Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум»






Скачать 257.36 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум»
Дата публикации29.06.2015
Размер257.36 Kb.
ТипОбразовательная программа
d.120-bal.ru > География > Образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на Педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.



Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

__________________Киселева О. А.

Приказ № 5 от 30.08.2010 г.



Образовательная программа

«Экология малышам»
Автор: Соколова Ирина Ивановна,

педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

г. Буй

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: эколого-биологическая.

Новизна: Программа предполагает обучение детей раннего возраста основам экологического образования и экологической культуры.

Актуальность: Человек – часть природы и не может существовать без неё. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. С появлением и ростом городов, увеличением числа заводов и средств транспорта, ростом населения всё больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха, воды, почвы, гибель многих растений и животных, распространение различных заболеваний у людей и животных.

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, тогда не выживет и человек. Сохранить окружающую среду можно только при условии, что каждый человек, даже ребёнок, осознает необходимость охраны природы и будет разумно, бережно относиться к природным богатствам. Поэтому разработана программа «Экология малышам», содержание которой доступно для понимания даже младшим школьникам.

Педагогическая целесообразность

Данная программа позволяет решить многие проблемы: пробуждение интереса у детей к изучению экологии, охране окружающей среды; формирования понятия необходимости использования природы без нанесения ей существенного вреда.

В основу программы кружка входит изучение растительного и животного мира нашей местности и России, природных сообществ, воздействие человека на природу, правил поведения в природе. Занятия кружка пробуждают чувства ребёнка, вызывают сопереживание, важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. В программе курса большое место занимают вопросы охраны природы и окружающей среды, практическая работа, направленная на защиту и бережное отношение к родной природе.

Цель:

Формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и окружающему миру.

Задачи:

1.Ознакомить с животным и растительным миром нашей Родины, нашей местности.

2. Расширить знания о мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах её охраны.

3.Познакомить с природными сообществами живых организмов, взаимоотношениями растительных и животных организмов со средой обитания.

4.Сформировать практические умения и навыки в общении с живой природой.

5. Сформировать умения самостоятельно добывать знания.

6.Воспитывать любовь к Родине, природе родного края, ко всему живому.

8.Воспитывать ответственное отношение к использованию богатств родной природы, её охраны и защиты.

9.Развивать любознательность и познавательный интерес к занятиям и экологии.

Отличительные особенности:

В данной программе большое место отводится посильной для детей младшего школьного возраста практической природоохранной деятельности.

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа кружка ориентирована на учащихся 1 – 2 классов (6,5 – 8 лет) и рассчитана на 144 часа. Данная программа разработана на 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Работа с детьми опирается на знания, полученные в детском саду, самостоятельно из литературы и при непосредственном общении с природой.

Учитывается уровень подготовки учащихся, направленность их интересов, состояние здоровья.

На основе анализа проблем и индивидуальных особенностей подбираются темы образовательной программы, устанавливается уровень сложности, смена форм и методов учебного процесса.
Ожидаемые результаты:

По истечении учебного года кружковцы будут

- Иметь представление о флоре и фауне Костромской области и Буйского района.

- Знать взаимосвязь растений, животных с неживой природой, друг с другом, человеком, понимать роль человека и его влияние на окружающую среду.

-Уметь пользоваться дополнительной литературой.

-Понимать необходимость охраны растительного и животного мира,

-Применять полученные знания для охраны окружающей природы,

В результате пройденного курса у детей должны быть развиты такие качества, как целеустремлённость, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие, любовь к природе.
Учебно-тематический план




Название темы

Количество

часов

Теоретич. часть

Практич. часть

1.


Организационное занятие

Экология – как наука.

4

4

-

2.

Охрана окружающей среды.

Правила поведения в природе.

4

2

2

3.

Красная книга растений и животных.

2

2

-

4.

Осень в природе.

10

6

2

5.

Осень в жизни растений.

8

6

2

6.

Грибы.

2

2

-

7.

Жизнь животных осенью.

10

8

2

8.

Экология и человек. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу.

4

2

2

9.

Экологическая игра «Времена года».

2

-

2

10.

Лес – наше богатство.

4

4

-

11.

Экологическая игра – викторина «Лесная угадай-ка».

2

-

2

12.

Весёлый зоопарк. Домашние животные.

8

8




13.

Экологическая олимпиада для малышей «О Барсиках и Мурках».

4

-

4

14.

Животные живого уголка.

10

6

2

15.

Экологическая викторина «Увлекательный мир животных».

2

-

2

16.


Мой край родной. Заповедные территории.

2

2

-

17.

Экологическая программа «Береги леса – они земли краса».


2

-

2

18.

Экологическая игра «Путешествие за загадками».

2

2

-

19.

Зима в природе. Приметы зимы.

Снежинки, виды снежинок.

4

2

2

20.

Зимующие птицы. Жизнь птиц зимой.

Подкормка птиц. Кормушки.

4

2

2

21.

Зима в жизни растений, животных и человека.

4

2

2

22.

Сезонные явления в жизни животных зимой. Белая книга природы. Следы на снегу.


8

6

2

23.

Экологическая игровая программа «Что? Где? Когда?»

4

2

2

24.

Весна в природе. Приметы весны.

Фенологические явления.

8

6

2

25.

Весна в жизни растений. Первоцветы.

2

2

-

26.

Экологическая игра «Хочу все знать».

2

-

2

27.

Сезонные изменения в жизни животных. Весна. Экскурсия в весеннюю природу.

6

4

2

28.

Биологическая олимпиада для малышей «Биологический экспресс».

2

-

2

29.

Экологическая программа «Это интересно». Сведения и факты из жизни растений и животных.

2

-

2

30.

Лекарственные растения Костромской области.

4

2

2

31.

Лекарственные животные.

2

2

-

32.

Экологическая программа «Удивительный мир птиц».

4

4

-

33.

«Жалобная книга природы».

2

2




34.

Экскурсия в природу «Здравствуй, лето».

2

-

2

35.

Итоговое занятие. Подведение итогов года.

2

2

-




Итого:

144

92

52



Содержание программы

ТЕМА № 1. Экология – как наука.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Правила кружковца. Техника безопасности на занятиях кружка. Инструктаж по технике безопасности в живом уголке.

Понятие науки – экологии. Значение экологии для человека. Влияние человека на окружающую среду. Взаимосвязи в природе. Установление причинно – следственных связей влияния на окружающую среду.

Практическая работа: Знакомство с животными живого уголка. Рацион кормления. Нормы питания.
ТЕМА № 2. Охрана окружающей среды. Правила поведения в природе.

Необходимость охраны природы. Знакомство с правилами поведения в природе. Различные ситуации в природе. Разбор жалоб различных представителей растительного и животного мира. Обобщение экологических правил. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Практическая работа: Выполнение рисунков по правилам поведения в природе и жалобам. Выставка рисунков: «Люби свою Землю». Кроссворд «Природа».

Чтение художественной литературы: «Рассказы о Стобеде». Работа в живом уголке.

Акция по уборке территории: сбор мусора, уборка сухой листвы и травы.
ТЕМА № 3. Красная книга.

Международная Красная книга. Красная книга Российской Федерации. Списки редких и исчезающих растений и животных Костромской области. Цель создания Красной книги. История создания Красной книги.

Практическая работа: Просмотр презентации «По страницам Красной книги».

Игра – викторина «Их надо охранять».

Работа в живом уголке.
ТЕМА №4. Осень в природе. Времена года: осень. Фенологические изменения в природе. Осенние явления. Периоды осени, их характеристика. Красные ягоды. Семена – путешественники.

Практическая работа: Выполнение рисунков: «Осенние краски» Изображение различных форм листьев в дневниках кружковцев.

Чтение художественной литературы: стихи об осени.

Дидактическая игра «Лесная угадай - ка». Викторина об осени.

Экскурсия в природу «Мир осенних красок».
ТЕМА №5.Осень в жизни растений.

Осенние изменения в жизни растений. Созревание семян и плодов. Листопад. Ядовитые растения нашей местности. Лекарственные растения. Лекарственные деревья, кустарники, травы Костромской области. Сроки сбора лекарственных растений. Лекарственное сырьё. Условия и сроки хранения лекарственных растений.

Самостоятельная подготовка и чтение докладов о лекарственных растениях учащимися, чтение стихов, народные приметы и поговорки о лекарственных растениях.

Лабораторная работа по определению веточек деревьев и кустарников, оформление результатов работы.

Практическая работа: сбор осенних листьев, цветов, плодов, семян. Выполнение поделок из природного материала. Зарисовки в дневниках.
ТЕМА № 6. Грибы.

Виды грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила и сроки сбора грибов.

Практическая работа: Определение грибов по цветным фотографиям и рисункам.

Экологическая игра «Лесная угадай – ка» - определение грибов по описанию.
ТЕМА № 7. Жизнь животных осенью. Сезонные изменения в жизни животных осенью: насекомые, земноводные, пресмыкающиеся. Перелётные птицы. Стаи птиц, виды стай. Время отлёта. Как дикие звери к зиме готовятся. Линька, запасы, убежища: медведь, ёж, барсук, соня и др. Звери осенью: волк, лиса, белка, заяц, лось, маленькие хищники.

Практическая работа: Уход за животными живого уголка. Кормление животных.

Выполнение рисунков животных, работа по дидактическим карточкам «Живой мир».

Экологическая игра «Загадалки: животный мир Костромской области».
ТЕМА № 8. Экология и человек.

Живая и неживая природа. Природа и неприрода. Человек как часть природы. Использование природной среды человеком – охотником и собирателем, землепашцем и пастухом. Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства и ростом народонаселения. Город как среда жизни человека и как загрязнитель природы.

Практическая работа: Подбор экологического материала для газеты: «Мир вокруг нас». Выпуск газеты.
ТЕМА № 9. . Экологическая игра «Времена года». Выставка рисунков.

Подготовительный этап: чтение литературы о временах года, сезонных явлениях, приметах. Игра «Времена года»: вопросы и ответы.

Практическая работа: выполнение рисунков на весеннюю тему. Оформление выставки. Подведение итогов.
ТЕМА № 10. Лес – наше богатство.

Видовой состав лесов Костромской области. Ярусы леса. Приспособленность растений для совместного произрастания. Лесообразующие породы лесов Костромской области. Лекарственные растения леса, грибы, ягоды, орехи. Промысловые звери и птицы, их использование человеком. Значение леса в жизни человека.

Экологический калейдоскоп: «Лесные богатства» -загадки и вопросы о лесе и его богатствах.

Практическая работа: Чтение художественных произведений о растениях и животных нашего леса.

Определение видов растений и животных леса по дидактическим карточкам.
ТЕМА № 11. . Экологическая программа «Лесная угадай-ка».

Подготовительный этап: чтение литературы и выбор темы для игры. Игра может проводиться по темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы и травы», «Грибы и ягоды». Игра проводится на игровом поле, подготовленном детьми и педагогом заранее.

Подвижные игры: Изобрази цаплю, сову, медведя, кузнечика, зайца…

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Практическая работа: уход за животными живого уголка.

ТЕМА № 12. Весёлый зоопарк. Домашние животные.

Знакомство с домашними животными. История одомашнивания животных. Копытные домашние животные. Кошки. Муркина родословная. Условия содержания и уход. Собаки. Породы собак. Правила ухода за собаками. Болезни и лечение домашних животных.

Практическая работа: Оформление стенда: « Это интересно: сведения из жизни домашних животных»».

Определение пород собак по дидактическим карточкам.
ТЕМА № 13. . Экологическая олимпиада для малышей «О Барсиках и Мурках».

Чтение художественной литературы о кошках и собаках из серии «Братья наши меньшие».

Разгадывание загадок и кроссвордов о животных.

Практическая работа: Оформление альбома с загадками о животных, выполнение рисунков. Записи в дневниках кружковцев.
ТЕМА № 14. Животные живого уголка.

Особенности организации живого уголка. Обитатели живого уголка: птицы, звери. Особенности их содержания. Уход за животными живого уголка. Рацион кормления. Аквариум и его обитатели. Террариум и его обитатели.

Практическая работа: Кормление и уход за животными живого уголка.

Закладка аквариума.

Определение аквариумных растений и рыб. Кормление рыб.

Просмотр презентации «Животные живого уголка».
ТЕМА № 15. Экологическая викторина «Увлекательный мир животных».

Вопросы, загадки, ребусы, кроссворды о животных живого уголка.

Чтение литературы о животных живого уголка из серии «Уголок природы в школе и дома».

Практическая работа: работа в живом уголке. Рацион кормления.
ТЕМА № 16. Мой край родной. Заповедные территории.

Заповедные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Влияние человека на окружающую среду и возможность её сохранения. Значение заповедных территорий для сохранения биосферы. Охраняемые территории Костромской области и Буйского района. Богатства родного края.

Практическая работа: подготовка докладов и сообщений по теме: «Заповедные места и их охрана». Определение редких и исчезающих растений и животных по дидактическим карточкам.
ТЕМА № 17. Экологическая программа «Береги леса – они земли краса».

Лес. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Растения и животные леса. Значение леса в жизни человека.

Экологическая игра: «Экологический светофор в лесу».

Практическая работа: подготовка сообщений кружковцев о деревьях леса.

Определение названий деревьев по листьям.

Выполнение работы по дидактическим карточкам: «Определи и раскрась».
ТЕМА № 18. Экологическая игра «Путешествие за загадками».

Обобщение сведений по пройденному материалу.

Викторина «Путешествие за загадками».

Практическая работа: изготовление дидактических карточек вместе с кружковцами.

Подвижная экологическая игра «Волшебный конверт».
ТЕМА № 19. Зима в природе. Приметы зимы. Зимние явления. Снежинки. Формы снежинок.

Приметы зимы. Периоды зимы, их характеристика. Зимние явления. Зима в жизни человека. Снежинки. Виды снежинок. Снегопад. Значение снегопада для растений, животных, человека. Приспособленность растений и животных к жизни в зимний период.

Экскурсия: «Зимние портреты деревьев».

Практическая работа: «Белая книга природы.

Практическая работа: Выполнение рисунков: «Зимний пейзаж». Изображение различных форм снежинок в дневниках кружковцев.

Чтение художественной литературы: Сказка Н.Сладкова «Суд над декабрём».

Дидактическая игра «Лесная угадай - ка». Викторина о зиме.
ТЕМА № 20. Зимующие птицы. Жизнь птиц зимой. Подкормка птиц.

Виды зимующих птиц. Отличие перелётных и зимующих птиц. Стаи зимующих птиц. Переход на другой вид корма. Образ жизни зимующих птиц. Птицы – гости.

Подкормка птиц. Кормушки. Виды кормушек. Птичье меню.

Практическая работа: Изготовление различных кормушек из подручного материала. Изготовление памятки «Птичье меню». Подготовка корма для птиц. Подкормка птиц.

Чтение художественной литературы: Сказки Н. Сладкова: «Курорт «Сосулька».

Экологическая игра: «Удивительный мир природы».

Кормление животных живого уголка.
ТЕМА № 21. Зима в жизни растений, животных и человека.

Зима в жизни растений. Состояние растений зимой, связь между состоянием растений и условиями среды. Зимние портреты деревьев. Характерные признаки.

Практическая работа: Определение по цветным фотографиям и рисункам силуэтов деревьев. Определение веточек деревьев и кустарников по натуральным объектам.

Экологическая игра «Лесная угадай – ка» - определение деревьев и кустарников по описанию.

Зима в жизни человека и животных. Образ жизни и поведение диких и домашних животных зимой. Приспособленность диких животных к зимним суровым условиям. Жизнь и труд людей зимой.

Практическая работа: Экологическая игра «Хочу всё знать» - жизнь животных и человека зимой. Дидактическая игра «Природа и человек».

Подкормка зимующих птиц.
ТЕМА № 22. Сезонные явления в жизни диких животных. Зима.

Кто как к зиме готовится и зимует. Смена густоты шерсти. Смена окраски шерсти некоторых лесных животных. Зимний сон и спячка. Лесные кладовые. Бурый медведь – хозяин леса. Особенности его образа жизни. Лесные хищники и растительноядные звери. Письмо волка и лисы.

Практическая работа: Уход за животными живого уголка. Кормление животных.

Экологическая игра «Загадалки». Выполнение рисунков животных по трафаретам.
ТЕМА № 23. Экологическая игровая программа «Что? Где? Когда?»

Создание игрового поля, разбивка его на сектора. Вопросы и загадки о жизни растений, животных, явлениях природы.

Практическая работа: Подбор материала для газеты: «Мир вокруг нас».
ТЕМА № 24. Весна в природе. Приметы весны.

Периоды весны. Их характеристика. Приметы весны. Весенние явления: капель, ледоход, половодье. Зебровый ландшафт.

Экологическая викторина «Весна». Выполнение рисунков на тему «Периоды весны».

Практическая работа: Наблюдения в природе. Запись наблюдений в дневниках природы.
ТЕМА № 25. Весна в жизни растений. Первоцветы.

Раннецветущие деревья и кустарники: орешник, ольха, ива, осина, тополь, ясень. Сокодвижение. Опыление.

Первоцветы: мать – и – мачеха, медуница, примула, чистяк, ветреница.

Экологическая игра: «Хочу всё знать: раннецветущие растения». Выполнение рисунка мать - и – мачехи.

Практическая работа: Наблюдение за поведением животных живого уголка. Кормление животных.
ТЕМА № 26. Экологическая игра «Хочу всё знать».

Подготовительный этап: чтение литературы о временах года, сезонных явлениях, приметах, животных, растениях. Игра «Хочу всё знать»: вопросы и ответы.

Практическая работа: выполнение рисунков на весеннюю тему. Оформление выставки. Подведение итогов.
ТЕМА № 27. Сезонные изменения в жизни животных.

Перелётные птицы. День птиц. Жизнь животных весной. Звери в лесу. Жизнь земноводных и пресмыкающихся весной. Многообразие насекомых. Жизнь насекомых весной.

Экологические игры: «Хочу всё знать», «Загадалки», «Удивительный мир птиц». Игра – викторина «Их надо охранять».

Практическая работа: выполнение рисунков зверей в лесу, работа с определителем насекомых.

Изготовление поделок, рамок для рисунков о животных.

Просмотр презентации: «По страницам Красной книги».
ТЕМА № 28. Биологическая олимпиада для малышей «Биологический экспресс».

Подготовительный этап: чтение литературы и выбор темы для игры. Олимпиада может проводиться по темам: «Птицы», «Деревья и кустарники», «Насекомые», «Цветы и травы», «Грибы и ягоды». Олимпиада проводится на игровом поле, подготовленном детьми и педагогом заранее.

Подвижные игры: Изобрази цаплю, сову, медведя, кузнечика, зайца…

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Практическая работа: уход за животными живого уголка.
ТЕМА № 29.Экологическая программа «Это интересно».

Экологическая игровая программа об интересных сведениях и фактах о жизни животных и растений.

Экологическая викторина: «Самые, самые…».

Экологический тест: «Угадай животное» - о фантастических животных.

Практическая работа: выполнение рисунков на дидактических карточках. Подбор материалов для стенда.
ТЕМА № 30. Лекарственные растения Костромской области.

Лекарственные деревья, кустарники, травы Костромской области. Сроки сбора лекарственных растений. Лекарственное сырьё. Условия и сроки хранения лекарственных растений. Рецепты приготовления фиточаёв.

Практическая работа: Акция по уборке территории: сбор мусора, уборка сухой листвы и травы.

Самостоятельная подготовка и чтение докладов о лекарственных растениях учащимися, чтение стихов, народные приметы и поговорки о лекарственных растениях.

Лабораторная работа по определению веточек лекарственных деревьев и кустарников, оформление результатов работы.
ТЕМА № 31. «Лекарственные животные».

Знакомство с «лекарственными» животными: кошками, собаками, змеями, пчёлами… Использование людьми «лекарственных» животных в своих интересах.

Практическая работа: Оформление плаката: «Это надо знать». Кормление животных живого уголка, выполнение памяток по правилам ухода за животными.

Экологическая викторина: «Будем здоровы».
ТЕМА № 32. Экологическая программа «Удивительный мир птиц».

Подготовительный этап: Птицы нашей местности: перелётные, зимующие. Их многообразие, внешний вид, питание, образ жизни. Чтение литературы о птицах.

Подготовка игрового поля на ватмане.

Программа: разминка- выполнение игрового задания «Прилетели птицы…»

Выполнение заданий по игровому полю.

Викторина «Птицы нашей местности».

Викторина о птицах по литературным произведениям, песням, пословицам.

Подвижные экологические игры.

ТЕМА № 33. Экологическая игровая программа «Жалобная книга природы».

Охрана природы. Планета Земля – наш общий дом.

Что из себя представляет «Жалобная книга природы»? Кто создатель. Кто жалуется и на кого.

Практическая работа: разбор жалоб (цветы, жаба, филин, лес, птицы, муравьи…).

Разгадывание кроссворда. Чтение стихов о природе.

Просмотр презентации: «Жалобная книга природы».
ТЕМА № 34. Экскурсия в природу «Здравствуй, лето».

Экскурсия в парк «Берёзка». Фенологические изменения в природе.

Практическая работа: наблюдение за изменением в растительном мире. Наблюдение за птицами.

Записи в дневниках наблюдений. Зарисовки в природе.
ТЕМА № 35. Итоговое занятие.

Экологическая викторина «Наша природа».

Подвижные экологические игры.

Подведение итогов года. Награждение лучших кружковцев.
Методическое обеспечение:

Принципы и этапы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Краеведческий принцип, реализация которого позволяет не только организовать познания объектов природы, но и выявления их экологического состояния и привлечение подрастающего поколения к решению экологических проблем;

Принцип связи обучения с жизнью;

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принципы обучения

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;

Принцип наглядности.

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др.

Метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, компьютер и др.

Практические: распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Чтобы заинтересовать ребят, чтобы они лучше понимали и запоминали материал, используются дидактические игры.

Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

Занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Формы организации занятий по программе

Основной формой организации занятий на станции юннатов являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:

    • Фронтальная (коллективная)

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Она используется чаще при проведении дидактических экологических игр и программ, когда дети делятся на команды.

Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах рисунков, выполняют аппликации, изготавливают поделки.

Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом. Проводят наблюдения, опыты, работают в дневниках кружковца.

По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры.

Работа с книгой обеспечивает творческую познавательную деятельность учащихся, способствует развитию умений самостоятельно добывать знания. Используется работа с экранными пособиями. Они помогают лучше усвоить материал, наглядно показать процессы, происходящие в природе.

При изучении природы большое значение имеют наблюдение и эксперимент, практические работы. Они позволяют учащимся применить свои теоретические знания на практике, приобщают к методам биологической науки.

Учащиеся приобретают умения и навыки постановки опытов, проведения наблюдений, учатся устанавливать взаимосвязи, развивают познавательную деятельность, творческую активность, используют результаты опытов и наблюдений в своей деятельности, развивают логическое мышление.

Формы занятий: экскурсии и походы в природу с целью проведения фенологических наблюдений, изучения природных сообществ, распознавания животных и растений, установления взаимосвязей в природе.

Лабораторные и практические работы проводятся в живом уголке, на УОУ, на занятиях. В процессе их выполнения дети получают практические умения и навыки по уходу за животными и растениями, самостоятельно добывать знания, наблюдать, делать выводы.

Массовые мероприятия позволяют детям получить дополнительные знания о природе, активно отдохнуть, проявить себя как личность.
Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Функционирует живой уголок – место проведения практических занятий. Имеется учебно-опытный участок с отделами: цветочно-декоративный, овощной, дендрарий.

Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-влажные препараты,

-методические разработки занятий и массовых мероприятий,

-гербарии,

-Компьютер, фотоаппарат, фильмоскоп, киноаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы таблиц и др.
Литература для детей:

1. Владимирская Л.А. От осени до лета. Волгоград. Изд. «Учитель». 2002 год.

2. Запартович Б.Б. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. Москва. Педагогика. 1976 год.

3. Корабельников В. А. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 1989 год.

4. Лучич М. В. Детям о природе. Москва. «Просвещение». 1989 год.

5.Соколова Е. И. Тарабарина Т. И. Загадки лесной опушки. Ярославль. Академия развития. 2000 год.

6.Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». 1997 год.
Литература для педагогов:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. ТЦ «Учитель». Воронеж. 2006 год.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми с 5 – 6 лет. Т. Ц. «Учитель». Воронеж. 2006 год.

3. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителей начальной школы. Москва. Просвещение. 1985 год.

4. Никишов А. И. и др. Экология. Москва. «Устойчивый мир». 1999 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна,...
Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном...

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна,...
Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном...

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconМбоу дод «Центр развития творчества детей и юношества» Г. Новосибирска,...
Масликова Юлия Ивановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПедагогическая Олимпиада «Начальная школа»
Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования моу дод цртдиЮ г. Нерюнгри

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПояснительная записка •Автор проекта
Руководитель проекта: Ярошевская Инна Харисовна, педагог дополнительного образования мбоу дод цэвд

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconКонкурс для 9класса «Ученик года 2011»
Автор педагог-организатор моу шатровская средняя общеобразовательная школа Самохвалова Светлана Владимировна

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа и программа деятельности коллектива мбоу...
Публичный доклад мбоу дод — центра эстетического воспитания детей «Лик» по итогам 2012-2013 уч года

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПрограмма составлена на основе нормативно-правовых документов: -федеральный...
Составила: педагог дополнительного образования мбоу дод сюн усманского муниципального района Елютина Светлана Анатольевна

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа естественнонаучного направления «Цветоводство»
Мамонтова Вера Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Образовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПрограмма государственного экзамена по специальности 020801. 65 Экология...
Программа государственного экзамена по специальности «Экология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную