Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо






Скачать 332.1 Kb.
НазваниеРекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо
страница1/3
Дата публикации12.06.2015
Размер332.1 Kb.
ТипПрограмма
d.120-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР

БАШКИРСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Рекомендации по определению медицинской группы

для занятий физкультурой в школе
Информационное письмо
Подготовили: Бикбаева Н.Ф., Орлова А.В., ОМО ГУЗ РВФД
Уфа, 2011
Как известно, фундамент здоровья закладывается в юные годы. В настоящее время диапазон отклонений в состоянии здоровья учащихся столь велик, что вызывает серьезную озабоченность медиков и педагогов.

Забота о здоровье детей и подростков неотделима от развития физкультуры и спорта. Проблема физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Таких учащихся чаще всего освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает и без того ограниченную двигательную активность. В результате гиподинамии снижаются функциональные возможности организма, снижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды, возрастает заболеваемость.

Необходимо внедрить физкультуру в режим дня учащихся, воспитать здоровую привычку к самостоятельным занятиям физической культурой.

Всех учащихся на основании дан­ных о состоянии здоровья и физическом развитии рас­пределяют для занятий физкультурой на три группы: основную, подготовительную и специальную. Справка о назначении специальной медицинской группы (особенно подгруппы В) заверяется ВКК соответствующего лечебного учреждения.

Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании «Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденного приказом министра здравоохранения СССР № 986-от 4 ноября 1977 г., а также на основании приказа Минздрава России от 20.08.2001 г. N 337, приложение N 5.
ПРОГРАММА МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

Программа обязательна для выполнения всеми медицинскими организациями, осуществляющими контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой независимо от ведомственной подчиненности и организационно - правовой формы.

  1. Врачебный осмотр:

Врача - педиатра или терапевта;

Врачей - специалистов: окулиста, стоматолога, оториноларинголога, хирурга, гинеколога;

При наличии показаний проводятся консультации других специалистов;

2. Антропометрия;

3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;

4. Флюорография органов грудной клетки;

5. Электрокардиография;

6. Общий анализ крови;

7. Общий анализ мочи;

8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;

9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается на руки пациенту врачебное заключение, включающее в себя:

- оценку состояния здоровья;

- заключение о физическом развитии по существующим стандартам;

- допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная);

- рекомендации по проведению иных лечебно - профилактических мероприятий.
Медицинская ха­рактеристика групп

Основная — учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначитель­ными отклонениями, при до­статочной физической подготовленности. Физическая нагрузка для учащихся основной группы дается в полном объеме:

  • занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме;

  • занятия в одной из спортив­ных секций;

  • участие в соревнованиях и сдача возрастных нормативов физической подготовки.

Подготовительная — ли­ца с недостаточным физи­ческим развитием и слабо физически подготовленные без отклонений или с незна­чительными отклонениями в состоянии здоровья.

Допустимая физическая нагрузка в подготовительной группе:

  • занятия по учебным программам, физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований;

  • дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности;

  • отсрочка сдачи возрастных нормативов физической подготовки.

Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе.

Специальная — учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы.

Занятия по физической культуре с учащимися этой группы должны проводиться по специально разработанным учебным программам. В них введены преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, легкая атлетика. Полностью исключены лазанья по канату, подтягивания, акробатические упражнения. Расширена программа в группе упражнений по воспитанию правильной осанки, на создание и укрепление мышечного корсета спины и живота.

Примечание. В отдельных случаях при выряженных нарушениях функции опорно-двигательного и нервно-мышечного аппарата и значительных наруше­ниях здоровья, препятствующих групповым занятиям в условиях учебного за­ведения, учащихся направляют на занятия лечебной физкультурой в лечебно-профилактическне учреждения.

Резких, четко очерченных границ между группами не существует. Это заставляет врача решать вопрос об от­несении учащегося в ту или иную группу сугубо индиви­дуально, выясняя не только степень функциональных на­рушений организма, но и уровень физической подготов­ленности. При распределении учащихся на медицинские группы в каждом отдельном случае реша­ют вопрос о том, какому объему физических нагрузок и нормативным требованиям, установленным для каждой из групп, соответствуют функциональные возможности организма юноши или девушки.

Перевод из одной медицинской группы в дру­гую производят после дополнительного обследования.

Дети с нарушением осанки и со сколиозом 1 степени могут заниматься физкультурой в основной группе, а также посещать спортивные секции. Однако, выбор вида спорта, кратность занятий необходимо согласовать с врачом.

Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.

Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, завизированные врачом школы, детской поликлиники передаются учителям физкультуры. Директор школы должен оформить приказом по школе создание специальной медицинской группы.

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а так же освобожденные от физкультуры систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или в детской поликлинике. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений, учащиеся переводятся в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет врач вместе с учителем физкультуры при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

Наполняемость специальных медицинских групп –10 -15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут. В зависимости от количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, они комплектуются или по классам или по возрастам (младшие 6-10 лет, средние – 11-13 лет, старшие 14-17 лет). При значительном количестве учащихся специальной медицинской группы со сколиозом рекомендуется создание групп корригирующей гимнастики, основная задача которых – формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости. Дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа Б) занимаются лечебной физкультурой при детских поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах.

В зависимости от тяжести и характера заболевания, учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменением глазного дна и др.).

Для подгруппы А нагрузки постепенно возрастают и по интенсивности и по объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти и довести интенсивность нагрузки до 140-150 ударов в минуту в основной части урока к концу четверти.

Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 ударов в минуту считаются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Частота пульса более 150 ударов в минуту не целесообразна, так как большинство занимающихся в спецмедгруппах страдают гипоксией и неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам.

Для подгруппы Б двигательные режимы проводятся при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года, так именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения, не предъявляя ослабленному организму повышенных требований.

Занятия (урок) в специальной медицинской группе строятся по стандартной схеме (подготовительная, основная, заключительная), однако в отличие от обычных уроков, имеют свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока (до 20 минут) выполняются общеразвивающие упражнения, чередуясь с дыхательными, которые проводятся в среднем и медленном темпе.

В основной части урока (20-22 минуты) занимающиеся овладевают двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений предусматривает разностороннее развитие в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и координации движений.

Задача заключительной части урока привести (3-5 минут) привести организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, частоту сердечных сокращений. По окончании занятия учащийся не должен чувствовать себя усталым.

Двигательный режим этой группы рекомендуется проводить при частоте пульса от 120 до 150 ударов в минуту.

Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд, или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту. Если в результате проведенной пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25-30% , то функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее. Систематически проводится ортостатическая проба. Результаты тестов и проб должны быть отражены в личной карте учащегося.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) во время учебных занятий по физическому воспитанию учащихся позволяют изучить соответствие характера, объема, интенсивности используемых физических упражнений состоянию здоровья и функциональным возможностям занимающихся. Рекомендуемые сроки проведения ВПН – 1 раз в месяц. Оценка двигательной активности детей на занятиях проводится путем вычисления с помощью хронометража общей и моторной плотности, определения физиологической кривой.

Общая плотность определяется отношением полезного времени (выполнение упражнений плюс объяснения, перестроения, показ, подготовка и уборка спортивного инвентаря) к общей продолжительности занятий и выражается в процентах. Общая плотность должна быть не менее 80-90%.

Моторная плотность – отношение времени, потраченного на выполнение упражнений к общей продолжительности занятий, выраженное в процентах. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять 70-80%, а в младших возрастных группах иногда может составлять 60-80%.

Физиологическая кривая – это графическое изменение частоты сердечных сокращений во время физкультурных занятий, упражнений. Она дает представление об интенсивности выполняемой ребенком работы. Частота сердечных сокращений при нагрузке средней интенсивности колеблется от 130-160 ударов в минуту. При частоте пульса менее 130 ударов в минуту физическая нагрузка считается ниже средней интенсивности, при увеличении частоты сердечных сокращений более 160 ударов в минуту - выше средней интенсивности. Физиологическая кривая пульса считается «хорошей», если процент увеличения частоты пульса в основной части урока по сравнению с исходным составляет 70-100%, «удовлетворительной» - 30-60%, «неудовлетворительной» - менее 25% и более 100%.

Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма. Необходимо иметь в виду, что целый ряд заболеваний, характеризующихся локальным нарушением функций, сопровождается общими расстрой­ствами, в определенной мере ослабляющими состояние всего организма. В качестве примера такого заболева­ния может быть приведен тонзиллит (ангина), при котором воспалительный процесс в миндалинах сопровожда­ется общей интоксикацией организма, причем, как правило, ухудшается функциональное состояние сердечной мышцы.

Необходимо учитывать, что при одном и том же заболевании в зависимо­сти от его тяжести и наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, клиническая картина может существенно отличаться. Особого внимания заслуживают осложнения, повреждающие деятельность сердца, печени, легких, почек.

Необходимой составной частью обследования учащегося должно быть выяснение степени физической, подготовлен­ности и особенностей приспособляемости организма к физическим нагрузкам. Такое обследование наиболее квалифицированно может осуществить педагог. Получаемые им данные наряду с показателями проводимых вра­чом функциональных проб с дозированными физическими нагрузками позволяют дать общую оценку состояния здоровья. Особое внимание обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: так как объем выполняемых физических нагрузок определяется чаще всего именно возможностями органов кровообращения.

Важным разделом функционального обследования учащихся с нарушением состояния здоровья является исследование состояния центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Нередко после перенесенных ин­фекционных заболеваний, повреждений опорно-двига­тельного аппарата и других нарушений, требующих дли­тельного постельного режима, функция центральной нервной системы резко ослабляется. Возникает астения или астено-невротический синдром, которые проявляются в повышенной утомляемости, замед­ленном восстановлении реакций кровообращения и дыхания после физических напряжений. У таких учащихся уже при расспросе выясняются жалобы на плохой сон; раздражительность, резкие, не всегда мотивированные смены настроения, нередко головные боли и т. д.

При опи­санных нарушениях необходимо всеми доступными педагогу средствами создать положительный эмоциональный; фон во время занятий, вселить в учащегося бодрость, уверенность в своих силах.

Для характеристики заболевания важ­но определить его стадию (острая, подострая, хрониче­ская), характер течения (затихающее, прогрессирующее, с частыми рецидивами и т. п.).

Обязательным условием занятий физическим воспитанием учащихся, отнесенных по состоянию здо­ровья к специальным группам, должна быть немедлен­ная и неукоснительная санация обнаруженных у них оча­гов хронической инфекции. Это хронический тонзиллит, гайморит, хронический холецистит и кариес.

Следует иметь в виду, что малейшая перегрузка, возникающая при неправильном дозировании физических нагрузок, которая обычно не сказывается на состоянии здоровья, при наличии очага хронической инфекции может ока­заться фактором, провоцирующим заболевание.

При врачебном обследовании кроме выяснения при­чин заболевания оценивают их связи с внешними усло­виями: условиями жизни, особенностями питания, жи­лищными условиями, бытовой и учебной нагрузкой, пси­хологическим климатом, в котором живет и развивается учащийся.

Направление учащегося в специальную медицинскую группу производит врач при обследовании в начале учебного года, если у учащегося имеются стойкие нару­шения в состоянии здоровья после ранее перенесенного заболевания. Если же учащийся перенес заболевание в течение учебного года, то на основании результатов обследования и диагноза он может быть временно освобожден от заня­тий физкультурой, а затем направлен в специальную медицинскую группу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconРекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях...
Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья обучающихся

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconРабочая программа по афк 1-4 классов муниципального бюджетного общеобразовательного...
Сургута «По проведению занятий физической культурой с учащимися, относящимся к медицинским группам» №1006 от 11. 11. 00г. Приказ...

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconМедицинская справка о временной нетрудоспособности студента, учащегося...
Ку по форме 095 у выдают только учащимся средних образовательных учреждений и студентам вузов, включая все формы обучения (дневную...

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconПравительство москвы департамент здравоохранения письмо
Департамент здравоохранения направляет для использования в работе информационное письмо "Эшерихии, продуцирующие вероцитотоксины"...

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconДепартамент здравоохранения письмо
Департамент здравоохранения города Москвы направляет информационное письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты...

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconИнформационное письмо о порядке оказания плановой медицинской помощи...
Консультативная поликлиника является структурным подразделением гбуз ск «кдкб». Поликлиника работает ежедневно с 30 до 17. 30

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconМедицинские группы обучающихся для занятий физической культурой
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная «А»...

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconИнформационное письмо по порядку оформления страховок
...

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconИнформационное письмо
Всероссийская научно-практическая конференция «современные аспекты гематологии и гепатологии»

Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе Информационное письмо iconИнформационное письмо п
России, решению которых в настоящее время придается первостепенное значение, находятся в

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную