ГОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет
(г. Архангельск)
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»,
ЧАСТЬ I – ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ
2009 Печатается по решению
центрального координационно-методического совета
Северного государственного медицинского университета
Авторы-составители:
К.Н. Ковров – кандидат медицинских наук, доцент курса патологической анатомии института клинической анатомии;
О.В. Хорева – кандидат медицинских наук, доцент курса патологической анатомии института клинической анатомии. Рецензенты:
С.Г. Суханов – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека с курсом патологической анатомии;
Ю.В. Агафонов – доктор медицинских наук, профессор кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии.
Методические указания содержат материал, необходимый для подготовки студентов к практическим занятиям по общей патологической анатомии при изучении ими типовых патологических процессов: основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы, список вопросов к занятию и для самоконтроля, перечень предназначенных для изучения в практической части занятия макро- и микропрепаратов, основная и дополнительная литература.
Методические указания предназначены для студентов III курса врачебных факультетов СГМУ – лечебного, врача общей практики, стоматологического, педиатрического, медико-профилактического отделения факультета экологии и медицинской профилактики, медико-биологического отделения факультета фармации и медицинской биологии (5-й семестр).
Занятие № 1. 1. Тема: Паренхиматозные дистрофии. Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение паренхиматозных дистрофий, а также отличать паренхиматозные дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики. Задачи: уметь
давать определение паренхиматозных дистрофий и называть их виды;
различать паренхиматозные (белковые и жировые) дистрофии на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики;
объяснять механизмы развития паренхиматозных дистрофий в различных органах при действии различных причин;
оценивать функциональное значение паренхиматозных дистрофий и их исходов.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:
альтерация (летальные и нелетальные повреждения клеток и тканей);
дистрофии (паренхиматозные, стромально-сосудистые и смешанные; белковые, жировые и углеводные; наследственные и приобретенные, общие и местные);
механизмы дистрофий (инфильтрация, декомпозиция, трансформация, извращенный синтез);
болезни накопления (тезаурисмозы);
белковые паренхиматозные дистрофии (зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая, роговая);
жировая паренхиматозная дистрофия печени, почек, миокарда («тигровое сердце»);
углеводная (слизистая) дистрофия.
3. Вопросы к занятию:
Сущность паренхиматозных дистрофий, их виды.
Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика паренхиматозных дистрофий.
Причины и механизмы развития паренхиматозных дистрофий в различных органах.
Функциональное значение и исходы паренхиматозных дистрофий.
4. Вопросы для самоконтроля:
Определение паренхиматозных дистрофий.
Классификация паренхиматозных дистрофий.
Виды паренхиматозных белковых, жировых и углеводных дистрофий.
Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика разных видов паренхиматозных дистрофий.
Причины и механизмы развития паренхиматозных дистрофий в различных органах.
Функциональное значение и исходы паренхиматозных дистрофий.
5. Оснащение практической части занятия:
Макропрепараты:
жировая дистрофия печени;
жировая дистрофия миокарда («тигровое сердце»);
жировая дистрофия почек (липоидный нефроз).
Микропрепараты:
зернистая дистрофия эпителия извитых канальцев почки (окраска гематоксилином и эозином);
гидропическая дистрофия эпителия извитых канальцев почки (окраска гематоксилином и эозином);
жировая дистрофия печени (окраска гематоксилином и эозином);
жировая дистрофия печени (окраска cуданом III).
Электронограммы:
зернистая дистрофия эпителия нефроцита;
гиалиново-капельная дистрофия нефроцита;
гидропическая дистрофия нефроцита;
жировая дистрофия гепатоцита;
жировая дистрофия миокардиоцита.
Занятие № 2. 1. Тема: Стромально-сосудистые дистрофии. Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение стромально-сосудистых дистрофий, а также отличать стромально-сосудистые дистрофии от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики. Задачи: уметь
давать определение стромально-сосудистых дистрофий и называть их виды;
различать стромально-сосудистые дистрофии (белковые и жировые) на основании их макроскопической, микроскопической и электронно-микроскопической характеристики;
объяснять механизм развития стромально-сосудистых дистрофий в различных органах и тканях при действии различных причин;
оценивать функциональное значение стромально-сосудистых дистрофий и их исходы.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:
стромально-сосудистые диспротеинозы (мукоидное и фибриноидное набухание, гиалиноз, амилоидоз);
стромально-сосудистые липидозы (нарушение обмена нейтрального жира, нарушение обмена холестерина и его эфиров);
стромально-сосудистые углеводные дистрофии (ослизнение тканей);
наследственные стромально-сосудистые дистрофии (наследственный гиперхолестеринемический ксантоматоз, мукополисахаридозы).
3. Вопросы к занятию:
Сущность стромально-сосудистых дистрофий, их виды.
Определение и классификация стромально-сосудистых дистрофий.
Макроскопическая, микроскопическая и ультрамикроскопическая характеристика стромально-сосудистых белковых, жировых и углеводных дистрофий.
Причины и механизмы развития стромально-сосудистых дистрофий.
Функциональное значение и исходы стромально-сосудистых дистрофий.
4. Вопросы для самоконтроля:
Определение стромально-сосудистых дистрофий.
Классификация стромально-сосудистых дистрофий.
Виды стромально-сосудистых белковых, жировых и углеводных дистрофий.
Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика стромально-сосудистых дистрофий.
Причины и механизмы развития стромально-сосудистых дистрофий.
Функциональное значение и исходы стромально-сосудистых дистрофий.
5. Оснащение практической части занятия:
Макропрепараты:
гиалиноз капсулы селезёнки;
амилоидоз селезёнки («сальная» селезёнка);
амилоидоз почки;
ожирение сердца;
атеросклероз аорты.
Микропрепараты:
гиалиноз центральных артерий селезёнки (окраска гематоксилином и эозином);
амилоидоз почки (окраска красным конго и гематоксилином);
амилоидоз надпочечника (окраска красным конго и гематоксилином);
ожирение сердца (окраска гематоксилином и эозином).
Электронограммы:
мукоидное набухание;
фибриноидное набухание;
амилоидоз почечного клубочка.
Занятие № 3. 1. Тема: Смешанные дистрофии: нарушение обмена хромопротеидов. Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение смешанных дистрофий, а также отличать нарушения обмена хромопротеидов от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики. Задачи: уметь
давать определение смешанных дистрофий и называть их виды;
называть вещества, относящиеся к гемоглобиногенным, протеиногенным и липидогенным пигментам;
определять виды нарушений обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов) и объяснять механизмы их развития;
различать виды нарушений обмена хромопротеидов на основании их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристики;
оценивать функциональное значение нарушений обмена хромопротеидов.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:
нарушение обмена гемоглобиногенных пигментов, образующихся в результате физиологического распада эритроцитов (ферритина, гемосидерина, билирубина) и в патологических условиях (гематоидина, гематинов, порфирина);
гемосидероз и гемохроматоз;
желтухи (гемолитическая, паренхиматозная, механическая);
нарушение обмена протеиногенных пигментов (меланина, пигмента гранул энтерохромаффинных клеток, адренохрома);
нарушение обмена липопигментов (липофусцина, пигмента недостаточности витамина Е, цероида, липохромов).
3. Вопросы к занятию:
Смешанные дистрофии, их виды.
Классификация и характеристика хромопротеидов.
Виды и механизмы нарушения обмена хромопротеидов.
Макроскопическая, микроскопическая и ультраструктурная характеристика различных видов нарушения обмена хромопротеидов.
4. Вопросы для самоконтроля:
Определение смешанных дистрофий.
Классификация хромопротеидов.
Виды нарушений обмена гемоглобиногенных пигментов; механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.
Виды нарушения обмена протеиногенных пигментов; механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.
Липофусцинозы: механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.
5. Оснащение практической части занятия:
Макропрепараты:
гемосидероз лёгких;
солянокислый гематин в дне эрозий и острых язв желудка;
меланоз кожи при аддисоновой болезни;
бурая атрофия миокарда.
Микропрепараты:
печень при гемохроматозе (окраска гематоксилином и эозином);
печень при гемохроматозе (окраска по Перлсу);
меланома глаза (окраска гематоксилином и эозином);
бурая атрофия миокарда (окраска гематоксилином и эозином).
Электронограммы:
молекулы ферритина в грануле гемосидерина;
меланин в клетке меланомы.
Занятие № 4. 1. Тема: Смешанные дистрофии: нарушение обмена нуклеопротеидов и минералов. Цель: научиться определять причины, механизмы развития и функциональное значение нарушения обмена нуклеопротеидов и минералов, а также отличать их от других патологических процессов на основании их морфологической характеристики. Задачи: уметь
называть виды нарушения обмена нуклеопротеидов и объяснять механизмы их развития;
различать виды нарушения обмена нуклеопротеидов на основании их макроскопической и микроскопической характеристики, а также оценивать их функциональное значение;
давать общую характеристику минеральных дистрофий и называть их виды;
называть виды кальцинозов (обызвествлений) и объяснять механизмы их развития;
различать виды кальцинозов по их макроскопической, микроскопической и ультраструктурной характеристике, а также оценивать функциональное значение кальцинозов;
называть виды камней, образующихся в мочевых и желчевыводящих путях, объяснять механизм их образования;
объяснять изменения, происходящие в почках и печени при наличии камней в мочевых и желчевыводящих путях.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы:
нарушения обмена нуклеопротеидов (подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт);
минеральные дистрофии (нарушение обмена кальция, меди, калия, железа);
нарушение обмена кальция: обызвествление клеток и тканей (метастатическое, дистрофическое, метаболическое);
нарушение обмена меди: гепатоцеребральная дистрофия (гепатолентикулярная дегенерация);
нарушение обмена калия: аддисонова болезнь, периодический паралич;
камнеобразование.
3. Вопросы к занятию:
Виды и механизмы нарушения обмена нуклеопротеидов.
Макроскопическая и микроскопическая характеристика различных видов нарушения обмена нуклеопротеидов.
Значение нарушения обмена нуклеопротеидов для организма.
Виды кальцинозов и механизмы их развития.
Макро-, микроскопическая и ультраструктурная характеристика кальцинозов, значение для организма.
Механизмы камнеобразования, виды камней. Значение камнеобразования для организма.
4. Вопросы для самоконтроля:
Виды нарушения обмена нуклеопротеидов, механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональнее значение.
Виды кальцинозов, механизмы развития, морфологическая характеристика, функциональное значение.
Виды камней, образующихся в мочевых и желчевыводящих путях, механизмы их развития.
Осложнения камнеобразования.
5. Оснащение практической части занятия:
Макропрепараты:
атерокальциноз аорты;
камни почек;
камни желчного пузыря.
Микропрепараты:
петрификация стенки аорты при атеросклерозе (окраска гематоксилином и эозином);
известковые метастазы в почке при аденоме паращитовидной железы (окраска гематоксилином и эозином);
известковые метастазы в миокарде при аденоме паращитовидной железы (окраска гематоксилином и эозином);
известковые метастазы в лёгком при аденоме паращитовидной железы (окраска гематоксилином и эозином).
Электронограммы:
известковые метастазы в почке.
Занятие № 5.
1. Тема: Некроз. Цель: научиться определять причины, механизмы развития различных видов некроза, их функциональное значение и исходы, различать по макроскопической и микроскопической картине клинико-морфологические формы некроза, а также находить морфологические отличия некроза от других патологических процессов. Задачи: уметь
давать определение некроза, объяснять его сущность;
объяснять динамику некротического процесса;
знать макроскопические, микроскопические и ультраструктурные признаки некротических изменений;
называть и давать характеристику этиологических видов и клинико-морфологических форм некроза;
определять исходы различных форм некроза, оценивать их функциональное значение.
|