Скачать 1.67 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Защита прав и интересов ребёнка, укрепление института семьи - безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего. В послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ в 2011 году подчёркнуто, что ключевой темой предыдущего Послания была политика в области материнства и детства. Д.А. Медведев в своём послании в 2010 году впервые в истории современной России системно проанализировал проблемы государственной политики в интересах детей и поставил конкретные задачи по улучшению положения детей, в Российской Федерации подчеркнув, что забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. В настоящее время многое делается по данному вопросу, исходя из задач, определённых в Послании Президента РФ. Регионам дано право устанавливать и выплачивать региональный семейный капитал, бесплатно предоставлять многодетным семьям земельные участки из государственной и муниципальной собственности, дополнительные ресурсы направлены на развитие педиатрической службы, в школьные программы введён ещё один урок физкультуры. Практически во всех регионах созданы и активно работают институты Уполномоченных по правам ребёнка. В целях осуществления приоритетности защиты детства явилось создание в Ярославской области в 2011 году института Уполномоченного по правам ребёнка в соответствии с Законом Ярославской области от 28 декабря 2010 года № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Ярославской области». Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка в регионе дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка. Основными задачами Уполномоченного по правам ребёнка являются:
В соответствии с Указом Губернатора Ярославской области от 01.06. 2011 года № 220 «Об обеспечении деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ярославской области» обеспечение деятельности данного института осуществляется органами исполнительной власти области и структурным подразделениям Правительства области. С целью создания механизмов согласования общественных и государственных интересов по вопросам защиты прав детей в Закон Ярославской области от 28 декабря 2010 года № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ярославской области» в декабре 2011 года были внесены изменения, которые позволяют расширить сферу деятельности общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка, работающих на общественных началах и возможность создания общественных советов при Уполномоченном. Для повышения эффективности работы в сфере защиты прав и законных интересов детей в области заключены Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Уполномоченным по правам ребёнка и:
За 11 месяцев 2011 года Уполномоченным проведено 22 личных приёма граждан, в том числе 5 выездных в муниципальные районы области. Осуществлено 32 выезда в организации и учреждения, в которых проживают, воспитываются или находятся на лечении несовершеннолетние. Уполномоченный посетила 9 приёмных семей, 16 детских загородных оздоровительных учреждений. Уполномоченным на основании обращений граждан, рабочих поездок, посещений учреждений подготовлено и направлено 5 Заключений в органы государственной власти, по всем приняты положительные решения. В целях обеспечения доступности информации населения о деятельности Уполномоченного, популяризации деятельности подготовлено 7 публикаций в областных СМИ, 3 материала на телевидение и радио. В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Ярославской области от 28 декабря 2010 года № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ярославской области» Уполномоченный по правам ребёнка готовит ежегодный доклад, содержащий сведения о качественных и количественных показателях, характеризующих результаты его деятельности и состояние дел в сфере соблюдения и защиты прав и законных интересов ребёнка в области. Доклад направляется Губернатору Ярославской области, Ярославскую областную Думу и в Общественную палату Ярославской области. В первом докладе отражены результаты деятельности Уполномоченного по правам ребёнка по вопросам реализации прав и законных интересов детей в 2011 году, дан анализ обращений граждан, результатов проверок и посещений детских учреждений. При подготовке доклада использовалась информация, предоставленная органами государственной власти, органами местного самоуправления области, общественными объединениями, сведения, полученные в ходе участия Уполномоченного по правам ребёнка в различных мероприятиях по вопросам защиты прав и законных интересов детей, а так же официальные статистические и оперативные данные по области. Выражаю благодарность всем, кто направил качественную информацию к докладу, чем оказал содействие в его подготовке. Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребёнка в Ярославской области за 2011 год Обращения граждан к Уполномоченному по правам ребёнка являются основным источником информации, работа с ними позволяет определять наиболее актуальные проблемы в сфере реализации прав детей, выявлять их причины, предлагать возможные пути решения. В целях обеспечения доступности информации для населения о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, ознакомления с графиком личного приёма граждан и возможности их оперативного обращения к Уполномоченному, на портале Правительства Ярославской области создана интернет-страница Уполномоченного по правам ребёнка, такая же страница имеется на портале Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и региональной общественной организации по борьбе с наркоманией среди несовершеннолетних «Детство без наркотиков». В 2011 году в адрес Уполномоченного по правам ребёнка поступило 868 обращений. Из них 150 письменно, 596 – устно и 122 в ходе проведения личного приёма. Следует отметить, что во втором полугодии значительно увеличилось количество письменных обращений в адрес Уполномоченного по правам ребёнка, а также количество граждан, обратившихся на личном приёме. Данные о количестве обращений в адрес Уполномоченного представлены в диаграмме № 1. Диаграмма № 1 За 11 месяцев 2011 года Уполномоченным проведено 22 личных приёма. В ходе рабочих поездок Уполномоченного по региону осуществлялись совместные приёмы граждан с представителями администраций муниципальных образований области. Проведено 5 выездных приёмов: Угличский, Большесельский, Некоузский, Ростовский, Брейтовский муниципальные районы. Подавляющее число обращений поступило от жителей г. Ярославля, г. Рыбинска, Ростовского и Тутаевского муниципальных районов. В 2011 г. в адрес Уполномоченного по правам ребёнка поступило 1 письменное обращение от жителя Краснодарского края по вопросу установления порядка общения с детьми, проживающими в нашем регионе и два обращения от Уполномоченных по правам ребёнка - из Краснодарского края и Московской области. Обзор количества обращений, поступивших от граждан в разрезе муниципальных образований Ярославской области, представлен в диаграмме № 2. Диаграмма № 2 В диаграмме № 3 отражены категории лиц, обратившихся к Уполномоченному по правам ребёнка в 2011 г. Диаграмма №3 В таблице № 1 отражено количество обращений по различной тематике в общей структуре обращений, поступивших к Уполномоченному по правам ребёнка в 2011 году, и распределение обращений жителей в количественном и процентном соотношении. Таблица № 1
Практически каждое третье обращение граждан к Уполномоченному по правам ребёнка (26,1% от общего числа письменных обращений и обращений на личном приёме) содержит просьбу о содействии в решении жилищного вопроса. Основная часть жалоб по данной тематике связана с улучшением жилищных условий, отказами от регистрации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо продвижением в очереди на жилье. В основном это семьи с несовершеннолетними детьми, не имеющие возможности улучшить условия с помощью жилищных программ, реализуемых федеральными и региональными властями на возмездной основе. Значительное число обращений по жилищному вопросу составили жалобы, связанные с выселением в судебном порядке семей с детьми из единственного для них жилого помещения собственниками жилья без предоставления другого жилого помещения. Примером, такой ситуации может служить обращение матери, имеющей 3-х несовершеннолетних детей, двое из которых – дети-инвалиды. Супруги разведены, мать и дети имели регистрацию по месту жительства, квартира на праве собственности принадлежала бывшему мужу, который продаёт данное жилое помещение третьему лицу, а тот, по решению суда выселяет мать с детьми на основании статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая, укрепив статус собственника, сделала весьма уязвимыми права несовершеннолетних. И такой пример не единичен. Возникновение в правоприменительной практике подобных проблем свидетельствует о необходимости совершенствования жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации в этом направлении. В целях усиления защиты жилищных прав детей, а также в соответствии с поручением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова, региональным Уполномоченным были направлены предложения о необходимости внесения изменений в часть 4 ст. 31 ЖК РФ об исключении возможности признания несовершеннолетних бывшими членами семьи собственника и, соответственно их выселения из жилых помещений, а также внесении соответствующих изменений в Гражданский и Семейный кодексы Российской Федерации. Следующим по количеству обращений к Уполномоченному по правам ребёнка являются вопросы образования, прежде всего дошкольного и воспитания детей – 11,4%, а также ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, изъятия детей из семьи, жалобы на жестокое обращение с детьми, сообщения о случаях, предоставляющих угрозу жизни детей (11,4%). На основании обращений родителей, имеющих детей-инвалидов и законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Уполномоченным по правам ребёнка в апреле 2011 года было подготовлено предложение об установлении региональным законодательством первоочередного приёма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в семьях и детей-инвалидов в детские дошкольные учреждения. Данное предложение рассмотрено, в закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» внесены соответствующие изменения, действие которых распространено с 01.01.12 года. В 2011 году имели место обращения, связанные с реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений (г. Рыбинск). Данные обращения внимательно рассматривались совместно с органами исполнительной власти, в чьей сфере компетенции находится данный вопрос. Нарушений прав детей на образование при рассмотрении обращений не отмечено. В структуре обращений по вопросам охраны здоровья (10,0%) преобладали жалобы на обеспечение лекарственными средствами, обслуживание в детских поликлиниках и стационарных лечебных учреждениях, оплате дорогостоящего лечения и оказания высокотехнологичной медицинской помощи. По каждому случаю были направлены обращения в компетентные органы для проведения проверок, в 90% случаев приняты положительные решения. К Уполномоченному на личный приём обратилась группа родителей детей, страдающих орфанными заболеваниями (фенилкетонурией). Уполномоченным была изучена ситуация по данному вопросу, подготовлено заключение на имя Губернатора области о необходимости обеспечения данной группы детей лечебным питанием за счёт средств областного бюджета. Губернатором принято решение об обеспечении детей с ФКУ продуктами лечебного питания за счёт средств областного бюджета, из расчёта 4,35 тыс. рублей в месяц на одного ребёнка с января 2012 года. Расходы бюджета составят 1,2 млн. рублей в год. ![]() Совместно с департаментом здравоохранения Ярославской области Уполномоченным разработаны и направлены на имя Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка П.А. Астахова предложения по улучшению положения детей, страдающих орфанными заболеваниями. В целях совершенствования оказания медицинской помощи детям, страдающими орфанными заболеваниями предложено: - пересмотреть критерии определения инвалидности у детей; - включить орфанные заболевания у детей в перечень централизованно закупаемых за счёт средств федерального бюджета лекарственных средств, предназначенных для лечения этой категории, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 года № 2053-р (перечень «высокозатратных» заболеваний). Особое внимание было уделено обращениям, поступившим в адрес Уполномоченного от несовершеннолетних: Угличский муниципальный район - жалоба по уклонению матерью от исполнения алиментных обязательств; Ростовский и Некоузский муниципальные районы – получение Российского гражданства. В первом случае - работа проводилась совместно со службой судебных приставов, алименты с матери взысканы. Во втором случае, требующем дополнительного времени - по обращению Уполномоченного Управлением Федеральной миграционной службы по Ярославской области проводится плановая работа, законным представителям даны необходимые разъяснения и консультации специалистами службы, обращения взяты на контроль. На основании обращения Уполномоченного в прокуратуру г. Ярославля в защиту жилищных прав лиц, из числа детей-сирот (молодая одинокая мама и её брат) прокуратурой подан иск к мэрии г. Ярославля, который судом удовлетворен. На мэрию Ярославля возложена обязанность по предоставлению заявителям жилых помещений, как лицам из числа детей-сирот. Во всех случаях обращений к Уполномоченному, заявителям письменно, по электронной почте или устно разъяснялись способы и средства защиты прав ребёнка. При необходимости обращения направлялись в другие органы по принадлежности для рассмотрения и направления ответа заявителю. По 48 обращениям проведены дополнительные действия в защиту прав детей. В итоге работы Уполномоченного с обращениями граждан права детей по обоснованным жалобам были восстановлены. По остальным обращениям были даны консультации и разъяснения. |
![]() | Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия (далее – Уполномоченный рб). Особое внимание уделяется повышению эффективности... | ![]() | Охватывает всю область. Наибольшее количество обращений поступило от граждан, проживающих в городских муниципальных образованиях... |
![]() | Анализ заболеваемости и мероприятия по охране жизни и здоровья детей в 2011-2012 уч году | ![]() | Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности... |
![]() | Ярославской области – главного государственного ветеринарного инспектора Ярославской области Чавгуна А. Л. от 18. 06. 2015 №04-16/295,... | ![]() | Ярославской области – главного государственного ветеринарного инспектора Ярославской области Чавгуна А. Л. от 09. 04. 2015 №04-16/170,... |
![]() | Ярославской области – главного государственного ветеринарного инспектора Ярославской области Чавгуна А. Л. от 28. 12. 2016 №04-16/718,... | ![]() | Статья Правоотношения, регулируемые социальным законодательством Ярославской области |
![]() | Растет количество учащихся с заболеваниями органов пищеварения и заболеваниями кожи | ![]() | Оон, пройдут мероприятия информационно-просветительского проекта «Профилактика диабета – основа здоровья нации» (далее – проект).... |