Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13






Скачать 290.62 Kb.
НазваниеИсследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13
страница1/3
Дата публикации02.01.2016
Размер290.62 Kb.
ТипИсследовательская работа
d.120-bal.ru > География > Исследовательская работа
  1   2   3
МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников»

с. Измалково Липецкая область

Изучение микроклимата помещений МОУ СОШ №1 с.Измалково в связи с жизнедеятельностью растений, используемых в интерьерном озеленении и требованиями фитодизайна

Автор: Пантюшина Полина, 7 класс

МОУ СОШ №1 с.Измалково

Руководитель: Злобина Валентина Ивановна

учитель экологии и биологии

МОУ СОШ №1 с. Измалково,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДПиШ с. Измалково

Липецкой области

2012 год

Содержание:

Стр.

Введение 3

Обзор литературы 4

1.Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений 5

1.1. Световой режим 5

1.2. Температурный режим 7

1.3. Водный режим 7

1.4. Влажность воздуха 9

2. Воздействие комнатных растений на экологическую обстановку помещений 9

3. Современные приемы художественного оформления интерьеров 10

4. Основные группы комнатных растений, используемых в озеленении 11

Исследовательская работа

  1. Систематический состав комнатных растений, используемых во

внутреннем озеленении МОУ СОШ №1 с.Измалково 13

  1. Эколого-географическая характеристика комнатных растений интерьеров

МОУ СОШ №1 с.Измалково 14

  1. Потенциально опасные растения в интерьерах помещений

МОУ СОШ №1 с.Измалково 16

  1. Изучение количества света, поступающего в разные точки помещения

с удалением от окон 17

  1. Определение содержания воды и золы в тканях листьев разных комнатных

растений 18

Выводы 19

Рекомендации 19

Литература 20

Приложение 21

ВВЕДЕНИЕ

Растения, в частности комнатные, составляют неотъемлемую часть бытового окружения человека. Потребность создать зеленый уголок у себя дома, на работе, в школе свойственна людям разных профессий и возрастов. Любовь к растениям – это не простое увлечение, это еще и возможность пополнения своих знаний о живой природе, о ее проблемах и законах. Тема данного экологического проекта актуальна и значима. В настоящее время, когда человек в течение многих часов находится в помещении, роль живых растений в интерьере особенно важна.

Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой. Красотой форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской они благотворно влияют на центральную нервную систему, помогая справиться с плохим настроением или стрессовым состоянием. Важны санитарная и гигиеническая функции комнатных растений.

Растения в школе помогают не только образованию учащихся, но и и их воспитанию. Школьники проводят в помещениях школы большую часть года, поэтому ее по праву можно назвать вторым домом. В создании не казенной атмосферы в школе помогают комнатные растения. Однако растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность. Комнатные растения в интерьере школы выступают как декоративный элемент интерьера и должны органически вписываться в него.

С каждым годом все больше внимания уделяется внутреннему озеленению помещений школьного здания. Здание школы МОУ СОШ №1 построено в 1961 году. Проектом школы не предусмотрены специальные места для озеленения, поэтому цветоводы сами пытаются решать этот вопрос, к сожалению не всегда удачно. Это объясняется тем, что не все учитывают экологические условия, необходимые для нормального роста и развития растений. Комплексных исследований внутреннего озеленения школы не проводилось.

Цель работы:

сориентировать цветоводов школы в подборе ассортимента растений для озеленения интерьера помещений, исходя из параметров микроклимата: температуры помещения, ориентации окон. Скорости движения воздуха (наличия сквозняков), относительной влажности воздуха. Состава и свойств почвы, воды, безопасности для школьников и современных требований фитодизайна.

Задачи:

  1. Провести паспортизацию ассортимента видов, разновидностей растений, используемых во внутреннем озеленении школы с учетом их эколого-географических особенностей, характера использования в соответствии с требованиями фитодизайна микроклиматом помещений и безопасности.

  2. Изучить микроклимат помещений: температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха, естественную освещенность помещений и разработать научные основы интерьерного озеленения школы.

  3. Выработать рекомендации по подбору ассортимента растений для озеленения интерьера школы с учетом функционального назначения, планировки, эксплуатационного режима и параметров микроклимата помещений.

Время и место проведения:

работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 с.Измалково в течение 2007-2009 годов.

Предмет исследования:

Проблемы, возникающие при выращивании комнатных растений, общие вопросы культуры растений в интерьере школы.

Методики:

- Изучение естественной освещенности учебных помещений проводили в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-3 «Гигиенические требования к естественному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Для измерения освещенности в условиях помещений использовали люксметр Ю-16. Замеры проводились как в солнечные , так и в пасмурные дни, особенно в осеннее-зимний период.

- Для определения рН почвенного раствора пользовались индикаторной бумагой.

- Определение общей жесткости водопроводной воды, используемой для полива, проводили по методике, описанной в Практикуме по экологии: Учебное пособие, под редакцией С.В.Алексеева .- М.: АО МДС, 1996. – 192 с.

- При оценке размещения растений в кабинетах и коридорах школы автор руководствовался требованиями СанПИн 2.42.-1178-02.

- Для определения комнатных растений использовался иллюстрированный определитель, приведенный в книге Урсулы Крюгер и Ингрид Янтра «1000 прекрасных растений для вашего дома» (М.,1997. – 383 с.).

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

У разных народов в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования, отношение к растениям имело свое выражение, отражая нравы. Обычаи и традиции различных эпох и формаций. Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. В 1970-1980 годах возникло направление, получившее название фитодизайн. Его основатель, А.М.Гродзинский, дал ему такое определение: «Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания в искусственных системах».

В России с каждым годом все больше внимания уделяется озеленению помещений. Выпущено достаточное количество литературы, в которой дается описание основных групп растений, используемых для внутреннего озеленения, изложены общие вопросы агротехники комнатных растений. Однако, на наш взгляд, недостаточно литературы, в которой отражались бы в полной мере современные приемы художественного озеленения интерьеров школьных зданий с примерами планировочных решений, вариантами видового состава композиций.


  1. Экологические факторы роста растений и микроклимат помещений

Среда накладывает определенный отпечаток на организм комнатных растений и включает в себя совокупность всех факторов, действующих на них. Наиболее существенные факторы: климатический (состав воздуха, свет, температура и влажность) и эдафический, т.е. почвенно-грунтовые условия. Прежде чем вносить растение в интерьер, необходимо изучить микроклимат помещения, а потом грамотно подобрать соответствующий ассортимент растений. (Н.Н.Капранова,1989г.)

Комнатные растения происходят из разных климатических зон земного шара, относятся к разным экологическим группам. Поэтому и приспособляемость их к условиям существования различная (Н.И.Клинковская, 1986г.) Растения в помещениях вынуждены приспосабливаться к условиям комфортного пребывания в них человека, которые далеко не соответствуют их жизненным требованиям. Растения часто страдают здесь от недостатка света, сухости воздуха, перегрева или переохлаждения. Все жизненные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений (свет, тепло, влага, почва), тесно связаны. Избыток или недостаток одного из них приводит к изменению другого. Так, при недостатке света зимой растения нужно содержать при минимальных для них температурах, при этом в свою очередь уменьшается их потребность в воде (Н.Н.Капранова,1989г.) Для каждого растения в комнате нужно подобрать оптимальное для него по всем параметрам место, а при отсутствии необходимых условий, создать их искусственно: подсвечивать растение дополнительными лампами, защищать от иссушающего действия батарей, от холодного зимнего воздуха и т.д.


    1. Световой режим


Свет – главный экологический фактор, определяющий основу жизнедеятельности растительного организма – фотосинтез, процесс превращения зелеными растениями лучистой энергии солнца в энергию химических связей органических веществ.

В зависимости от смены дня и ночи интенсивность физиологических процессов у растений колеблется. Реакция растений на соотношение светлого и темного периодов суток – фотопериодизм, четко проявляется у длиннодневных и короткодневных растений, рост и период цветения которых зависит от продолжительности дня и ночи. Под влиянием источника света растения способны поворачиваться к источнику света (фоторопизм). Эту реакцию растений необходимо учитывать при расстановке растений в интерьере.

По отношению к свету все комнатные растения делятся на следующие группы:

- светолюбивые растения. Их три типа. Растения первого типа требуют светлого содержания, но не переносят прямых солнечных лучей. Светолюбивые растения второго типа предпочитают места, куда изредка заглядывает солнце ( зебрина, традесканция, хойя и т.д.). Третий тип - культуры, нуждающиеся в ярком солнечном освещении (роза, гибискус, практически все кактусы и суккуленты и др.)

Теневыносливые растения любят полутень (драцены, папоротники и т.д.) Тенелюбивым растениям нужна относительная тень (аспидистра, сансевьера и т.д.)

Декоративные растения требуют яркого рассеянного света, многие из них переносят полутень. Растениям с пестрыми листьями нужно больше света, чем формам с цельнозелеными листьями. Цветущие растения требуют некоторого количества прямых солнечных лучей.

Весной и летом при обилии света, длинном дне у растений происходит быстрое накопление органических веществ, развиваются мощные побеги, листья, корневая система. Количество органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза, значительно превышает их расход на дыхание. В осенне-зимние дни образующихся органических веществ едва хватает на дыхание, рост прекращается. В наиболее темные дни, когда уровень фотосинтеза крайне низок, растения вынуждены расходовать на дыхание запасы органических веществ, накопленных в листьях и корнях.

Растения, находящиеся постоянно в условиях недостатка света, вдали от окон, темных местах фактически не растут, образуя слабые, тонкие побеги с мелкими листьями и с течением времени погибают. В темных помещениях лучше всего использовать растения с хорошо развитой корневой системой (Б.И.Головкин, 1989г.)

На основании изучения типа пигментной системы листа Е.Н.Кутас (1984г.) выделила два типа растений: фотолабильный и фотостабильный. Фотостабильные растения более стойкие к действию света различной интенсивности (с точки зрения их декоративных качеств), фотолабильные – менее стойки. На этом основании фотостабильные растения можно размещать в интерьере без учета степени их светолюбия или теневыносливости, а растения фотолабильного типа – с обязательным учетом этих особенностей.


    1. Температурный режим


Требования комнатных растений к температуре различны в зависимости от условий их обитания на родине. Комнатные растения, особенно теплолюбивые, плохо переносят резкие перепады температур. Резкие колебания температур вызывают переохлаждение корней, образование пятен на листьях, их опадание. При высоких ночных температурах расход питательных веществ на дыхание превышает их количество, накопленное днем в процессе ассимиляции и растения не имеют резерва для дальнейшего роста. Минимальная температура воздуха для нежных растений 150С, а для не очень выносливых растений – 10-130С, для выносливых холодостойких она составляет 9-130С. Максимальная температура воздуха для большинства комнатных растений при обычной влажности воздуха рекомендуется 250С. При 300С нужно поддерживать высокую влажность воздуха. Отрицательно сказывается на состоянии растений и понижение температуры по сравнению с нормой, так как корни плохо усваивают воду, могут загнить. Для теплолюбивых растений температура не должна опускаться ниже 160С.

По отношению к температуре декоративные вечнозеленые растения разделяются на две группы: не требующие для прохождения годичного цикла развития перепадов температуры и нуждающиеся в таких перепадах. Виды первой группы преобладают в интерьерах служебных помещений, где человек находится полный день и перепады температуры недопустимы. Виды второй группы чаще всего используются в интерьерах рекреационного типа, где человек находится временно: на лестничных клетках, в вестибюлях и других прохладных местах. Отношение растений к температуре и свету показано в Приложении 3.


    1. Водный режим

Вода в растении необходима для всех физиологических процессов: фотосинтеза, передвижения образующихся в результате фотосинтеза органических соединений, а также для поглощения минеральных веществ в виде почвенных растворов, регуляции температуры растения. Режим полива должен быть строго индивидуальным для каждой культуры. При поливе необходимо учитывать время года, температуру и влажность воздуха в помещении, размер растения, состав почвенной смеси, тип корневой системы и общее состояние растения.

Корням растений необходимы не только вода, но и воздух, т.е. почва должна быть влажной, но не переувлажненной. Некоторым растениям нужно, чтобы почва между поливами подсыхала, другие этого не требуют. В период покоя все растения нужно поливать меньше. По отношению к водному режиму различают следующие группы комнатных растений:

- растения засухоустойчивые, не требующие полива зимой, нуждающиеся в умеренном или минимальном поливе летом. Это пустынные кактусы и др. суккуленты, растущие при сухом воздухе;

- растения, требующие умеренного полива. Это почти все декоративнолистные растения, которые обильно поливают с весны до осени и умеренно – зимой;

- растения, требующие постоянно влажной почвы. Это почти все декоративно-цветущие растения. Почва не должна быть переувлажнена

- влаголюбивые растения, требующие постоянно переувлажненной почвы. Их поливают часто и обильно, до переувлажнения (азалия, циперус).

Большинство растений летом поливают обильно, зимой – умеренно. Летом и весной растения поливают часто, иногда 2 раза в день, зимой полив должен быть умеренным. Основной полив следует проводить в первой половине дня. При частом поливе происходит вымывание питательных веществ из почвы. Обычно растения поливают сверху, чтобы содержащийся в воде избыток солей кальция и магния и др. элементов, влияющих на корневую систему, поглощался верхним слоем почвы, где меньше корней. Высокое содержание солей кальция, магния в водопроводной воде приводит к нарушениям поглощения растениями из почвы важнейших элементов питания: фосфора, марганца, бора, алюминия и др., которые переходят в соединения, недоступные для растений. Поэтому при использовании водопроводной воды для полива, необходимо учитывать ее жесткость, т.е. содержание солей кальция и магния.

Полив водопроводной водой сказывается на кислотности почвенных субстратов, применяемых для выращивания растений, смещая ее в сторону нейтральной или даже щелочной. Большинство комнатных растений нуждаются в слабо кислых почвах, а некоторые нормально развиваются только на кислых почвах. Поэтому при поливе учитывают кислотность почвы.

При длительном выращивании растений в одной и той же земле в ней накапливается так много солей кальция и магния, что почва защелачивается. Соли кальция и магния, накапливаясь в горшке, оседают на стенках и на поверхности почвы в виде белого и серо-коричневого налета, препятствующего доступу кислорода к корням. Особенно это важно для тропических растений, которые плохо переносят присутствие солей кальция (азалии, бромелиевые, миртовые и др.)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconИсследовательская работа Определение фитонцидности комнатных растений...
Биологически активные вещества, содержащиеся в комнатных растениях

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconИсследовательская работа на тему: «Выращивание различных сортов пеларгонии в комнатных условиях»
Борисова Е. Б., Клевенская Т. Е, Кузнецова А. И. и др. Все о комнатных растениях. Москва, ООО издательство «Астрель», 2001 г., с....

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 icon«Изучение лекарственных свойств комнатных растений»
Описание лекарственных растений кабинета биологии мбоу сош с. Рсаево

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconУчитель биологии моу сош №3
Осмотр растений после каникул. Обрезка, приведение в порядок внешнего вида растений

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconКонкурса юных исследователей окружающей среды 2015
Лукин Александр, обучающийся 10 класса моу сош №6 с. Архангельского Будённовского района, тема проекта: «Изучение роли пчёл для опыления...

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 icon«Комнатные растения в интерьере»
Ознакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере, с влиянием комнатных растений...

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconПрекрасные и опасные
Практическая работа «Изучение и систематизация видового состава комнатных растений нашей школы»

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconАвтор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста»
Руководите Громова Любовь Анатольевна, руководитель секции наук о Земле, моу сош «Веста»

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconДоклад моу «сош с. Каменный яр»
В моу «сош с. Каменный Яр» в 2010-2011 учебном году обучалось 62 ученика, из них

Исследовательская работа Систематический состав комнатных растений, используемых во внутреннем озеленении моу сош №1 с. Измалково 13 iconРайонная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые...
Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную