Министерство внутренних дел Российской Федерации Тюменский юридический институт
(ТЮИ МВД России)
Михайлов С.В.
Оформление административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП рф
(методические рекомендации)
Тюмень, 2010
Оформление административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ: Методические рекомендации. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2010. – 38 с.
В методических рекомендациях на основе анализа нормативных правовых актов рассматриваются вопросы оформления административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ.
Методические рекомендации предназначены для сотрудников ДПС ГИБДД МВД РФ, а также преподавателям, курсантам, слушателям, адъюнктам и аспирантам образовательных учреждений МВД России.
СОДЕРЖАНИЕ
| Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов
| 4
|
| Введение
| 5
| Глава 1.
| Правовые основы оформления административного материала по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ
| 6
| Глава 2.
| Юридический анализ составов правонарушений предусмотренных ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ
| 9
| Глава 3.
| Порядок оформления административного материала по ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ.
| 15
|
| Заключение
| 26
|
| Список использованных источников
| 28
|
| Приложения
| 31
|
ПЕРЕЧЕНЬ
СОКРАЩЕНИЙ, УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ,
ЕДИНИЦ И ТЕРМИНОВ
ГИБДД
| Государственная инспекция безопасности дорожного движения
| ДПС
| Дорожно-патрульная служба
| ДТП
| Дорожно-транспортное происшествие
| КоАП РФ
| Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
| ОВД
| Орган внутренних дел
|
ВВЕДЕНИЕ Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, запрещающий вождение автомобиля при любом уровне алкоголя в крови. Законопроектом предлагается внести в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» изменение, согласно которому устанавливается запрет на эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Впоследствии данный закон был принят. В настоящее время действует запрет на эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Анализ действующего в настоящее время законодательства показывает, что административно – правовые нормы в большей степени определяют порядок оформления административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОФОРМЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ПО СТ. 12.8 И 12.26 КОАП РФ Правовые основы оформления административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся в той или иной мере содержания, конкретных субъектов и объектов, условий, средств и пределов осуществления, гарантий законности и других аспектов оформления административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ.
В них закреплены понятия, необходимые для данного исследования:
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Сотрудник милиции в Российской Федерации - гражданин Российской Федерации, состоящий на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которому в установленном порядке присвоено специальное звания рядового или начальствующего состава милиции.
Состояние опьянения - наличие абсолютного этилового спирта, наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
В настоящее время правовую основу оформления административного материала по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ, составляют:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
3) Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I "О милиции";
4) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
5) Постановления Правительства Российской Федерации:
от 23 октября 1993 г. № 1090 "О Правилах дорожного движения",
от 18 декабря 2003 г. № 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации";
от 26 июня 2008 г. № 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством"
6) приказы МВД России:
от 2 июня 2005 г. № 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию",
от 4 августа 2008 г. № 676 "Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения",
от 2 марта 2009 г. № 185 "Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения";
7) приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения".
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВОВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 12.8 И 12.26 КОАП РФ Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, -
влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения. Особая его опасность заключается в том, что под воздействием алкоголя снижается внимание, возрастает время реакции, ухудшается координация движений. К таким же последствиям приводит наркотическое или иное опьянение.
В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации водителю запрещается:
а) управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
б) передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в указанном состоянии;
в) употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после ДТП (к которому он причастен) либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции до проведения освидетельствования с целью установить состояние опьянения и до принятия решения об освобождении от такого освидетельствования.
С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в двух самостоятельных действиях: управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
Под управлением транспортным средством понимается непосредственное выполнение функций водителя во время движения транспортного средства. Лицо, управляющее транспортным средством, считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами конкретной категории либо как таковое право управления отсутствует.
Обязательным признаком рассматриваемых правонарушений является то, что водитель находится в состоянии опьянения. Для наличия состава данного правонарушения важно установление факта опьянения водителя, управлявшего транспортным средством.
Для состава части 2 данной статьи характерно самоустранение водителя, который управлял или должен был управлять транспортным средством, и передача им управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом не имеет значения, имело ли лицо, которому было передано управление, право на управление транспортным средством, важен сам факт нахождения этого лица в состоянии опьянении, причем отвечают оба - и тот, кто передал управление, и тот, кто управлял транспортным средством.
Обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного частью 3 данной статьи, является удостоверение факта того, что водитель, управляющий транспортным средством, не имеет право управления транспортными средствами либо лишен права управления транспортными средствами.
Рассматриваемая статья предусматривает ответственность за квалифицированный состав административного правонарушения. Квалифицирующий признак части 4 ст. 12.8 КоАП РФ - повторное совершение действий, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, т.е. управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом следует учитывать, что повторным считается административное правонарушение, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Субъектом административных правонарушений предусмотренных частями 1, 3 и 4 может быть только водитель транспортного средства, вне зависимости от того, является ли он собственником данного транспортного средства или нет. Субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 2 может быть как водитель, так и собственник транспортного средства.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, характеризуется умышленной виной: виновный осознает, что управляет транспортным средством в состоянии опьянения, предвидит, что тем самым нарушает Правил дорожного движения, и желает этого.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Статья 12.26. Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения 1. Невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
2. Невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения -
влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемо правонарушения является установленный порядок управления, а также общественные отношения в области безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи, заключается в нарушении п. 2.3.2 Правил дорожного движения, которым на водителя транспортного средства возложена обязанность проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения представляет собой оконченное административное правонарушение. Оно совершается только путем бездействия.
Обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи, является удостоверение того факта, что водитель, не выполнивший законное требование сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не имеет права управления транспортными средствами либо лишен права управления транспортными средствами. Оконченным это административное правонарушение считается с момента совершения. Оно может быть совершено только в форме бездействия.
Субъектом рассматриваемых административных правонарушений является водитель транспортного средства.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения предполагают наличие у виновного прямого умысла: лицо осознает, что управляет транспортным средством в состоянии опьянения, и отказывается пройти соответствующее освидетельствование, понимает, что тем самым нарушает ПДД (игнорируя законные требования сотрудника милиции).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают мировые судьи (ч. 1 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ).
|