Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить






НазваниеПрограмма психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить
страница1/16
Дата публикации03.04.2015
Размер1.47 Mb.
ТипПрограмма
d.120-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Одинцова М.А. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ г. Москва
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

ИСКУССТВО ЖИТЬ

(для психологов, работающих с подростками с хроническими заболеваниями и подростками-инвалидами)

Москва, 2013
ВВЕДЕНИЕ

Не секрет, что ситуация хронического заболевания является одним из серьезных неблагоприятных факторов и способствует виктимизации личности. Любая хроническая болезнь, независимо от ее специфики ставит человека в особые условия, которые превращаются для него в жизненное событие. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие личности во многом зависит не столько от тяжести заболевания, сколько от психологических особенностей человека. Особенно чувствительны к ситуации хронической болезни подростки, и не только потому что их состояние здоровья по данным мониторинговых исследований за последние пять-десять лет значительно ухудшилось. Определенную роль играет и наложение кризисов: кризиса подросткового возраста и кризиса, связанного с заболеванием. Все это сказывается на психическом развитии подростков. Например, в исследованиях психологов доказано, что психическое развитие заболевших подростков характеризуется несформированностью чувства взрослости и образа Я в сравнении со здоровыми; в условиях хронического соматического заболевания происходят существенные изменения смысловой сферы личности подростков, которые оценивают свое настоящее как негативное, в меньшей степени ориентированы на будущее и отличаются фатализмом.

Все без исключения исследования психологических особенностей подростков в ситуации хронического заболевания сводятся к постановке важнейшей проблемы – это проблема взаимоотношений хронически больного с близкими взрослыми. Исследователи не устают констатировать: зачастую имеет место гиперопека и депривация самостоятельности больного, выражающаяся в реализации авторитарного стиля в плане принятия решений и низком уровне поощрения автономности, непоследовательность воспитательных мер, и т.п.

Иными словами, сама ситуация болезни способствует виктимизации (от лат victim – жертва), то есть превращению подростка в жертву неблагоприятных условий социализации. Следует отметить, что повышению виктимности подростков в условиях хронического заболевания способствуют не только негативные психосоматические изменения организма, но и их личностные особенности, «излюбленные» неконструктивные стратегии преодоления трудностей, низкая жизнестойкость, и т.п. Как видим, проблема виктимизации подростков в ситуации хронического заболевания является очень актуальной. В этих условиях и возникла идея разработки программы психологического сопровождения подростков в условиях хронического соматического заболевания.
Рекомендации по использованию программы
«Искусство жить» на практике

Для успешного внедрения программы «Искусство жить» в практику необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Создание атмосферы доброжелательности подросткам. Признание бесспорного факта уникальности, неповторимости и талантливости каждого.

  2. Прежде чем осуществлять психологическую работу по сопровождению, необходимо провести диагностическое обследование, которое позволит выявить:

  • характер эмоциональных переживаний, особенности жизнестойкости подростков;

  • уровень и особенности проявления виктимности;

  • индивидуально-типологические особенности подростков.

  1. Реализация программы по сопровождению требует от психолога постоянного контроля динамики изменений эмоциональных состояний, жизнестойкости, виктимности подростков. В занятиях предусмотрен текущий контроль в виде тестов, рефлексии, игр, упражнений. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в задачи самой программы.

  2. Для успешного воплощения программы по сопровождению в практику необходимо обучить подростков методам ведения «Дневника». Главным способом психологического воздействия в процессе реализации программы должна являться организация активной деятельности самих подростков через игры, упражнения, рефлексию, обсуждение и т.д. Все это должно быть отражено в «Дневнике», который ведут подростки на протяжении реализации программы.

  3. Психологу, осуществляющему психологическую работу по сопровождению, необходимо владеть информацией относительно возрастных, индивидуальных особенностей подростков, об особенностях социальной ситуации развития, уровне сформированности психологических новообразований, уровне развития ведущей деятельности, специфике их заболевания.

  4. Успешная реализация программы «Искусство жить» в практическую работу предполагает знание разнообразных техник и методик из арсенала практической психологии (психоанализ, логотерапия, экзистенциальная психология, гуманистическая психология, и т.д.). Критическое переосмысление этих методов представляет собой мощный инструмент для оказания психологической помощи подросткам.

  5. Наличие в кабинете психолога различного рода стимулирующего материала: краски, бумага, кисти, игрушки, скакалки и т.д. также способствует успешному внедрению программы в практику психологической работы.

Занятие 1.

Вводное. Ознакомление с курсом. Работа с Дневником
Цель: Знакомство. Побуждение к осознанию себя как целеустремленной, настойчивой, волевой личности.

Вводная беседа. Примерное содержание беседы. «Все мы здесь собрались для того, чтобы стать сильнее, научиться преодолевать свою болезнь и свои слабости».

Знакомство. Как зовут, какое заболевание доставляет беспокойство, ожидания от занятий с психологом?

Продолжение беседы. Ознакомление с условиями работы в группе. Работа с Дневником (ознакомление с правилами работы в дневнике).

а) ежедневность записей.

б) анализ событий прошедшего дня, анализ чувств, поступков. Выводы по событиям текущего дня и планы на день будущий.

Продолжение беседы. «В психологии и жизни доказано, что человек может все. Слабый способен стать сильным и волевым. Вспомните примеры из сказок, книг, фильмов, примеры из жизни, как слабый становился сильным».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconСоставитель: Холодникова Н. В., доцент кафедры здоровьесбережения...
Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconОрганизация психологического сопровождения в школе VI вида
Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной до чрезвычайно тяжелой,...

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconПрограмма «Искусство маникюра»
Программа предназначена для обучения детей и подростков 14-18 лет. Основной формой организации образовательного процесса является...

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconВиктории Бурматовых «Искусство жить»
Я абсолютно убеждена: в том, чему учит эта книга, мир нуждается сегодня больше всего

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconИскусство-2009
Н. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова. «Искусство речи» (Учебное пособие для театральных вузов) М., «Искусство», 2009 г

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconПояснительная записка «Радость творчества есть высшее проявление...
Комплексная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconВиктории Бурматовых «Искусство жить»
...

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconПричины возникновения психологического дискомфорта
Рекомендованные в статье упражнения – психологические, терапевтические, релаксационные – помогут педагогам преодолеть стрессовые...

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconПрограмма годового медицинского обслуживания по программе «эконом»
В рамках программы проводится ежегодный профилактический осмотр (экспресс-диагностика) и оказываются медицинские услуги при возникновении...

Программа психологического сопровождения подростков в ситуации хронического заболевания искусство жить iconПрограмма годового медицинского обслуживания по программе «эконом»
В рамках программы проводится ежегодный профилактический осмотр (экспресс-диагностика) и оказываются медицинские услуги при возникновении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную