Скачать 2.73 Mb.
|
Н.М. КостихинаАКМЕОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТАУчебное пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 — Физическая культура и спорт Москва «Физическая культура» 2005 УДК 37.025: 796 ББК74.58, р:75.1 К 72 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С.В. Барбашов доктор психологических наук, профессор Е.П. Щербаков Костихина, Н.М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие Н.М. Костихина — М.: «Физическая культура», 2005. — 200 с. ISBN 5-9746-0001-0 Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Автор, опираясь на современные достижения акмеологии и психолого-педагогических наук, рассматривает сущность педагогического мастерства учителя физической культуры и пути его формирования. Особое внимание в учебном пособии уделено специфике педагогической деятельности, сущности педагогического общения и педагогической диагностике. Учебное пособие предназначено для студентов физкультурных вузов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факультетов повышения квалификации. © Костихина Н.М., 2005 © ООО Издательство «Физическая культура», 2005 Кто воздвигнет тебя к небесам? — Только сам. Кто низвергнет тебя с высоты? — Только ты. Где куются ключи к твоей горькой судьбе? — Лишь в тебе. Чем расплатишься ты за проигранный бой? — Лишь собой! Неизвестный автор ВВЕДЕНИЕ Акмеология — новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке, предметом которой являются закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. В настоящее время в акмеологии формируются научные направления, претендующие на относительно самостоятельный статус. На сегодняшний день наиболее разработанным направлением прикладной акмеологии является педагогическая акмеология. Истоками педагогической акмеологии являются труды Н.В. Кузьминой и представителей ее научной школы. Глубокие, содержательные исследования известных педагогических психологов А.А. Бодалева (1993), А.А. Деркача (2000), М.Т. Громковой (2003), Е.А. Климова (1996), Н.Н. Никитиной и др. (2002), Л.М. Митиной (2004) и др. посвящены изучению характерных особенностей педагогического мастерства, психологии труда и профессионального развития учителя. Эти исследования привели к пониманию педагогического труда как целостной и развивающейся реальности. В предметную область педагогической акмеологии входят: а) закономерности и механизмы достижения вершин в педагогической деятельности; б) исследование процессов поэтапного становления учителя-профессионала; в) пути становления учителя-профессионала. В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. На данном этапе педагогическая акмеология не учитывает специфики деятельности специалиста в области физической культуры и спорта. Выявление условий и факторов, детерминирующих профессиональное развитие учителя физической культуры, позволит управлять этим процессом. В данном учебном пособии предпринята попытка всесторонне проанализировать позитивную динамику развития личности учителя, подробно рассмотреть специфику педагогической деятельности, коммуникативную компетентность и диагностические аспекты деятельности учителя физической культуры. Учебное пособие состоит из введения, трех разделов и списка литературы. Первый раздел посвящен психолого-педагогическому анализу акмеологических аспектов профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Во втором разделе представлены сведения о сущности человеческого общения, специфические особенности профессионально-педагогического общения, рассмотрены принципы организации вербального взаимодействия учителя с учащимися. В третьем разделе рассматриваются основы изучения личности в учебно-воспитательном процессе и сведения по диагностике индивидуальных проявлений личности, жизненного сценария и морально-волевой сферы школьника. Учебное пособие адресовано студентам и преподавателям педагогических специальностей, слушателям курсов переподготовки и повышения квалификации работников образования, социальным педагогам, всем учителям, интересующимся вопросами личностного и профессионального роста. Раздел I. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ |
![]() | ... | ![]() | Г61 История физической культуры и спорта : учеб пособие для студ высш учеб заведений / Б. Р. Голощапов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский... |
![]() | По организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом... | ![]() | Цель исследования: реализация формирующих возможностей пространства физической культуры и спорта вуза |
![]() | В статье рассматриваются предпосылки и возможности для дальнейшего развития физической культуры и спорта в Российской Федерации,... | ![]() | Управление физической культуры и спорта муниципального образования город-курорт геленджик |
![]() | В мгсу постоянно действуют сборные команды по 40 видам спорта. Они были подвергнуты исследованию, цель которого выявления сформированности... | ![]() | Гбоу додсн сдюсшор №65 «Ника» Департамента физической культуры и спорта города Москвы |
![]() | Государственная политика Российского государства в области физической культуры и спорта предусматривает в первую очередь развитие... | ![]() | «Физическая культура» является формирование физической культуры студентов и способности направленного использования разнообразных... |