Пропедевтика внутренних болезней






НазваниеПропедевтика внутренних болезней
страница1/61
Дата публикации30.03.2015
Размер7.34 Mb.
ТипДокументы
d.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61







Г.Э.ГАДЖИЕВ, И.А.ШАМОВ



ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ

БОЛЕЗНЕЙ

Ростов на Дону 2007




Г.Э.ГАДЖИЕВ, И.А.ШАМОВ



ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ

БОЛЕЗНЕЙ

ВОПРОСЫ, СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, ОТВЕТЫ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 04 01 00 – лечебное дело


Ростов на Дону 2007

УДК 616 – 07 (057.8)

ББК 53.4

Г - 21

Ш - 19


Авторы:

Гаджиев Гаджи Эфендиевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней Даггосмедакадемии

Шамов Ибрагим Ахмедханович, лауреат государственной премии СССР и РД по науке, член Международного Центра Здоровья, Права и Этики и эксперт ЮНЕСКО по биоэтике, Заслуженный деятель науки Российской федерации и Республики Дагестан, Народный и Заслуженный врач Республики Дагестан, член Союза писателей России, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Даггосмедакадемии, доктор медицинских наук, профессор.
Рецензенты:

Коц Яков Иосифович, заведующий кафедрой госпитальной терапии Оренбургской государственной медицинской академии, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор.

Лычев Валерий Германович, заведующий кафедрой госпитальной терапии Алтайского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

В пособии в виде вопросов и ответов изложены основные вопросы пропедевтики внутренних болезней. К разделам даны также ситуационные задачи.

Рассчитано на студентов 3 курса медвузов РФ.


О Г.Э.Гаджиев

О И.А.Шамов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА, ЕГО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ, БОЛЕЗНЕЙ

ДАГЕСТАНСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ


  1. Какой вид человеческой деятельности называется медициной?

  1. Деятельность, направленная на сохранение и восстановление нарушенного здоровья.

  1. Дайте определение понятию внутренние болезни.

  1. Внутренние болезни - область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, семиотику, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов (БМЭ, 1976, т. 4, с. 892).

  1. Почему внутренние болезни рассматриваются как основа всей медицины?

  1. Медицинская дисциплина “Внутренние болезни” играет роль базиса всей медицины, она обучает обще врачебным методам исследования, семиотике, лабораторной диагностике и т.д., без которых немыслим врач любой специальности.

  1. Перечислите разделы внутренней медицины.

  1. Пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, гепатология, нефрология, гематология, эндокринология, ревматология, аллергология, иммунология, артрология, ряд вирусных и других болезней.

  1. Какое место в учебном процессе занимает изучение внутренних болезней?

  1. Внутренняя медицина изучается в течение 4 лет обучения - на 3-6 курсах в определенной последовательности.

  1. Какова последовательность изучения внутренней медицины (внутренних болезней), исторически сложившаяся в России?

  1. На каждом курсе обучения изучение внутренней медицины имеет свои цели и задачи. На 3 курсе изучают обще врачебные методы исследования больного человека, семиотику, лабораторную диагностику, частично частную патологию. На 4 курсе подробно изучают развитие, типичное течение основных заболеваний внутренних органов и методы их лечения. На 5 и 6 курсах изучают всевозможные варианты течения и лечения заболеваний внутренних органов с учетом возможного сочетания различных заболеваний у конкретного больного. Эта форма обучения приближает студента к условиям его будущей самостоятельной работы.

  1. Каковы исторически сложившиеся названия учебных кафедр в России в зависимости от целей и задач преподавания внутренней медицины на разных курсах обучения?

  1. Кафедра пропедевтики внутренних болезней на 3 курсе, кафедра факультетской терапии на 4 курсе, кафедра госпитальной терапии на 5 и 6 курсах.

  1. Каковы цели и задачи кафедры пропедевтики внутренних болезней?

  1. Изучение обще врачебных методов исследования, семиотики, лабораторной и функциональной диагностики, синдромологии, обучение написанию истории болезни, основам биоэтики, частной патологии в пропедевтическом аспекте.

ВСТУПЛЕНИЕ СТУДЕНТА В КЛИНИКУ

И ОСНОВЫ ВРАЧЕБНОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

И БИОЭТИКИ


  1. Что такое деонтология врача?

  1. Наука о взаимоотношениях врача и больного, совокупность этических норм, которых должен придерживаться врач в процессе своей профессиональной деятельности.

  1. Какую цель преследует медицинская деонтология?

  1. Выздоровление больного. Улучшение его физического и духовного состояния.

  1. Когда и кем был принят этический кодекс врача России?

  1. В ноябре 1994 года 4-ой конференцией Ассоциации врачей России.

  1. В чем суть статьи 9 этического кодекса врача России “Врач и право пациента на адекватную информацию о своем состоянии”?

  1. Статья указывает на необходимость информации больного о его состоянии, необходимых методах обследования и лечения. В ней указано, что врачу на доступном для пациента уровне и в оптимистическом ключе следует обсуждать проблемы его здоровья, разъяснять план медицинских действий, дать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования и лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнить обещанное.

  1. В чем суть статьи 11 этического кодекса врача России “Врач и права пациента согласиться на лечение или отказ от него?

  1. Статья указывает, что любое диагностическое или лечебное вмешательство должно проводиться с согласия больного, который предварительно должен быть информирован о сути предполагаемого вмешательства (статья №9). Такое согласие называется информированным, осознанным и добровольным. Добровольный отказ больного от медицинской помощи или отдельного ее вида должен быть столь же осознанным, как и согласие на нее.

  1. В каких случаях допустимо медицинское вмешательство без согласия больного согласно статье 11 этического кодекса врача России?

  1. Когда тяжесть физического или психического состояния не позволяет пациенту принять осознанное решение и когда пациент является источником опасности для окружающих (тяжелые психические состояния, опасные инфекционные заболевания).

  1. Что такое врачебная тайна?

  1. Все сведения о больном медицинского и личного характера, полученные в ходе его обследования, разглашение которых может причинить ему моральный или материальный ущерб.

  1. Укажите суть статьи 13 этического кодекса врача России “Врач и право пациента на соблюдение врачебной тайны”.

  1. В этой статье указывается, что “врач не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Врач должен принять меры, препятствующие разглашению медицинской тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить медицинскую тайну”.

  1. Существуют ли различия в понятиях врачебная тайна и медицинская тайна?

  1. Нет, эти термины имеют один и тот же смысл.

  1. Распространяется ли требование медицинской тайны на медицинскую сестру?

  1. Распространяется.

  1. Каким документом регламентируется сохранение медицинской тайны медицинской сестрой?

  1. Этическим кодексом медицинской сестры России (статья 8 - Обязанность хранить профессиональную тайну).

  1. Распространяется ли требование к сохранению медицинской тайны на студентов?

  1. Распространяется, поскольку в лечебном учреждении студент выступает как медицинский работник.

  1. Понятие медицинской тайны нравственная или юридическая категория?

  1. Понятие медицинской тайны, в первую очередь, категория нравственная. Оно имеет также юридическую значимость. Нарушение медицинской тайны имеет юридические последствия. Суд решает степень ответственности медицинского работника за ее разглашение и определяет меру наказания.

  1. Что такое эйтаназия?

  1. Легкая смерть тяжелого больного с неизлечимым заболеванием, осуществляемая по его просьбе с помощью медицинских приемов.

  1. Что такое пассивная эйтаназия?

  1. Сокращение лечебных действий по отношению к больному с тяжелым неизлечимым заболеванием.

  1. Что такое активная эйтаназия?

  1. Преднамеренное лишение жизни умирающего больного с тяжелым неизлечимым заболеванием по его просьбе.

  1. Какова официальная этическая и юридическая оценка эйтаназии в России.

  1. Этический кодекс врача России (статья №14) и “Основы законодательств РФ по охране здоровья граждан” (с. 45) запрещают эйтаназию.

  1. Вскрытие трупа умершего является обязательным?

  1. Вскрытие трупа разрешается только в том случае, если семья умершего активно не возражает против его проведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

  1. В каких случаях нельзя брать у трупа органы для трансплантации?

  1. Изъятие органов у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации

  1. Каким законом гарантируется право пациента на выбор врача и лечебного учреждения?

  1. Такое право пациента закреплено статьей 30 (права пациента) “Основ законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан” от 12.03.1998 г. В этой статье указывается, что “при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования”.


ДИАГНОЗ


  1. Что такое болезнь?

  1. “Болезнь (morbus) - жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры или функции организма под влиянием внешних или внутренних факторов ...” (Энцикл. словарь мед. терминов. М., 1982., т.1. - с.148).

  1. На какие две группы делятся болезни по течению?

  1. На острые и хронические.

  1. Какие заболевания называются острыми?

  1. В большинстве случаев – это заболевания, которые разрешаются в ту или иную сторону в течение 3 месяцев.

  1. Каковы исходы острого заболевания?

  1. Выздоровление, смерть, переход в хроническую форму.

  1. Что такое хроническое заболевание?

  1. Заболевание, протекающее длительно и даже всю жизнь с периодами обострения и улучшения.

  1. Что такое рецидив болезни?

  1. Обострение (активация) хронического заболевания после предшествующего периода улучшения, когда его проявления были незначительны и даже отсутствовали.

  1. Что такое ремиссия?

  1. Улучшение в течении хронического заболевания.

  1. Когда говорят о полной ремиссии?

  1. При полном исчезновении внешних проявлений заболевания и нормализации показателей лабораторно-инструментальных исследований.

  1. Когда говорят о частичной ремиссии?

  1. Когда исчезают или становятся незначительными основные проявления заболевания.

  1. При наличии у больного нескольких заболеваний, какое из них называется основным?

  1. Заболевание, которое в данный момент имеет ведущую симптоматику, по поводу которого его надо лечить в первую очередь.

  1. Может ли быть такая ситуация, когда основное заболевание не является самым опасным для здоровья и жизни больного.

  1. Да, может быть. Например, когда у больного с хроническим заболеванием возникает новое острое заболевание - грипп у больного, страдающего онкологическим заболеванием, вывих сустава у больного с циррозом печени.

  1. При наличии нескольких заболеваний как выбрать основное?

  1. Подход разный в зависимости от ситуации. Нужно учитывать какое из нескольких заболеваний представляет наибольшую угрозу для здоровья и жизни больного; проявления, какого заболевания превалируют в данный момент. Например - рак легкого у больного хроническим бронхитом по своей значимости является основным заболеванием. Иная ситуация, когда больной с раком легкого попадает к травматологу по поводу перелома бедра. У травматолога основным заболеванием будет считаться перелом.

  1. Что такое сопутствующее заболевание?

  1. Заболевание, которое представляет меньшую угрозу для жизни и здоровья больного.

  1. Что такое симптом?

  1. Проявление болезни, ее признак.

  1. Какие симптомы называются субъективными?

  1. Проявления болезни, которые ощущаются больным, но не могут быть определены врачом.

  1. Приведите несколько примеров субъективных симптомов.

  1. Боль, тошнота, слабость, утомляемость и т.д.

  1. Какие симптомы называются объективными?

  1. Проявления заболевания, которые обнаруживаются врачом при обследовании больного.

  1. Приведите несколько примеров объективных симптомов.

  1. Желтуха, припухание суставов, увеличение печени, хрипы при выслушивании легких и т.д.

  1. Что подразумевается под терминами клинические проявления (клиника болезни)?

  1. Комплекс субъективных и объективных проявлений заболевания, которые могут быть обнаружены при обследовании больного.

  1. Что такое синдром?

  1. Комплекс симптомов, имеющих единый патогенез.

  1. Приведите наиболее простые примеры синдромов.

  1. Лихорадочный синдром (высокая температура, озноб, дрожь, потливость, слабость, головная боль). Диспепсический синдром (снижение аппетита, тяжесть в животе, тошнота, отрыжка и т.д.).

  1. Что такое диагноз

  1. Краткое, четкое определение имеющегося у человека заболевания

  1. Название заболевания и диагноз являются идентичными понятиями?

  1. Нет. Диагноз более широкое понятие, чем название болезни.

  1. Что должно быть отражено в диагнозе?

  1. Название заболевания, его этиология, патогенез, клинический или морфологический вариант, локализация патологического процесса, степень активности, наличие осложнений, нарушение функции больного органа.

  1. При наличии у больного нескольких заболеваний, в какой последовательности они отражаются в диагнозе?

  1. Сначала указываются данные основного заболевания, а затем сопутствующих заболеваний.

  1. Перечислите виды диагноза по степени обоснованности.

  1. Предварительный, клинический, окончательный, рабочий (диагноз под вопросом).

  1. Какой диагноз называется предварительным?

  1. Диагноз, поставленный на основании данных первичного обще клинического обследования больного.

  1. Какой диагноз называется клиническим?

  1. Диагноз, поставленный после полного обследования больного.

  1. какой диагноз называется окончательным?

  1. Клинический диагноз, уточненный в ходе многодневного наблюдения и лечения.

  1. Какой диагноз называется рабочим?

  1. Диагноз, который на данный момент обследования и наблюдения кажется наиболее вероятным. Такой диагноз является временным. В результате дополнительного обследования, наблюдения за течением процесса и результатами лечения он трансформируется в клинический.

  1. Перечислите виды диагноза по времени выявления заболевания.

  1. Ранний, поздний, ретроспективный, посмертный.

  1. Какой диагноз называется ранним?

  1. Диагноз, установленный сразу при обращении больного, а также в первые часы или дни. Ранний диагноз позволяет начать лечение больного своевременно, до развития осложнений.

  1. Какой диагноз называется поздним?

  1. Диагноз, установленный после развития тяжелых осложнений и необратимых изменений в организме. Лечение, начатое после этого, оказывается часто запоздалым и неэффективным.

  1. Какой диагноз называется посмертным?

  1. Диагноз, установленный уже после смерти больного на основании клинических симптомов и результатов вскрытия.

  1. Какой диагноз называется патологоанатомическим?

  1. Диагноз, установленный на основании результатов вскрытия трупа и морфологического изучения тканей и органов.

  1. Какие различают диагнозы по методике их установления?

  1. Прямой (аналоговый), дифференциальный, диагноз путем наблюдения, диагноз по лечебному эффекту.

  1. Какой диагноз называется прямым (аналоговым)?

  1. Диагноз, выставленный по наличию характерных (прямых) признаков заболевания. Такой диагноз еще называется диагнозом по сходству.

  1. Какой диагноз называется дифференциальным?

  1. Диагноз, установленный путем исключения других, сходных по симптоматике заболеваний.

  1. Какой диагноз называется диагнозом по наблюдению?

  1. Диагноз, установленный на основе динамики симптомов за определенный период наблюдения за течением заболевания.

  1. Какой диагноз называется диагнозом по лечению?

  1. Рабочий диагноз, подтверждаемый положительными результатами лечения.

  1. Как называется по латыни диагноз путем наблюдения?

  1. Diagnosis ex observatione.

  1. Как называется по латыни диагноз, устанавливаемый по эффекту лечения.

  1. Diagnosis ex juvantibus.

  1. Перечислите основные причины ошибочного диагноза.

  1. Недостаточная квалификация врача, недостаточное или неправильное обследование больного, отсутствие возможностей для полноценного обследования (лабораторно-инструментальные методы, языковой барьер).

  1. Что такое прогноз?

  1. Предвидение характера развития и исхода заболевания.

  1. Когда говорят “prognosis bona (optima)”?

  1. Это благоприятный прогноз, оптимистический. Такой прогноз бывает при полностью излечимом заболевании.

  1. Как называется по латыни плохой прогноз?

  1. Prognosis mala.

  1. Когда говорят “prognosis pessima”?

  1. Это пессимистический (очень плохой) прогноз, который может быть при неизлечимом заболевании.

  1. Что подразумевается под профессиональным прогнозом?

  1. Сохранение или потеря трудоспособности соответственно профессии больного.

  1. Как называется по латыни сомнительный прогноз?

  1. Prognosis dubia.

  1. Как называется по латыни летальный прогноз?

  1. Prognosis lethalis.

  1. Зачем нужно знать латинские названия прогнозов?

  1. Для соблюдения деонтологических норм при обсуждении больного в его присутствии.


. ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пропедевтика внутренних болезней iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»

Пропедевтика внутренних болезней iconВопросы к экзамену по пропедевтике внутренних болезней для лечебного факультета общие
Пропедевтика внутренних болезней (содержание и характеристика дисциплины, три основные части ее)

Пропедевтика внутренних болезней iconВопросы к экзамену по пропедевтике внутренних болезней для лечебного факультета общие
Пропедевтика внутренних болезней (содержание и характеристика дисциплины, три основные части ее)

Пропедевтика внутренних болезней iconТематический план практических занятий модуля «Пропедевтика внутренних болезней»
Знакомство студентов с клиникой. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Схема истории болезни. Расспрос и общий осмотр...

Пропедевтика внутренних болезней iconТематический план практических занятий модуля «Пропедевтика внутренних болезней»
Знакомство студентов с клиникой. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Схема истории болезни. Расспрос и общий осмотр...

Пропедевтика внутренних болезней iconТематический план практических занятий модуля «Пропедевтика внутренних болезней»
Знакомство студентов с клиникой. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Схема истории болезни. Расспрос и общий осмотр...

Пропедевтика внутренних болезней iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для н
Полученные при изучении пропедевтики внутренних болезней знания и практические умения являются базой для дальнейшего более глубокого...

Пропедевтика внутренних болезней iconРабочая программа «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов...

Пропедевтика внутренних болезней iconТематический план лекций модуля «Пропедевтика внутренних болезней»
Основные принципы организации Российского здравоохранения. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Методология диагноза....

Пропедевтика внутренних болезней iconТематический план лекций модуля «Пропедевтика внутренних болезней»
Основные принципы организации Российского здравоохранения. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней. Методология диагноза....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную