Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело






Скачать 481.29 Kb.
НазваниеМетодические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело
страница1/3
Дата публикации07.07.2015
Размер481.29 Kb.
ТипМетодические указания
d.120-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3


Министерство ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова»

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Методические указания

по организации учебной практики

Для специальности 060101 Лечебное дело

Нальчик

2013
УДК 616-083 (075)

ББК 51.2 Я73

У89

Рецензент:

доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой общей хирургии

Саратовского государственного медицинского университета

Ю.Г. Шапкин

Составители: Эльгарова Л.В., Захохов Р.М., Кардангушева А.М.
У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические указания по организации учебной практики / Л. В. Эльгарова, Р. М. Захохов, А. М. Кардангушева. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2013. – 35 с. – 100 экз.

Издание содержит основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, а также цели, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации.

Предназначено для студентов специальности «Лечебное дело» и преподавателей – руководителей практики.


Рекомендовано РИС университета


УДК 616-083 (075)

ББК 51.2 Я73

 Кабардино-Балкарский

г

осударственный университет, 2013


Введение
Знания и умения, приобретаемые студентами в рамках прохождения учебной практики, являются необходимой частью профессионального становления будущих врачей, ведь успех врачевания зависит не только от усилий врача, но и от активного участия в лечебно-диагностическом и профилактическом процессе средних медицинских работников, грамотного выполнения ими различных манипуляций. Организация эффективной работы среднего медперсонала возможна лишь в том случае, когда врач в совершенстве владеет навыками и может научить технике выполнения практических действий.

Кроме того, в экстремальных условиях неотложная терапия обеспечивается нередко лишь врачами, что предполагает умение осуществлять отдельные элементы ухода за больными. И, наконец, адекватный уход за больными оказывает существенное влияние на течение заболевания и способствует выздоровлению пациента. Данный раздел профессиональной подготовки врача формирует основу навыков обследования больного и клинического мышления, расширяет и закрепляет представление о медицинской этике и деонтологии.

Цели учебной практики:

  • начальное формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к производственным;

  • закрепление и углубление теоретической подготовки студента;

  • комплексное освоение студентами профессиональной деятельности;

  • приобретение начального опыта практической работы студентами по профессии.

Задачи учебной практики:

  • получение и закрепление профессиональных навыков по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля, оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях;

  • обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Место учебной практики в структуре ОПП
Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является обязательным разделом и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов. Наиболее целесообразным является проведение учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» на
2-м курсе (в 4-м семестре). К этому времени студенты приобретают необходимые теоретические знания по нормальной анатомии и физиологии человека, что способствует более качественному и осознанному освоению ими основных принципов и правил общего ухода за больными. В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедр пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедр, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Работа в отделениях развивает у студентов коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, толерантность и уважение мнения другого человека.

Проведение учебной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Требования к результатам освоения практики: процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

  • способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

профессиональных (ПК):

  • способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

  • способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений ЛПУ, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

  • способность и готовность работать с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

  • способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

  • способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях, проведения пациентам основных манипуляций и пропагандирования здорового образа жизни (ПК-25);

  • способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

  • способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);

  • способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-31).


Знать:

  • принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;

  • организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;

  • принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;

  • виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;

  • типы лихорадок;

  • принципы применения лекарственных средств;

  • особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;

  • признаки неотложных состояний;

  • особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста;

  • принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.

Уметь:

  • проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;

  • осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;

  • проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;

  • осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;

  • собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;

  • применять различные способы введения лекарственных веществ (на фантомах);

  • осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем;

  • осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;

  • оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях;

  • проводить легочно-сердечную реанимацию (на фантомах);

  • проводить промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на фантомах);

  • осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;

  • обрабатывать руки дезинфицирующими растворами;

  • проводить сбор, обработку и систематизацию литературного материала;

  • проводить санитарно-просветительскую работу: санбюллетень, беседа, лекция.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1. Заполнение медицинской документации по всем предложенным формам.

2. Санитарная обработка поступающего больного.

3. Приготовление рабочих дезинфицирующих растворов.

4. Определение роста, массы тела пациента, индекса Кетле.

5. Определение окружности и экскурсии грудной клетки, окружности живота.

6. Подсчет ЧДД.

7. Транспортировка больного на кресле-каталке, на носилке-каталке и вручную (на носилках).

8. Смена нательного и постельного белья тяжелому больному.

9. Подача судна, мочеприемника.

10. Подмывание больного.

11. Проведение туалета полости рта.

12. Закапывание капель в глаза и промывание глаз.

13. Закладывание глазной мази на нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой.

14. Закапывание капель в уши.

15. Проведение туалета ушей.

16. Проведение туалета носа.

17. Закапывание капель в нос.

18. Уход за кожей тяжелобольных. Профилактика пролежней.

19. Кормление тяжелобольного.

20. Измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном листе.

21. Постановка горчичников.

22. Постановка банок.

23. Уход за кожей после применения пиявок.

24. Постановка местного согревающего компресса на конечности и ухо.

25. Постановка холодного компресса.

26. Приготовление и подача грелки больному.

27. Приготовление и подача пузыря со льдом больному.

28. Проведение втирания, растирания, смазывания кожи лекарственным средством.

29. Проведение пробы на качество очистки шприцев и игл от крови и моющего раствора.

30. Методы стерилизации и предстерилизационной очистки медицинских инструментов.

31. Сбор стерильного шприца.

32. Набор лекарственного раствора из ампулы и флакона.

33. Разведение антибиотиков.

34. Внутрикожная инъекция.

35. Подкожная инъекция.

36. Внутримышечная инъекция.

37. Внутривенная инъекция.

38. Забор крови из вены для лабораторного исследования.

39. Заполнение системы для внутривенного капельного введения лекарственных веществ.

40. Проведение внутривенного капельного вливания.

41. Наложение жгута на плечо.

42. Обработка рук медсестры и места инъекции.

43. Оказание первой доврачебной помощи при внезапной одышке (удушье).

44. Сбор мокроты для лабораторного исследования.

45. Оказание доврачебной помощи при кровохарканье и легочном кровотечении.

46. Проведение оксигенотерапии различными методами.

47. Умение пользоваться карманным ингалятором.

48. Определение характеристик артериального пульса на лучевой артерии.

49. Измерение АД на конечностях.

50. Регистрация результатов исследования артериального пульса и АД в температурном листе.

51. Оказание первой помощи при рвоте.

52. Проведение осмотра полости рта.

53. Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования.

54. Проведение промывания желудка толстым зондом.

55. Проведение фракционного исследования желудочного сока.

56. Проведение дуоденального зондирования.

57. Введение газоотводной трубки.

58. Постановка очистительной клизмы.

59. Постановка сифонной клизмы.

60. Постановка масляной и гипертонической клизмы.

61. Постановка лекарственной клизмы.

62. Сбор кала для лабораторного исследования.

63. Определение водного баланса.

64. Сбор мочи для лабораторного исследования.

65. Проведение пробы по Зимницкому.

66. Проведение катетеризации мочевого пузыря мягким катетером.

67. Определение динамики отеков.

68. Проведение непрямого массажа сердца.

69. Проведение искусственной вентиляции легких.

70. Подготовка больного к рентгенографии желудка, кишечника.

71. Подготовка больного к экскреторной урографии.

72. Подготовка больного к ультразвуковому исследованию почек и мочевого пузыря.

73. Подготовка больного к ультразвуковому исследованию органов брюшной полости.

74. Неотложная помощь при критическом снижении температуры.

75. Неотложная помощь при болях в области сердца (стенокардии и инфаркте миокарда).

76. Неотложная помощь при гипертоническом кризе.

77. Неотложная помощь при желудочно-кишечном кровотечении.

78. Неотложная помощь при почечной колике.

79. Неотложная помощь при печеночной колике.

80. Восстановление проходимости дыхательных путей.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕГО УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ
Основные принципы практического здравоохранения. Типы лечебных учреждений. Значение ухода за больными в общей системе лечения терапевтических и хирургических больных. Обязанность медицинской сестры и младшего медицинского персонала лечебных учреждений. Основы медицинской этики и деонтологии. Внешний вид медицинского работника в терапевтическом и хирургическом стационаре. Моральная и юридическая ответственность медицинского работника.

Приемное отделение больницы. Устройство и оснащение приемного отделения. Прием и регистрация больных. Заполнение паспортной части истории болезни. Осмотр кожных и волосяных покровов. Обработка больного при выявлении педикулеза. Санитарная обработка больных (полная и частичная). Виды транспортировки больных в лечебные отделения больницы. Санитарно-эпидемиологический режим приемного отделения. Предупреждение внутрибольничной (нозокомиальной) инфекции.

Лечебное (терапевтическое, хирургическое) отделение больницы. Устройство и организация работы в клиническом (терапевтическом, хирургическом) отделении. Обязанности медицинской сестры отделения. Организация работы поста медицинской сестры. Антропометрия. Внутренний распорядок лечебного отделения. Организация посещения больных. Понятие о лечебно-охранительном режиме.

Медицинская документация: тетрадь врачебных назначений, выборка назначений из истории болезни. Журнал движения больных, журнал передачи дежурств, журнал учета сильнодействующих препаратов и наркотических анальгетиков. Прием и сдача дежурства. Порядок приема и сдачи дежурства: знакомство с тяжелыми и вновь поступившими больными, обход палат, передача срочных и невыполненных назначений, документации поста медицинской сестры. Санитарно-эпидемиологический режим лечебного (терапевтического, хирургического) отделения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconАннотированное содержание рабочей программы учебной дисциплины «Офтальмология»...
Дисциплина «Офтальмология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин ооп впо подготовки специалистов по направлению...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconРабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconРабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине Детская хирургия для специальности...
Гос впо направления (специальности) 060101 «Лечебное дело», утвержденной в 2000г

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconМетодические указания к самостоятельной внеаудиторной работе студентов...
«1» февраля 2010 г председателем Учебно-методического совета специальности 060101 (код) «Лечебное дело» (название специальности)...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconРабочая программа по неврологии, нейрохирургии для специальности Лечебное дело (060101)
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconАннотация рабочей программы дисциплины Клиническая фармакология для...
ФГ), взаимодействию, нежелательным лекарственным реакциям (нлр) и положений доказательной медицины (ДМ). Программа соответствует...

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconАннотированное содержание программы учебной дисциплины «Лучевая диагностика...
Общая трудоемкость учебной дисциплины: 108 академических часов (6, 7 семестры)

Методические указания по организации учебной практики Для специальности 060101 Лечебное дело iconРабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную