Скачать 316.08 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Кафедра госпитальной педиатрии Оценка полового развития детей на педиатрическом участке Учебно-методическое пособие по циклу «поликлиническая педиатрия» для студентов педиатрических факультетов Оренбург, 2013 Скачкова М.А. – д.м.н., профессор, Тарасенко Н.Ф. – к.м.н., доцент, Плигина Е.В. – к.м.н., ассистент, Рыбалкина М.Г. - к.м.н., ассистент. Под редакцией заведующего кафедрой госпитальной педиатрии д.м.н., профессора М.А. Скачковой. Оценка полового развития детей на педиатрическом участке. Учебно-методическое пособие. - Оренбург, 2013 – 28 с. В учебно-методическом пособии предназначены материалы для подготовки к семинарскому занятию по теме «Организация работы с подростками в условиях детской поликлиники и подростковых центров». Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия». Рецензенты: Попова Л.Ю. - д.м.н, профессор, зав.кафедрой детских болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Литяева Л.А. - д.м.н, профессор кафедры эпидемиологии и инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к печати РИС ОрГМА. Пояснительная записка Период полового созревания является, очень ответственным и своеобразным «критическим» периодом постнатального развития ребенка, который зачастую определяет его дальнейшую жизнь. Нередко в зависимости от того, насколько здоровым вступает в этот период ребенок, насколько правильным он протекает, зависит не только его будущее, но и будущее следующих поколений. Нередко к врачам - педиатрам, терапевтам, урологам, эндокринологам обращаются родители (иногда - и сами дети) с жалобами на отставание в развитии половых органов относительно сверстников. Часть этих пациентов направляется на консультацию другими специалистами. Примерно в 90 % случаев в результате обследования выясняется, что задержка полового развития у ребенка отсутствует. Однако подавляющее большинство врачей при решении этих вопросов ориентируются только на субъективное восприятие полового развития пациента и свой практический опыт. Между тем, необходима объективизация анамнеза, осмотра, результатов лабораторного обследования для получения достоверных результатов вне зависимости от личного опыта и субъективного мнения врача. В современных учебниках, монографиях, руководствах по педиатрии для студентов и врачей встречаются разночтения в оценки нормального течения пубертатного периода. В настоящем методическом пособии мы хотели бы представить унифицированную схему оценки полового развития детей. Половое созревание - сложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума и способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. Процесс формирования полового фенотипа у ребенка совершается в течение всего периода развития и созревания, однако наиболее значимыми в этом отношении оказываются два достаточно кратковременные периода жизни. Это период формирования пола во внутриутробном развитии, занимающий около 4 мес., и период полового созревания (пубертатный период) длительностью 2-3 года у девочек и 4 — 5 лет у мальчиков. Пубертатный период состоит из 3-х фаз: препубертатной, собственно пубертатной и постпубертатной. Первая фаза полового созревания - препубертатная, начинается после 6 - 7 лет и характеризуется скачком роста, развитием костей таза, появлением вторичных половых признаков. В стимуляции этих процессов участвуют гормон роста, андрогены, которые воздействуют на гипоталамус и стимулируют созревание гипоталамо-гипофизарной системы. Эта стадия заканчивается появлением менархе у девочек. В это время уменьшается уровень гормона роста, повышается - гонадотропинов и эстрогенов, активизируется функция щитовидной железы. У мальчиков в препубертатной фазе отмечается детский тип телосложения, отсутствуют пигментированные остистые волоски на лобке и в подмышечных областях. Диаметр яичек не превышает 2,5 см. Собственно пубертатная фаза является кульминационной в процессе полового созревания, так как в эту фазу начинает формироваться половая зрелость. Она человеком достигает позже, чем все остальные млекопитающие, т.к. процесс пубертатных изменений протекает у него очень медленно. В связи с этим увеличивается период зависимости детей от родителей, и создаются большие возможности для передачи опыта одного поколения другому. Данная фаза начинается с появлением и формированием вторичных половых признаков у подростков и заканчивается овуляцией у девочек, сперматогенезом у мальчиков, о последнем косвенно судят по времени появления первых эякуляций. Постпубертатной фазе (юношеская) полового созревания присуща остановка роста скелета. Менструации становятся регулярные, на фоне увеличенной продукции эстрогенов формируются овуляторные циклы. Половое созревание у девушек и у юношей завершается окончательным формированием полноценной функции половой системы, готовой к половому размножению и деторождению. Основной учебник по поликлинической педиатрии – Калмыкова А. С. Поликлиническая педиатрия - учебник для вузов – Москва, 2009г-619с. Модуль № 1 – «Организация работы детской поликлиники» Перечень формируемых элементов компетенций
Семинарское занятие № 6. Тема: Организация работы с подростками в условиях детской поликлиники и подростковых центров Цель: Знать: - особенности работы врача-педиатра с подростками; - особенности развития детей в подростковом возрасте. Особенности нейро- эндокринно –иммуной системы; - особенности диагностики и лечения острых и хронических заболеваний у подростков; - сроки профилактических осмотров подростков. Уметь: - оценить половое развитие у детей; - составить план диспансерного наблюдения подростков в детской поликлинике; - Проводить профилактику вредных привычек и травматизма у детей школьного возраста. Владеть: - методами профилактического наблюдения за подростками; - методами профилактической работы с детьми и их родителями. Вопросы для самоподготовки: 1. Особенности работы врача-педиатра с подростками. 2. Особенности развития детей в подростковом возрасте. Особенности нейро- эндокринно –иммуной системы. 3. Характеристика среднего и старшего подросткового периода. 4. Половое развитие и оценка половой зрелости. 5. Особенности диагностики и лечения острых и хронических заболеваний у подростков. 6. Сроки профилактических осмотров подростков. 7. Диспансерное наблюдение подростков в детской поликлинике. Организация передачи подростков во взрослую поликлинику. 8. Профилактика и лечение алкоголизма, наркомании и токсикомании. Основные понятия темы: Группа здоровья, половая зрелость, пубертатный период, половая формула, «костный» возраст, план диспансерного наблюдения. Рекомендуемая литература: 1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия - учебное пособие. /Под редакцией В. А. Доскина. - М,2009г. 2. Руководство участкового педиатрии. / Под ред. проф. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 3. Приказ МЗ от 05.05.1999 года № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» Самостоятельная работа студентов Тестовые задания Укажите один правильный ответ 1. При преждевременном половом созревании костный возраст: а) соответствует паспортному возрасту; б) опережает паспортный возраст; в) отстает от паспортного возраста. 2. Наступление периода полового созревания у мальчиков начинается с: а) увеличения полового члена в дину; б) пигментации кожи мошонки; в) увеличения яичек; г) появления начального оволосения на лобке и в аксилярной области; д) мутации голоса. 3. Форма нарушения половой дифференцировки, относящаяся к ложному женскому гермафродитизму: а) синдром Клайнфельтера; б) врожденная дисфункция коры надпочечников; в) синдром тестикулярной феминизации; г) смешанная дисгенезия яичек. 4. Задержка роста, обусловленная церебрально-гипофизарным нанизмом, наиболее часто диагностируется: а) при рождении; б) на первом году жизни; в) в 2-4 года; г) в пубертате. 5. Гормон роста оказывает влияние на уровень глюкозы в крови: а) инсулиноподобное; б) контринсулярное; в) двухфазное. 6. Для первичных форм гипогонадизма характерны: а) высокий уровень гонадотропных гормонов и низкий уровень половых гормонов; б) низкий уровень половых гормонов и низкий уровень гонадотропных гормонов; в) низкий уровень гонадотропинов и резко положительная проба хорионическим гонадотропином. 7. О недостаточности функции половых желез свидетельствует отсутствие вторичных половых признаков у мальчиков старше: а) 11 лет; б) 13,5 лет; в) 15 лет. Укажите все правильные ответы 8. Гипергонздотропный гипогонадизм (первичный гипогонадизм) может развиться после: а) ветряной оспы; б) эпидемического паротита; в) краснухи; г) кори; д) гриппа; е) туберкулеза; ж) скарлатины. 9. Для истинного преждевременного полового созревания характерны следующие симптомы: а) ускорение костного возраста; б) резкое повышение уровней лютеинизирующего и фолликулостимулирующего гормонов в крови; в) пубертатные значения уровней лютеинизирующего и фолликулосшмулирующего гормонов в крови; г) гиперплазия одного или двух надпочечников; д) повышение уровня 17-оксипрогестерона в крови; е) изменение набора половых хромосом по типу 46 XX/XО. 10. Фенотапические проявления у детей с церебрапьно-гипофизарным нанизмом: а) маскулинный тип телосложения; б) перераспределение подкожно-жировой клетчатки на груди и животе в) микрогнатия; г) кукольное лицо; д) инфантильное телосложение; е) задержка роста; ж) «матронизм». ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ Тесты: 1 б 6 а 2 в 7 б 3 б 8 б, в, е 4 в 9 а, в 5 б 10 б, г, д, е Задачи 1. Оцените половое развитие ребенка. 2. Поставьте диагноз и оцените группу здоровья. 3. Определите тактику дальнейшего ведения на педиатрическом участке. Задача № 1 На амбулаторном приёме у педиатра мальчик 14 лет. При осмотре отмечается полное оволосение подмышечных впадин и лобковой области, отсутствующее на внутренней поверхности бедер и нижней части живота. Отмечается смена пушковых волос на более «жесткие» Половой член увеличен в диаметре, мошонка имеет естественную складчатость. Головка полового члена выводится. Наружные гениталии приобрели пигментацию. Пальпируются два яичка, мягко эластичной консистенции, безболезненные. При проведении УЗИ генитальных органов объем яичек составил 12,0 мл. Задача № 2 На амбулаторном приеме у педиатра мальчик 15 лет. В анамнезе родители ребенка низкорослые. При осмотре масса мальчика в 4 коридоре, рост в 1 коридоре. При осмотре: в подмышечных впадинах отмечается рост единичных пушковых волос, также отмечается рост редких пигментированных волос вокруг основания полового члена, мошонка слегка пигментирована. Половой член сформирован, головка выводится. Пальпируются два яичка, мягко эластичной консистенции, безболезненные. При проведении УЗИ генитальных органов объем яичек составил 4,0 мл. Задача № 3 На амбулаторном приеме у педиатра мальчик 10 лет. Физическое развитие: масса в 5 коридоре, рост в 6 коридоре. При осмотре в подмышечных впадинах отмечается рост единичных пушковых волос, также отмечается рост редких пигментированных волос вокруг основания полового члена, мошонка слегка пигментирована. Половой член сформирован, головка выводится. Пальпируются одно яичко, мягко эластичной консистенции, безболезненное. При проведении УЗИ генитальных органов объем яичка составил 10,0 мл, второе яичко визуализируется в паховом канале. Задача № 4 На амбулаторном приеме у педиатра девочка 13 лет. Часто болеет простудными заболеваниями, из социально-неблагополучной семьи, питание неполноценное. При осмотре подмышечной впадины отмечается рост редких, пушковых волос, при осмотре области лона - рост длинных, слегка пигментированных волос вдоль половых губ. Молочные железы выступают над поверхностью грудной клетки, отмечается увеличение диаметра ареолы. Пальпаторно пальпируется дольчатая структура. Со слов ребенка месячные не начинались. При проведении УЗИ гениталий: двурогая матка. |
![]() | Учебно-методическое пособие составлено на кафедре неврологии Гродненского государственного медицинского института | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и может... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и может... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов | ![]() | Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ, абитуриентам... |
![]() | ... | ![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения факультета ветеринарной медицины по специальности... |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих... | ![]() | ... |