Российской федерации






НазваниеРоссийской федерации
страница1/7
Дата публикации16.03.2015
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
d.120-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пермский государственный

национальный исследовательский университет»
БУДУЩЕЕ КЛИНИЧЕСКОЙ

ПСИХОЛОГИИ - 2012

Материалы VI Всероссийской научно-практической заочной конференции

(20 апреля 2012 г.)

Под редакцией Е.В.Левченко, А.Е.Деменевой

Пермь 2012

УДК 159.9:61; 159.96
Аннотация

В данном сборнике представлены результаты современных исследований в области клинической психологии. Статьи освещают актуальные проблемы современной клинической психологии, в числе которых – клинико-психологические аспекты соматических заболеваний и взаимосвязи психосоматики с личностными расстройствами. Особое внимание уделено методологическим проблемам клинической психологии и рассмотрению ее места в системе наук о человеке.
Summary

The results of modern research works in a field of clinical psychology are presented in this collection. Articles tell us about actual problems of modern clinical psychology, namely: clinical psychological aspects of bodily diseases and relationships of psychosomatics and personality disorders. The special attention is spared to the methodological problems of clinical psychology and consideration of its place in the system of scientific knowledge concerning the human person.


Рецензия на сборник материалов VI научно-практической заочной конференции

«Будущее клинической психологии-2012»
В данном сборнике представлены статьи, отражающие современное состояние и перспективы развития клинической психологии. На конференцию были представлены результаты научных исследований ученых различного уровня из 7 городов России и Ближнего Зарубежья: Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Новосибирска, Саратова, Перми и Ташкента. В работе конференции приняли участие 27 авторов, подавляющее большинство из которых – специалисты высшей квалификации, доктора и кандидаты психологических и медицинских наук, работники здравоохранения и образования.

В программе конференции вводное слово было посвящено методологическим проблемам клинической психологии и представлено работой декана факультета психологии МГУ профессора Ю.П. Зинченко и его коллеги, доцента Е.И. Первичко, «Постнеклассическая рациональность и методология синдромного анализа в клинической психологии».

Заключительное слово представлено работой доктора медицинских наук, профессора А.Н. Алехина, заведующего кафедрой клинической психологии РГПУ им. Герцена, «Клиническая психология в системе наук о человеке (о будущем клинической психологии)», где рассматриваются перспективы и актуальные проблемы клинической психологии как науки.

Материалы конференции освещают два значительных аспекта клинической психологии как науки и практики: это клинико-психологические аспекты соматических заболеваний и проблемы взаимосвязи психосоматики с психическими и личностными расстройствами.

Результатом проведенной конференции стал сборник работ по клинической психологии. К публикации приняты работы, отвечающие требованиям актуальности и новизны, что нашло свое отражение в самом названии сборника – «Будущее клинической психологии». Необходимо отметить высокий уровень представленных работ.

Представленный на рецензию сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции «Будущее клинической психологии» представляет интерес для широкого круга лиц, интересующихся состоянием современной психологической науки, психологов, клинических психологов, социальных работников, медицинских работников и специалистов смежных областей.

Сборник рекомендуется к печати.
Декан философско-социологического

факультета ПГНИУ,

доктор философских наук,

профессор Н.И.Береснева

Председатель оргкомитета конференции

«Будущее клинической психологии-2012»,

доктор психологических наук,

профессор Е.В.Левченко


_______________СОДЕРЖАНИЕ_____________
Вводное слово: О методологических проблемах клинической психологии………………………….…9
Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. (г. Москва). Постнеклассическая рациональность и методология синдромного анализа в клинической психологии………………………………………....9
Раздел I. Клинико-психологические аспекты соматических заболеваний………………………….24
Алехин А.Н., Андреева Е.В., Гончарова Н.С., Моисеева О.М., Трифонова Е.А. (Санкт-Петербург). Качество жизни и отношение к болезни у пациентов с тяжелыми формами хронической сердечной недостаточности (на примере легочной артериальной гипертензии и синдрома Эйзенменгера)…………………………24
Атаманов В.М. (Пермь). Сахарный диабет и стратегия преодоления……………………………39
Борисковская Т.В., Максимова М.Ю., Богомолов П.О. (Москва). Характеристики комплаенса пациентов, страдающих хроническим вирусным гепатитом С………………………………………..49
Дроздова А.Е., Кузнецова А.А., Кузнецов В.Н.

(Архангельск). Психологическое состояние комфорта у женщин с пищевой зависимостью....63
Ильхамова Д.И. (Ташкент). Психологические синдромы у детей и подростков с хроническими заболеваниями пищеварительного тракта………70
Чумакова И.О. (Санкт-Петербург). Роль телесного опыта в формировании отношения к болезни у пациентов с фибрилляцией предсердий………………………………………...82
Раздел II. Психосоматика и расстройства личности……………………………………………….91
Исакова Д.А.. Ласовская Т.Ю. (Новосибирск). Особенности детско-родительских отношений у лиц с нарциссическим расстройством личности…………………………………………...91
Ласовская Т.Ю. (Новосибирск). Недоступность ролевого поведения как клиническое проявление пограничного личностного расстройства………..98
Ласовская Т.Ю., Яичников С.В., Жовнер И.В., Егорова О.А., Артюшина М.А., Лермонтов П.А. (Новосибирск). Этапы конструирования теста, определение ретестовой надежности опросника для диагностики пограничного личностного расстройства………………………………….…102
Трунов Д.Г. (Пермь). К вопросу об этапах суицидальной активности……………………....110
Тарабрин О.Ю., Гурская И.Ю. (Саратов). Способ и средство визуальной коррекции психосоматического состояния пациента……...117
Заключительное слово………………………...131
Алехин А.Н. (Санкт-Петербург). Клиническая психология в системе наук о человека (о будущем клинической психологии)……………………….131
Атаманов В.М. (Пермь). Обсуждение материалов сборника «Будущее клинической психологии – 2012»……………………………………………...142

Вводное слово: О методологических проблемах клинической психологии

_________________________________________
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ
СИНДРОМНОГО АНАЛИЗА В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И.©

МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, г. Москва
zinchenko@psy_msu.ru

elena_pervichko@mail.ru

Характеризуя современное состояние методологии научного знания в психологии, исследователи отмечают все возрастающий интерес к так называемым «качественным исследованиям» (qualitative research), а также к диалектике «качественных» и «количественных» методов исследования. (Glesne C., Peshkin A., 1992; Smith J.A., 2003; Corbin J., Strauss A., 2007; Watt D., 2007; Зинченко Ю.П., 2011, и др.). Наличие данной тенденции свидетельствует о том, что проблема поиска методологических основ и определения методологических принципов психологической науки не утратила своей актуальности и сегодня.

Современная философская мысль является плодотворной основой для развития гуманитарных наук, в том числе и психологии. В центре трудов таких ученых, как Т.Кун, П.Фейерабенд, Ч.Тэйлор, Д.Деннет, Ч.Тэйлор, К.Поппер, Р.Рорти, В.А. Лекторский, В.С. Степин, А.А. Гусейнов и др. находятся закономерности развития науки, условия возникновения новых теорий, смены парадигм и способа научного мышления; дается критика прежних методологических стандартов науки.

В последнее время в психологии, вслед за философией, стала популярной классификация научных подходов, в которой обосновывается выделение следующих типов научной рациональности: классического, неклассического и постнеклассического. Современное состояние научного знания, по мнению ученых, наиболее полно характеризует понятие «постнеклассическая наука» (Степин В.С., 2011). Известно, что для постнеклассической науки в целом характерен переход от феноменологического описания эволюции к ее структурному описанию; от видения объектов исследования как саморегулирующихся систем к их видению в качестве саморазвивающихся систем. В самом общем определении, саморазвивающаяся система может быть рассмотрена как система, которая самостоятельно выбирает цели своего развития и критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в процессе развития (Степин В.С., 2011).

Мы считаем, что в психологии несомненно близкой к постнеклассическому типу научной рациональности является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, с его представлениями о системном и смысловом строении сознания, о несводимости высших психических функций человека к совокупности элементарных функций. Известно, что в качестве гносеологически корректного метода познавательной деятельности для изучения психических явлений Л.С. Выготским был предложен психологический синдромный анализ, получивший свое дальнейшее развитие, теоретическое и эмпирическое обоснование в работах А.Р. Лурии (Выготский Л.С., 1934; А.Р. Лурия, 1962, 1973).

Следует признать, что и сегодня методологические принципы синдромного анализа рассматриваются исследователями как наиболее эвристичные и адекватные современному уровню научного знания, с его постнеклассической картиной мира. Принцип синдромного анализа психических явлений — один из важнейших в методологии отечественной клинической психологии (школа Выготского—Лурия—Зейгарник). Он доказал свою научную эвристичность в нейропсихологии и патопсихологии и в последние годы получает все более широкое распространение в психосоматике и психологии телесности. При этом говорится о необходимости выделения особого типа синдрома — психосоматического. Построение психосоматического синдрома позволяет осуществлять структурный анализ сложных психосоматических феноменов, выделять психологические факторы и механизмы их возникновения и функционирования, давать психологическую интерпретацию клинической феноменологии (Николаева В.В., Арина Г.А., 1998, 2003; Тхостов А.Ш., 2002). Известно, что использование психологического синдромного анализа дает возможность прогнозировать развитие субъекта в условиях болезни (Выготский Л.С., 1936; Лурия, 1962, 1973).

В качестве примера реализации качественного подхода в клинической психологии рассмотрим логику построения психосоматического синдрома у больных с пролапсом митрального клапана (ПМК)1. Мы попытаемся показать, что психосоматический синдром может стать инструментом для решения не только диагностических, но и прогностических задач, как в клинической психологии, так и в медицине.

Под психосоматическим синдромом в данном исследовании понимается устойчивая совокупность психологических, психовегетативных и собственно соматических симптомов и синдромов. Предположительно, структура и динамика такого синдрома может определяться действием нескольких причин (факторов), как психологических, так и физиологических, в том числе морфофункциональных, что будет отличать психосоматические синдромы от нейропсихологических. Подобное определение понятия «психосоматический синдром» будет эпистемологически корректным с позиций постнеклассической методологии.

Целью данного клинико-психологического исследования стал поиск ответа на 2 вопроса:

1) о связи психологических особенностей с особенностями клинической картины у пациентов с ПМК;

2) о роли психологических факторов в становлении клинической симптоматики у данных больных.

Всего в исследовании в период с 1993 по 2010 годы приняли участие 290 пациентов с ПМК в возрасте от 18 до 37 лет на момент начала наблюдения (средний возраст 25.6±1.1 года) и 73 практически здоровых человека (средний возраст 27.5±1.3 года). В работе использовался обширный диагностический комплекс, включающий в себя как методы психологической2 и медицинской диагностики3, так и методы статистической обработки данных4.

Психологическое исследование было представлено рядом последовательных этапов, на каждом из которых решались самостоятельные задачи.

Статистическая обработка и содержательная интерпретация всего массива клинических и психологических данных позволила подтвердить гипотезу о возможности построения психосоматического синдрома у больных с ПМК. В состав данного синдрома вошли следующие клинические симптомы и синдромы: субъективные проявления нарушений ритма сердца, наличие панических атак в анамнезе, синдром нейрогенной гипервентиляции, степень выраженности вегетативных нарушений в целом, степень выраженности клинических нарушений в целом, выраженность болевого синдрома и показатели содержания уровня общего кортизола в сыворотке крови. В структуре данного синдрома представлены такие психологические симптомы, как доминирование мотива избегания неудач, нереализованность потребности в сохранении удовлетворяющей самооценки, совокупность признаков выраженной эмоциональной напряженности в стрессовых ситуациях, недостаточный или избыточный контроль над побуждениями и эмоциями, особенности эмоциональных переживаний в стрессовых ситуациях (преобладание категорий «страх» и «гнев», которые в большинстве случаев не имеют внешнего выражения), неоптимальные способы разрешения эмоциогенных ситуаций.

Результаты качественного анализа данных позволяют утверждать, что в качестве синдромообразующего фактора в данном синдроме выступают особенности мотивационно-потребностной сферы пациентов с ПМК: доминирование мотива избегания неудач и нереализованность потребности в сохранении удовлетворяющей самооценки. Этот вывод был сделан нами с опорой на луриевские принципы выделения факторов, задающие логику и структуру построения нейропсихологических синдромов, а также на основании результатов факторного анализа (комплекс психологических характеристик, отражающих данные особенности мотивационно-потребностной сферы, оказался представленным в структуре трех первых факторов с высокими факторными нагрузками).

Наличие устойчивых сочетаний описанных особенностей мотивационно-потребностной сферы с признаками слабости внутреннего контроля над побуждениями и эмоциями, с неоптимальными способами разрешения эмоциогенных ситуаций, а также с особенностями эмоциональных переживаний больных с ПМК в стрессовых ситуациях (все эти показатели представлены с высокими факторными нагрузками в результирующей факторной структуре) позволяет предположить, что структура данного психосоматического синдрома определяется еще одним фактором: фактором нарушений эмоциональной регуляции. Причем данный фактор является биполярным и представлен в двух крайних формах: с одной стороны, избыточной эмоциональной репрессией, и с другой — слабостью эмоционального контроля. Нельзя исключить и возможное наличие в структуре синдрома еще одного фактора — психофизиологического. Это предположение представляется вполне правомочным ввиду высокой представленности в результирующей факторной структуре психовегетативных симптомов.

Полученные результаты позволили нам высказать следующее предположение: если описанная нами структура действительно является психосоматическим синдромом и вошедшие в ее состав симптомы и факторы каузально связаны, то эта структура должна быть относительно устойчивой во времени, повторно воспроизводимой и должна обладать прогностическими возможностями.

Для подтверждения данного предположения проведено повторное клиническое и психологическое обследование пациентов с ПМК через 15 лет, в котором приняли участие 127 человек. Часть пациентов с ПМК приняла участие в лонгитюдном исследовании: в течение 15 лет 32 человека проходили психотерапию по запросу, 60 пациентов получали курсовое медикаментозное лечение (оротат магния и алпразолам).

В результате повторного обследования удалось показать, что описанный синдром, несмотря на динамику состояния пациентов, является устойчивой структурой. Это определяет его прогностические возможности: пациенты, составившие «группу риска» утяжеления клинической симптоматики по описанным выше психологическим показателям и по совокупности клинических и психологических особенностей, подтвердили нашу гипотезу о возможности утяжеления клинических проявлений ПМК в ситуациях эмоциональной нагрузки при отсутствии медикаментозной и психологической поддержки. Тогда как «психологически благополучные» пациенты обнаружили в целом положительную динамику и в ряде случаев редукцию клинических проявлений ПМК.

Выводы.

  1. Возникшие в современной философии концепции, позволяющие различать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический) могут использоваться как для анализа психологического знания в его историко-эволюционном становлении и дальнейшем развитии, так и с точки зрения определения теоретико-методологических принципов функционирования и развития конкретных разделов психологической науки, в частности - клинической психологии.

  2. Представление об объекте клинико-психологического исследования как о сложной саморазвивающейся системе, способной выбирать цели своего развития и критерии их достижения, изменять свои параметры, структуру и другие характеристики в ходе развития, предполагает соответствующую сложности объекта схему метода познавательной деятельности исследователя. Психологический синдромный анализ как система принципов организации исследования и интерпретации его результатов соответствует гносеологической сложности объекта исследования клинической психологии, рассматриваемого с позиций постнеклассической научной картины.

  3. С опорой на общенаучный принцип системности, принципы постнеклассической парадигмы в науке и принципы синдромно-факторного анализа психических явлений (школа Выготского-Лурии-Зейгарник) описан психосоматический синдром у больных с пролапсом митрального клапана. Показано, что данный синдром является системным и многоуровневым и что его структура задается не одним, как это типично для нейропсихологических синдромов, а несколькими факторами: мотивационным (доминирование мотива избегания неудач и нереализованность потребности в сохранении удовлетворяющей самооценки); фактором нарушений эмоциональной регуляции, представленным как избыточной эмоциональной репрессией, так и слабостью эмоционального контроля; а также психофизиологическим фактором (дисфункция вегетативной нервной системы).

  4. Результаты приведенного эмпирического исследования, выполненного в рамках постнеклассической философии и методологии психологического синдромного анализа, не только расширяют научные представления о природе отдельного заболевания (пролапс митрального клапана), они позволяют сформулировать новые вопросы, важные для организации научных исследований в клинической психологии на современном этапе.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936.

  2. Зинченко Ю. П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 42-49.

  3. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга.  М., 1962.

  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

  5. Николаева В.В., Арина А.Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Том 24. № 1. С. 119-126.

  6. Николаева В.В., Арина А.Г. Принципы синдромного анализа в психологии телесности // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов. / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998. С. 75-82.

  7. Николаева В.В., Первичко Е.И., Степура О.Б., Ролик Н.Л. Особенности эмоционального реагирования в ситуациях фрустрации у больных с синдромом дисплазии соединительной ткани сердца // Соц. и клинич. психиатрия. 1995. Том 5. № 2. С. 24-32.

  8. Степин В.С. История и философия науки. М., 2011.

  9. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

  10. Barlow J.B., Pocock W.A. (1988). Mitral valve billowing and prolapse: perspective at 25 years. // Herz. Vol. 13. N. 4. P. 227 - 234.

  11. Corbin J., Strauss A. (2007). Basics of qualitative research: Techniques and procedures for developing grounded theory (3rd ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.

  12. Glesne C., Peshkin A. (1992). Becoming qualitative researchers: An introduction. White Plains, NY: Longman.

  13. Smith, J.A. (2003) (ed) Qualitative Psychology: A Practical Guide to Research Methods. Thousand Oaks, CA: Sage.

  14. Watt D. (2007). On Becoming a Qualitative Researcher: The Value of Reflexivity. // The Qualitative Report. Vol. 12. N.1. P. 82-101.

Раздел I.

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ ПАЦИЕНТОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕГОЧНОЙ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ И СИНДРОМА ЭЙЗЕНМЕНГЕРА)
Алёхин А.Н., Андреева Е.В., Гончарова Н.С., Моисеева О.М., Трифонова Е.А.©

ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена», г.Санкт-Петербург;

ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова", г. Санкт-Петербург

termez59@mail.ru

© Trifonovahelen@yandex.ru
Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ МК-2076.2012.6.
По данным ВОЗ [7], сердечно-сосудистые заболевания являются ведущей причиной смерти в РФ, определяют основную долю бремени болезней, существенно снижают качество жизни болеющих, что обусловлено инвалидизирующими последствиями, а также высокой психопатологической коморбидностью и риском нарушения психической адаптации. Характеристикам психической адаптации при сердечно-сосудистых заболеваниях отводится важная роль в формировании медицинского прогноза [9]. Вместе с тем в исследованиях, посвященных данной проблеме, основное внимание уделяется «негативному» аспекту – клиническим проявлениям и факторам эмоциональных и личностных нарушений у больных разных нозологических групп [6]. При этом недостаточно изученными остаются закономерности адаптивной перестройки пациентом системы отношений в связи с обусловленными болезнью ограничениями.

Вышеизложенное стало основанием для проведения настоящего исследования, цель которого состоит в оценке качества жизни и отношения к болезни пациентов с тяжелыми формами хронической сердечной недостаточности для обоснования дифференцированного подхода в психологическом сопровождении процесса лечения и реабилитации. В качестве модели рассматриваются легочная артериальная гипертензия (ЛАГ) и синдром Эйзенменгера (СЭ). ЛАГ – редкое (распространенность – ок. 15 случаев на 1 млн. человек) патофизиологическое состояние, развитие которого связано с уменьшением просвета средних и мелких сосудов легких, в результате чего в них повышается давление, нарушается насосная функция правых камер сердца, что приводит к правожелудочковой сердечной недостаточности и преждевременной смерти [1, 2, 8]. Основные симптомы ЛАГ – одышка, быстрая утомляемость, общая слабость, головокружение, синкопальные состояния. СЭ – редкий врожденный порок сердца (распространенность составляет примерно 3% от всех врожденных пороков сердца), вызывающий значительный сброс крови слева направо, который становится причиной тяжелого поражения легочных сосудов и ЛАГ с последующим изменением направления шунтирования. Клиническую картину СЭ определяет гипоксемия, а наиболее типичные симптомы – центральный цианоз, одышка в покое и при физической нагрузке, тахикардия, головокружение, синкопальные состояния, нередко – кровохарканье, частые заболевания органов дыхания.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кардиологического отделения №2, отделения ревматологии и некоронарогенных заболеваний миокарда, неврологического отделения, а также НИО некоронарогенных заболеваний миокарда «Федерального центра сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова». Всего было обследовано 39 пациентов (30 женщин и 9 мужчин) в возрасте от 19 до 47 лет (средний возраст): 20 пациентов с ЛАГ и 19 пациентов с СЭ. Группы были выровнены по возрасту. Больные с ЛАГ госпитализировались для проведения диагностических обследований и определения показаний к терапии либо для коррекции ранее назначенной терапии. Пациенты с СЭ проходили консультацию у врачей-кардиологов в НИО некоронарогенных заболеваний миокарда с целью коррекции ранее назначенной терапии. Исследование проводилось с информированного согласия пациентов при консультативном участии врачей-кардиологов.

На первом этапе проводилась беседа, направленная на оценку эмоционального статуса, общего самочувствия, переживаний, связанных с заболеванием и образа жизни в целом. Затем – психодиагностическое исследование с использованием следующего комплекса методик.

  • Краткий общий опросник для оценки качества жизни, связанного со здоровьем – SF-36 («The Medical Outcomes Study Short Form 36 Items Health Survey») [10].

  • «Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности» [5].

  • «Интегративный тест тревожности» (ИТТ) [3].

  • «Шкала самооценки депрессии» Зунга (Self-Rating Depression Scale – SDS) [11].

  • «Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни» («ТОБОЛ») [4].

При математико-статистическом анализе использовались методы описательной статистики (частоты); методы выявления различий (U-критерий Манна-Уитни); методы выявления взаимосвязей (критерий Спирмена); критерий оценки нормальности распределения Колмогорова-Смирнова.

Данные обрабатывались с помощью программы SPSS Statistics 19.

Результаты исследования

Качество жизни и уровень социальной фрустрированности пациентов с легочной артериальной гипертензией и синдромом Эйзенменгера. По результатам применения опросника SF-36, в обеих группах были установлены существенные нарушения качества жизни, при этом в наибольшей степени у пациентов страдает его физический (соматический) аспект, отражающий самооценку физического здоровья, функциональных возможностей и интенсивность боли.

Результаты сравнения показателей качества жизни пациентов с ЛАГ и СЭ представлены в таблице.

Качество жизни пациентов с легочной артериальной гипертензией

и синдромом Эйзенменгера

Группы

Компоненты качества жизни (методика SF-36)

Физическое

функционирование

Ролевое функционирование обусловленное физическим состоянием

Интенсивность боли

Общее состояние здоровья

Жизненная активность

Социальное функционирование

Ролевое функционирование обусловленное эмоциональным состоянием

Психическое здоровье

Пациенты с ЛАГ

(средний ранг)

15,37

15,28

16,58

19,40

17,65

19,33

19,18

20,00

Пациенты с СЭ

(средний ранг)

23,63

24,97

23,61

20,63

22,47

20,71

20,87

20,00

Статистика U Манна-Уитни

102,0

95,5

121,5

178,0

143,0

176,5

173,5

190,0

Достоверность различий (p)

0,022

0,007

0,05

0,75

0,19

0,71

0,65

1,0

Примечания: ЛАГ – легочная артериальная гипертензия, СЭ – синдром Эйзенменгера.

Как следует из данных, при ЛАГ качество жизни снижено в большей мере, чем при СЭ: у пациентов с ЛАГ достоверно чаще диагностируются более низкие показатели по субшкалам физического компонента здоровья, что свидетельствует о большей мере снижения переносимости физических нагрузок, а также о более выраженном ограничивающем влиянии болезни на повседневную активность и более интенсивных болевых ощущениях.

Результаты сравнения показателей уровня социальной фрустрированности пациентов с ЛАГ и СЭ показали, что ЛАГ также оказывает несколько более выраженное негативное влияние на уровень удовлетворенности пациентов своими социальными контактами: у пациентов с ЛАГ несколько чаще (p = 0,08) отмечается фрустрированность в отношениях с родными и близкими, то есть со своими семьями, которые являются наиболее близким и важным кругом общения.

Актуальное психическое состояние пациентов с легочной артериальное гипертензией и синдромом Эйзенменгера. Ведущими в актуальном психическом состоянии в обеих группах являются повышенная утомляемость и слабость. Показатели, свидетельствующие о риске депрессивного состояния, отмечались только у одного пациента с ЛАГ и двух пациентов с СЭ. Достоверных различий между клиническими группами по уровню депрессивных проявлений обнаружено не было. Несколько более выраженное беспокойство перед неопределенностью будущего отмечалось у пациентов с ЛАГ (U=128,0; p=0,08).

Выраженная личностная тревожность установлена более чем у половины пациентов, при этом ведущими компонентами в структуре личностной тревожности для обеих групп выступает астенический компонент (повышенные показатели у 70% пациентов с ЛАГ и 58% у пациентов с СЭ) в сочетании с компонентом «тревожная оценка перспективы» (повышенные показатели у 55% пациентов с ЛАГ и 47% у пациентов с СЭ), на фоне переживания эмоционального дискомфорта, напряженности перед неясностью жизненных перспектив (повышенные показатели у 60% пациентов с ЛАГ и 37% у пациентов с СЭ).

Отношение к болезни пациентов с легочной артериальной гипертензией и синдромом Эйзенменгера. Ведущими типами отношения к болезни (по методике ТОБОЛ) у обследованных пациентов явились, с одной стороны, – эргопатический (33%), гармонический (21%), анозогнозический (21%), с другой стороны, – сенситивный (23%) и тревожный (21%). Достоверные различия в распределении типов отношения к болезни в рассматриваемых группах (по методике ТОБОЛ) выявлены только по степени представленности гармоничных тенденций (U=117,0; p=0,04), более выраженных у пациентов с ЛАГ. Несмотря на общность неблагоприятного прогноза и тяжесть соматического статуса, а также более низкое качество жизни в физическом аспекте, больные с ЛАГ в целом более реалистично, чем больные с СЭ оценивают свое состояние, чаще стремятся придерживаться назначенных тактик лечения и как можно дольше сохранить возможность самообслуживания, то есть не прибегать к помощи родных и близких в повседневных делах.

Для анализа роли личности и актуального эмоционального состояния в формировании гармоничного отношения к болезни, выступившего в качестве единственной характеристики, различающих отношение к болезни пациентов с ЛАГ и СЭ, был проведен корреляционный анализ, позволивший выявить различия между рассматриваемыми клиническими группами.

Взаимосвязь типа отношения к болезни и тревожности у пациентов с легочной артериальной гипертензией и синдромом Эйзенменгера. У пациентов с ЛАГ выраженность гармоничных тенденций оказалась в значительной степени связанно с уровнем ситуативной тревожности (r = -0,49), актуальной тревожной оценки перспективы (r = -0,49) и общего эмоционального дискомфорта (r = -0,70), длительно переживаемой слабостью и утомляемостью (астенический компонент личностной тревожности: r = -0,601) а также с личностной тенденцией к переживанию неудовлетворенности и аффективной напряженности (r = -0,48). У пациентов же с СЭ достоверно значимых связей гармоничных тенденций с эмоциональными и личностными характеристиками выявлено не было.

Обсуждение результатов исследования.

В исследовании было установлено, что у пациентов с тяжелыми формами хронической сердечной недостаточности закономерно снижено качество жизни, прежде всего в физическом аспекте. В то же время особую фрустрированность своим физическим состоянием и опасения перед будущим испытывают пациенты с началом заболевания в период взрослости (при ЛАГ), то есть при наличии «опыта здоровья» – жизни без болезни. Врожденный же характер сердечной патологии (при СЭ) определяет, по-видимому, последовательную адаптацию личности к условиям физических ограничений, несформированность субъективных эталонов здоровья (Я – здоровый), более терпимое отношение к тяготам заболевания и одновременно более выраженную тенденцию к отказу от борьбы с ними. Пациенты с врожденным характером патологии (СЭ) чаще переоценивают либо недооценивают тяжесть заболевания, менее настроены на содействие процессу лечения. Можно предположить, что болезнь для них скорее ассоциируется с привычным образом жизни, нежели необычным состоянием. Косвенным подтверждением этого является отсутствие достоверных связей гармоничного типа отношения с эмоциональными и личностными характеристиками, по-видимому, свидетельствующее об отсутствии актуальных усилий по преодолению болезни. У пациентов же с ЛАГ, диагностированной во взрослый период, сохраняют актуальность попытки совладать с недугом, что косвенно отражает высокая степень ассоциированности эмоционального состояния, степени обеспокоенности будущим с отношением к болезни. Таким образом, у пациентов с ЛАГ тема болезни является доминирующей в переживаниях, в то время как у пациентов с СЭ негативные переживания связаны с более широкой системой отношений, в том числе внеморбидных.

Выводы

  • Качество жизни пациентов с легочной артериальной гипертензией и синдромом Эйзенменгера существенно снижено, в наибольшей мере – при легочной артериальной гипертензии, что обусловлено более резким и неожиданным (в период взрослости) изменением соматического статуса и жизненных перспектив.

  • Нарушения психической адаптации как при легочной артериальной гипертензии, так и при синдроме Эйзенменгера проявляются преимущественно высокой тревожностью, проявляющейся в общей эмоциональной напряженности и озабоченности будущим на фоне повышенной истощаемости.

  • Для пациентов с началом тяжелого сердечно-сосудистого заболевания в период взрослости (с легочной артериальной гипертензией) болезнь выступает как более актуальный стрессор, нежели для пациентов с врожденными пороками сердца, что предполагает более активные усилия по адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности и одновременно доминирование темы болезни в переживаниях больного.

Литература:

    1. Андреева Е.В. Эмоциональный статус и качество жизни пациентов с легочной артериальной гипертензией / Андреева Е.В., Гончарова Н.С., Трифонова Е.А., Моисеева О.М. // Актуальные проблемы психосоматики в общемедицинской практике. СПб, ноябрь 2010 г. Вып. Х / под общ. ред. В.И. Мазурова. СПб.: изд-во СПб МАПО, 2010. С. 4-8.

    2. Батыралиев Т.А. Легочная гипертензия и правожелудочковая недостаточность. Часть VII. Эпидемиология, факторы риска и патогенез первичной (идиопатической) легочной артериальной гипертензии / Батыралиев Т.А., Махмутходжаев С.А., Эсинси Э., Патарая С.А., Першуков И.В., Сидоренко Б.А., Преображенский Д.В. // Кардиология. 2007. Т. 47. № 2. С. 44-56.

    3. Бизюк А.П. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ). Методические рекомендации / Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В.. СПб.: изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2003.

    4. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: Пособие для врачей / Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., Вукс А.Я. СПб.: изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005.

    5. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: Методические рекомендации / Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Беребин М.А. СПб. : НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2004.

    6. Левичева Е.Н. Сравнительная характеристика качества жизни и физического статуса больных ишемической болезнью сердца и аортальными пороками / Левичева Е.Н., Логинова И.Ю., Окунева Г.Н., Чернявский А.М., Семенов И.И., Астапов Д.А. // Кардиология. 2009. Т. 49. № 4. С. 4-8.

    7. Обзорная сводка о состоянии здоровья в Российской Федерации 2005. [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения, 2006: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/103594/E88405R.pdf

    8. Chen H. Health-related quality of life and patient-reported outcomes in pulmonary arterial hypertension / H. Chen, D.B. Taichman, R.L. Doyle // Proc Am Thorac Soc. 2008. Vol. 5(5). P. 623-630.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconЗакон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-фз "Об основах...
Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь...

Российской федерации iconРоссийской федерации постановление
Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, n 43, ст. 4247 Министерство труда и социального развития Российской Федерации...

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...

Российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную