхиматозные (белковые и жировые) дистрофии на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики;

  • объяснять механизмы развития паренхиматозных дистрофий в различных органах при действии различных причин;

  • оценивать функциональное значение паренхиматозных дистрофий и их исходов.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • альтерация (летальные и нелетальные повреждения клеток и тканей);

  • дистрофии (паренхиматозные, стромально-сосудистые и смешанные; белковые, жировые и углеводные; наследственные и приобретенные, общие и местные);

  • механизмы дистрофий (инфильтрация, декомпозиция, трансформация, извращенный синтез);

  • болезни накопления (тезаурисмозы);

  • белковые паренхиматозные дистрофии (зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая, роговая);

  • жировая паренхиматозная дистрофия печени, почек, миокарда («тигровое сердце»);

  • углеводная (слизистая) дистрофия.


3. Вопросы к занятию:

  • Сущность паренхиматозных дистрофий, их виды.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика паренхиматозных дистрофий.

  • Причины и механизмы развития паренхиматозных дистрофий в различных органах.

  • Функциональное значение и исходы паренхиматозных дистрофий.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Определение паренхиматозных дистрофий.

  • Классификация паренхиматозных дистрофий.

  • Виды паренхиматозных белковых, жировых и углеводных дистрофий.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика разных видов паренхиматозных дистрофий.

  • Причины и механизмы развития паренхиматозных дистрофий в различных органах.

  • Функциональное значение и исходы паренхиматозных дистрофий.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • жировая дистрофия печени;

  • жировая дистрофия миокарда («тигровое сердце»);

  • жировая дистрофия почек (липоидный нефроз).

Микропрепараты:

  • зернистая дистрофия эпителия извитых канальцев почки (окраска гематоксилином и эозином);

  • гидропическая дистрофия эпителия извитых канальцев почки (окраска гематоксилином и эозином);

  • жировая дистрофия печени (окраска гематоксилином и эозином);

  • жировая дистрофия печени (окраска cуданом III).

Электронограммы:

  • зернистая дистрофия эпителия нефроцита;

  • гиалиново-капельная дистрофия нефроцита;

  • гидропическая дистрофия нефроцита;

  • жировая дистрофия гепатоцита;

  • жировая дистрофия миокардиоцита.



Занятие № 2.
1. Тема: Стромально-сосудистые дистрофии.
Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение стромально-сосудистых дистрофий, а также отличать стромально-сосудистые дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики.
Задачи: уметь

  • давать определение стромально-сосудистых дистрофий и называть их виды;

  • различать стромально-сосудистые дистрофии (белковые и жировые) на основании их макроскопической, микроскопической и электронно-микроскопической характеристики;

  • объяснять механизм развития стромально-сосудистых дистрофий в различных органах и тканях при действии различных причин;

  • оценивать функциональное значение стромально-сосудистых дистрофий и их исходы.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • стромально-сосудистые диспротеинозы (мукоидное и фибриноидное набухание, гиалиноз, амилоидоз);

  • стромально-сосудистые липидозы (нарушение обмена нейтрального жира, нарушение обмена холестерина и его эфиров);

  • стромально-сосудистые углеводные дистрофии (ослизнение тканей);

  • наследственные стромально-сосудистые дистрофии (наследственный гиперхолестеринемический ксантоматоз, мукополисахаридозы).


3. Вопросы к занятию:

  • Сущность стромально-сосудистых дистрофий, их виды.

  • Определение и классификация стромально-сосудистых дистрофий.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультрамикроскопическая характеристика стромально-сосудистых белковых, жировых и углеводных дистрофий.

  • Причины и механизмы развития стромально-сосудистых дистрофий.

  • Функциональное значение и исходы стромально-сосудистых дистрофий.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Определение стромально-сосудистых дистрофий.

  • Классификация стромально-сосудистых дистрофий.

  • Виды стромально-сосудистых белковых, жировых и углеводных дистрофий.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика стромально-сосудистых дистрофий.

  • Причины и механизмы развития стромально-сосудистых дистрофий.

  • Функциональное значение и исходы стромально-сосудистых дистрофий.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • гиалиноз капсулы селезёнки;

  • амилоидоз селезёнки («сальная» селезёнка);

  • амилоидоз почки;

  • ожирение сердца;

  • атеросклероз аорты.

Микропрепараты:

  • гиалиноз центральных артерий селезёнки (окраска гематоксилином и эозином);

  • амилоидоз почки (окраска красным конго и гематоксилином);

  • амилоидоз надпочечника (окраска красным конго и гематоксилином);

  • ожирение сердца (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы:

  • мукоидное набухание;

  • фибриноидное набухание;

  • амилоидоз почечного клубочка.



Занятие № 3.
1. Тема: Смешанные дистрофии: нарушение обмена хромопротеидов.
Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение смешанных дистрофий, а также отличать нарушения обмена хромопротеидов от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики.
Задачи: уметь

  • давать определение смешанных дистрофий и называть их виды;

  • называть вещества, относящиеся к гемоглобиногенным, протеиногенным и липидогенным пигментам;

  • определять виды нарушений обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов) и объяснять механизмы их развития;

  • различать виды нарушений обмена хромопротеидов на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики;

  • оценивать функциональное значение нарушений обмена хромопротеидов.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • нарушение обмена гемоглобиногенных пигментов, образующихся в результате физиологического распада эритроцитов (ферритина, гемосидерина, билирубина) и в патологических условиях (гематоидина, гематинов, порфирина);

  • гемосидероз и гемохроматоз;

  • желтухи (гемолитическая, паренхиматозная, механическая);

  • нарушение обмена протеиногенных пигментов (меланина, пигмента гранул энтерохромаффинных клеток, адренохрома);

  • нарушение обмена липопигментов (липофусцина, пигмента недостаточности витамина Е, цероида, липохромов).


3. Вопросы к занятию:

  • Смешанные дистрофии, их виды.

  • Классификация и характеристика хромопротеидов.

  • Виды и механизмы нарушения обмена хромопротеидов.

  • Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика различных видов нарушения обмена хромопротеидов.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Определение смешанных дистрофий.

  • Классификация хромопротеидов.

  • Виды нарушений обмена гемоглобиногенных пигментов; механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.

  • Виды нарушения обмена протеиногенных пигментов; механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.

  • Липофусцинозы: механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • гемосидероз лёгких;

  • солянокислый гематин в дне эрозий и острых язв желудка;

  • меланоз кожи при аддисоновой болезни;

  • бурая атрофия миокарда.

Микропрепараты:

  • печень при гемохроматозе (окраска гематоксилином и эозином);

  • печень при гемохроматозе (окраска по Перлсу);

  • меланома глаза (окраска гематоксилином и эозином);

  • бурая атрофия миокарда (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы:

  • молекулы ферритина в грануле гемосидерина;

  • меланин в клетке меланомы.



Занятие № 4.
1. Тема: Смешанные дистрофии: нарушение обмена нуклеопротеидов и минералов.
Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение нарушения обмена нуклеопротеидов и минералов, а также отличать их от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики.
Задачи: уметь

  • называть виды нарушения обмена нуклеопротеидов и объяснять механизмы их развития;

  • различать виды нарушения обмена нуклеопротеидов на основании их макроскопической и микроскопической характеристики, а также оценивать их функциональное значение;

  • давать общую характеристику минеральных дистрофий и называть их виды;

  • называть виды кальцинозов (обызвествлений) и объяснять механизмы их развития;

  • различать виды кальцинозов по их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристике, а также оценивать функциональное значение кальцинозов;

  • называть виды камней, образующихся в мочевых и желчевыводящих путях, объяснять механизм их образования;

  • объяснять изменения, происходящие в почках и печени при наличии камней в мочевых и желчевыводящих путях.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:

  • нарушения обмена нуклеопротеидов (подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт);

  • минеральные дистрофии (нарушение обмена кальция, меди, калия, железа);

  • нарушение обмена кальция: обызвествление клеток и тканей (метастатическое, дистрофическое, метаболическое);

  • нарушение обмена меди: гепатоцеребральная дистрофия (гепатолентикулярная дегенерация);

  • нарушение обмена калия: аддисонова болезнь, периодический паралич;

  • камнеобразование.


3. Вопросы к занятию:

  • Виды и механизмы нарушения обмена нуклеопротеидов.

  • Макроскопическая и микроскопическая характеристика различных видов нарушения обмена нуклеопротеидов.

  • Значение нарушения обмена нуклеопротеидов для организма.

  • Виды кальцинозов и механизмы их развития.

  • Макро-, микроскопическая и ультраструктурная характеристика кальцинозов, значение для организма.

  • Механизмы камнеобразования, виды камней. Значение камнеобразования для организма.


4. Вопросы для самоконтроля:

  • Виды нарушения обмена нуклеопротеидов, механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональнее значение.

  • Виды кальцинозов, механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.

  • Виды камней, образующихся в мочевых и желчевыводящих путях, механизмы их развития.

  • Осложнения камнеобразования.


5. Оснащение практической части занятия:

Макропрепараты:

  • атерокальциноз аорты;

  • камни почек;

  • камни желчного пузыря.

Микропрепараты:

  • петрификация стенки аорты при атеросклерозе (окраска гематоксилином и эозином);

  • известковые метастазы в почке при аденоме паращитовидной железы (окраска гематоксилином и эозином);

  • известковые метастазы в миокарде при аденоме паращитовидной железы (окраска гематоксилином и эозином);

  • известковые метастазы в лёгком при аденоме паращитовидной железы (окраска гематоксилином и эозином).

Электронограммы:

  • известковые метастазы в почке.



Занятие № 5.

1. Тема: Некроз.
Цель: научиться определять причины, механизмы развития различных видов некроза, их функциональное значение и исходы, различать по макроскопической и микроскопической картине клинико-морфологические формы некроза, а также находить морфологические отличия некроза от других патологических процессов.
Задачи: уметь

  • давать определение некроза, объяснять его сущность;

  • объяснять динамику некротического процесса;

  • знать макроскопические, микроскопические и ультраструктурные признаки некротических изменений;

  • называть и давать характеристику этиологических видов и клинико-морфологических форм некроза;

  • определять исходы различных форм некроза, оценивать их функциональное значение.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Патологическая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Патологическая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский...

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «патологическая физиология»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Патологическая физиология» за счет активизации...

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические материалы для курсового экзамена по патологической анатомии,...
Общая патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания для студентов дистанционного обучения предусматривают самостоятельное овладение курсом и написание контрольных...

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Детские болезни»
Методические указания предназначены для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 060103 педиатрия

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Патологическая анатомия»
Патологическая анатомия, её задачи и методы. Патологоанатомическая служба в системе здравоохранения и её задачи

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Патологическая анатомия»
Патологическая анатомия, её задачи и методы. Патологоанатомическая служба в системе здравоохранения и её задачи

Методические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную