Скачать 1.39 Mb.
|
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Бурятский государственный университет Лаборатория инновационных технологий в области защиты детства Социально-психологические особенности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Бэлиг 2015 год Методические рекомендации подготовлены под руководством Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия Т.Е. Вежевич, доктора педагогических наук Авторы: Очирова Л. И. к. псх., н., доцент каф. общей и социальной психологии БГУ Тудупова Т. Ц., к. псх. н., доцент каф. общей и социальной психологии БГУ Дарижапова М.Н., к. псх. н., ст. преп. каф. общей и социальной психологии БГУ Парфентьева Т.А., зав. клиникой дружественной к молодежи при городской больнице № 4 Каратаева Г.Н. мед. психолог ГБУЗ "Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИД" Базарова Д.Р., к. псх. н., старш. препод. каф. общей и социальной психологии БГУ Методические рекомендации разработаны для работников государственных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогических работников, психологов, специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения семьи и детей. Пособие позволит ознакомиться с социально - психологическими характеристиками детей разных категорий, грамотно выстроить взаимодействие и эффективное общение с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им эффективной помощи. Защита детей - один из значимых приоритетов государства, ответственность и забота всего общества. Работа уполномоченного по правам ребёнка имеет особый, самый высокий статус. Президент Российской Федерации В. В. Путин ![]() Семейный кодекс РФ гласит: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Современное семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Институт уполномоченных по правам ребенка призван не только обеспечивать контроль за реализацией прав и законных интересов детей, но и стать координатором, инициатором, разработчиком мер, направленных на защиту детей разных категорий, в первую очередь несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Реализация поставленных задач усложняется, а где-то и сдерживается ситуацией, сложившейся в сфере семейного пространства. Эксперты отмечают сокращение числа детей в возрасте до 17 лет при общем увеличении рождаемости (сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году). Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Высокий уровень социального неблагополучия. Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Чаще такая угроза исходит из семьи, от близких родственников несовершеннолетних. Серьезным фактором, повлиявшим на положение детей в российском обществе является падение роли семьи в воспитании детей. В современных социально-экономических условиях семья в целом продолжает оставаться одним из главных институтов общества и одновременно одной из важнейших ценностей общества. Но сегодня пугает количество разводов. Семьи распадаются, дети становятся средством мести, их делят, лишают общения, воруют или оставляют без должного внимания. Как основополагающий институт в системе общественных отношений, семья особенно чувствительна к изменениям социально-экономического положения общества, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне жизни и стабильности. В связи с экономической ситуацией в стране, часть семей попали в социально опасное положение. В условиях кризиса, повлекшего за собой расслоение российского общества, большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую, негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Необходимо отметить, что низкие доходы чаще всего не позволяют детям из малообеспеченных семей развивать и реализовать свои способности, повышать культурный уровень, обогащаться духовно. Театры, музеи, стадионы становятся недоступными для многих детей, самыми популярными становятся средства массовой информации, в первую очередь телевидение, которое, к сожалению, оказывает далеко не лучшее влияние на формирование личности ребенка. Особую тревогу в российском обществе вызывают неблагополучные семьи, число которых, к сожалению, не уменьшается. Антиобщественное поведение родителей пагубно влияет на физическое и нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, порождает обстановку нравственной безответственности, служит основной причиной их алкоголизации, аморального и противоправного поведения. Криминальная среда, наркомания, пьянство в семьях лишают ребенка не только духовных ценностей, но и порождает такие формы жестокого обращения с несовершеннолетними, как торговля детьми, вовлечение их в попрошайничество и нищенство, сексуальная и экономическая эксплуатация, лишение жилья, средств к существованию и другие формы пренебрежения их нуждами и интересами. Появилась новая значительная категория детей - изгоев, безнадзорных и беспризорных, социальных сирот. Появление новых категорий детей (социальные сироты, дети – жертвы насилия, дети – мигранты, дети, склонные к суицидам и т.д.) требует новых подходов к работе с данными категориями несовершеннолетних всех служб, занимающихся проблемами детства. В течение нескольких лет под руководством Уполномоченного идет работа по созданию межведомственного банка данных детей разных категорий. Требуется системная межведомственная работа по выявлению таких детей, оказанию им и их законным представителям всесторонней специализированной помощи. Общая база позволит перейти от категорийной работы к адресной работе с детьми и семьями. По поручению П.А. Астахова в Бурятии создана Лаборатория инновационных технологий в области защиты детства, целью которой является разработка инновационных воспитательных технологий, проведения научных исследований по актуальным проблемам детства. Деятельность лаборатории направлена на разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов в области защиты детства, а также других исследований научно-прикладного характера. В настоящее время Лаборатория выполнила первое техническое задание Уполномоченного – разработаны социально - психологические характеристики на основные категории детей: дети – жертвы насилия, дети – беженцы, дети – инвалиды и т.д. Ценность выполненной работы заключается в разработке рекомендаций специалистам по работе с различными категориями детей. Характеристики будут введены в электронный межведомственный банк данных. Благодарю авторский коллектив за выполненную научную работу, Министерство образования и науки РБ за поддержку в издании пособия. С уважением, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия, доктор педагогических наук Т. Вежевич
Насилие – умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких – либо целей (ущемление конституционных прав и свобод как гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Насилие – это крайняя форма человеческого поведения. Это такое отношение, обращение одного человека с другим, которое нарушает право другого быть личностью. Ученые определили, что причиной плохого обращения являются личные качества родителей. В семьях таких родителей обострены социальные проблемы, чаще это неполная семья, родители – алкоголики, наркоманы, религиозные фанатики, несовершеннолетние до 17 лет, беженцы или безработные, с физическими недостатками (глухие, слепые), умственно отсталые или с психическими заболеваниями. Наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и сверстников становятся: - дети, воспитывающиеся в условиях жестокого обращения в семье, которые враждебно воспринимают мир, готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять его в отношении слабых; - дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности и эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла, а также имеющие отставание в психофизическом развитии, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию; - дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами личности, делающими их неспособными сопротивляться насилию, боязливые, тревожные; - дети с нервно-психическими расстройствами (олигофрения, расстройства личности – психопатии, последствия органического поражения головного мозга и пр.); - малолетние дети в силу своей беспомощности; - недоношенные или с малым весом при рождении (так как они обычно более раздражительны, больше плачут и доставляют больше проблем родителям). Насилие, совершенное по отношению к ребенку, является одной из самых тяжелых психологических травм. Дети, ставшие жертвами насилия, по сравнению с детьми, пережившими травмирующее событие ненасильственной природы, демонстрируют более интенсивные посттравматические реакции. У детей, переживших насилие, развивается полная картина посттравматического стресса, причем он более интенсивен, чем у детей, переживших другой травматический опыт. Центральное место в протекании посттравматического стресса у детей - жертв насилия занимает критерий упорное избегание стимулов, связанных с травмой; и скованность общего реагирования. Такие дети избегают любого напоминания о насилии: мыслей; разговоров, мест или людей, которые могут напомнить, ребенку о произошедшем. В результате, они не всегда могут вспомнить детали случившегося с ними, а иногда эпизоды, связанные с насилием, амнезируются на много лет. Избегание любых напоминаний о пережитом, у детей - жертв насилия связано с повышенной тревожностью, особенно в ситуациях, связанных с размышлениями о себе, своем будущем и результатах своей деятельности. Дети, пережившие насилие, считают себя испорченными, порочными, оскверненными. Для них характерно ощущение укороченного будущего. Насилие приводит также к росту у ребенка тревожности в сфере взаимоотношений с другими людьми (социальной тревожности). Это связано с тем, что насилие является антропогенной травмой - травмой, связанной с общением. Ребенок, переживший насилие, с одной стороны, теряет четкие представления о дозволенном и недозволенном в общении между людьми, с другой стороны, опираясь на свой негативный жизненный опыт, он либо ожидает нападения от других людей, либо сам становится на позицию агрессора. Кроме того, виновным в случившемся является человек, и, зачастую, это - родитель или другой близкий ребенку человек. Ребенок, переживший насилие, недоверчив и осторожен по отношению к людям, полагая, что окружающие намерены причинить ему вред. У детей-жертв насилия снижена мотивация на общение со сверстниками. В обществе других детей они часто чувствуют себя «чужими» и одинокими. Переживание насилия приводит к крушению привычного образа мира у ребенка. Он больше не может чувствовать себя в безопасности в стенах своего собственного дома, он чувствует себя преданным самыми близкими людьми. В восприятии ребенка разрушается граница между добром и злом, допустимым и недопустимым. Ребенок пытается избавиться от воспоминаний о произошедшем, как бы «вычеркнуть» насилие из своей жизни, что сопровождается признаками повышенной возбудимости и нарушениями в значимых сферах деятельности. Все это не позволяет ребенку верить в себя и в свои силы. В результате самооценка ребенка снижается. Насилие, перенесенное ребенком, влияет на восприятие жертвой своего тела, поскольку в сексуальном и физическом насилии воздействие агрессора на тело жертвы играет важное значение. Поэтому для детей, переживших насилие характерно непринятие, отвержение собственного тела, которое часто кажется им виновным в произошедшем. Такие дети склонны возлагать на себя вину за то, что случилось с ними. Чувство собственной виновности, порочности мешает ребенку устанавливать доверительные отношения с другими людьми, препятствует его успешности в учебе и других видах деятельности. Став более реактивным, раздражительным, возбудимым после травмы, ребенок, переживший насилие, не может контролировать свои аффективные вспышки, B результате чего он не может прогнозировать собственное поведение и не уверен в себе. Дети, пережившие насилие, более склонны к агрессии, которая окольным путем направлена на другое лицо, а также к агрессии, которая ни на кого не направлена - взрывам ярости, проявляющимся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п., характеризующийся ненаправленностью и неупорядоченностью. Ребенок часто произвольно старается избавиться от вторгающихся мыслей, снов и других напоминаний о произошедшем насилии. С одной стороны, эта неспособность может восприниматься ребенком как собственная интеллектуальная несостоятельность. С другой - мысли ребенка постоянно заняты воспоминаниями о травматическом опыте, ему становится трудно сосредоточиться, что приводит к снижению школьной успеваемости. Отражение происходящего с ребенком-жертвой насилия можно найти в рисунках таких детей: их рисунки; могут быть сексуализированными или включают сцены агрессии или насилия; Также чаще других детей, жертвы насилия отказываются от рисования семьи. Такие рисунки должны стать, сигналом для специалистов и говорить о необходимости проведения дополнительной диагностики ребенка по поводу вероятности свершаемого над ним насилия. Таким образом, насилие, совершенное над ребенком, является одной из самых тяжелых психологических травм, его последствия; затрагивают все сферы личности ребенка. Дети, пережившие насилие, остро нуждаются в своевременной и адекватной психологической помощи. Методические рекомендации по работе с детьми, пострадавшими от насилия. Оказание практической помощи детям и родителям должно проводиться в следующих основных направлениях: - психокоррекционная работа с детьми; - проведение совместных детско-родительских занятий; - пролонгированная работа с детьми и родителями; - проведение обучающих программ для родителей; - осуществление специальной подготовки медицинских работников, работников правоохранительной сферы, социальных работников, педагогов и психологов по проблеме насилия над детьми; - разработка адекватных мер воздействия к подросткам с отклоняющимися формами поведения и совершившим противоправные действия. Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реабилитации в обществе. Исходя из этих целей, психолог решает следующие тактические задачи:
Психодиагностическая работа. Проводя психодиагностику, психолог выбирает методы исследования в зависимости от конкретной ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее информативными являются следующие методики:
Существуют индикаторы физического насилия над ребенком. Проблема физического насилия по отношению к детям со стороны родителей достаточно редко является непосредственной причиной обращений к каким-либо специалистам. Чаще насилие обнаруживается в процессе работы с другими проблемами: нарушениями поведения, школьной дезадаптации, конфликтами в семье и др. инициаторами обращения в таких случаях обычно выступают, сами дети редко обращаются за помощью. Общими особенностями физического насилия являются следующие особенности родителей:
При выявлении физического насилия по отношению к ребенку помощь ведется в трех направлениях:
При всех случаях выявления физического насилия одной из важнейших задач является диагностика случая и оценка необходимой степени интервенции (психологическое вмешательство в так называемое личностное пространство человека, цель которого – стимулирование определенных положительных изменений). Очень важен при этом возраст детей: чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в защите. В качестве медицинских маркеров физического насилия над ребенком выделяют различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ушибы, ожоги, сотрясение мозга и т.д.):
Яркими поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком являются следующие особенности в поведении детей:
В подростковом возрасте поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком является весь спектр девиантного поведения. Индикаторы сексуального насилия над ребенком требуют объединенной работы ряда специалистов. Отрицание и недоверие – это нередкие реакции на заявление о сексуальном насилии даже среди профессионалов, психологов, врачей или юристов. Острое понимание проблемы, большая настороженность и готовность рассматривать сексуальное насилие над детьми, как возможность – таковы первые шаги к распознаванию и оказанию помощи потенциальным жертвам. Сексуальное насилие над ребенком, обычно не приводит к физическому повреждению. Это является одной из причин того, что данный тип злоупотребления часто остается необнаруженным. Медицинские индикаторы сексуального злоупотребления включают:
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Присутствие любого из вышеупомянутых симптомов не является само по себе указанием на сексуальное насилие. Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим изменениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большей мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Поведенческие изменения для распознавания сексуального насилия:
У ребенка может проявляться самоповреждающее поведение, в основе которого могут быть следующие когнитивные искажения:
Существует ряд косвенных признаков, позволяющих предположить, что над ребенком совершено сексуальное насилие. Эти признаки могут проявляться в детских рисунках. Детали рисунка, которые могут быть признаками совершения над ребенком сексуального насилия:
Программа обследования ребенка, подвергшегося сексуальному насилию Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее.
После выявления случая насилия над ребенком и диагностики проводится психологическое консультирование. Показания к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка; их направление родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций; приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит. Основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы. Во время интервью психолог может использовать методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие жертве насилия безусловное принятие ее личности, безоценочное отношение. Эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон):
В работе с подростками, пострадавшими от насилия, целесообразно использовать «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм психологической помощи. Она обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность подростку прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих подростковую субкультуру и специально подготовленных к этой работе. Роль таких консультантов состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников угрозы, установлении здоровых сохранных сторон личности потерпевшего, выявление круга лиц, которые могли бы его поддержать в критической ситуации. В психокоррекционной работе с данной категорией детей используется психотерапия. Психотерапевтическая помощь строится с учетом следующих обстоятельств:
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психотерапевтическую помощь можно проводить в следующих направлениях: Ребенок и подросток – жертвы насилия (индивидуальная и групповая психотерапия); Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия); Школьный коллектив и группа сверстников (групповая психотерапия); Педколлективы, общественные организации, правоохранительные органы (психопрофилактика). Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее основными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание атмосферы принятия, доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе могут применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гипноза, гештальтерапия. После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход к второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологического конфликта и отреагировании травматических переживаний. Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем самосознания и рефлексии. Для детей чаще используется психодраматическое проигрывание травматических ситуаций через арттерапию, телесно-ориентированные техники, игровую терапию. После отреагирования травматического опыта или позитивной переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уверенности в своих силах и конструирование новых способов поведения и решения конфликтов, выработки активности в борьбе со злом. Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждаются в психотерапевтической помощи. В групповых формах поддержка нужна в более поздние периоды. На третьем этапе применяются терапия творческим самовыражением, сказкотерапия, ролевые игры, трансактный анализ и групповая психотерапия. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший способен говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психотерапии или «телефона доверия», когда снимается аффективная симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в такой группе они могут обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели поведения, не боясь осуждения. В группе вырабатываются новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля, появляются новые отношения. Группа оказывает психологическую поддержку и может дать толчок к изменению самооценки, повышению уверенности в себе. Группа может быть постоянно действующей, открытой или закрытой. По содержанию это может быть:
Семейная психотерапия показана в тех случаях, когда необходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием, или при коррекции семейных отношений, если близкое окружение является источником насилия. Целью семейной психотерапии является помощь семье в осознании насильственных способов воздействия на ребенка и попытка формирования иных, более конструктивных способов взаимодействия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть. В любом случае семейная терапия проводится с участием ребенка. Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами по осознанию источников жестокости и жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с правами жертв насилия и способами предупреждения виктимного поведения. Профилактическую задачу решает и специальная работа по коррекции агрессивного поведения детей и подростков, которые, как правило, сами являются жертвами насилия. Будучи жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они становятся насильниками в школе, участвуют в криминогенных группах, совершают насильственные и противоправные действия. Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. В работе по психопрофилактике насилия над детьми, большая роль отводится работе с родителями. В рекомендациях по обеспечению безопасности детей, родителям необходимо предложить ряд правил поведения с детьми. Будьте честны с вашими детьми. Говорите с ними честно, простыми и понятными им словами. Попробуйте понять чувства ребенка как можно лучше. Поговорите с ним о своих и его чувствах. Не позволяйте вашему гневу отражаться на отношениях с ребенком. Контролируйте свои чувства, свои реакции. Родители, подумайте, какие отношения у Вас сейчас с вашим ребенком и какие бы отношения Вы хотели выстроить с ним:
Родители, обратите внимание на следующие моменты, когда Вы общаетесь с ребенком:
Проанализировав эти данные, Вы сможете понять, что видит, слышит и чувствует ребенок, который вступает с Вами в контакт. Поддерживать свой контакт с ребенком Вы можете через:
В работе по рекомендациям родителям по предотвращению сексуальных посягательств на детей [36]можно использовать следующее: Внушите ребенку, что вы должны знать, если вдруг кто-то из взрослых будет себя вести по отношению к нему не так, как это принято в семье (сделает что-то смущающее ребенка, будет прикасаться к нему, соблазнять сладостями, подарками, заманивать уйти с ним в уединенное место, предложит сфотографировать его голенького и т.д.). объясните ему, что для него нет ничего плохого в том, что он немедленно все расскажет родителям. Внимательно относитесь к изменениям в поведении ребенка. Помните, что ребенок, ставший объектом сексуальных посягательств, боится, как правило, говорить об этом, но в его поведении появляется множество сигналов, например потеря аппетита, угнетенность, ночные кошмары, ночное недержание мочи, сосание пальцев, внезапные слезы, необычный интерес к вопросам секса, необычные и несвойственные ранее ребенку формы выражения любви и симпатий и др. Поэтому:
По развитию у детей навыков самозащиты можно использовать игры-загадки с набором очков и формами поощрения детей, если они правильно решают поставленные задачи.
Детям в занимательной красочной форме предлагаются листки-памятки с такими предупреждениями:
|
![]() | О мерах по совершенствованию профилактики и ранней диагностики онкологических заболеваний в Республике Бурятия | ![]() | Во исполнение статьи 6 Закона Республики Бурятия от 26. 03. 2005г. №1054-iii «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного... |
![]() | Внести в Закон Республики Бурятия от 13 июля 2009 года №910-iv «О государственных наградах Республики Бурятия» (Собрание законодательства... | ![]() | В целях реализации Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия" (далее... |
![]() | Республики Бурятия в Российской Федерации и за рубежом, учреждаются государственные награды Республики Бурятия и устанавливается... | ![]() | Одобрить прилагаемую Концепцию развития онкологической помощи в Республике Бурятия до 2017 года (далее Концепция) |
![]() | Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы реализации инвестиционной политики в Республике... | ![]() | Закона Республики Бурятия от 08. 05. 2009 n 874-iv, а также в целях стимулирования скорейшего ввода объектов жилищного строительства... |
![]() | Республики Бурятия на 2011 2015 годы" за 2011 год (Собрание законодательства Республики Бурятия, 2011, n 1 3 (142 144); n 8 10 (149... | ![]() | В целях создания экономических и технологических условий для круглогодичного обеспечения населения картофелем, дальнейшего наращивания... |