Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция»






Скачать 487.52 Kb.
НазваниеОбразовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция»
страница1/6
Дата публикации16.03.2015
Размер487.52 Kb.
ТипОбразовательная программа
d.120-bal.ru > Психология > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ЦПМСС Красносельского района)


ПРИНЯТО

Педагогический совет

3 от 20.05.2013


УТВЕРЖДЕНО

Директор____________/КосицкаяВ.А./

приказ № 29/1-од от 02.09.2013



Образовательная программа

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«Коррекционное обучение и психокоррекция»

Санкт-Петербург,

2013 год

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематическое планирование

3. Содержание изучаемого курса

4. Учебно-методическое обеспечение программы

5. Список литературы

1. Пояснительная записка
Актуальность проблемы

Изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся детей. В силу ряда экологических, биологических, социально-экономических, психологических причин, а также их сочетаний; нарастания миграционных процессов, социального и материального неблагополучия отмечается тенденция к увеличению числа детей с проблемами в развитии.

В последние годы возросло число детей со сложной структурой дефекта, тяжелыми множественными нарушениями развития, затрагивающими как физическую, так и психическую сферу, детей с неярко выраженными нарушениями, соматической или нервно-психической ослабленностью и др. Особенно отчетливо в последнее десятилетие проявляется тенденция роста социально обусловленных заболеваний. Вместе с тем, наличие таких заболеваний негативно влияет на психологический, социальный, педагогический статус детей. Наряду с указанными тенденциями отмечается и значительное число детей и подростков, имеющих личностно-социальные проблемы. Особое место среди них занимают нарушениями когнитивного и личностного развития, зависимости, агрессия, девиантное поведение и т.д.

Несмотря на то, что в настоящее время на решение ряда вышеперечисленных проблем направлены усилия многих специалистов различных областей знаний, они часто оказываются недостаточно эффективными.

Вследствие этого решение вопросов развития, коррекции и социальной адаптации детей с проблемами в развитии возможно лишь в условиях системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

В свою очередь, решение данной проблемы обуславливает необходимость создания новых моделей, поиска новых форм и технологий коррекционной психолого- педагогической и медико-социальной работы.

Коррекционно-развивающая работа является одним из основных направлений деятельности педагога-психолога в системе образования. В структуре работы ЦПМСС она тесно связана с системой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков.

Развивающая деятельность ориентирована, в первую очередь, на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а коррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия.

Сфера ответственности практической психологии в системе образования включает в себя решение задач как в области преодоления трудностей в обучении, так и в обеспечении успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, становлении и реализации индивидуального потенциала детей и подростков. Образовательная программа работы центра «Коррекционное обучение и психокоррекция» ориентирована на работу с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога создает или воссоздает условия, в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми. Условия, создаваемые в коррекционно-развивающей работе, это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Качественная помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, возможна лишь при четко структурированной работе профессионалов. Центр психолого-медико-социального сопровождения Красносельского района осуществляет координацию в функционировании многоуровневой системы профилактической и коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам. Структура этой системы включает три этапа: первый уровень сопровождения предполагает работу учителей, психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях. На этом уровне, обычно, решаются проблемы связанные с учебной деятельностью, обеспечением психологического комфорта в группе сверстников и осуществляется первичная помощь детям, попавшим в кризисную ситуацию. Второй уровень сопровождения предполагает, что районный ЦПМСС помимо оказания превентивной и коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам, осуществляет также координационную и методическую работу со специалистами первого уровня: речь идет о психологической и информационной поддержке, обеспечении диагностическим инструментарием. Третий, городской уровень сопровождения предполагает возможность направления ребенка в различные организации города для решения сложных половозрастных, социальных, и медицинских проблем.

Центр психолого-медико-социального сопровождения является образовательным учреждением, уставная деятельность которого направлена на оказание комплексной и многоуровневой помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на достижение позитивных изменений в познавательной, эмоциональной и социальной сфере жизни и самопознании детей и подростков, на формирование у них здорового стиля жизни.

Цель программы: оказание квалифицированной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам, их родителям и педагогам в соответствии с современными представлениями об интегративном подходе в работе ЦПМСС как образовательного учреждения в системе дополнительного образования.

Задачи:

  1. Помощь в преодолении трудностей, связанных с социальными, социально-психологическими, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей и подростков, семей, в которых они воспитываются, в случаях отсутствия у детей отклонений от нормального развития; а также в случаях ускоренного общего или парциального развития детей, при задержке психического развития детей и подростков; наличии «трудной жизненной ситуации».

  2. Профилактика и разрешение проблем, связанных с наличием определенной формы социальной и школьной дезадаптации (снижение успеваемости, отсутствие адекватной мотивации учения, наличие различных форм девиантного поведения несформированность элементов и навыков учебной деятельности, неспособность к произвольной регуляции познавательных процессов, учебной деятельности, поведения в целом).

  3. Оценка развития детей и подростков и помощь в определении образовательного маршрута на различных этапах школьного обучения: от поступления в школу до перехода на среднюю и старшую ступень.

  4. Защита прав учащихся на полноценное образование и развитие в образовательном учреждении.

  5. Помощь семье, педагогам общеобразовательных и других учреждений образования в создании наиболее благоприятных психолого-педагогических, медико-социальных условий обучения и воспитания детей и подростков.

  6. Актуализация, развитие и помощь в реализации потребности самопознания, самоопределения (в том числе профессионального) у подростков и старших школьников, а также помощь родителям в стремлении определить «к чему способен ребенок» (в смысле определения конкретной специальности или сферы знаний).

  7. Сопровождение подростков и старших школьников, испытывающих затруднения в поиске понимания при общении со сверстниками и взрослыми; нуждающихся в «подтверждении» и принятии со стороны другого.

  1. Помощь детям, подросткам и их родителям в кризисных случаях.

Теоретические положения программы.


Теоретической основой программы являются положения гуманистической и когнитивной психологии:

  • ориентация в работе с клиентом на потенциал его собственного роста, на его стремление к самоактуализации, использование талантов, способностей, возможностей ребёнка;

  • уважение к индивидуальности каждого человека;

  • стремление к искренности и открытости во взаимоотношениях между людьми;

  • ориентация в работе с клиентом на решение проблем при помощи их осознания и, как следствие, адекватного эмоционального реагирования, признание ответственности человека за свои действия и их последствия для своего нормального бытия и роста.


Важнейшим принципом, лежащим в основе содержательного наполнения и организации коррекционно-развивающей работы, является целостность. Это значит, что содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка, во всем многообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.

Концепция развития и Устав Психолого-медико-социального центра как образовательного учреждения районного уровня определяют основополагающие принципы построения образовательной программы, позволяющие ему эффективно сотрудничать с образовательными учреждениями района, имеющими воспитательные системы различной ориентации, а также эффективно помогать детям, обладающим различными индивидуально-личностными качествами и жизненными ценностями.

Принцип системности обеспечивает системную организацию в осуществлении уставной деятельности ЦПМСС на основе всех ее компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм, психолого-педагогических технологий и различных видов психологической и социально-педагогической деятельности.

Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у детей и подростков чувства предвидения и заботы о своем будущем, способности прогнозировать последствия того или иного своего поведения, пути решения проблем, проектировать пути достижения созидательных целей.

Принцип единства познания, переживания и действия проявляется в единстве когнитивного, эмоционального и деятельного компонентов в методике преподавания учебных программ.

Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной психологической информации, предоставляемой педагогам, учащимся и родителям.

Один из основных принципов построения образовательной программы: «человек, познай и сотвори себя» продиктован новым научным направлением – «Психологией здоровья». Главной целью психологии здоровья является всестороннее совершенствование человека. Психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению (Ананьев В.А., 1998). Цель практической работы в рамках этого направления – максимальное раскрытие потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека.

Идеи психологии здоровья находят практическое применение во многом благодаря использованию антропологического подхода и идеи приоритета индивидуальности как основных методологических принципов организации деятельности учреждения.

В соответствии с идеей приоритета индивидуальности, являющейся ведущей в Программе развития образовательной системы Красносельского района, цели конкретного человека (учащегося, педагога, родителя) ставятся во главу угла общественно-необходимого содержания образования. При этом в качестве приоритетных рассматриваются не свойства человека как индивидности (нервная система, темперамент, интеллект), необходимые и достаточные для выбора начального образовательного маршрута ребенка, не свойства личности (как социальной сущности и совокупности разнообразных социальных ролей человеке), необходимых и достаточных для адаптации в обществе – речь идет об индивидуальности, как высшей ипостаси человека. Человек как индивидуальность достигает действительных вершин своего развития, реализуя свой физический, психический и духовный потенциал, в результате чего он приближается к актуальному для себя целостному и подлинному состоянию.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconОбразовательная программа социально-педагогической направленности...
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,...

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждений дополнительного образования детей,...

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconОбразовательная программа туристско-краеведческой направленности...
Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус»

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconПрограмма с изменениями и дополнениями
Программа профессионального обучения «Маникюр», социально – педагогической направленности для обучающихся 18-55 лет

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconПрограмма с изменениями и дополнениями
Программа профессионального обучения «Косметология», социально – педагогической направленности для обучающихся 18-55 лет

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconПрограмма объединения дополнительного образования детей «Веселая мастерская: чудеса оригами»
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconПрограммы Образовательная программа (образовательные программы) муниципального...
Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования и обеспечение гарантий получения качественного образования,...

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconОбразовательная программа «Экология малышам» Автор: Соколова Ирина...
Новизна: Программа предполагает обучение детей раннего возраста основам экологического образования и экологической культуры

Образовательная программа социально-педагогической направленности дополнительного образования детей «Коррекционное обучение и психокоррекция» iconПрограмма летнего военно-спортивного лагеря «Юный лётчик»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Школа...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную