Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»






Скачать 289.45 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика»
страница1/2
Дата публикации19.04.2015
Размер289.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
d.120-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОГЕНЕТИКА»
для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
Курс 3 заочной формы обучения (полный срок обучения, 6 семестр)

Москва

2008 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 2 , от 12.09. 2008 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 2 , от 25.09. 2008 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Авторы-составители:

доцент кафедры клинической и специальной психологии,

кандидат медицинских наук К.В. Машилов

профессор кафедры клинической и специальной психологии,

доктор биологических наук Б.М.Коган
Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М. Коган


Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Пояснительная записка.

Цель курса


Сформировать у студентов профессионально-грамотное представление об этиологии человеческой индивидуальности, о роли наследственности и среды в индивидуальном развитии, о месте психогене¬тики в общей системе психологических знаний и о ее значении для решения прикладных задач.

Задачи курса


— ознакомить студентов с основными положениями современной генетики; дать конкретные знания о методологии и методах психогенетики, об основных результатах исследований; обеспечить их грамотную интерпретацию;

— показать перспективные направления исследований, социальную значимость и ответственность молекулярно-генетических исследований психологических черт.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:


— усвоить основные положения современной генетики, значимые для понимания психологических данных;

— знать специфику психологических признаков как объектов генетического исследования, разрешающую способность основных методов психогенетики и их сочетаний;

— правильно интерпретировать результаты психогенетических исследований: понимать, что любой фенотипический признак есть продукт взаимодействия генотипа и среды; что данные психогенетики носят популяционный характер и не могут быть перенесены на отдельного человека; что, в полном согласии с законами генетики (и, в частности, генетики развития), даже высокая доля генетических факторов в популяционной изменчивости признака не означает его неизменности;

— знать этические, социальные, юридические проблемы современных молекулярно-генетических исследований психологических признаков.

Основное содержание лекционного курса.



Раздел I. Психогенетика как область науки

Тема 1. Введение в предмет.

Психогенетика - наука на стыке психологии и генетики. Психогенетика как часть психологии. Предмет психогенетики. Психогенетика как часть генетики. Психогенетика и генетика поведения. Понятие поведения в психологии и психогенетике. История возникновения генетики как науки. Гениальные догадки древних натурфилософов. Зарождение психогенетики как части генетики. Ф. Гальтон - основоположник психогенетики и биометрической генетики. "Наследственный гений" Ф. Гальтона - первый научный труд по психогенетике. Психогенетика и общество. Ф. Гальтон и евгеническое движение. Позитивная и негативная евгеника. Критика крайних позиций. Общественная полемика по проблеме наследуемости интеллекта в связи с расовой политикой. Интерпретация межгрупповых различий. Психогенетика в проекте "Геном человека". Психогенетика и генетика поведения животных. Основные подходы к изучению генетики поведения животных. Основные этапы становления и развития психогенетики. Особенности развития психогенетики в России.

Раздел II. Элементарные основы общей генетики

Тема 1. Признаки в популяциях.

Видоспецифические и индивидуально-специфические особенности. Понятие признака. Понятие популяции в биологии и генетике. Популяция со случайным скрещиванием. Панмиксия. Нарушение панмиксии. Ассортативность. Процессы, идущие в популяциях. Особенности человеческих популяций. Виды человеческих популяций. Изменчивость в популяциях. Различные виды изменчивости. Классификация признаков в зависимости от характера изменчивости. Качественные признаки, их отличительные черты. Примеры качественных признаков человека. Качественные признаки человека, связанные с поведением. Количественные признаки, их отличительные черты. Примеры количественных признаков человека. Графическое изображение частоты встречаемости качественных и количественных признаков. Признаки с пороговым эффектом как разновидность количественных признаков. Примеры различных видов признаков. Континуальный характер психологических признаков человека.

Тема 2. Генетическая основа простых качественных признаков. Материальный субстрат наследственности.

Этапы исследования Г. Менделя. Дискретный характер наследственности. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание и открытие закона расщепления (1-й закон Менделя). Дигибридное скрещивание и открытие закона независимого распределения (2-й закон Менделя). Количественные соотношения признаков в потомстве при моно- и дигибридном скрещивании. Решетка Пеннета для изображения процессов расщепления и независимого распределения признаков. Основные выводы Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Два типа клеточного деления. Хромосомы человека. Понятие кариотипа. Рекомбинация хромосом в процессе образования половых клеток. Сцепление и кроссинговер. Генетическая уникальность индивида. Молекулярные основы наследственности. ДНК и ее строение. Основная функция гена. Генетический код. Понятия локуса и аллеля. Множественные аллели. Гомозиготность и гетерозиготность. Гены в хромосомах. Мутации. Хромосомные аномалии. Гены в популяциях. Закон Харди-Вайнберга

Раздел III. Биометрическая генетика

Тема 1. Генетические основы количественной изменчивости.

Измерение количественных признаков. Требования к измерениям в психогенетике. Типы частотных распределений и их характеристики. Статистические характеристики центральной тенденции и разброса. Понятия "генотип", "геном", "фенотип". Возникновение количественной изменчивости под действием полимерных генов. Опыты Нильссона-Эле. Генетическая дисперсия. Типы взаимодействия генов: аддитивное, полное и неполное доминирование, эпистаз, сложные взаимодействия. Возникновение количественной изменчивости под действием среды. Понятие о клонах, чистых и инбредных линиях. Взаимодействие генотипа и среды. Норма реакции. Диапазон реакции. Конкретные примеры. Средовая дисперсия. Возникновение количественной изменчивости при совместном действии генотипа и среды. Пример вычисления значений генетической и средовой составляющей фенотипической дисперсии на модельной популяции. Основная формула разложения фенотипической дисперсии на генетическую и средовую составляющие. Коэффициент (показатель) наследуемости в широком смысле слова. Формула для его вычисления. Чувствительность коэффициента наследуемости к генетическому составу популяции. Чувствительность генетической дисперсии и показателя наследуемости к изменениям среды. Важность правильной интерпретации показателя наследуемости. Примеры. Генотип-средовое (статистическое) взаимодействие и его вклад в изменчивость. Способы выявления генотип-средового взаимодействия как компонента дисперсии. Конкретные примеры и графические иллюстрации. Генотип-средовая ковариация (корреляция). Причины возникновения положительной и отрицательной ковариации. Типы ковариации. Конкретные примеры и графические иллюстрации, способы исследования.

Тема 2. Фенотипическая структура популяции и математическое моделирование в психогенетике.

Понятие о математическом моделировании. Схема процедуры моделирования. Компоненты генетической дисперсии (аддитивный, доминантный, эпистатический). Компоненты средовой дисперсии. Семейная среда. Внесемейная среда. Среда, формирующая различия между родственниками, и среда, формирующая сходство (общая и различающаяся среда, разделенная и неразделенная среда). Компоненты генотип-средового взаимодействия и генотип-средовой ковариации (корреляции). Общая формула разложения фенотипической дисперсии на субкомпоненты. Ассортативность как фактор, влияющий на фенотипическую дисперсию. Математическое моделирование в психогенетике. Метод подбора моделей. Основные принципы планирования исследования с применением математического моделирования. Основные модели, применяющиеся при использовании близнецового метода. Понятие о методе анализа путей. Латентные и наблюдаемые переменные. Диаграммы путей. Моделирование сопряженной вариативности. Генетические и средовые корреляции. Понятие о структурном моделировании.

Раздел IV. Экспериментальные методы психогенетики

Тема 1. Измерение сходства и различий между родственниками.

Наследственные и средовые причины сходства и различий между родственниками. Примеры семейного, но не генетического сходства. Общие гены у родственников. Роль вероятностных процессов в возникновении генетического сходства между родственниками. Коэффициенты родства. Способы количественной оценки фенотипического сходства между родственниками (конкордантность, корреляция, регрессия). Области применения и основные принципы подсчета коэффициентов конкордантности, корреляции и регрессии. Формулы для оценки коэффициентов наследуемости по коэффициентам конкордантности и корреляции близнецов. Условия соответствия коэффициентов корреляции коэффициентам родства

Тема 2. Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований.

Близнецовый метод. Биология близнецовости. Дизиготные (ДЗ) и монозиготные (МЗ) близнецы и их происхождение. Частота рождения близнецов и факторы, на нее влияющие. Статистика многоплодия. Классический близнецовый метод. Зиготность близнецов и ее диагностика. Генетические и средовые факторы, лежащие в основе сходства и различий близнецов. Основные допущения, на которых основан близнецовый метод. Теоретически ожидаемые корреляции между близнецами при генетической и средовой детерминации признака. Формулы для оценки коэффициента наследуемости и параметров общей и различающейся среды на основе коэффициентов корреляции МЗ и ДЗ близнецов. Нарушения допущения о равенстве средовых условий развития МЗ и ДЗ близнецов. Искажение показателей наследуемости. Разновидности близнецового метода. Метод приемных детей. Принцип метода. Теоретически ожидаемые коэффициенты корреляции между различными категориями родственников в методе приемных детей при генетической и средовой детерминации признака. Возможности и ограничения метода. Семейные исследования. Метод анализа родословных: история применения, область применения, основные обозначения, возможности и ограничения метода. Исследования родственников в семьях: категории сравниваемых родственников, интерпретация результатов, возможности и ограничения. Сопоставление результатов, полученных разными методами

Тема 3. Методы, использующие молекулярно-генетические технологии и моделирование на животных.

Геномика - молодая отрасль генетики. Основные направления геномики. Проект "Геном человека". Открытие однонуклеотидных полиморфизмов. Современные представления о геноме человека. Генетические маркеры и их значение. Анализ сцепления. Основные принципы, лежащие в основе анализа сцепления. История применения метода. Генетические карты. Расстояние между генами и его измерение. Картирование локусов количественных признаков (ЛКП). Различные подходы к картированию ЛКП. Анализ ассоциаций. Метод гена-кандидата. Прямой анализ ДНК. Основные достижения генной инженерии. Основные этапы молекулярно-генетических исследований. Моделирование на животных. Общие черты поведения животных и человека. Геномная общность млекопитающих. Примеры исследований на животных. Моделирование алкоголизма. Изучение способности к обучению условной реакции избегания. Изучение обучения в лабиринте. Влияние депривации и обогащенной среды на обучение у животных. Генный нокаут. Выявление плейотропного эффекта действия гена.

Раздел V. Психогенетика и развитие

Тема 1. Генотип и среда в индивидуальном развитии.

Концепция нормы реакции и развитие. Непознаваемость пределов фенотипа. Среда внутри и вне организма и возможности ее взаимодействия с генотипом. Понятие фенотипа на клеточном уровне. Экспрессия гена, ее основные этапы и возможные механизмы регуляции. Ранние гены и их роль в развитии. Гормоны и их роль в генетической регуляции. Регуляторная роль G-белков. Морфогенез нервной системы и его основные этапы. Наследственные и средовые факторы, влияющие на этот процесс. Роль эмбрионального и неонатального опыта в развитии. Родительские эффекты в развитии. Межпоколенные влияния. Вариабельность развития. Понятие об эпигенезе. Теория селективной стабилизации синапсов. Случайности развития. Историзм развития.

Раздел VI. Психогенетические исследования нормальной вариативности

Тема 1. Элементарные психические функции. Психофизиологические и двигательные функции Психогенетические исследования сенсорного восприятия.

Вкусовая чувствительность и ее наследование. Наследственность и среда в слуховой и зрительной чувствительности, зрительном восприятии. Психогенетические исследования морфологии и физиологии мозга. Исследования электроэнцефалограммы и вызванных потенциалов в психогенетике. Основные результаты. Асимметрия и наследственность. Основные результаты психогенетических исследований движений.

Тема 2. Интеллект и когнитивные характеристики. Темперамент и личность.

Первые исследования наследственности умственных способностей, проведенные Ф. Гальтоном. Психометрическая модель интеллекта. Интеллектуальные тесты. Коэффициент интеллекта (IQ). Общий интеллектуальный фактор (фактор g). Психогенетические исследования фактора g: основные итоги. Коэффициент наследуемости интеллекта: аддитивный характер наследуемости. Возрастные изменения коэффициента наследуемости интеллекта. Генетические корреляции. Поиск "генов интеллекта" в современной психогенетике. Изучение факторов среды, влияющих на развитие интеллекта. Понятие о темпераменте. Основные признаки темперамента. Психогенетические исследования черт темперамента: основные результаты. Неаддитивный характер наследуемости. Психогенетика и факторно-аналитический подход к изучению личности. Факторы "Большой пятерки". Психогенетические исследования экстраверсии-интроверсии и невротизма. Психогенетические исследования черт личности: основные подходы и результаты. Средние коэффициенты наследуемости, роль общей и различающейся среды. Поиск конкретных генов личностных черт.

Раздел VII. Психогенетика и психопатология

Тема 1. Психогенетические исследования нарушенного поведения.

Основные факторы, лежащие в основе психических расстройств. История психогенетики нарушенного поведения. Евгенические мероприятия и их последствия. Современные тенденции в евгенике. "Средовая инженерия", понятия "геном" и "энвиром". Шизофрения: характеристика болезни, риск заболевания для родственников, близнецовые исследования, исследования приемных детей, поиск генетических моделей, перспективы дальнейших исследований. Депрессивное расстройство: характеристика болезни, основные формы, генетические исследования, наследственная предрасположенность и средовые риски, связь с тревожными состояниями. Болезнь Альцгеймера: краткая характеристика и причины заболевания, семейный характер, форма с ранним началом болезни и наследственность. Умственная отсталость и задержка умственного развития: общая характеристика, эндогенные и экзогенные причины, наследственные формы умственной отсталости, роль хромосомных нарушений, синдром ломкой Х-хромосомы, наследственные и средовые причины легких и тяжелых форм умственной отсталости. Специфическая неспособность к обучению: общая характеристика и причины нарушения, психогенетические исследования на примере дислексии. Преступность и алкоголизм: история психогенетических исследований, обоснование необходимости осторожной интерпретации результатов (примеры), современные данные о наследуемости алкоголизма, моделирование алкоголизма на животных.

Литература.
Основная литература.


  1. Александров А.А. «Психогенетика», С-Пб, «Питер», 2008

  2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. 2000. № 6.

  3. Анохин К.В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга // Психофизиология / Под ред. Ю.И.Александрова. Спб: Питер, 2001. С.407-427.

  4. Атраментова Л.А., Филипцова О.В. «Введение в психогенетику», Москва, Изд. «Флинта», 2007

  5. Биология: В 2 т. / Под ред. В.Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 2001.

  6. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека // Человек в системе наук/ Под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989. С.143—155.

  7. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

  8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.

  9. Дубинин Н.П., Булаева КБ. Сравнительно-популяционное исследование основ индивидуально-психологических различий // Психологический жур¬нал. 1984. № 4. С.95-108

  10. Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. № 5, 6.

  11. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.



  12. Исайчев С.А. Генетические основы цветового зрения человека // Успехи современной генетики. М.: Наука, 1990. № 17.

  13. Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000.

  14. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс-Универс, 1993.

  15. Лучинин А.С. «Психогенетика». Москва, «Владос-Пресс», 2005

  16. Малых С.Б. Исследования генетической детерминации ЭЭГ человека // Вопросы психологии. 1997. № 6. С.109—128.

  17. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпи-давр, 1998.

  18. Марютина Т.М. Психологические факторы как детерминанты генотип-средовых отношений // Психологический журнал. 1994. № 2.

  19. Никитюк Б.А. Генетическая и социальная обусловленность развития движений и двигательной активности // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С.378—388

  20. Психогенетика (тематическое ядро) / Ред.-сост. И.В.Равич-Щербо, Р.Пломин // Иностранная психология. 2001. № 14. С.1—59.

  21. Равич-Щербо И. В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М.: Аспект-Пресс, 1999.

  22. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика:

  23. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1998.

  24. Трубников В.И., Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С.128—140.

  25. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

  26. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3 т. Т. II. М.: Мир, 1989-1990.

  27. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М, 1984.


Дополнительная литература.

  1. Алфимова М.В. Генетика и преступность // Вопросы психологии. 2000. №6. С.129-131.

  2. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспек­тивы исследований. М., 1988.

  3. Астауров Е.Л. Homo sapiens et humanus — Человек с большой буквы и эволюционная генетика человечности // Новый мир. 1971. № 10.

  4. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.

  5. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989. С.155—164.

  6. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., 1997.

  7. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. М.: На­ука,1991.

  8. БумсмаД. и dp. Лонгитюдное генетическое исследование показателей ин­теллекта у близнецов 5—7 лет // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 117—127.

  9. Гавриш Н.В. и др. Индивидуальная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабиль­ность и генотипическая обусловленность // Мозг и психическая деятель­ность. М.: Наука, 1984. С.125-137.

  10. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М.: Наука, 1988.

  11. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М.: Мысль, 1996.

  12. Генетика поведения: количественный анализ психологических и пси­хофизиологических признаков в онтогенезе / Под ред. С.Б.Малых. М.: Socio Logos, 1995.

  13. Григоренко Е.Л. Генетический метод. Изучение роли наследственности и среды в рамках квазиэксперимента // Методы исследования в психоло­гии: квазиэксперимент/ Под ред. Т.В.Корниловой. М.: Форум; Инфра-М, 1998. С.76-108.

  14. Григоренко Е.Л. и др. Моделирование с помощью ЛИЗРЕЛа: генетичес­кие и средовые компоненты межиндивидуальной вариативности по при­знаку зависимости—независимости от поля // Вопросы психологии. 1996. № 2. С.55-72.

  15. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.

  16. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104—112

  17. Думитрашку Т.А. и др. Предикторы индивидуальности ребенка в мно­годетной семье // Мир психологии. 1996. № 4. С.137—148

  18. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.: Socio Logos, 1995.

  19. Егорова М. С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особеннос­тей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Во­просы психологии. 2000. № 1.

  20. Егорова М.С., Зырянова Н.М. Влияние генотипа на соотношение показа­телей интеллекта и когнитивного стиля // Генетика. 1997. № 1.

  21. Зырянова Н.М., Пъянкова С.Д. Из жизни близнецов // Семья и школа. 1993. № 7-9.

  22. Канаев И.И. Близнецы. М.: Изд-во АН СССР, 1959.

  23. Кантонистова Н. С. Исследование интеллектуальной деятельности близ­нецов// Генетика. 1980. № 2. С.351—359.

  24. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

  25. Крылов Д. Н. Роль наследственных факторов и факторов среды в измен­чивости нейрофизиологических показателей в онтогенезе // Физиология человека. 1981. № 5. С.536-561.

  26. КукаркинА.З. Критический анализ современной социобиологии (о роли наследственных предпосылок в психическом развитии человека) // Воп­росы психологии. 1984. № 2. С.35—43.

  27. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М.: Прогресс,1982.

  28. Лурия А. Р. О природе психологических функций и ее изменчивости в свете генетического анализа // Вопросы психологии. 2002. № 4.

  29. Мешкова ТА. Природа межиндивидуальных различий темповых харак­теристик у детей 7—8 лет // Вопросы психологии. 1994. № 1. С.136—141.

  30. Марютина Т.М., Ивошина Т.Г. Проявления генотипической обусловлен­ности вызванных потенциалов человека при восприятии различных зри­тельных стимулов // Журн. высш. нервн. деят. 1984. № 2.

  31. Матени А. П. Генетические основы развития детей // Детство идеаль­ное и настоящее / Под ред. Е.Р.Слободской. Новосибирск: Сибирский хро­нограф, 1994. С.90—102.

  32. Небылицын В.Д. Первая лекция курса «Психофизиология индивидуаль­ных различий» // В.Д.Небылицын. Жизнь и научное творчество / Под ред. А.В.Брушлинского, Т.Н.Ушаковой. М.: Ладомир, 1996. С.341—352.

  33. Особенности развития близнецов / Под ред. Г.К.Ушакова. М.: Медици­на, 1977.

  34. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть лич­ностью // Вопросы философии. 1982. № 3.

  35. Проблемы генетической психофизиологии человека / Под ред. Б.Ф.Ло­мова, И.В.Равич-Щербо. М.: Наука, 1978.

  36. Равич-Щербо И. В. Генетические аспекты психологической диагности­ки // Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича. М.: Педаго­гика, 1981. С.120-146.

  37. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988.

  38. Рынков Ю.Г. История как фактор генетического развития народонасе­ления // Человек в системе наук / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Наука, 1989. С.164—171; то же в: Антропология: Хрестоматия / Ред.-сост. В.Ю.Бахол-дина, М.А.Дерягина. М.: РПО, 1997.

  39. Семенов В. В. К проблеме применения близнецового метода в психоло­гии // Вопросы психологии. 1980. № 2.

  40. Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития // Знание. 1985. № 6.

  41. Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М.: ИП РАН, 1996.

  42. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. Гл. 5.1. Психогенетика.

  43. Сойфер В.Н. Наука и власть: История разгрома генетики в СССР. М., 1989.

  44. Строганова Т.А., Орехова Е.В. Психофизиология индивидуальных раз­личий в младенчестве: современное состояние проблемы // Вопросы пси­хологии. 1998. № 1. С. 124-130.

  45. Торшина К.А. Близнецы в мифах и культах // Человек. 1996. № 4.

  46. Фогель Ф., Мотулъски А. Генетика человека: В 3 т. М.: Мир, 1989. Т. 3. С.60-89, 103-141.

  47. Чернов Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов // Вопросы психологии. 2001. № 2. С.119-130.

  48. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман, 1995.

  49. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998.



ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма обучения – заочная (полный срок обучения)

Лекции – 8 часов

Самостоятельная работа – 64 часов

Зачет – 6 семестр

Всего –72 часа




Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия (час.), в том числе

Самостоятельная работа (час.)

лекции

семинары

 

Раздел I. Психогенетика как область науки













1

Тема 1. Введение в предмет.

4,5

0,5

 



 

Раздел II. Элементарные основы общей генетики













2

Тема 1. Признаки в популяциях.

5,5

0.5




5

3

Тема 2. Генетическая основа простых качественных признаков. Материальный субстрат наследственности.




0,5




6

 

Раздел III. Биометрическая генетика













4

Тема 1. Генетические основы количественной изменчивости.

5,5

0,5




5

5

Тема 2. Фенотипическая структура популяции и математическое моделирование в психогенетике.

6,5

1




6

 

Раздел IV. Экспериментальные методы психогенетики













6

Тема 1. Измерение сходства и различий между родственниками.

5,5

0.5




5

7

Тема 2. Экспериментальные схемы генетико-популяционных исследований.

7

1




6

8

Тема 3. Методы, использующие молекулярно-генетические технологии и моделирование на животных.

5,5

0,5




5

 

Раздел V. Психогенетика и развитие













9

Тема 1. Генотип и среда в индивидуальном развитии.

6,5

0,5




6

 

Раздел VI. Психогенетические исследования нормальной вариативности













10

Тема 1. Элементарные психические функции. Психофизиологические и двигательные функции Психогенетические исследования сенсорного восприятия.

5,5

0,5




5

 

Тема 2. Интеллект и когнитивные характеристики. Темперамент и личность.

7

1




6

 

Раздел VII. Психогенетика и психопатология













11

Тема 1. Психогенетические исследования нарушенного поведения.

6

1




5

 

ИТОГО:

72

8




64
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «невропатология»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «страхование»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «концепции современного естествознания»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Микроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины «психогенетика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины социальная психология специальность 020101. 65 «Химия»
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную