1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОГРАММА
вступительных испытаний
по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку в начальной школе»
направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
(профиль: Начальное образование)
Квалификация (степень): бакалавр
1. Аннотация Вступление России в эпоху рыночных отношений, кардинальные изменения во всех сферах политической, культурной и общественной жизни предъявляют качественно новые требования в сфере образования. Современная школа переходит к работе по стандартам нового поколения, которые определяют сущность процесса образования не столько как приобретение умений и навыков, но как вхождение в культурное пространство, освоение культурной среды, приобретение своего культурного поля. Культура – это в первую очередь грамотный целесообразный подход к своему делу. Приобщение школьников к культуре, формирование у них культуры речи, понимания назначения родного русского языка начинается в начальной школе. Эти обстоятельства выводят курс «Теория и методика обучения русскому языку в начальной школе» в число основных дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов с высшим образованием по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль: Начальное образование. Настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ОГУ на факультет документоведения и педагогического образования.
2. Цели и задачи программы: Программа вступительного экзамена по русскому языку ставит своей целью оценку как теоретической подготовки абитуриентов по всем разделам курсов русского языка и методики преподавания русского языка и литературы в объеме программы для средних специальных учебных заведений, так и навыков практического анализа и комментирования конкретных языковых фактов.
Задачи программы: - выявить представления абитуриентов о теоретических основах (лингвистических и психолого-педагогических) формирования у младших школьников языковых понятий; - выявить сформированность у абитуриентов представлений об особенностях построения системы русского языка и специфики его усвоения младшими школьниками. 3. Требования по русскому языку и методике его преподавания для абитуриентов, поступающих в ОГУ на факультет документоведения и педагогического образования после окончания средних специальных учебных заведений (педагогических колледжей, училищ)
Абитуриент должен знать и уметь:
-транскрибировать текст;
-делить слова на слоги в соответствии с особенностями слогоделения в современном
русском языке и давать характеристикуслогу;
-характеризовать гласные и согласные звуки;
-отмечать звуковые процессы в области гласных и согласных звуков и характеризовать
эти процессы;
-находить исторические чередования гласных и согласных звуков;
-знать, в чем проявляется слоговой принцип русской графики;
-различать основные и второстепенные значения букв, однозначные и двузначные буквы;
-знать принципы русской орфографии;
-отличать многозначные слова от однозначных;
-подбирать омонимы, синонимы, антонимы к словам;
-анализировать лексику с точки зрения ее происхождения, сферы употребления, активного и пассивного запаса, функционально-стилистической;
-знать цели и задачи морфемного и словообразовательного анализа;
-владеть навыками морфологического и синтаксического разбора.
Выпускник среднего специального учебного заведения (педколледжа) должен:
- разбираться в содержании и требованиях ФГОС по русскому языку для начальной школы, разбираться в содержании и требованиях программ по русскому языку (не менее трех важнейших, одобренных Министерством образования РФ) и других руководящих документов,
- разбираться в содержании и методическом аппарате школьных учебников, в структуре и замысле учебных пособий для учащихся; правильно реализовать требования
программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе. 4. Критерии оценки уровня сформированности компетенций
по русскому языку и методике его преподавания для абитуриентов, поступающих в ОГУ на факультет «Документоведения и педагогического образования» после окончания средних специальных учебных заведений (педагогических колледжей, училищ). Экзаменационные билеты включают теоретический вопрос по методике преподавания русского языка и практическую часть по русскому языку.
Письменный вариант экзамена носит комплексный характер. Каждый вариант содержит:
Теоретический вопрос по методике преподавания русского языка
Предложение, в котором нужно вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, дать характеристику всему сложному предложению и составить схему, сделать синтаксический разбор простого предложения, выполнить фонетический, морфемный и морфологический разборы указанных в предложении слов.
Тесты по русскому языку.
Каждое задание оценивается в баллах. Максимальная оценка всех заданий – 100 баллов. Она складывается:
Теоретический вопрос по русскому языку – 20 баллов.
Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания – 10 баллов.
Характеристика сложного предложения и составление схемы – 10 баллов.
Синтаксический разбор простого предложения – 10 баллов.
Фонетический разбор – 10 баллов.
Морфемный анализ – 10 баллов.
Морфологический разбор – 10 баллов.
Тестовое задание – 20 баллов. Каждое тестовое задание включает 5 единиц (слов и словосочетаний). Объем теста в целом составляет 70 единиц. Каждая ошибка отнимает 1 балл. Например, если допущена 1 ошибка, то суммарный балл – 19; 2 ошибки – 18 баллов и т. д... Если допущено 20 и более ошибок – 0 баллов.
Абитуриент, набравший от 0 до 50 баллов, получает отметку «неудовлетворительно»,
от 51 до 70 баллов – «удовлетворительно»,
от 71 до 90 баллов – «хорошо»,
от 91 до 100 баллов – «отлично».
Содержание программы 1. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современном виде. Теоретические основы метода. Звуки речи. Образование звуков речи. Звуки гласные и согласные. Слог. Правила слогоделения. Типы слогов. Соотношение слогоделения с переносом слов и его морфемным членением. Ударение. Особенности русского словесного ударения. Схемы-модели звучащего слова и их назначение в букварях и азбуках. Типовая структура урока чтения в период обучения грамоте. 2. Изучение основ фонетики и графики в начальной школе. Графика. Состав русского алфавита. Буквы и звуки. Обозначения мягкости согласных. Обозначения [J] на письме. Слоговой принцип русской графики. Звуковой и звуко-буквенный анализ слов. 3. Методика обучения правописанию. Понятие об орфографии. Морфологический принцип русской орфографии. Орфографическое правило. Фонетические, традиционные (исторические) и дифференцирующие написания. Виды орфографических правил. Методика объяснения орфографических правил. Орфографические упражнения. 4. Словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение. Омонимы. Разграничение омонимии и полисемии (многозначности).Синонимы. Антонимы.Устаревшие слова: архаизмы, историзмы. Новые слова: неологизмы и окказионализмы. Особенности словарно- стилистической работы. Работа над словом, приёмы объяснения значения слов. Методика работы над изобразительно-выразительными средствами языка. 5. Методика изучения морфемного состава слови словообразования в школе. Виды морфем: корень и аффиксы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, окончания, постфиксы). Словообразующие и формообразующие морфемы. Понятие о нулевой морфеме.Основа слова. Последовательность изучения морфемного состава слова и словообразования в начальной школе. Разборы слов по составу. 6. Особенности изучения имен существительных в начальной школе. Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Классы имён существительных. Категория рода имен существительных и способы ее выражения. Категория числа имен существительных и способы ее выражения. Существительные, употребляющиеся в форме только единственного или форме только множественного числа.Основные типы склонения имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. 7. Особенности изучения имен прилагательных в начальной школе. Имя прилагательное как часть речи. Взаимосвязь прилагательных и существительных. Значение имён прилагательных, морфологические признаки и синтаксические функции. Последовательность изучения имени прилагательного в начальной школе.
Морфологический разбор имени прилагательного. 8.Особенности изучения глаголов в начальной школе. Глагол как часть речи. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Неопределенная форма глагола, ее значение, образование, синтаксическая роль. Две формообразующие основы глагола. Категория времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Значение и образование форм времени. Связь категории времени с категорией вида.Спряжение глаголов. 1 и 2 спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Последовательность изучения глаголов: грамматическое значение глаголов, временные формы, спряжение глаголов.Морфологический разбор глаголов. 9. Формирование синтаксического строя речи у младших школьников. Словосочетание как синтаксическая единица. Подчинительные словосочетания. Главное и зависимое слова в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксические отношения в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Сочетания слов с сочинительной связью.
Методика работы над словосочетанием в начальной школе.
10. Методика изучения синтаксиса и пунктуации в начальной школе. Классификация простых предложений: членимые и нечленимые, двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, осложненные и неосложненные, по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Синтаксический разбор предложения.
Список литературы
Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.С.Антонова, С.В.Боброва. -2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2007.
Зиновьева Т.И. Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. (Любое издание)
Мусатов В.Н. Русский язык Фонетика. Фонология, Орфоэпия. Графика. Орфография. -М., Флинта-Наука. 2006.
Мусатов В.Н. Русский язык. Морфемика. Морфонология, Словообразованиею – М.,Флинта-Наука. 2010.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. –М., 1997
Русский язык. Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.Л.Крысин и др.: Под ред. Л.Л.Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия» , 2001.
Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. Автор-составитель М.Р.Львов. –М., 1996
Варианты заданий ВАРИАНТ 1
Методика изучения морфемного состава слов и словообразования в школе. Виды морфем: корень и аффиксы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, окончания, постфиксы). Словообразующие и формообразующие морфемы. Понятие о нулевой морфеме. Основа слова. Последовательность изучения морфемного состава слова и словообразования в начальной школе. Разборы слов по составу.
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Фонетический разбор – 1
Морфемный и словообразовательный разбор – 2
Морфологический разбор – 3
Синтаксический разбор:
а) составьте схему сложного предложения;
б) разберите подчеркнутое простое предложение.
Невеста была, должно быть, очень счастлива, потому что все время молчала, и, когда ее спрашивали о чем-нибудь, она вместо ответа улыбалась мягкой и доброй улыбкой
Образцы выполнения тестовых заданий.
А. 1) 3, 4. Б. 18) 1, 5.
А. 1-15. Орфография
1) Отметьте слова, в которых пишется А
1. прик…саться к проводам
2. возл…жить венок
3. выг…ревшее платье
4. кухонная утв…рь
5. красное з…рево
| 2) Отметьте слова, в которых пишется Т
1. объез…чик путей
2. моло…ьба зерновых
3. старые домоча…цы
4. удачная жени…ьба
5. большой супермарке…
| 3) Отметьте слова, в которых пишется Ы.
1. без..мянный герой
2. приехать из столиц…
3. санкц…я на арест
4.желтый нарц…сс
5. сверх…нтересный случай
| 4) Отметьте слова, в которых пишется О
1. новый гребеш…к
2. камыш…вая бухта
3. ж… сткий диван
4. модная прич…ска
5. помещ…н в пробирку
| 5) Ь или его отсутствие. Отметьте слова, в которых пишется Ь.
1. мне не здоровит…ся
2. похож… на отца
3. упал навзнич…
4 .корень жен…шеня
5. ведро вишен…
| 6) Отметьте слова, в которых пишется И
1. танц…вать вальс
2.пр…увеличить свои возможности
3. застенч…вая девушка
4. пропал н…за грош
5.зеленый горош…к
| 7) Отметьте слова, в которых пишется Е
1. нельзя терять н… секунды
2. не мог н…поехать
3. н…к чему не обязывает
4. объясняется н…чем иным, как желанием помочь.
5. не испытывал н…малейшего желания
| 8) Наличие или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых буква пишется.
1. влас…ный человек
2. шотлан…ский танец
3. лес…ный отзыв
4. опас…ный поворот
5. твой ровес…ник
| 9) Н или НН. Отметьте слова, в которых пишется Н.
1. цели (н, нн)ая земля
2. кипяче(н,нн)ое молоко
3. море взволнова(н,нн)о ветром
4. непроше (н, нн)ый гость
5.рискова(н,нн)ый поступок
| 10) Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся раздельно.
1. далеко (не) легкая задача
2. (не)смотря по сторонам
3.(не)обдуманное решение
4. сочинение (не) закончено
5. (не) дописать письмо
| 11) Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся слитно.
1. (в)следствие засухи
2. что(бы) такое придумать?
3.справиться (на)счет расписания
4. увидеться (в)последствии
5. (в) виду города
| 12) Слитное, дефисное или раздельное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.
1. красивый (полу)остров
2. одет (по) зимнему
3. ( транс) сибирский экспресс
4. торгово (промышленное) предприятие
5. официально (деловой) стиль
| 13) Вставьте буквы У или (Ю) или А (Я). Отметьте слова, в которых пишется У (Ю).
1.клокоч…щее море
2.испорт…т отношения
3. дра…щий палубу матрос
4. наде…тся на лучшее
5. посе..т зерно
| 14) Ь, Ъ или их отсутствие. Отметьте слова, в которых пишется Ъ.
1. Двух…этажный дом
2. суб…ективный подход
3. об…явить перерыв
4. без…укоризненное поведение
5. свех…емкий процесс
| 15) Отметьте слова, в которых пишется двойная согласная.
1. большой ко(т, тт) едж
2. е(с, сс)тественные науки
3. Петровский па(с,сс)аж
4. арифметическая прогре(с,сс)ия
5. и(с,сс)кусный мастер
|
|
Б. 16-20. Пунктуация. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
16)
1 Туча прячет солнце, мгновенно чернеет и ослепительно сияет по краям.
2. Ночью просторы черны, и холмы кажутся сплошь затянутыми лесом.
3. Тропинка, петляя по откосу, вела вниз к реке.
4. Теперь уже скоро стемнеет и Вам лучше переехать Рейн при луне.
5. Обреченные судьбой на постоянную праздность я не делал решительно ничего. 17)
1. Но, если противник не вникает в аргументы, то дискуссия с ним бесполезна.
2. Все говорят: любовь, самое неземное, самое высокое чувство.
3. Казбич толкнул лошадь - она дала скачок в сторону.
4. Чем жарче день, тем сладостней в бору дышать сухим смолистым ароматом.
5. Некоторые виды грибов паразитируют на живых растениях: на стебле, корне, молодых побегах.
18)
1.Стволы берез - будто кружевные ворота
2. Мелькают города, как буквы на бумаге
3. Валю вызвали в суд как свидетеля.
4. Она была необходима ему как воздух.
5.Как и все старые люди графиня страдала бессонницей.
19)
1.Морская душа это огромная любовь к жизни.
2. Зависть, бесспорно, есть яд для сердца.
3. Снег мягкий, пушистый, светящийся.
4.Мода - как женщина, потому она и капризна.
5. Ты - отзвук забытого гимна в моей темной и дикой судьбе.
20)
1. Быть может, великому таланту нужно было страдать.
2. Не знаю, как именно вы относитесь ко мне.
3.Расчет по-моему был математически точен.
4. Не шуми, ты рожь, спелым колосом!
5.Еще накануне Дерсу говорил, что в этих местах бродит много тигров.
ВАРИАНТ 2 1.Словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах. Лексическое и грамматическое значение слова. Прямое и переносное значение. Омонимы. Разграничение омонимии и полисемии (многозначности). Синонимы. Антонимы. Устаревшие слова: архаизмы, историзмы. Новые слова: неологизмы и окказионализмы. Особенности словарно- стилистической работы. Работа над словом, приёмы объяснения значения слов. Методика работы над изобразительно-выразительными средствами языка. 2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Фонетический разбор – 1
Морфемный и словообразовательный разбор – 2
Морфологический разбор – 3
Синтаксический разбор:
а) составьте схему сложного предложения;
б) разберите подчеркнутое простое предложение. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежит одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. 3. Тесты
Образцы выполнения тестовых заданий.
А. 1) 3, 4. Б. 18) 1, 5.
А. 1-15. Орфография
1) Отметьте слова, в которых пишется А.
1. Уск…рять процесс
2. Пок…рать врага
3. подр…внять грядки
4. к….сательная линия
5. новая отр…сль
| 2) Отметьте слова, в которых пишется Д.
1. молоко в би..оне
2. веселая сва...ьба
3. о…буксировать катер
4. проник беспрепя…ственно
5. задержан фальшивомоне…чик
| 3) Отметьте слова, в которых пишется Ы.
1.меж…нститутские соревнования
2. большой ц…ркуль
3. под…тожить сказанное
4. стальные спиц…
5. предвыборная агитац…я
| 4) Отметьте слова, в которых пишется О.
1. туш…ное мясо
2. плащ…вая ткань
3. ноч…вка в лесу
4. заблудиться в чащ…бе
5.затуш…ванный рисунок
| 5) Ь или его отсутствие. Отметьте слова, в которых пишется Ь.
1. упасть навзнич…
2. опасная лож…
3. несколько тысяч…
4. чесноч…ный соус
5. мне не спит…ся
| 6) Отметьте слова, в которых пишется И.
1. пр..небречь опасностью
2. рамки пр…личия
3. опрокин..шь чашку
4. прим…рить противников
5. соб…раться в поход
| 7) Вставьте буквы (Е или И). Отметьте слова, в которых пишется Е. 1. не опоздал н… на минуту
2. приобрести н…сколько книг
3. застенч…вая девушка
4. не мог н… встретить
5. легко узнава…мый
| 8) Наличие или отсутствие буквы. Отметьте слова, в которых буква пишется.
1. корыс…ный поступок
2. уча…ствовать в олимпиаде
3. окрес…ный пейзаж
4. страс…ный поклонник
5. кос…ный взгляд
| 9) Н или НН. Отметьте слова, в которых пишется Н.
1. традицио(н,нн)ая встреча
2. сюжеты сложны и запут(н,нн)ы
3. некоше(н,нн)ая трава
4. говорить восторже(н,нн)о
5. погода ветре(н,нн)а
| 10) Слитное или раздельное написание частицы НЕ. Отметьте слова, которые пишутся с частицей НЕ слитно.
1. (не)большая, но глубокая речка
2. (не)смотря на опасность
3. (не) прочитанная до конца книга
4. собрание (не)закончено
5. (не)откуда ждать помощи
| 11) Слитное или раздельное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся слитно.
1. ударить (ис)подтишка
2. утраченного (не)жаль
3. это надо иметь (в)виду
4. очень (не)удачное решение
5. встретиться (в) последствии
| 12) Слитное, дефисное или раздельное написание слов. Отметьте слова, которые пишутся через дефис.
1. прочитал (пол)страницы
2. ветчина (сыро) копченая
3. конца (краю) нет
4. свистеть (по) птичьи
5. красивое платье (костюм)
| 13) Вставьть буквы У или (Ю) или А (Я). Отметьте слова, в которых пишется У (Ю).
1. держ…щая первенство команда
2. лепеч…т дети
3. плещ…т волны
4.вер..т друзьям
5. се…т зерно
| 14) Ь, Ъ или их отсутствие. Отметьте слова, в которых пишется Ъ.
1.меж…игровая тренировка
2. р…яный поклонник
3. с…емная деталь
4. непоседливая обез…яна
5. полная об…ективность
| 15) Отметьте слова, в которых пишется Е
1. оберега…мый родителями
2. внемл…т сказанному
3. завистл…вый сосед
4. раска…вшийся в содеянном
5.н…когда встретиться
|
|
Б. 16-20. Пунктуация. Отметьте предложения с пунктуационными ошибками.
16)
1. Посмотреть представление пришел и стар и млад.
2. Зеленый огонь погас и не стало видно огней.
3.Самолеты стоят готовые к взлету.
4. Никнут шелковые травы и пахнет смолистой травой.
5. Я вернулся на поляну, около которой недавно собирал грибы.
17)
1. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге имели для него теперь новый смысл.
2.Он шел не торопясь.
3. Ночь, по-летнему простая и мирная, с чистым небом в мелких скромных звездах, давала темноту мягкую, прозрачную.
4. По природе застенчивая и робкая, она досадовала на свою застенчивость.
5. В машине кроме водителя сидели женщина с ребенком и молодой человек.
18)
1. Ваша младшая дочь как кукла
2. Он сделался бледен как полотно
3.Между тем, Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина.
4. Ветер стих также внезапно, как и налетел.
5. Матрос был не кто иной, как тот самый человек с якорем на руке.
19)
1. Нигде ни кустов, ни травы – всюду один мох.
2. Язык есть сама жизнь.
3. Первая пороша - как белая июньская ночь.
4. Риск - благородное дело.
5. Я - очевидец событий.
20) 1. Но вам, друзья знакомо вдохновенье…
2. В ночь такую, помню, в далях где-то тучи лиловели в небесах.
3. А.П.Чехов писал: « Краткость сестра таланта».
4. «По-моему, я знаю этого старика», - задумчиво протянул полковник.
5. Впрочем и этот вариант приемлем.
ВАРИАНТ 3
Особенности изучения имен прилагательных в начальной школе. Имя прилагательное как часть речи. Взаимосвязь прилагательных и существительных. Значение имён прилагательных, морфологические признаки и синтаксические функции. Последовательность изучения имени прилагательного в начальной школе.
Морфологический разбор имени прилагательного. 2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Фонетический разбор – 1
Морфемный и словообразовательный разбор – 2
Морфологический разбор – 3
Синтаксический разбор:
а) составьте схему сложного предложения;
б) разберите подчеркнутое простое предложение.
|