Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета






Скачать 136.62 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета
Дата публикации14.03.2015
Размер136.62 Kb.
ТипРешение
d.120-bal.ru > Психология > Решение
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Академия социального образования»


ОДОБРЕНО

Решением ученого совета

(протокол №9 от 26.05.2014)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ректора

№ 08/07 от 26.05.2014


Рабочая программа дисциплины

Б3.Б.2.6 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Профессиональный цикл. Базовая часть
Направление подготовки

Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки Психология и педагогика дошкольного образования

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения: заочная

Факультет: педагогики и психологии

Кафедра – разработчик: кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

Казань 2014

СОДЕРЖАНИЕ



1.Цели освоения дисциплины………………………………………………...3

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата……………………3

3.Компетенции обучающегося………………………………………………...4

4.Структура и содержание дисциплины……………………………………..5

5.Образовательные технологии………………………………………………10

6.Формы и методы контроля…………………………………………………10

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…12

8.Материально-техническое обеспечение…………………………………..12


1. Цели освоения дисциплины

формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья, преодолении недугов, диагностике, коррекции и реабилитации.

Задачи:

  1. Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения.

  2. Ознакомление с основными направлениями деятельности педагога-психолога: индивидуальная психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация, психопрофилактика.

  3. Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами больных и лицами с пограничными психическими расстройствами.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Б3.Б.2.6 «Клиническая психология детей и подростков» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть) модуль 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплина тесно взаимосвязана с курсами «Анатомия и возрастная физиология», «Дефектология». Дисциплина позволяет интегрировать знания, полученные в ходе изучения указанных предметов. Одновременно «Клиническая психология детей и подростков» служит базой для качественного прохождения учебной и производственной практик в учреждениях образования.

В результате изучения материалов курса студенты должны приобрести теоретические знания о современных методах обследования детей, дифференцированных программах формирующего и восстановительного обучения детей, имеющих нарушения психического развития, приемах психотерапевтической реабилитации несовершеннолетних с пограничными психическими расстройствами.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии.

Уметь применять клинические диагностические методики; интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей; составлять заключения, на основе полученных результатов.

Владеть: навыками грамотного использования понятийно-терминологического аппарата дисциплины; навыками самостоятельной работы с информационными источниками, в т.ч. интернет-источниками; навыками клинического интервьюирования испытуемых;
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОПК-8

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

ОПК-12

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

ПКСПП-1

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями

ПКСПП-5

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития


4. Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2зачетных единицы, 72 часа. Заочная форма обучения

Аудиторные занятия – 10 часа, самостоятельная работа - 58 часов.

Разделы/ темы

Итого

Лекции

Семи-нары

Сам.

работа

1.Предмет, структура клинической психологии

Определения, основные положения. Место клинической психологии в системе психологических и медицинских наук. Этические принципы психолога-диагноста.

13

2




11

2.Методы исследования в клинической психологи.

Клиническое интервьюирование (структура и принципы.)

13

2




11

3.Клинические проявления психической нормы и патологии.


14




2

12

4.Невротические расстройства.

Неврозы – этиология, клинические проявления. Общие и системные неврозы.

14




2

12

5.Расстройства личности.

Акцентуации личности. Психопатии. Виды. Особенности проявлений.


14




2

12

Зачет

4










Итого

72

4

6

58


4.2. Лекционные занятия

Тема 1. Предмет и структура «Основы клинической психологии».

 Клиническая психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозология, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

•    психология больного

•    психология лечебного взаимодействия

•    норма и патология психической деятельности

•    патопсихология

•    психология индивидуальных различий

•    возрастная клиническая психология

•   семейная клиническая психология

•    психология девиантного поведения

•    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

•    неврозология

•    психосоматическая медицина

Тема 2. Методы исследования в клинической психологи.

Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

Клиническое интервьюирование

Целью клинического интервьюирования является оценка индивидуально-психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Истинная диагностика, как психических отклонений, так и индивидуально-психологических особенностей человека в обязательном порядке должна сочетать диагностику в узком понимании термина и непосредственное обследование психологом клиента (пациента), т.е. интервьюирование.

Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.

Интервью отличается от обычного расспроса тем, что нацелено не только на активно предъявляемые человеком жалобы, но и на выявление скрытых мотивов поведения человека и оказание ему помощи в осознании истинных (внутренних) оснований для измененного психического состояния. Существенным для интервью считается также психологическая поддержка клиента (пациента).

Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая.

Клиенты и пациенты зачастую не могут точно описать свое состояние и сформулировать жалобы и проблемы. Именно поэтому способность выслушать изложение проблем человека — это лишь часть интервью, вторая — способность тактично помочь ему сформулировать его проблему, дать ему понять истоки психологического дискомфорта — кристаллизовать проблему.

Принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизированность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации.

Основные этические положения Американской психологической ассоциации, касающиеся консультирования и интервьюирования:

1.  Придерживаться конфиденциальности: уважать права клиента и его личную жизнь.

2. Осознайте пределы своей компетентности.

3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях.

4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам.

5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия.

Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 минут. Последующие интервью с тем же клиентом (пациентом) несколько короче.

I этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.

II этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы,

III этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.

IV этап: Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.
4.3.Семинарские / практические занятия

Тема 1. Клинические проявления психической нормы и патологии.

1.Принципы разграничения психологических феноменов и патопсихологических симптомов (принцип Курта Шнайдера, принцип «презумпции психической нормальности», принцип беспристрастности, принцип точности описании.).

2.Диагностические принципы – альтернативы (болезнь-личность, нозос-патос, реакция-состояние-развитие, психотическое-непсихотическое, экзогенное-эндогенное-психогенное, дефект-выздоровление-хронификация, адаптация-дезадаптация, негативное-позитивное, патогенное-патопластическое, компенсация-декомпенсация, фаза-приступ-эпизод, ремиссия-рецидив-интермиссия, тотальность-парциальность).

3.Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

Тема 2. Невротические расстройства.

1. Этиопатогенез невротических расстройств.

2. Неврозы. Понятие, характер проявлений.

3. Формы неврозов (астенический, истерический и невроз навязчивых состояний).

Задание для самостоятельной работы:

Составить краткую характеристику невротических расстройств у детей и пожилых людей по следующей схеме:

Вид невроза

Причины и

механизмы нарушений

Клинические

проявления











Тема 3. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков.

1.Акцентуированные личности (явная и скрытая акцентуация). Типы акцентуаций по А.Е. Личко.

2.Психопатии. Диагностические критерии по П.Б. Ганнушкину.

3.Типы психопатий.

Задания для самостоятельной работы 
1. Подготовить сообщения на одну из следующих тем: 
• нервная анорексия в подростковом и юношеском возрасте; 
• алкоголизм как типичное проявление нарушений личности. 
2. Познакомиться с Методикой многостороннего исследования личности (ММИЛ) и провести исследование.
4.4 Самостоятельная работа

Вопросы для самостоятельной работы студентов

  1. Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трасперсональный уровни).

  3. Значение неосознаваемого в происхождении болезни.

  4. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  5. Патохарактерологическое развитие личности.

  6. Психопатии.

  7. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  8. Дать представление о психопатии.

  9. Психогенные заболевания. Невротические расстройства.

  10. Социально-психологические проблемы семьи.

  11. Нарушения функции семьи, личностные качества супругов, выбор партнера, ожидания и супружеское соглашение, детерминанты брака, стадии развития супружеских отношений.


5. Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, тестирование.
6. Формы и методы контроля

Контроль освоения компетенций формируемых при изучении учебной дисциплины

Компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОПК-8 - Способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

Вопросы к зачету , самостоятельная работа

ОПК-12 – Способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства

Вопросы к зачету , самостоятельная работа

ПКСПП-1 - Способен выбирать и применять методы диагностики в практической работе с учетом особенностей ОВЗ детей и подростков

Вопросы к зачету , самостоятельная работа

ПКСПП-5 - Способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития;

Вопросы к зачету , самостоятельная работа








Вопросы к зачету по курсу:

1. Клиническое интервьюирование, как метод исследования в клинической психологии.

2. Типы поведенческих реакций при проведении обследования.

3. Методы исследования в клинической психологии.

4. метод сбора психологического анамнеза и основные его разделы.

5. оценка эффективности психокоррекционного воздействия.

6. Патопсихологические синдромы.

7. Деонтологический аспект деятельности патопсихолога.

8. МКБ – система классификации ВОЗ.

9. Расстройства ощущений. Классификация, диагностика и этиология.

10. Расстройства восприятия. Классификация, диагностика и этиология.

11.Нарушения внимания и гиперактивность. Классификация, диагностика и этиология.

12. Психосенсорные нарушения. Классификация, диагностика и этиология.

13. нарушения воображения. Классификация, диагностика и этиология.

14. Ятрогении и ятропатии.

15. Нарушения памяти. Классификация, диагностика и этиология.

16. «Корсаковский синдром».

17. Нарушения мышления. Классификация, диагностика и этиология.

18. Эмоциональные расстройства.

19. Биполярное аффективное расстройство.

20. Патология воли. Классификация, диагностика и этиология.

21. Нарушения пищевого поведения. Анорексии и булимии.

22. Синдром РДА. Синдром Каннера. Синдром Аспергера.

23. Неврозы. Общие и системные неврозы.

24. Шизофрения. Классификация, диагностика и этиология.

25. Патопсихологическая диагностика памяти.

26. Проективные методы изучения личности.

27. Тест Роршаха, его диагностические возможности.

28. Тест Люшера, его диагностические возможности.

29. Возможности использования методики ТАТ в клинике.

30. Патопсихологическая диагностика мышления.

31. Патопсихологическая диагностика внимания.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб., 2006-960 с. Рек. ДОМУ Минздрава РФ

2. Нагаев В.В. Основы клинической психологии. – М., 2007.-463с. Доп. МО, рек УМЦ

3. Гуревич П.С. Психология: учебник. Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. http://www.knigafund.ru/

4. Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии: учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Юнити-Дана; Закон и право, 2014 г. http://www.knigafund.ru/
б) дополнительная литература

1. Орлова М.М. Клиническая психология. – М., 2008.-178с.

2. Титова Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций.- М., 2006.-112с

3. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. Издательство: Логос, 2010 г. http://www.knigafund.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Лекционные занятия:

  • Аудитории, оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

  • Лекционные аудитории (доска, мел, указка)

    1. Практические/семинарские занятия:

Аудитории, оснащенные мультимедийной аппаратурой (проектор, экран, колонки, компьютер/ноутбук).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconВысшего профессионального образования «Академия социального образования»...
«Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Клиническая психология детей и подростков» и является...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура)

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconРабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования"...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconРешением ученого совета
Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России (Москва, 2003 г), общей патологии,...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconЧастное образовательное учреждение дополнительного профессионального...
Чоу дпо «Академия медицинского образования им. Ф. И. Иноземцева» было основано компанией смт в январе 2009 года. Академия носит имя...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Высшего профессионального образования «Академия социального образования» одобрено решением ученого совета iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине послевузовского...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


медицина


При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
d.120-bal.ru
..На главную