Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия»






НазваниеУчебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия»
страница1/3
Дата публикации01.06.2015
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
d.120-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3



ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» г. Архангельск Министерства здравоохранения РФ

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности

«Педиатрия»











Рабочая программа составлена на основании:

1.Государственного образовательного стандарта по специальности: 060103 – Педиатрия.

2. Программы по дисциплине «Детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацией и анестезиологией и общим уходом за больными» для специальности: 060103 - Педиатрия. МО РФ, Москва, 2002.

3. Учебного плана СГМУ на 2014 – 2015 учебный год по специальности: 060103 - Педиатрия

4. Квалификационной характеристики выпускника вуза по специальности: 060103 - Педиатрия

5. Типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060103 – «Педиатрия»

Введение

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 г. № 180). Квалификация выпускника - Врач. Объектом профессиональной деятельно­сти выпускников является пациент. Врач - выпускник по специальности «060103 Педиатрия» имеет право выполнять лечебно-профилактическую дея­тельность. Он имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабора­торная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Выпускники по специальности «060103 - Педиатрия» могут быть подготов­лены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • профилактической,

  • диагностической,

  • лечебной,

  • медико-просветительской,

  • организационно-управленческой,

  • научно-исследовательской.

I. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания детской хирургии на педиатрическом факультете заключается в обеспечении обучающихся необходимой информацией по вопросам семиотики, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, тактики лечения и оказания неотложной помощи при пороках развития, хирургических заболеваниях, травматических повреждениях, опухолях, критических состояниях у детей различных возрастных групп.

1.2. Задачи изучения детской хирургии на педиатрическом факультете заключаются в выработке у обучающихся умения:

- обследовать детей с разнообразной хирургической патологией;

- диагностировать у детей пороки развития, хирургические заболевания, травматические повреждения, опухоли, критические состояния;

- оказывать неотложную помощь при них;

- решать вопросы о тактике дальнейшего лечения и наблюдения;

- решать вопросы профилактики возникновения хирургической патологии и ее осложнений у детей.

1.3. Для изучения детской хирургии студенты должны были усвоить:

Из курса нормальной анатомии – строение человеческого тела и возрастные его особенности, возможные причины и механизмы образования пороков развития у детей.

Из курса гистологии, цитологии и эмбриологии – механизмы формирования пороков развития на различных этапах эмбриогенеза.

Из курса биологии и генетики – принципы наследования врожденных пороков развития и генетически обусловленных заболеваний биологию эхинококкоза, аскаридоза, энтеробиоза, лямблиоза.

Из курса микробиологии, вирусологии и иммунологии – характеристики основных возбудителей гнойной инфекции; возрастные особенности иммунитета, обуславливающие предрасположенность к гнойно-септическим заболеваниям детей раннего возраста.

Из курса фармакологии – характеристики лекарственных препаратов, используемых в лечении хирургических заболеваний.

На кафедре патофизиологии – патогенез воспаления, патогенез нарушения водно-электролитного, кислотно-щелочного равновесия и других нарушений гомеостаза.

Из курса патологической анатомии – патоморфологическую картину основных хирургических заболеваний (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости и т.д.).

Из курса оперативной хирургии и топографической анатомии - особенности топографо-анатомических взаимоотношений органов у детей различных возрастов; принципы оперативных вмешательств, применяемых в детской хирургии.

Из курса лучевой диагностики и терапии – особенности рентгенологической картины скелета, легких, сердца у детей различного возраста; основы радиоизотопной, ультразвуковой диагностики, организацию и принципы лучевого лечения злокачественных опухолей у детей.

Из курса общей, факультетской и госпитальной хирургии, травматологии и ортопедии – полностью всю программу.

Из курса анестезиологии и реаниматологии – всю программу.

Из курса акушерства и гинекологии – механизм родовых травм, причины и патогенез патологии периода новорожденности, связанной с патологией родов; гинекологические заболевания у девочек, требующие дифференциальной диагностики с хирургическими заболеваниями или экстренного хирургического вмешательства.

Из курса педиатрии - анатомо-физиологические особенности детей в различные возрастные периоды, методы обследования детей разного возраста, клинику и диагностику заболеваний у детей, требующих дифференциальной диагностики с хирургической патологией, а также всех заболеваний, которые могут сопутствовать ей.
2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студенты должны знать:

1. Этиопатогенез хирургических заболеваний, пороков развития, травматических повреждений и критических состояний у детей различных возрастных групп.

2. Клиническую картину перечисленных патологических состояний и ее особенности в зависимости от возраста детей.

3. Диагностику (клиническую, лабораторную, инструментальную) и дифференциальную диагностику.

4. Хирургическую тактику врача-педиатра, рациональные сроки лечения.

5. Методику и технику кормления здоровых и больных детей раннего возраста

6. Методику обследования пациентов с определенной патологией

7 Особенности оказания неотложной помощи и интенсивной терапии при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп.

8. Диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию при изучаемых заболеваниях.

Студенты должны уметь:

1. Собрать анамнез жизни и заболевания ребенка.

2. Провести физикальное обследование детей различных возрастных групп.

3. Уметь осуществлять психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми.

4. Составить план клинического обследования.

5. Интерпретировать данные клинического, лабораторного, инструментального методов обследования.

6. Поставить предварительный диагноз и определить тактику лечения.

7. Определять палатный режим, лечебный стол, оптимальный режим дозирования, кратность и длительность введения лекарственного средства при изучаемой патологии.

8. Оказать неотложную помощь при хирургических заболеваниях и критических состояниях у детей различных возрастных групп.

9. Оказать реанимационное пособие на догоспитальном и госпитальном этапах.

10.Планировать индивидуально диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больным детям;

11. Самостоятельно работать с информацией (учебной, научной, норматив­ной справочной литературой и другими источниками);
Студенты должны владеть (в соответствии с задачами дисциплины в области формирования практических навыков):

1. профессиональным алгоритмом решения практических задач диагности­ки, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики острых и хро­нических заболеваний у детей различных возрастно-половых групп;

2. медицинской этикой и деонтологией;

3. навыками правильного построения своих взаимоотношений с родителя­ми больного ребенка;

4. методикой расспроса (жалобы, история болезни, история жизни);

5. методикой клинического исследования (осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация легких, сердца);

6. навыками оценки результатов инструментальных методов исследования;

7. навыками оценки результатов клинико-лабораторного, микробиологиче­ского исследования мокроты, периферической крови, желудочного содержи­мого, желчи, мочи, кала;

8. проводить подготовку и оценивать результаты рентгенологического ис­следования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей;

9. оценивать результаты биохимического исследования периферической крови, мочи, желчи;

10. владеть принципами и приемами неотложной помощи и интенсивной те­рапии при различных заболеваниях у детей.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:

360

лекции

74

Практические занятия

286

Самостоятельная работа

48

Общая трудоемкость

408

4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)

4

Зачет

10

Курсовой экзамен

12

Государственная аттестация


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы



Наименование тем

и разделов




лекции

Практические занятия

1.

Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями

4

36

2.

Абдоминальная и гнойная хирургия

16

85

3.

Плановая хирургия

16

50

4.

Торакальная хирургия

6

20

5.

Поликлиника




15

6.

Урология

8

20

7.

Онкология

10

30

8.

Анестезиология, реанимация

12

50



5.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Общий уход за детьми с хирургическими заболеваниями

1.1. Структура современной детской хирургической клиники. Уход за детьми в хирургическом стационаре. Деонтология. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала.

1.2.Санитарно-эпидемиологическая обработка помещений в хирургическом стационаре (палаты, коридоры, санузлы, перевязочные, операционные).

1.3. Оборудование и инструментарий перевязочной, манипуляционной, операционной. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала этих подразделений.

1.4. Десмургия. Техника наложения различных видов повязок у детей различных возрастных групп.

1.5. Стерилизация инструментария, шовного и перевязочного материала.

1.6. Способы введения медицинских веществ. Техника подкожных и внутримышечных инъекций.

1.7.Переливание крови и жидкостей. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала. Документация.

1.8. Прием детей в хирургический стационар. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала.

1.9. Общий уход за больными в детском хирургическом отделении общего профиля. Техника основных медицинских манипуляций.

1.10. Подготовка больных к экстренным и плановым операциям.

1.11. Особенности ухода за детьми после хирургических вмешательств. Техника медицинских манипуляций.

1.12 Уход за больными в реанимационном отделении. Обязанности младшего и среднего медицинского персонала.

1.13 Оказание неотложной помощи детям. Основные приемы реанимации у детей разных возрастных групп.

1.14 Ведение медицинской документации в детской хирургической клинике.
2 Абдоминальная и гнойная хирургия.

2.1. Острый аппендицит, периаппендикулярный инфильтрат, пери-­
тонит, криптогенный перитонит.

  • Этиопатогенез, клиника, диагностика, особенности диагностики у детей раннего возраста, тактика врача-педиатра, лечение.

  • Осложнения острого аппендицита (инфильтрат, абсцесс, перито­нит отграниченный и разлитой). Клиника, диагностика, тактика врача-педиатра, лечение.

  • Криптогенный перитонит. Этиопатогенез, клиника, диагностика, тактика врача-педиатра, лечение. Роль лапароскопии в диагностике и лечении "острой" патологии брюшной полости.

2.2. Кишечная непроходимость. Инвагинация.

- Кишечная непроходимость. Этиопатогенез приобретенной меха­нической и динамической кишечной непроходимости, Классификация. спаечная кишечная непроходимость. Обтурационная и странгуляционная кишечная непроходимость. Клиника, диагностика, рентгенодиагностика, тактика врача-педиатра, лечение. Роль лапароскопии в диагностике и ле­чении кишечной непроходимости.

— Инвагинация. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагно­стика, рентгенодиагностика, тактика врача-педиатра, лечение.

Синдром "острого живота и кишечной непроходимости" у но­ворожденных. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагности-

ка, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра и принципы лечения у новорожденных с врожденной и приобретенной кишечной не­проходимостью и перитонитом. Оценка степени тяжести, степени дегид­ратации, выбор программы инфузионной терапии. Алгоритм действия на различных этапах оказания неотложной помощи (родильный дом, условия транспортировки, специализированный стационар).

- Синдром "рвоты молоком" у детей грудного возраста. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагно­стика, тактика врача-педиатра и алгоритм действия на различных этапах лечения у детей с врожденным пилоростенозом, желудочно-пищеводным рефлюксом, псевдопилоростенозом, пилороспазмом.

    1. Синдром "боли в животе" (острый аппендицит, мезаденит, кишечная непроходимость, холецистит). Классификация, клиника, диагнос­тика, дифференциальная диагностика, алгоритм действия, тактика врача-
      педиатра, принципы лечения у детей с заболеваниями, проявляющимися
      болью в животе

    2. Синдром "пальпируемой опухоли" (киста общего желчного
      протока, энтерокистома, киста яичника). Этиопатогенез, классификация,
      клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-
      педиатра, принципы лечения у детей. Алгоритм обследования и лечения.

    3. Хронические запоры. Болезнь Гиршпрунга, мегаколон, спасти­ческий колит. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, диф­ференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения.
      Алгоритм обследования и лечения.

    4. Кровотечения острые и хронические из верхних и нижних отделов пищеварительного тракта. Этиопатогенез, классификация, клиника,
      диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра. Ал­горитм обследования и лечения.

2.7. Острый и хронический остеомиелит, артрит.

  • Острый гематогенный остеомиелит у детей старшей и младшей возрастных групп. Этиопатогенез, клиника, возрастные особенности клиники, диагностика, УЗИ и рентгенодиагностика, дифференциальная диагностика с травмой, опухолью, 'туберкулезом, ревматоидным артритом, такгика врача-педиатра, особенности лечения в различных возрастных группах.

  • Хронический остеомиелит. Классификация, Клиника, диагностика, тактика лечения.

  • Артрит. Этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение.

2.8. Гнойная хирургическая инфекция мягких тканей.

  • Этиология, патогенез, роль микрофлоры в формировании первичного гнойного очага, понятие о реактивности макроорганизма и формиро­вании иммунного ответа. Локализованная и генерализованная инфекция.
    Общие принципы комплексной детоксикационной терапии. Роль рациональной антибактериальной терапии в лечении инфекционного токсикоза.

Гнойная хирургическая инфекция костей и мягких тканей у новорожденных. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, роль лабораторной диагностики, дифференциальная диагностика, тактика вра­ча-педиатра, лечение, профилактика осложнений, диспансерное наблюде­ние. Алгоритм обследования новорожденных с острым гематогенным остеомиелитом, артритом, парезом, а также флегмоной, рожистым воспалением, адипонекрозом,
3. Плановая хирургия.

    1. Патология вагинального отростка брюшины (водянка оболочек
      яичка, киста семенного канатика). Этиопатогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика (диафаноскопия, УЗИ), сроки хирургиче­ского лечения, тактика врача-педиатра у детей различных возрастных групп, лечение.

    2. Грыжа: паховая, пупочная, белой линии живота, спинномозговая. Классификация, этиология, патогенез, клиника, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, сроки хирургического лечения, тактика врача-педиатра, лечение.

    3. Крипторхизм. Эктопия яичка. Варикоиеле. Гипоспадия.

- Крипторхизм, ложный крипторхизм, монорхизм, анорхизм, эктопия яичка. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика (УЗИ, лапароскопия). Сроки хирургического лечения, показания. Тактика врача-педиатра, лечение.

  • Варикоцеле. Этиопатогенез, клиника, диагностика, сроки, совре­
    менные методы лечения (оперативный, эндоваскулярный, эндоскопический).

  • Гипоспадия. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагности­
    ка, сроки, тактика лечения.

3.4. Синдром "отечной мошонки" (перекрут яичка, некроз гидатиды, травма яичка, орхоэпидидимит, аллергический отек). Этиопзтогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика тактика, тактика врача-педиатра, лечение.

4. Торакальная хирургия.

4.1.Заболевания и пороки развития пищевода (атрезия, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, желудочно-пищеводный рефлюкс). Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения и реабилитации. Алгоритм обследования и лечения.

    1. Заболевания и пороки развития легких у детей. Деструктивная
      пневмония, пиопневмоторакс, абсцесс легкого, пневмоторакс. Бронхоэкта-
      тическая болезнь. Врожденная долевая эмфизема. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения и реабилитации.

    2. Пороки развития грудной клетки. Воронкообразная деформация,
      килевидная грудь. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика,
      дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения и реабилитации.

4.4. Синдром острой дыхательной недостаточности, вызванный по­
роками развития и хирургическими заболеваниями верхних дыхательных
путей (атрезия хоан, гемлимфангиома, тератома, базальная мозговая грыжа, синдром Пьера-Робина) и патологией грудной полости (диафрагмаль-
ная грыжа, спонтанный пневмоторакс, врожденная долевая эмфизема,
напряженная киста легкого, ателектаз легкого) у новорожденных. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика врача-педиатра, принципы лечения. Алгоритм обследо­вания и лечения.

4.5. Ожоги и рубцовые сужения пищевода. Этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика
врача-педиатра по оказанию неотложной помощи на догоспитальном и
госпитальном этапах, принципы лечения и реабилитации.

5. Поликлиника

5.1. Поликлиника. Консультативно-диагностический прием. Проведение клинического обследования детей с гнойными заболеваниями мягких тканей

Интерпретация данных лабораторного обследования. Проведение перевязок

    1. Диспан­серизация детей с хирургическими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

    2. Орга­низация диспансерного наблюдения детей с торакальной патологией

    1. Организация работы уролога уронефроцентра.
      Консультативный прием, диагностические возможности лабораторного и инструментального обследования. Диспансерное наблюдение.


5.5. Лабо­раторная и инструментальная диагностика в детской онкологии, роль биопсии. Диспансерное наблюдение.

    1. Организация работы ортопедического кабинета.
      Консультативно-диагностическая и лечебная помощь, диспансерное наблюдение, ЛФК.

    2. Организация работы травматологического пункта и кабинета долечивания, принципы диспансерного наблюдения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс По дисциплине: лечебная физкультура
Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности «педиатрия» 060103

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с учебным планом...
...

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании учебно-методической...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс по детской хирургии для специальности «Педиатрия» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную