Скачать 304.28 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального сопровождения Красносельского района Санкт-Петербурга (ЦПМСС Красносельского района)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ«Превентивная педагогика и психопрофилактика» Санкт-Петербург, 2013 год Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебно-тематическое планирование 3. Содержание изучаемого курса 4. Учебно-методическое обеспечение программы 5. Список литературы 1. Пояснительная записка Актуальность проблемы Изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся детей. В силу ряда экологических, биологических, социально-экономических, психологических причин, а также их сочетаний; нарастания миграционных процессов, социального и материального неблагополучия отмечается тенденция к увеличению числа детей с проблемами в развитии. В последние годы возросло число детей со сложной структурой дефекта, тяжелыми множественными нарушениями развития, затрагивающими как физическую, так и психическую сферу, детей с неярко выраженными нарушениями, соматической или нервно-психической ослабленностью и др. Особенно отчетливо в последнее десятилетие проявляется тенденция роста социально обусловленных заболеваний. Вместе с тем, наличие таких заболеваний негативно влияет на психологический, социальный, педагогический статус детей Наряду с указанными тенденциями отмечается и значительное число детей и подростков, имеющих личностно-социальные проблемы. Особое место среди них занимают нарушениями когнитивного и личностного развития, зависимости, агрессия, девиантное поведение и т.д. Несмотря на то, что в настоящее время на решение ряда вышеперечисленных проблем направлены усилия многих специалистов различных областей знаний, они часто оказываются недостаточно эффективными. Вследствие этого решение вопросов развития, коррекции и социальной адаптации детей с проблемами в развитии возможно лишь в условиях системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. В свою очередь, решение данной проблемы обуславливает необходимость создания новых моделей, поиска новых форм и технологий коррекционной психолого-педагогической и медико-социальной работы. Коррекционно-развивающая работа является одним из основных направлений деятельности педагога-психолога в системе образования. В структуре работы ЦПМСС она тесно связана с системой психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков. Развивающая деятельность ориентирована, в первую очередь, на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а коррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения и психического самочувствия Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое включает в себя не только набор знаний и умений, но и связывается с понятием «качество жизни», которое раскрывается через такие категории как «здоровье», «самореализация», «социальное благополучие», «защищенность», «компетентность» и т.д. Сфера ответственности практической психологии в системе образования включает в себя решение задач как в области преодоления трудностей в обучении, так и в обеспечении успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, становлении и реализации индивидуального потенциала детей и подростков. Образовательная программа работы центра «Превентивная педагогика и психопрофилактика» ориентирована на работу с детьми и подростками, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога создает или воссоздает условия, в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми. Условия, создаваемые в коррекционно-развивающей работе, - это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении Качественная помощь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, возможна лишь при четко структурированной работе профессионалов. ЦПМСС Красносельского района осуществляет координацию в функционировании многоуровневой системы профилактической и коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам. Структура этой системы включает три этапа: первый уровень сопровождения предполагает работу учителей, психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях. На этом уровне, обычно, решаются проблемы связанные с учебной деятельностью, обеспечением психологического комфорта в группе сверстников и осуществляется первичная помощь детям, попавшим в кризисную ситуацию. Второй уровень сопровождения предполагает, что районный ЦПМСС помимо оказания превентивной и коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам, осуществляет также координационную и методическую работу со специалистами первого уровня: речь идет о психологической и информационной поддержке, обеспечении диагностическим инструментарием. Третий, городской уровень сопровождения предполагает возможность направления ребенка в различные организации города для решения сложных половозрастных, социальных, и медицинских проблем. Профилактическое направление работы по программе осуществляется в соответствии с положениями о целях, формах и содержании профилактической работы в образовательных учреждениях (А.К. Колеченко, 2001). Вопросы предупреждения злоупотребления детьми и молодежью психоактивными веществами, в том числе наркотиками, признаны приоритетными и в системе образования. В связи с этим разработана Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде предусматривающая комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании среди детей и молодежи. Актуальность проблемы формирования здорового стиля жизни подростков со всей очевидностью следует из Концепции, где определяются важнейшие цели первичной профилактики: сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение. Формирование здорового стиля жизни, принятие подростком позитивных жизненных ценностей является основой профилактики любого девиантного поведения. Эта работа на уровне районной образовательной системы достигаются в русле психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Центр психолого-медико-социального сопровождения является образовательным учреждением, уставная деятельность которого направлена на оказание комплексной и многоуровневой помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на достижение позитивных изменений в познавательной, эмоциональной и социальной сфере жизни и самопознании детей и подростков, на формирование у них здорового стиля жизни. Цели программы:
Задачи программы:
|
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,... | ![]() | Образовательная программа предназначена для родителей обучающихся школы, специалистов учреждений дополнительного образования детей,... |
![]() | Учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий «борус» | ![]() | Программа профессионального обучения «Косметология», социально – педагогической направленности для обучающихся 18-55 лет |
![]() | Программа профессионального обучения «Маникюр», социально – педагогической направленности для обучающихся 18-55 лет | ![]() | Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно... |
![]() | Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической... | ![]() | Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования и обеспечение гарантий получения качественного образования,... |
![]() | В мбдоу №44 «Анютины глазки» г. Калуги педагогика и медицина объединили свои усилия по лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической... | ![]() | «Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией семейная коррекционная педагогика» |