ГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой Фирсова И.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 4
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 2 КУРСА (4 СЕМЕСТР)
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ)
ТЕМА:
Неминерализованные и минерализованные зубные отложения. Классификация. Диагностика зубных отложений. Определение гигиенических индексов. Удаление зубных отложений. ЦЕЛЬ:
-Научить выявлять и устранять различные виды назубных отложений, научить давать оценку гигиеническому состоянию полости рта. Формируемые общекультурные компетенции (ОК):
способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). Формируемые профессиональные компетенции (ПК):
способность и готовность проведения профессиональных стоматологических процедур (ПК-18). Воспитательная цель: научить распознавать зубные отложения и давать профессиональные советы по уходу за полостью рта. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: наборы стоматологических лотков с инструментами для приема больных и работы на фантомах; стоматологические пломбировочные материалы; расходные материалы; видеофильмы, тематические больные, тесты, ситуационные задачи; наборы рентгенограмм; презентации для мультимедиа-проектора. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная база кафедры терапевтической стоматологии.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е.В. Боровского. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2011. - 798 с.
Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских вузов Российской Федерации. Стоматология. Учебно-методическое пособие. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» и ООО «Новлек-М» 2008, 221с.
Дополнительная литература
Диагностика и дифференциальная диагностика кариеса зубов и его осложнений : учеб. пособие для студентов II - V курсов стоматол. фак. - 060201 - Стоматология; ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ, Каф. терапевт. стоматологии; [сост.: Л. И. Рукавишникова, А.Н. Попова, Н.Н. Триголос, Е.М. Чаплиева]; под ред. И.В. Фирсовой, В. Ф. Михальченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Волгоград: [Мега-Принт], 2013 . - 120 с.
Диагностика и дифференциальная диагностика некариозных поражений зубов: учебное пособие /Михальченко В.Ф., Алешина Н.Ф., Радышевская Т.Н., Петрухин А.Г. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 52 с.
Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие /Николаев А.И., Цепов Л.М. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 924 с.
Стоматологический инструментарий: Цветной атлас. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 168 с.: ил. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru
Стоматология: учебник для вузов /Под ред. Н.Н. Бажанова, - 7-е издание., перераб. и доп., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 416 с. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru
Стоматология: учебник для медицинских вузов и последипломной подготовки специалистов / под ред. В. А. Козлова. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 487 с. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru
Терапевтическая стоматология: национальное руководство /под редакцией проф. Л.А. Дмитриевой, проф. Ю.М. Максимовского. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 912с.
Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология». В 2х частях. /Под редакцией проф. Г.М. Барера – М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006 г., 368 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Строение твердых тканей зуба.
Состав и свойства ротовой жидкости.
Инструменты, применяемые для удаления зубных отложений.
Применение ультразвука в технике и медицине, его физические свойства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
По каким параметрам оценивается состояние здоровья полости рта?
Как определяется индекс гигиены Федорова-Володкиной?
Как определяется индекс Грина-Вермиллиона?
Как подразденяются зубные отложения?
Как происходит развитие зубных отложений?
Как происходит процесс образования зубных отложений?
Чем отличается зубной налет и зубной камень?
Какие существуют способы выявления зубных отложений?
Из каких этапов состоит профессиональная гигиена полости рта?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ
ОЦЕНКА ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛОСТИ РТА:
Оценка состояния полости рта должна начинаться с оценки гигиенического статуса полости рта, а потом переходить к оценке стоматологического статуса.
Здоровье полости рта определяется по следующей формуле ЗПР = ГС + СС, где ЗПР — здоровье полости рта обследуемого пациента; ГС — гигиенический статус полости рта пациента; СС — стоматологический статус.
Гигиенический статус полости рта пациента оценивается визуально во время осмотра — это субъективная оценка. После этого используют различные индексы гигиены для объективизации наших субъективных оценок. К гигиеническим индексам, используемым для этих целей, относятся следующие:
Индекс и способ его определения
| Система баллов, формула и критерии оценки
| Индекс гигиены Федорова—Володкиной (1970) — по интенсивности окрашивания вестибулярной поверхности шести нижних фронтальных зубов раствором Шиллера—Писарева или другим индикатором зубного налета
| 5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба;
4 балла — окрашивание 3/4 поверхности;
3 балла — 1/2 поверхности;
2 балла — 1/4 поверхности;
1 балл — отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба.
Расчет проводится по следующей формуле:

где Кср — общий гигиенический индекс; Ки — степень очистки одного зуба; n — количество исследуемых зубов (обычно 6).
Оценка индекса производится следующим образом:
1,1—1,4 балла — хороший или оптимальный уход;
1,5—1,8 — удовлетворительный;
1,9—2,5 — неудовлетворительный;
2,6—3,8 — плохой;
3,9—5— очень плохой.
Достижение цифровых показателей индекса гигиены Федорова—Вол одкиной 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за полостью рта. В норме данный индекс гигиены не должен превышать 1,1—1,5 балла. Качественная оценка данного индекса гигиены проводится по следующей системе:
3 балла — интенсивное окрашивание поверхности зуба;
2 балла - слабое окрашивание;
1 балл — отсутствие окрашивания.
Средний показатель качества очистки зубов Кср определяется по формуле:

где К — показатель степени окраски одного зуба; n — количество исследуемых зубов (обычно 6).
| Модифицированный гигиенический индекс Л.В.Федоровой (1982) — аналогичен предыдущему, но отличается тем, что исследование проводится у 16 зубов (16, 13, 12, 11, 21, 22, 23, 25, 36, 33, 32,31,41,42, 43,45).
| Оценка полученных показателей индекса проводится следующим образом:
1,1—1,5 балла — хорошая гигиена полости рта;
1,6—2 балла — удовлетворительная ГПР;
2,1—2,5 балла — неудовлетворительная ГПР;
2,6-3,4 — плохая ГПР;
3,5—5,0 — очень плохая ГПР.
| Индекс гигиены полости рта (упрощенный) Грина—Вермилльона (1964) (OHI-S) — представляет собой двойной индекс, т.е. состоящий из двух компонент: первая компонента - это индекс зубного налета — ДI-S, вторая компонента - это индекс зубного камня — CI-S. Исследование проводят на вестибулярной поверхности 16, 11, 26, 31 зубов и язычной поверхности 36, 46 зубов.
| Для оценки индекса зубного налета DI-S используют следующие оценочные критерии:

— нет налета;
— налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;
— налет покрывает от 1/3 до 2/3 поверхности зуба;
— налет покрывает более 2/3 поверхности зуба. Расчет производится по аналогичной формуле, где С — оценка зубного налета; п — количество оценок.
Индекс зубного камня CI-S определяют аналогично индексу Д1-Б, с учетом следующих оценок:
0 — нет камня;
— наддесневой камень покрывает менее 1/3 поверхности зуба;
— наддесневой камень покрывает от 1/3 до 2/3 поверхности зуба или имеются отдельные частицы поддесневого камня;
— наддесневой камень покрывает более 2/3 поверхности зуба.
Наличие поддесневого зубного камня оценивают баллами 2 и 3. Индекс зубного камня CI-S вычисляется по формуле аналогичной для зубного налета. Оценка индекса представлена в таб.1
|
Таблица 1 .
Оценка индекса гигиены полости рта Грина—Вермилльона
-
Цифровые показатели индекса
| Оценка идекса гигиены
| Оценка гигиены полости рта
| 0-0,6
| Низкий
| Хорошая
| 0,7-1,6
| Средний
| Удовлетворительная
| 1,7-2,5
| Высокий
| Неудовлетворительная
| >2,6
| Очень высокий
| Плохая
| Гигиенический индекс OHI-S рассчитывается по формуле:
OHI-S = (ДI-S) + (CI-S)
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ:
На сегодняшний день существует следующее подразделение зубного налета: 1. Неминерализованные зубные отложения (ЗО):
а) зубная бляшка;
б) мягкий зубной налет;
в) пищевые остатки. 2. Минерализованные зубные отложения: а) зубной камень (над- и поддесневой).
Классификация зубных отложений
(©Улитовский СБ.)



* Имеется в виду, что зубная бляшка может формироваться на поверхности зубного камня.
Все зубные отложения имеют различные степени сращения с поверхностью, на которой они образовались, тогда, как у пищевых остатков реального сращения мы не наблюдаем, только у отдельных видов пищи можем наблюдать кратковременное приклеивание к поверхности за счет их вязкости, клейкости, которое со временем уменьшается, тогда как у зубных отложений, наоборот, увеличивается.

Таблица 2.
Стадии развития зубных отложений (©Улитовский СБ.)
Стадия развития зубных отложений
| Состояние пародонта
| Зубная бляшка
| В норме, без патологических изменений
| Мягкий налет
| Зависит от степени его выраженности, места образования и характера распространения, начальные признаки очаговой деминерализации эмали зуба
| Незначительный в средней части коронки резцов или на жевательной поверхности коренных зубов
| Нет влияния на пародонт, продолжающаяся деминерализация эмали
| В сочетании, или без него, с предыдущими формами, при расположении в пришеечной области без распространения на контактные поверхности
| Различные степени выраженности гингивита, в зависимости от количества налета. По мере его увеличения воспалительные явления нарастают. Выраженные признаки подповерхностной деминерализации эмали, расширение эмалевых пор, возможно повреждение поверхности эмали.
| Распространение на контактные поверхности
| Возрастающее воспаление межзубного сосочка по мере накопления налета, его гиперемия и кровоточивость (постепенно усиливающаяся)
| Твердый зубной налет
| Всегда влияет на состояние пародонта, от воспаления, атрофии до склерозирования с различной степенью деструкции (резорбции межальвеолярных и корневых перегородок)
| Мягкий зубной налет с незначительным наддес-невым зубным камнем (начальная стадия его формирования), не сопровождающаяся разрушением зубодесневой борозды
| Гингивит с воспалением прилегающей десны и межзубного сосочка, их гиперемией и кровоточивостью I степени (на рентгене — начинающаяся деструкция вершин межальвеолярных перегородок)
|
МЕТОДЫ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ:
Собственно процесс удаления зубных отложений заключается в следующем:
Осмотр полости рта пациента и определение объема необходимой профессиональной гигиены полости рта, подбор необходимого инструментария и аппаратуры.
Удаление наддесневых зубных отложений.
Удаление над- и поддесневых зубных отложений.
Шлифование и полирование зубов.
Покрытие поверхностей фторлаком (или гелем).
6. Составление последующей гигиенической программы.
Целесообразно проводить удаление зубного камня не сразу, а в несколько посещений, особенно в случае, если он занимает большие площади на различных поверхностях зубов.
Техника удаления зубных отложений
Перед началом процедуры проводим орошение полости рта слабым раствором антисептика (гипохлорит натрия, хлоргекседин, фурацилин и др.). Известны химический и механический способы удаления зубных отложений, среди механического способа различают мануальный и аппаратный.
Мануальный способ. Зубной ряд изолируется от слюны с помощью адсорбционных валиков. Последовательность проведения процедуры состоит из следующих этапов:
Начинают удаление зубных отложений с дистальной поверхности 38 зуба.
Перемещаются в медиальном направлении, удаляя отложения с вестибулярной стороны моляров и премоляров.
3. Далее обрабатывают оральную поверхность этих зубов.
4. В такой же последовательности удаляют зубной камень с боковых зубов правой половины нижней челюсти.
После этого переходят к чистке передней группы зубов, начиная с язычной поверхности 33 зуба, последовательно обрабатывая оральные поверхности передних зубов, затем — вестибулярные.
Для удаления зубного камня с апроксимальных поверхностей зубов используют гладилки малых размеров.
Для удаления минерализоанных зубных отложений используют скейлеры (scaling анг. - скоблить). К ним относятся серповидные скейлеры с изогнутым лезвием,с прямым лезвием, кюретты (curette) универсальные и зоноспецифические (кюреты Грейси), мотыги, рашпили, долота.
-
ПОЛИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБА И РЕМИНЕРАЛИЗАЦИЯ
Чистящие и полирующие инструменты и средства
|
Резиновыми колпачками в низкоскоростном наконечнике удаляют мягкий зубной налет с гладких поверхностей зубов и полируют поверхность корня.
Вращающиеся щеточки используют для удаления мягкого зубного налета с жевательных поверхностей зубов в области фиссур, ямок,
естественных углублений.
Контактные поверхности зубов можно полировать целлулоидными
штрипсами с минимальной абразивностью.
Полировочные пасты предназначены для полирования поверхностей зуба после удаления мягкого и плотного зубного налета, очищения поверхности зуба перед проведением лечебно-профилактических мероприятий. Различают полировочные пасты мелкой, средней и высокой степени абразивности по шкале RDA. Выпускают пасты на водной или масляной основе с добавлением фторидов, ароматической отдушки и др.
| Водно-воздушные абразивные аппараты
|
Аппараты подают мощную водно-воздушно-абразивную струю из наконечника с резервуаром для абразивного вещества, способную удалять пигментированный зубной налет и мягкие отложения, в частности, в труднодоступных участках зубного ряда. Специальная канюля направляет и концентрирует струю порошка, обеспечивая ее точное попадание на очищаемые участки. Перед применением следует изолировать мягкие ткани с помощью коффердама, так как порошок может вызвать их повреждение. Не следует использовать этот метод в области обнаженного цемента корня или дентина, композитных реставраций, стоматологических имплантатов. Также он не применяется у пациентов с респираторными, инфекционными заболеваниями и находящихся на медикаментозном режиме по контролю электролитного баланса.
| Реминерализация поверхности зуба после удаления зубных отложений и полирования его поверхности
|
После удаления зубных отложений проводят реминерализующую терапию в виде аппликаций кальций- и/или фторидсодержащих препаратов (гелей, растворов) (продолжительность аппликации кальцийсодержащих препаратов обычно составляет 15 мин, фторидсодержащих — 3—5 мин) или покрытия зубов фторидсодержащим лаком.
|
Тестовый контроль знаний.
01. Пелликула зуба образуется за счет:
1) коллагена
2) кератина
3) скопления микроорганизмов и углеводов
4) гликопротеидов слюны
5) слущенного эпителия 02. Иммунные зоны зуба:
1) фиссуры и углубления на зубах
2) пришеечная треть видимой коронки зуба
3) жевательные поверхности зубов
4) бугры, экватор и вестибулярные поверхности зубов
5) режущий край
03. Основным защитным фактором ротовой жидкости является:
1) слюна, пересыщенная ионами Са и Р
2) пелликула
3) бикарбонатный буфер в слюне
4) повышение вязкости ротовой жидкости
5) низкая вязкость ротовой жидкости 04.Основными компонентами реминерализующей терапии являются:
1) натрий, магний
2) йод, бром
3) кальций, фтор
4) железо, стронций
5) серебро, золото
05. Кариесрезистентность - это устойчивость к действию:
1) кислот
2) щелочей
3) кариесогенных факторов
4) абразивного фактора
5) температурных факторов
06. Окрашивание, возникающее в период развития зубов, обусловлено:
1) пищевыми красителями
2) лекарственными веществами для полосканий
3) врожденной эритропоэтической порфирией
4) эрозией эмали
5) клиновидным дефектом 07. Окрашивание, возникающее после прорезывания зубов:
1) возрастные изменения цвета зубов
2) несовершенный дентиногенез
3) гипоплазия эмали
4) вследствие гемолитической болезни новорожденных в анамнезе
5) эритродонтия при эритропоэтической порфирии 08. Черное окрашивание зубов развивается из-за:
1) Bact. Melaninogenicum
2) Str. Mutans
3) Str. sanguis
4) Licken clentalis
5) Actinomyces viscosus 09. Зелёное окрашивание обусловлено:
1) никотина
2) хлоргексидина
3) Licken clentalis
4) Str. Mutans
5) Str. Sanguis 10. Галитоз – это заболевание проявляющееся
1) изменением цвета зубов
2) налетом на языке
3) чувством жжения в полости рта
4) неприятным запахом изо рта
5) наличием камня в слюнном протоке
Ситуационные задачи:
Больной Р., 21 год, обратился с жалобами на неприятный запах изо рта. При обследовании выявлено большое количество мягкого зубного налета, в области нижних фронтальных зубов с язычной поверхности определяется зубной камень в межзубных промежутках. ИГ по Грину-Вермилиону составляет 2,2 балла. Дайте характеристику гигиене полости рта данного больного, дайте оценку гигиеническому индексу и общей гигиене полости рта.
Больной В, 44 года, обратился в клинику с целью санации. При осмотре: большое количество плотного пигментированного налета на оральной поверхности зубов, ИГ равен 1,8 балла. Из анамнеза – курит, употребляет большое количество чая и кофе. Дайте гигиеническую оценку состоянию полости рта, определите возможные способы устранения зубных отложений и профилактики их образования.
РОЛЕВАЯ ИГРА: подготовьте и инсценируйте проведение профессиональной гигиены полости рта у пациента. Участники:
- больной
- мед. регистратор
- медицинская сестра
- врач-гигиенист
- врач-стоматолог
- зав. отделения
СОСТАВИЛ: к.м.н.,
ассистент кафедры Васенев Е.Е. |