Программа итоговой государственной






НазваниеПрограмма итоговой государственной
страница1/3
Дата публикации13.04.2015
Размер436 Kb.
ТипПрограмма
d.120-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


«Утверждаю»

проректор по учебной и

воспитательной работе,

доктор медицинских наук,

профессор А.Л. Бондаренко

«______»_____________2011 г.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

по специальности 060103 Педиатрия


Киров

2011

Программа итоговой государственной аттестации составлена на основании документов:

1. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников педиатрического факультета Кировской государственной медицинской академии (2010 г.).

2. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации за № 1155 от 25.03.2003.

3. Государственного образовательного стандарта (2000 г.)

4. Квалификационной характеристики врача-выпускника медицинского вуза по специальности 060103 Педиатрия (2000 г.)

Составители:

Декан педиатрического факультета, к.м.н., доцент Беляков В.А.

Зам. декана педиатрического факультета, к.м.н., доцент Токарев А.Н.

Программа обсуждена на заседании совета педиатрического факультета

Протокол №11

«30» августа 2011 г.
Декан педиатрического факультета (Беляков В.А.)


Утверждена Центральным методическим советом Кировской ГМА

протокол № 4 от «22»декабря 2011 г.

Секретарь ЦМС (Калинина С.Н.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения

1.1. Цели и задачи итоговой государственной аттестации

1.2. Этапы итоговой государственной аттестации

1.3. Требования к выпускникам медицинского вуза по специальности

2. Рекомендации по самостоятельной подготовке к государственному

междисциплинарному экзамену

3. Общемедицинские проблемы

4. Перечень состояний и заболеваний

5. Перечень умений врача-выпускника

6. Учебно-методические материалы.

6.1. Перечень наглядных пособий.

6.2. Материалы для оценки знаний и умений студента.

7. Примерный график подготовки и проведения итоговой государственной

аттестации.

8. Дополнения и изменения к программе итоговой государственной

аттестации.

1. Общие положения
1.1. Цели и задачи итоговой государственной аттестации.

Целью аттестации является оценка знания основ гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических, клинических дисциплин, необходимых для понимания этиологии, патогенеза, клиники, методов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики основных болезней человека по специальности 060103 Педиатрия.

В соответствии с Положением итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 060103 Педиатрия проводится в форме итогового междисциплинарного экзамена, целью которого является оценка теоретической и практической подготовленности, предусмотренной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060103 Педиатрия.

1.2. Этапы итоговой государственной аттестации.

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 060103 Педиатрия осуществляется поэтапно и включает следующие обязательные аттестационные испытания:

- проверку уровня освоения практических умений;

- проверку уровня теоретической подготовленности путем тестового экзамена на безмашинной или компьютерной основе;

- оценку умений решать конкретные профессиональные задачи в ходе собеседования.

1.3. Требования к выпускникам медицинского вуза по специальности 060103 Педиатрия.

Теоретическая подготовка выпускников предусматривает знания основ гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, медико-биологических, медико-профилактических, клинических дисциплин.

Врач-выпускник, освоивший основную образовательную профес­сиональную программу по специальности 060103 Педиатрия, должен уметь выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- профилактическую;

- диагностическую;

- лечебную;

- воспитательно-образовательную;

- организационно-управленческой;

- научно-исследовательской.

Врач-выпускник по специальности 060103 Педиатрия имеет право:

- проводить лечебно-профилактическую деятельность под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную деятельность. Самостоятельная лечебно-профилактическая деятельность разрешена при наличии сертификата специалиста и лицензии на право ведения определенного вида деятельности;

- заниматься научно-исследовательской деятельностью по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Врач-выпускник по специальности 060103 Педиатрия при проведении профессиональной деятельности должен быть подготовлен к решению следующих задач:

- проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);

- диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

- диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

- лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;

- диагностика беременности, ведение физиологической беременности и прием родов;

- экспертиза трудоспособности больных;

- судебно-медицинская экспертиза;

- гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

- организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;

- медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной, справочной литературой и другими источниками).

У врача-выпускника по специальности 060103 Педиатрия в результате подготовки в медицинском вузе должны быть сформированы принципы врачебной этики, основы клинического мышления, умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.

Врач-выпускник по специальности 060103 Педиатрия должен уметь:

- осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику болезней, диспансеризацию здоровых и больных;

- анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, качество медицинской помощи населению;

- проводить профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

- проводить диагностику и лечение заболеваний и патологических состояний при оказании плановой и неотложной медицинской помощи, изучение которых предусмотрено учебными программами и планами обучения в медицинском вузе;

- вести медицинскую документацию;

- проводить судебно-медицинскую экспертизу; оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;

- организовать работу подчиненного ему медицинского персонала;

- вести работу по медицинскому просвещению здоровых и больных, пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой для здоровья;

- применять современные методы научного познания, средства и методы психолого-педагогического воздействия наличность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

- работать с лечебно-диагностической аппаратурой, с ЭВМ;

- участвовать в управлении и организации медицинской помощи населению.

Врач-выпускник по специальности 060103 Педиатрия в своей профессиональной деятельности должен применять знания (целостные представления):

- о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, этапах и тенденциях их развития;

- об основных физических, химических, биологических и физиологических закономерностях, процессах и явлениях в норме и патологии, а также о строении, топографии и развитии клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, об особенностях организменного и популяционного уровней организации жизни;

- о математических методах решения профессиональных задач;

- об основных характеристиках лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики, показаниях и противопоказаниях к назначению и применению для профилактики и лечения, оформлении рецептов;

- основ законодательства об охране здоровья граждан;

- прав и социальной защиты пациентов и медицинского персонала;

- иностранного и латинского языков для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности.
2. Рекомендации по самостоятельной подготовке

к государственному междисциплинарному экзамену
Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному комплексному экзамену по специальности 060103 Педиатрия включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос.

Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области педиатрии, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит, уметь анализировать и оценивать его аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена и с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.
3. общемедицинские проблемы

1.1. Общественное здоровье и здравоохранение.

Критерии (показатели) общественного здоровья и их определение.

Основные факторы, определяющие здоровье населения.

Виды профилактики, основные задачи и показатели ее эффективности.

Методы изучения здоровья населения. Роль медицинской статистики в изучении состояния здоровья различных возрастно-половых групп населения и деятельности основных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

Правовые основы деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Системы здравоохранения, особенности здравоохранения в России.

Основные принципы организации учреждений здравоохранения, структура и показатели деятельности. Особенности работы врача в амбулаторных и стационарных учреждениях.

1.2. Медицинская этика.

Морально-этические нормативы взаимоотношений врач-пациент, врач-врач, врач - средний и младший медперсонал, врач - родственники пациента. Врачебная тайна. Ответственность врача за профессиональные нарушения.

1.3. Возрастно-половые особенности функционирования организма.

1.4. Санитарно-эпидемиологические закономерности возникновения, развития и распространения болезней.

1.5. Роль иммунных нарушений в патогенезе разных заболеваний, гуморальный и клеточный иммунитет.
4. Перечень состояний и заболеваний

I. Инфекционные и паразитарные болезни

Кишечные инфекции и инвазии: брюшной тиф, паратифы, дизентерия, сальмонеллез, пищевые токсикоинфекции, холера, ботулизм, вирусные гепатиты, иерсиниоз, амебиаз, лямблиоз, гельминтозы.

Воздушно-капельные инфекции: ОРВИ, синдром крупа ОРВИ, грипп, аденовирусная инфекция, герпетическая инфекция, краснуха, корь, ветряная оспа, коклюш, дифтерия, скарлатина, эпидемический паротит, менингококковая инфекция, инфекционный мононуклеоз, микоплазменная инфекция, полиомиелит, туберкулез.

Трансмиссивные инфекции: сыпной тиф, малярия.

Антропозоонозные инфекции: бруцеллез, чума, туляремия, сибирская язва, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство.

Инфекции наружных покровов: рожа, столбняк.

Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем: гонорея, сифилис, СПИД (ВИЧ-инфекция), хламидиоз, трихомониаз.

Грибковые поражения.

II. Новообразования (по всем системам органов - злокачественные и доброкачественные)

III. Болезни крови и кроветворных органов

Анемии: постгеморрагические, железодефицитные, В12 -фолиево-дефицитные, апластические, гемолитические врожденные и приобретенные (иммунные и неиммунные).

Панцитопении, агранулоцитоз.

Геморрагические синдромы: тромбоцитопения, гемофилия, болезнь Рандю-Ослера, геморрагический васкулит, ДВС-синдром, гемолитическая болезнь новорожденных, лучевая болезнь.

Гемобластозы: острые лейкозы у детей и взрослых, хронические лейкозы, миеломная болезнь, истинная полицитемия (эритремия); лимфомы (лимфогрануломатоз и другие). Лейкемоидные реакции.

Гемотрансфузионные реакции.

Эозинофилии.

IV. Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ.

Болезни щитовидной железы: эндемический зоб, диффузный токсический зоб, аденомы, рак, тиреодит, гипотиреоз, микседема.

Гипер- и гипопаратиреоз.

Гипофизарно-гипоталамические нарушения: акромегалия, нанизм, болезнь Иценко-Кушинга, несахарный диабет.

Сахарный диабет 1 и 2 типа, кетоацидоз, гиперосмолярная кома, макро- и микроангиопатии. Гипогликемия, гиперинсулинизм.

Болезни надпочечников: глюкостерома (синдром Иценко-Кушинга), альдостерома (синдром Конна), феохромоцитома, адрено-генитальный синдром, надпочечниковая недостаточность.

Болезни яичников: гиперэстрогенизм, гипогонадизм, склерокистоз-ный овариальный синдром (Штейна-Левенталя). Мастопатии.

Нарушения обмена веществ: ожирение, дислипидемии, гепатолен-тикулярная дегенерация (болезнь Вильсона-Коновалова), гемохроматоз.

V. Психические болезни

Неврозы (неврастения, истерия), фобии, состояние тревоги, нарушения настроения.

Нарушения, связанные с алкоголизмом и наркоманиями. Алкогольные психозы, острая алкогольная интоксикация.

Шизофрения, маниакально-депрессивный психоз. Инволюционный психоз.

Половые расстройства: вагинизм, гиперсексуальность, импотенция, фригидность.

VI. Болезни нервной системы

Невриты и невралгии, полинейропатии, дискогенные радикулопатии при заболеваниях позвоночника.

Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульт, тромбоз, эмболия), субарахноидальное кровотечение, синдром повышенного внутричерепного давления; дисциркуляторная энцефалопатия, перинатальная энцефалопатия.

Менингит, энцефалит, абсцесс, нейросифилис, миелит.

Болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона.

Миастении, детский церебральный паралич, мигрень, эпилепсия.

Энурез.

VII. Болезни глаз

Острый конъюнктивит, дакриоцистит, блефарит, ячмень; ретинопатии при заболеваниях внутренних органов; близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, катаракта, глаукома, кератит, отслойка сетчатки, слепота.

VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка

Глухота, тугоухость, отит, мастоидит, отосклероз, неврит слухового нерва, болезнь Меньера.

IX. Болезни системы кровообращения

Болезни эндокарда: ревматический и инфекционный эндокардит, приобретенные пороки сердца.

Врожденные пороки: открытый артериальный проток, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородки, тетрада Фалло, коарктация аорты.

Болезни миокарда: миокардиты, кардиомиопатии, дистрофии миокарда.

Болезни перикарда: перикардиты фибринозный, экссудативный, констриктивный, тампонада сердца, травматические повреждения сердца.

Артериальные гипертензии: эссенциальная (гипертоническая болезнь), симптоматические. Нейроциркуляторная дистония.

Атеросклероз, дислипидемии. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда. Расслаивающая аневризма аорты.

Недостаточность кровообращения: острая, хроническая, застойная.

Нарушение ритма и проводимости сердца: экстрасистолия, мерцание и трепетание предсердий, пароксизмальные тахикардии, фибрилляция желудочков, асистолия, блокады.

Заболевания периферических артерий: эндартериит, атеросклероз, тромбоз, эмболия. Болезни вен: варикоз, тромбоз, тромбофлебит, хроническая венозная недостаточность, целлюлит.

Болезни сосудов легких: тромбоз и эмболия легочной артерии; инфаркт легкого, легочная гипертензия, легочное сердце.

X. Болезни органов дыхания

Болезни носа, околоносовых пазух, глотки, гортани, трахеи: ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, ангина, перитонзиллярный абсцесс; острый ларинготрахеит; обстукция гортани, глотки; травмы.

Инфекции легких: острый бронхит, пневмонии, абсцесс, туберкулез.

Обструктивные болезни легких: хронический бронхит, бронхоэктазия; бронхиальная астма, эмфизема легких; ателектаз, аспирация.

Пневмокониозы (силикоз, асбестоз) и фиброзирующие болезни (альвеолиты, саркоидоз).

Дыхательная недостаточность острая и хроническая, в т.ч. острый респираторный дистресс-синдром у детей и взрослых.

Болезни плевры: плевриты, пневмоторакс, гемоторакс.

XI. Болезни органов пищеварения

Болезни полости рта, зубов, слюнных желез, ротоглотки.

Болезни пищевода: рефлюксный эзофагит, грыжа диафрагмы, кардиоспазм.

Болезни желудка: гастрит, язва желудка.

Болезни кишечника: энтероколит, язва двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженного кишечника, терминальный илеит (болезнь Крона), неспецифический язвенный колит, синдром мальабсорбции, аппендицит, кишечная непроходимость, тромбоз мезентериальных сосудов, дивертикулез, геморрой, трещины заднего прохода, парапроктит. дисбактериоз. Желудочно-кишечные кровотечения.

Грыжа: пищеводного отдела диафрагмы, белой линии живота, бедренная, паховая, пупочная, послеоперационная.

Перитонит.

Болезни поджелудочной железы: панкреатиты, муковисцидоз, гастринома (синдром Золлингера-Эллисона).

Болезни печени и жечных путей: гепатиты, циррозы, эхинококкоз, абсцесс, печеночная недостаточность, желтухи; портальная гипертензия, асцит. Желчно-каменная болезнь, холециститы, холангит. Постхолецистэктомический синдром. Дискинезии желчных путей.

XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки

Инфекции кожи и подкожной клетчатки: фурункул, карбункул, панариций, гидраденит, абсцессы, герпес простой, опоясывающий; пиодермии, угри; дерматофитозы.

Воспалительные болезни кожи и подкожной клетчатки: экзогенный дерматит, экзема, псориаз, лишай, эритемы, крапивница, пузырчатка.

Трофические язвы, гангрена.

XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

Воспалительные болезни: ревматизм, ревматоидный артрит, анкило-зирующий спондилоартрит, системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит, ревматическая полимиалгия, узелковый периартериит; бурсит, тендовагинит.

Инфекционные: остеомиелит, септический артрит, туберкулез суставов, костей.

Дегенеративные: деформирующий остеоартроз, остеохондроз позвоночника, контрактура Дюпюитрена, лопаточно-плечевой синдром.

Метаболические: остеопороз, хондрокальциноз, подагра, рахит.

Врожденные пороки и дефекты развития: врожденный вывих бедра; кривошея, сколиотическая болезнь, плоскостопие, асептический некроз головки бедренной кости, миопатии.

XIV. Болезни мочеполовой системы

Болезни мочевыделительной системы: гломерулонефрит острый и хронический, амилоидоз почек, нефротический синдром; острая и хроническая почечная недостаточность. Острый и хронический пиелонефрит, мочекаменная болезнь, паранефрит, нефроптоз, поликистоз, инфаркт почек.

Пиелит, цистит, уретрит, обструкции мочевых путей, гидронефроз, недержание мочи, энурез. Стриктура уретры, уретеролитиаз.

Болезни мужских половых органов: простатит, аденома, орхоэпидидимит, варикоцеле, водянка яичка и семенного канатика. Семинома, крипторхизм, фимоз, парафимоз, баланопостит, импотенция, мужское бесплодие.

Болезни молочной железы.

Воспалительные и невоспалительные болезни женских тазовых и половых органов: вульвит, бартолинит, кольпиты, эндометрит, сальпингоофорит, тубоовариальные опухоли, параметрит, пельвиоперитонит, перитонит; эндометриоз, миома матки, фоновые и предраковые заболевания женских половых органов; аменорея, дисфункциональные маточные кровотечения, альгоменорея, бесплодие; острый живот в гинекологии.

XV. Беременность, роды, послеродовый и неонатальный периоды

Особенности ведения беременности, родов и послеродового периода при физиологическом их течении и в случаях осложнений. Планирование семьи. Контрацепция, стерилизация.

XVII. Врожденные аномалии (пороки развития, деформации и хромосомные нарушения (по всем системам органов)

XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, неклассифицированные в других рубриках (Экстремальные и терминальные состояния)

Кома, делирий, деменция, обморок, атаксия, нарушения сна.

ХIХ.Травмы

Травмы различной локализации. Инородные тела. Поражения электрическим током, отморожения различной локализации.

Утопление, повешение; аспирационная, компрессионная и другие виды асфиксии.

Укусы и ужаления. Анафилактический шок.

Отравления лекарственными и токсическими веществами.

Эффекты воздействия высокой температуры, света и химических веществ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итоговой государственной iconПрограмма государственной итоговой аттестации по специальности 060106....
Программа составлена с учетом квалификационной характеристики зубного техника, федерального государственного образовательного стандарта,...

Программа итоговой государственной iconПрограмма государственной итоговой аттестации по направлению подготовки...
Программа государственной итоговой аттестации ординаторов по специальности 31. 08. 67 Хирургия

Программа итоговой государственной iconПрограмма итоговой государственной атттестации выпускников по специальности...
Основной целью Итоговой Государственной аттестации по специальности «Лечебное дело» является определение уровня теоретической и практической...

Программа итоговой государственной iconПрограмма государственной итоговой аттестации студентов VI курса...
«Лечебное дело» составлена в соответствии с приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой...

Программа итоговой государственной iconПрограмма государственной итоговой аттестации составлена в соответствии...
Общие положения

Программа итоговой государственной iconАнализ итоговой аттестации за курс средней (полной) школы
Анализ государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования

Программа итоговой государственной iconПрограмма итоговой государственной аттестации предназначена для студентов...
В. К. Жиров, профессор, докт биол наук, член-корреспондент ран, директор пабси кнц ран, председатель государственной аттестационной...

Программа итоговой государственной iconПрограмма итоговой государственной аттестации специальность 14. 00. 13 «Неврология»
Целью ига является определение практической и теоретической подготовленности выпускников к выполнению профессиональных задач в соответствии...

Программа итоговой государственной iconПрограмма государственной итоговой аттестации специальность 14. 00. 13 «Неврология»
Целью гиа является определение практической и теоретической подготовленности выпускников к выполнению профессиональных задач в соответствии...

Программа итоговой государственной iconПубличный доклад
Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в 2013 г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную