Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство»






Скачать 187.11 Kb.
НазваниеЛитература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство»
Дата публикации29.05.2015
Размер187.11 Kb.
ТипЗанятие
d.120-bal.ru > Право > Занятие
ГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ

Зав. Кафедрой Фирсова И.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА № 4

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 2 КУРСА (4 СЕМЕСТР)

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ)

ТЕМА:

Неминерализованные и минерализованные зубные отложения. Классификация. Диагностика зубных отложений. Определение гигиенических индексов. Удаление зубных отложений.
ЦЕЛЬ:

-Научить выявлять и устранять различные виды назубных отложений, научить давать оценку гигиеническому состоянию полости рта.
Формируемые общекультурные компетенции (ОК):

способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Формируемые профессиональные компетенции (ПК):

способность и готовность проведения профессиональных стоматологических процедур (ПК-18).
Воспитательная цель: научить распознавать зубные отложения и давать профессиональные советы по уходу за полостью рта.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: наборы стоматологических лотков с инструментами для приема больных и работы на фантомах; стоматологические пломбировочные материалы; расходные материалы; видеофильмы, тематические больные, тесты, ситуационные задачи; наборы рентгенограмм; презентации для мультимедиа-проектора.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная база кафедры терапевтической стоматологии.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  1. Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е.В. Боровского. – М.: «Медицинское информационное агентство», 2011. - 798 с.

  2. Клинические ситуации с иллюстрациями для итоговой государственной аттестации выпускников медицинских вузов Российской Федерации. Стоматология. Учебно-методическое пособие. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» и ООО «Новлек-М» 2008, 221с.

Дополнительная литература

  1. Диагностика и дифференциальная диагностика кариеса зубов и его осложнений : учеб. пособие для студентов II - V курсов стоматол. фак. - 060201 - Стоматология; ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ, Каф. терапевт. стоматологии; [сост.: Л. И. Рукавишникова, А.Н. Попова, Н.Н. Триголос, Е.М. Чаплиева]; под ред. И.В. Фирсовой, В. Ф. Михальченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Волгоград: [Мега-Принт], 2013 . - 120 с.

  2. Диагностика и дифференциальная диагностика некариозных поражений зубов: учебное пособие /Михальченко В.Ф., Алешина Н.Ф., Радышевская Т.Н., Петрухин А.Г. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 52 с.

  3. Практическая терапевтическая стоматология: учебное пособие /Николаев А.И., Цепов Л.М. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 924 с.

  4. Стоматологический инструментарий: Цветной атлас. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 168 с.: ил. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru

  5. Стоматология: учебник для вузов /Под ред. Н.Н. Бажанова, - 7-е издание., перераб. и доп., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 416 с. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru

  6. Стоматология: учебник для медицинских вузов и последипломной подготовки специалистов / под ред. В. А. Козлова. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 487 с. - Режим доступа: http//www. studmedlib.ru

  7. Терапевтическая стоматология: национальное руководство /под редакцией проф. Л.А. Дмитриевой, проф. Ю.М. Максимовского. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. - 912с.

  8. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060105 (040400) «Стоматология». В 2х частях. /Под редакцией проф. Г.М. Барера – М.: ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2006 г., 368 с.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

  1. Строение твердых тканей зуба.

  2. Состав и свойства ротовой жидкости.

  3. Инструменты, применяемые для удаления зубных отложений.

  4. Применение ультразвука в технике и медицине, его физические свойства.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

  1. По каким параметрам оценивается состояние здоровья полости рта?

  2. Как определяется индекс гигиены Федорова-Володкиной?

  3. Как определяется индекс Грина-Вермиллиона?

  4. Как подразденяются зубные отложения?

  5. Как происходит развитие зубных отложений?

  6. Как происходит процесс образования зубных отложений?

  7. Чем отличается зубной налет и зубной камень?

  8. Какие существуют способы выявления зубных отложений?

  9. Из каких этапов состоит профессиональная гигиена полости рта?


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ


  1. ОЦЕНКА ГИГИЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛОСТИ РТА:

Оценка состояния полости рта должна начинаться с оцен­ки гигиенического статуса полости рта, а потом переходить к оценке стоматологического статуса.

Здоровье полости рта определяется по следующей формуле ЗПР = ГС + СС, где ЗПР — здоровье полости рта обследуемого пациента; ГС — гигиенический статус полости рта пациента; СС — стоматоло­гический статус.

Гигиенический статус полости рта пациента оценивается визуально во время осмотра — это субъективная оценка. После этого используют различные индексы гигиены для объективи­зации наших субъективных оценок. К гигиеническим индек­сам, используемым для этих целей, относятся следующие:

Индекс и способ его определения

Система баллов, формула и критерии оценки

Индекс гигиены Федорова—Володкиной (1970) — по интен­сивности окрашивания вестибулярной поверхности шести нижних фронтальных зубов раствором Шиллера—Писарева или другим индикатором зубного налета

5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба;

4 балла — окрашивание 3/4 поверхности;

3 балла — 1/2 поверхности;

2 балла — 1/4 поверхности;

1 балл — отсутствие окрашивания поверхности коронки зуба.

Расчет проводится по следующей формуле:



где Кср — общий гигиенический индекс; Ки — степень очистки одного зуба; n — количество исследуемых зубов (обычно 6).

Оценка индекса производится следующим образом:

1,1—1,4 балла — хороший или оптимальный уход;

1,5—1,8 — удовлетворительный;

1,9—2,5 — неудовлетворительный;

2,6—3,8 — плохой;

3,9—5— очень плохой.

Достижение цифровых показателей индекса гигиены Фе­дорова—Вол одкиной 2,6 и более баллов свидетельствует об отсутствии регулярного ухода за полостью рта. В норме данный индекс гигиены не должен превышать 1,1—1,5 балла. Качественная оценка данного индекса гигиены проводится по следующей системе:

3 балла — интенсивное окрашивание поверхности зуба;

2 балла - слабое окрашивание;

1 балл — отсутствие окрашивания.

Средний показатель качества очистки зубов Кср определя­ется по формуле:



где К — показатель степени окраски одного зуба; n — количес­тво исследуемых зубов (обычно 6).


Модифицированный гигиенический индекс Л.В.Федоровой (1982) — аналогичен предыдущему, но отличается тем, что ис­следование проводится у 16 зубов (16, 13, 12, 11, 21, 22, 23, 25, 36, 33, 32,31,41,42, 43,45).


Оценка полученных показателей индекса проводится сле­дующим образом:

1,1—1,5 балла — хорошая гигиена полости рта;

1,6—2 балла — удовлетворительная ГПР;

2,1—2,5 балла — неудовлетворительная ГПР;

2,6-3,4 — плохая ГПР;

3,5—5,0 — очень плохая ГПР.


Индекс гигиены полости рта (упрощенный) Грина—Вермилльона (1964) (OHI-S) — представляет собой двойной индекс, т.е. состоящий из двух компонент: первая компонента - это индекс зубного налета — ДI-S, вторая компонента - это ин­декс зубного камня — CI-S. Исследование проводят на вести­булярной поверхности 16, 11, 26, 31 зубов и язычной поверх­ности 36, 46 зубов.

Для оценки индекса зубного налета DI-S используют сле­дующие оценочные критерии:



  1. — нет налета;

  2. — налет покрывает не более 1/3 поверхности зуба;

  3. — налет покрывает от 1/3 до 2/3 поверхности зуба;

  4. — налет покрывает более 2/3 поверхности зуба. Расчет производится по аналогичной формуле, где С — оценка зубного налета; п — количество оценок.

Индекс зубного камня CI-S определяют аналогично ин­дексу Д1-Б, с учетом следующих оценок:

0 — нет камня;

  1. — наддесневой камень покрывает менее 1/3 поверхности зуба;

  2. — наддесневой камень покрывает от 1/3 до 2/3 поверхнос­ти зуба или имеются отдельные частицы поддесневого камня;

  3. — наддесневой камень покрывает более 2/3 поверхности зуба.


Наличие поддесневого зубного камня оценивают баллами 2 и 3. Индекс зубного камня CI-S вычисляется по формуле аналогичной для зубного налета. Оценка индекса представлена в таб.1




Таблица 1 .

Оценка индекса гигиены полости рта Грина—Вермилльона

Цифровые показатели индекса

Оценка идекса гигиены

Оценка гигиены полости рта

0-0,6

Низкий

Хорошая

0,7-1,6

Средний

Удовлетворительная

1,7-2,5

Высокий

Неудовлетворительная

>2,6

Очень высокий

Плохая

Гигиенический индекс OHI-S рассчитывается по формуле:

OHI-S = (ДI-S) + (CI-S)


  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ:

На сегодняшний день существует следующее подразделе­ние зубного налета:
1. Неминерализованные зубные отложения (ЗО):

а) зубная бляшка;

б) мягкий зубной налет;

в) пищевые остатки.
2. Минерализованные зубные отложения:
а) зубной камень (над- и поддесневой).

Классификация зубных отложений

(©Улитовский СБ.)







* Имеется в виду, что зубная бляшка может формироваться на поверхности зубного камня.

Все зубные отложения имеют различные степени сраще­ния с поверхностью, на которой они образовались, тогда, как у пищевых остатков реального сращения мы не наблюдаем, только у отдельных видов пищи можем наблюдать кратковре­менное приклеивание к поверхности за счет их вязкости, клейкости, которое со временем уменьшается, тогда как у зубных отложений, наоборот, увеличивается.



Таблица 2.

Стадии развития зубных отложений (©Улитовский СБ.)


Стадия развития зубных отложений

Состояние пародонта

Зубная бляшка


В норме, без патологических изменений

Мягкий налет

Зависит от степени его выраженности, места образования и характера рас­пространения, начальные признаки очаговой деминерализации эмали зуба

Незначительный в средней части коронки резцов или на жевательной поверх­ности коренных зубов

Нет влияния на пародонт, продолжающаяся деминерализация эмали

В сочетании, или без него, с предыдущими форма­ми, при расположении в пришеечной области без распространения на кон­тактные поверхности

Различные степени выраженности гингивита, в зависимости от количества налета. По мере его увеличения воспалительные явления нарастают. Выраженные признаки подповерхностной деминерализации эмали, расширение эмалевых пор, возможно повреждение поверхности эмали.

Распространение на контактные поверх­ности

Возрастающее воспаление межзубного сосочка по мере накопления налета, его гиперемия и кровоточивость (постепенно усиливающаяся)

Твердый зубной налет

Всегда влияет на состояние пародонта, от воспаления, атрофии до склерози­рования с различной степенью деструкции (резорбции межальвео­лярных и корневых перегородок)

Мягкий зубной налет с незначительным наддес-невым зубным камнем (начальная стадия его формирования), не сопровождающаяся раз­рушением зубодесневой борозды

Гингивит с воспалением прилегающей десны и межзубного сосочка, их гипе­ремией и кровоточивостью I степени (на рентгене — начинающаяся деструкция вершин межальвеолярных перегородок)




  1. МЕТОДЫ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ:

Собственно процесс удаления зубных отложений заключа­ется в следующем:

  1. Осмотр полости рта пациента и определение объема не­обходимой профессиональной гигиены полости рта, подбор необходимого инструментария и аппаратуры.

  2. Удаление наддесневых зубных отложений.

  3. Удаление над- и поддесневых зубных отложений.

  4. Шлифование и полирование зубов.

  5. Покрытие поверхностей фторлаком (или гелем).

6. Составление последующей гигиенической программы.

Целесообразно проводить удаление зубного камня не сра­зу, а в несколько посещений, особенно в случае, если он зани­мает большие площади на различных поверхностях зубов.

Техника удаления зубных отложений

Перед началом процедуры проводим орошение полости рта слабым раствором антисептика (гипохлорит натрия, хлоргекседин, фурацилин и др.). Известны химический и механи­ческий способы удаления зубных отложений, среди механи­ческого способа различают мануальный и аппаратный.

Мануальный способ. Зубной ряд изолируется от слюны с помощью адсорбционных валиков. Последовательность проведения процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Начинают удаление зубных отложений с дистальной по­верхности 38 зуба.

  2. Перемещаются в медиальном направлении, удаляя от­ложения с вестибулярной стороны моляров и премоляров.

3. Далее обрабатывают оральную поверхность этих зубов.

4. В такой же последовательности удаляют зубной камень
с боковых зубов правой половины нижней челюсти.

  1. После этого переходят к чистке передней группы зубов, начиная с язычной поверхности 33 зуба, последовательно об­рабатывая оральные поверхности передних зубов, затем — вестибулярные.

  2. Для удаления зубного камня с апроксимальных поверх­ностей зубов используют гладилки малых размеров.

Для удаления минерализоанных зубных отложений используют скейлеры (scaling анг. - скоблить). К ним относятся серповидные скейлеры с изогнутым лезвием,с прямым лезвием, кюретты (curette) универсальные и зоноспецифические (кюреты Грейси), мотыги, рашпили, долота.


ПОЛИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБА И РЕМИНЕРАЛИЗАЦИЯ

Чистящие и полирующие инструменты и средства



Резиновыми колпачками в низкоскоростном наконечнике удаляют мягкий зубной налет с гладких поверхностей зубов и полируют по­верхность корня.

Вращающиеся щеточки используют для удаления мягкого зубного налета с жевательных поверхностей зубов в области фиссур, ямок,

естественных углублений.

Контактные поверхности зубов можно полировать целлулоидными

штрипсами с минимальной абразивностью.

Полировочные пасты предназначены для полирования поверхнос­тей зуба после удаления мягкого и плотного зубного налета, очище­ния поверхности зуба перед проведением лечебно-профилактичес­ких мероприятий. Различают полировочные пасты мелкой, средней и высокой степени абразивности по шкале RDA. Выпускают пасты на водной или масляной основе с добавлением фторидов, аромати­ческой отдушки и др.


Водно-воздушные абразивные аппараты



Аппараты подают мощную водно-воздушно-абразивную струю из наконечника с резервуаром для абразивного вещества, способ­ную удалять пигментированный зубной налет и мягкие отложения, в частности, в труднодоступных участках зубного ряда. Специаль­ная канюля направляет и концентрирует струю порошка, обеспе­чивая ее точное попадание на очищаемые участки. Перед примене­нием следует изолировать мягкие ткани с помощью коффердама, так как порошок может вызвать их повреждение. Не следует исполь­зовать этот метод в области обнаженного цемента корня или дентина, композитных реставраций, стоматологических имплантатов. Также он не применяется у пациентов с респираторными, инфекционными заболеваниями и находящихся на медикаментозном режиме по кон­тролю электролитного баланса.


Реминерализация поверхности зуба после удаления зубных отложений и полирования его поверхности



После удаления зубных отложений проводят реминерализующую терапию в виде аппликаций кальций- и/или фторидсодержащих препаратов (гелей, растворов) (продолжительность аппликации кальцийсодержащих препаратов обычно составляет 15 мин, фто­ридсодержащих — 3—5 мин) или покрытия зубов фторидсодержащим лаком.


Тестовый контроль знаний.

01. Пелликула зуба образуется за счет:

1) коллагена

2) кератина

3) скопления микроорганизмов и углеводов

4) гликопротеидов слюны

5) слущенного эпителия
02. Иммунные зоны зуба:

1) фиссуры и углубления на зубах

2) пришеечная треть видимой коронки зуба

3) жевательные поверхности зубов

4) бугры, экватор и вестибулярные поверхности зубов

5) режущий край

03. Основным защитным фактором ротовой жидкости является:

1) слюна, пересыщенная ионами Са и Р

2) пелликула

3) бикарбонатный буфер в слюне

4) повышение вязкости ротовой жидкости

5) низкая вязкость ротовой жидкости
04.Основными компонентами реминерализующей терапии являются:

1) натрий, магний

2) йод, бром

3) кальций, фтор

4) железо, стронций

5) серебро, золото

05. Кариесрезистентность - это устойчивость к действию:

1) кислот

2) щелочей

3) кариесогенных факторов

4) абразивного фактора

5) температурных факторов

06. Окрашивание, возникающее в период развития зубов, обусловлено:

1) пищевыми красителями

2) лекарственными веществами для полосканий

3) врожденной эритропоэтической порфирией

4) эрозией эмали

5) клиновидным дефектом
07. Окрашивание, возникающее после прорезывания зубов:

1) возрастные изменения цвета зубов

2) несовершенный дентиногенез

3) гипоплазия эмали

4) вследствие гемолитической болезни новорожденных в анамнезе

5) эритродонтия при эритропоэтической порфирии
08. Черное окрашивание зубов развивается из-за:

1) Bact. Melaninogenicum

2) Str. Mutans

3) Str. sanguis

4) Licken clentalis

5) Actinomyces viscosus
09. Зелёное окрашивание обусловлено:

1) никотина

2) хлоргексидина

3) Licken clentalis

4) Str. Mutans

5) Str. Sanguis
10. Галитоз – это заболевание проявляющееся

1) изменением цвета зубов

2) налетом на языке

3) чувством жжения в полости рта

4) неприятным запахом изо рта

5) наличием камня в слюнном протоке

Ситуационные задачи:

  1. Больной Р., 21 год, обратился с жалобами на неприятный запах изо рта. При обследовании выявлено большое количество мягкого зубного налета, в области нижних фронтальных зубов с язычной поверхности определяется зубной камень в межзубных промежутках. ИГ по Грину-Вермилиону составляет 2,2 балла. Дайте характеристику гигиене полости рта данного больного, дайте оценку гигиеническому индексу и общей гигиене полости рта.

  2. Больной В, 44 года, обратился в клинику с целью санации. При осмотре: большое количество плотного пигментированного налета на оральной поверхности зубов, ИГ равен 1,8 балла. Из анамнеза – курит, употребляет большое количество чая и кофе. Дайте гигиеническую оценку состоянию полости рта, определите возможные способы устранения зубных отложений и профилактики их образования.


РОЛЕВАЯ ИГРА: подготовьте и инсценируйте проведение профессиональной гигиены полости рта у пациента.
Участники:

- больной

- мед. регистратор

- медицинская сестра

- врач-гигиенист

- врач-стоматолог

- зав. отделения

СОСТАВИЛ: к.м.н.,

ассистент кафедры Васенев Е.Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по офтальмологии для самостоятельной подготовки: а Основная...
Глазные болезни Т. И. Ерошевский под ред. А. П. Нестерова, В. М. Малова. 4-е изд., перераб и доп. М. Лидер-М, 2008. 316 с

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 14 Основная литература 14
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 14 Основная литература 14
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 14 Основная литература 14
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 13 Основная литература 13
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 17 Основная литература 17
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 29 Основная литература 29
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 30 Основная литература 30
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconЛитература по курсу 23 Основная литература 23
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 13

Литература: Основная литература Терапевтическая стоматология: Учебник. Под редакцией проф. Е. В. Боровского. М.: «Медицинское информационное агентство» iconСписок рекомендуемой литературы по ортопедической стоматологии: I....
Рук-во по орторпед стоматологии. Протезир при полном отсутствии зубов : учеб пособ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную