Скачать 377.62 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра общей и биологической химии Утверждаю проректор по учебной работе профессор А.Б.Ходжаян «____» ________________ 2011 Согласовано декан стоматологического факультета доцент Н.И. Ивенский РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по биохимии для специальности 060105 – стоматология Всего часов – 231 В том числе: лекций – 36 практических занятий – 118 самостоятельных занятий – 77 Отчетность – экзамен, 4 семестр Ставрополь, 2011 Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта. Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей ибиологической химии «_1_» __сентября_2011 года, протокол № _1_ Зав. кафедрой, д.б.н. __________________ профессор К.С. Эльбекьян. Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией медико – биологических дисциплин«___»______________ 2011года Председатель ЦМК, д.м.н., профессор ________________ А..А. Коробкеев. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Биологическая химия - наука, изучающая химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей в условиях нормальной жизнедеятельности и патологии организма. Биологическая химия слагается из трех частей: статической биохимии, динамической и функциональной биохимии. При этом разделы статической, динамической и функциональной биохимии неразрывно связаны между собой и являются частями одной и той же науки - современной биологической химии. Дисциплина биохимия - одна из теоретических основ медицины. Вместе с биологией, физиологией, анатомией, гистологией формирует у студентов знания о строении и функционировании здорового организма. Вместе с тем, с патофизиологией, патанатомией, фармакологией и другими клиническими дисциплинами изучает патологические процессы, поэтому главная цель при изучении биохимии – научить студентов применять при изучении последующих дисциплин и при профессиональной деятельности сведения о химическом составе и молекулярных процессах организма как о характеристиках нормы и как о признаках болезни. Дисциплина изучается в объеме 231 часов с чтением лекций (36 часов), практических занятий (118 часа) и самостоятельных занятий (77 часов). При определении оптимальной последовательности изложения материала по биохимии возникают значительные трудности. Это вызвано тем, что все биохимические процессы в организме как единой функциональной системе взаимосвязаны и взаимообусловлены. Изложение этих процессов не может быть представлено как линейная логическая последовательность и изучение любого раздела требует привлечения материала из других разделов. Лекции читаются профессором, доцентами и старшим преподавателем (кандидатом медицинских наук) кафедры по наиболее важным темам дисциплины. На лекциях применяются информационные технологии и технические средства обучения (мультимедийные демонстрации). Лабораторно - практические занятия проводятся в специализированных кабинетах (лабораториях) и аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом, реактивами, приборами, микроскопами, химической посудой, фотоколориметрами, центрифугами, приборами для контроля уровня глюкозы «ОNE TOUCН», «Uriskan - pro» (для определения компонентов мочи) и «Vitalon» для определения компонентов крови. Количество студентов в подгруппе составляет 8-10 человек. Отчетность: В ходе учебного занятия студенты проходят контроль «на входе», который складывается из:
После выполнения практической части занятия проводится контроль «на выходе». Студентам предлагается решить несколько ситуационных задач, заслушиваются реферативные сообщения, подводятся итоги и интерпретация результатов исследования. Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно – рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки. Итоговая аттестация студентов включает в себя три этапа: тестирование, собеседование и проверка практических навыков. Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, перечень практических навыков, экзаменационные материалы, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса. На кафедре имеются планы согласования рабочей программы с другими дисциплинами, изучение которых опирается на данную дисциплину и с кафедрами нижестоящего уровня. Предметом согласования являются совместные протоколы согласования. Студенты, работая в научном кружке по биохимии, должны пройти все этапы научного поиска:
писание реферата и сообщение на заседании научного кружка;
ку материала и сообщение результатов исследования на заседании кружка и на внутривузовской конференции;
Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению себя вести с сокурсниками, старшими и др. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ Задачей дисциплины является: Формирование системных знаний о закономерностях и химическом строении основных веществ организма и молекулярные основы биохимических процессов, лежащих в основе жизнедеятельности организма в норме и патологии. Применение студентами при изучении последующих дисциплин и при дальнейшей врачебной деятельности сведений о химическом составе и молекулярных основах физиологических процессов, как о характеристиках нормы и признаков болезни. Использование биохимических методов диагностики заболеваний, прогноза и проверки эффективности лечения. В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ: - строение и функции нуклеиновых кислот, природных белков. - функции водорастворимых и жирорастворимых витаминов - основные метаболические пути превращения углеводов, липидов, аминокислот, пуриновых и пиримидиновых оснований. - гормональную регуляцию обмена веществ. - специфику метаболизма специализированных органов и тканей. - роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ. УМЕТЬ: - прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ. - решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме. - отличать нормальные значения уровня метаболитов (глюкозы, мочевины, билирубина, мочевой кислоты, молочной и пировиноградной кислот и др.). - отличать нормальную протеинограмму сыворотки крови от патологически измененных и объяснить причины различий. - трактовать данные энзимологических исследований сыворотки крови. - пользоваться специальной справочной литературой. ВЛАДЕТЬ: - навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей ребенка. ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ: - способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умением использовать на практике методы естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - владеть культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты; - соблюдением установленных требований к хранению и контролю за состоянием аппаратуры и правил работы с медикаментозными средствами и их хранением (ИК-7). - готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции; - способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдением правил врачебной этики. Соблюдением законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией; - способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению; - готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным приумножить отечественные и мировое культурное наследие; СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ: Краткие исторические сведения о биохимии. Предмет и задачи биохимии. Порядок изучения биохимии. Отчетность. Литература. РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ Представление о белках, роль белков в организме. Физико-химические свойства белков: молекулярная масса, изоэлектрическая точка, растворимость и осаждаемость белков. Гидролиз как метод изучения состава белков. Аминокислоты, применение их в медицине. Свободные пептиды организма, биологическая роль. Современные представления о структуре белковой молекулы, методы изучения структуры белка. Биологическая роль отдельных представителей простых и сложных белков. Гликозилированные белки, гликозилированный гемоглобин, диагностическое значение его определения. РАЗДЕЛ 2. ВИТАМИНЫ. Понятие о витаминах, биологическая роль витаминов. Классификация. Химическое строение, явления недостаточности, биологическая роль, механизм действия витаминов. Значение витаминов А, Д, Е в построении, регуляции тканей зуба, кости. Гипо-, гипер- и авитаминозы, причины возникновения. Провитамины, условия превращения в активные витамины. Витамин-резистентные состояния, биохимическая характеристика патогенеза рахита. Биологическая роль витаминов в формировании и метаболизме мягких и твердых тканей зуба. Водорастворимые витамины. Химическое строение, явления недостаточности, суточная потребность, биологическая роль водорастворимых витаминов. Витамины, антивитамины – лечебные препараты. Механизм действия водорастворимых витаминов. РАЗДЕЛ 3. ФЕРМЕНТЫ. Понятие о ферментах, роль ферментов в организме. Энзимодиагностика и энзимотерапия в стоматологии. Ферменты – лечебные препараты, энзимопатии: фенилкетонурия, алкаптонурия, альбинизм. Химическая природа ферментов. Общие свойства ферментов. Механизм действия ферментов. Терапевтический эффект применения сульфаниламидных препаратов. Строение простых и сложных ферментов. Понятие о каталитическом (активный центр) и регуляторном (аллостерический) центрах ферментов. активаторы и ингибиторы ферментов. Изоферменты, иммобилизованные ферменты, значение в медицине. Определение ферментов в слюне и зубном налете. Изменение активности слюны при кариесе и парадонтозе. РАЗДЕЛ 4. ГОРМОНЫ. Понятие о гормонах, биологическая роль гормонов в организме. Классификация. Основные механизмы регуляции метаболизма. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы, либерины, статины, гормоны гипофиза. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов. 3', 5' – цАМФ, простагландины. Механизм передачи сигнала в клетку (белково-пептидные, катехоламины, стероидные и тиронины). Механизм действия гормонов, механизм срочной и хронической регуляции. Гормональная регуляция остеогенеза и минерализация костной ткани. Влияние стероидных гормонов на метаболизм тканей зуба. Поджелудочная железа, мозговое и корковое вещество надпочечников, гипофиз, щитовидная железа, половые железы, гормоны этих желез, химическое строение, гипо- и гиперфункция желез, влияние на обмен веществ. Транспорт и метаболизм гормонов. Применение гормонов в качестве лечебных препаратов. РАЗДЕЛ 5. БИОЭНЕРГЕТИКА. Понятие об обмене веществ, макроэргические соединения. Современные представления о биологическом окислении. Ферменты и коферменты тканевого дыхания. Свободно - радикальное окисление. Микросомальное окисление, его роль в процессах гидроксилирования, синтеза гормонов, желчных кислот. Гипоэнергетические состояния. Термогенная функция энергетического обмена в бурой жировой ткани. Понятие об обмене веществ. Метаболизм. Макроэргические соединения. АТФ – универсальный аккумулятор энергии в организме. Современные представления о биологическом окислении. Дыхательная цепь – терминальный этап тканевого дыхания. Окислительное фосфорилирование. Свободно-радикальное окисление. Токсичность кислорода. Защитные механизмы от образования токсичных продуктов. Цикл трикарбоновых кислот. РАЗДЕЛ 6. БИОХИМИЯ ПИТАНИЯ. Пищеварение – начальный этап в обмене веществ. Переваривание пищи в ротовой полости, желудке, кишечнике. Химический состав, ферменты слюны, желудочного и кишечного соков. Влияние химического состава слюны на различные ткани зуба в норме и патологии: кариесе, парадонтите, сахарном диабете. Всасывание продуктов пищеварения. Понятие о мембранном пищеварении. Диагностическое значение биохимического анализа желудочного сока. Регуляция процессов переваривания. Основные пищевые вещества, суточная потребность. Частичная взаимозаменяемость при питании. РАЗДЕЛ 7. ОБМЕН И ФУНКЦИИ УГЛЕВОДОВ. Понятие об углеводах, химическое строение и биологическая роль в детском организме. Строение и биологическая роль отдельных представителей углеводов. Протеогликаны – основа для построения межклеточного матрикса соединительной ткани. Мукополисахаридозы – наследственные дефекты деградации протеогликанов. Гликозилированные белки. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Роль клетчатки. Непереносимость углеводов в организме. Потребность в углеводах. Общая схема источников и путей расходования глюкозы в организме. Гликоген, свойства, биосинтез и мобилизация. Гликогенозы и агликогенозы. Гипо-, гипергликемия, глюкозурия, причины. Регуляция уровня глюкозы в крови. Роль ЦНС, механизм действия инсулина, адреналина, глюкагона, СТГ, глюкокортикоидов, тироксина и их влияние на состояние углеводного обмена. Взаимопревращение моносахаридов в печени. Причины галактоземии и фруктоземии. Глюконеогенез, биологическая роль. Глюкозо-лактатный цикл. Анаэробный распад глюкозы, биологическая роль. Методы количественного определения глюкозы в крови, диагностическое значение. Продукция лактата и других органических кислот микрофлоры зубных отложений: возможные механизмы и роль в патологии зубов и париодонта. Определение пирувата, лактата, ЛДГ в зубном налете как показатель гликолиза в норме и при кариесе. Аэробное окисление углеводов, биологическая роль. Эффект Пастера. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы, биологическая роль. Влияние этилового спирта на обмен углеводов. Нарушение углеводного обмена: гипер- и гипогликемии, сахарный диабет, авитаминоз В1, врожденные аномалии углеводного обмена. Оральный тест на толерантность к глюкозе и его значение для диагностики нарушений углеводного обмена. Мальабсорбция дисахаридов. РАЗДЕЛ 8. ХИМИЯ И ОБМЕН ЛИПИДОВ. Понятие о липидах, биологическая роль в организме. Резервный и протоплазматический жир. Классификация. Потребность в липидах. Переваривание и всасывание липидов, роль желчи в усвоении липидов. Особенности переваривания и всасывания. Внутриклеточный распад липидов: β-окисление высших жирных кислот и окисление глицерина. Перекисное окисление липидов, биологическое значение. Особенности состава высших жирных кислот, ω-3,6 полиненасыщенные высшие жирные кислоты. Механизм синтеза высших жирных кислот. Обмен холестерола, поступление, биосинтез, пути выведения. Обмен кетоновых тел. Кетонемия, кетонурия. Резистентность и склонность к кетозу. Возрастные особенности содержания холестерина. Патология, связанная с нарушением обмена холестерола: гиперхолестеринемия, атеросклероз, желчекаменная болезнь, липидный нефроз. Метаболизм нейтральных жиров. Обмен фосфолипидов, роль холина, тромбоксана, лейкотриенов в патогенезе заболеваний. Сфинголипиды. Транспортные формы липидов. Строение хиломикронов и особенности содержания липопротеинов, химический состав, биологическая роль. Регуляция липидного обмена. Патология липидного обмена: нарушение всасывания, дислипопротеинемии, липидозы (болезнь Нимана-Пика, Гоше, Тея-Сакса). Жировое перерождение печени, ожирение. РАЗДЕЛ 9. ОБМЕН И ФУНКЦИИ АМИНОКИСЛОТ. Биологическая ценность белков, потребность в белке и аминокислотах. Азотистый баланс, его виды, значение. Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте. Белки соединительной ткани: коллаген, эластин, кератины – как преобладающие белки соединительной ткани. Катаболизм коллагена и эластина. Выявляемые в моче маркеры деградации коллагена (гидроксипролин, гидроксилизин) и эластине (десмозин, изодесмозин). Пути использования аминокислот в организме. Декарбоксилирование, дезаминирование, трансаминирование аминокислот. Диагностическое значение определения активности трансаминаз в организме. Образование аммиака в организме и пути его обезвреживания. Биосинтез мочевины как основной механизм предотвращения накопления аммиака. Синтез креатина, креатин-фосфата. Особенности обмена отдельных аминокислот. Переваривание и всасывание нуклеопротеинов. Биосинтез пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Распад пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов до конечных продуктов в тканях. Механизм возникновения наследственных нарушений обмена аминокислот (фенилкетонурия, альбинизм, алкаптонурия). Патология белкового обмена. Белковая недостаточность. Квашиоркор. Нарушение переваривания белков и всасывания аминокислот. Аминоацидурии: наследственные дефекты всасывания аминокислот в почках. РАЗДЕЛ 10. БИОХИМИЯ КРОВИ. Кровь и ее функции в организме, химический состав и физико-химические свойства крови. Белки крови и их роль. Методы количественного определения белков и белковых фракций. Клиническое значение проведения анализа крови. Небелковые вещества крови. Клиническое значение определения мочевины, креатинина. Понятие об обмене гемоглобина, биосинтез, распад гемоглобина. Понятие о прямом (конъюгированном) и непрямом (неконъюгированном) билирубине. Клиническое значение определения билирубина в дифференциальной диагностике различных видов желтух. Свертывающая и противосвертывающая системы и система фибринолиза. Внешний и внутренний пусковые механизмы свертывания крови. Роль фибропектина и трансглутаминазы в процессе свертывания крови. Антикоагулянты. Знакомство с иммуноферментным анализом и его возможностями для определения важных компонентов крови (гормонов, антигенов и т.д.). Определение поверхностного антигена вирусного гепатита В в сыворотке крови. БИОХИМИЯ ПОЛОСТИ РТА |
![]() | ![]() | Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | |
![]() | Вывихи нижней челюсти. Механизм вывиха. Признаки одно- и двустороннего вывиха. Способы вправления (по Ходоровичу, по Гиппократу) | ![]() | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов |
![]() | Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | ![]() | Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... |
![]() | Программа составлена в соответствии с требованиями фгос3 впо, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки... | ![]() | Методическое пособие предназначено для студентов ΙΙΙ курса стоматологического факультета медицинских вузов. В пособии приведены основные... |
![]() | Аномалии и заболевания языка. Складчатый язык, ромбовидный, десквамативный глоссит. Волосатый (черный) язык. Клиника, диагностика,... | ![]() | Перечень практических занятий для студентов 3 курса специальности «Лечебное дело» |