Скачать 34.82 Kb.
|
![]() С.И. ФИЛИМОНОВА, М.Н. ОСИПОВ Московский государственный строительный университет ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И спорта В ВУЗЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В последние годы среди исследователей все активнее распространяется мнение, что спорт относится к жестокому, подчас беспощадному виду деятельности, который требует от человека полного самоотречения, жертв, связанных с частичной или даже полной утратой здоровья и т.п. Это мнение подтверждает результаты нашего исследования, в которых доказано, что пространство физической культуры и спорта может быть формирующим оптимальную самореализацию (если все его структурные компоненты актуализированы), и утрачивает свои формирующие возможности в противном случае. Цель исследования: реализация формирующих возможностей пространства физической культуры и спорта вуза. Методы исследования: опрос, система диагностических методик для выявления сформированности пространства физической культуры и спорта и типа самореализации личности состоит из ряда субтестов, в том числе авторских методик. Сборные команды по 56 видам спорта МГСУ были подвергнуты исследованию. Диагностике подлежало выявление отношение к физической культуре и спорту, выраженное в эмоциональном восприятии данного феномена, в непосредственном участии в занятиях спортом, а также наличии оптимального объема двигательной активности. Результаты имели принципиальные особенности по отношению к пространству физической культуры и спорта. Помимо трех выделенных нами видов отношения в данных группах спортсменов «со стажем» выделилась особая подгруппа, имеющая остро противоречивое отношение к пространству физической культуры и спорта. С одной стороны, большую часть своей жизни эти студенты посвятили занятиям спортом и до сих пор активно занимаются. С другой стороны, они резко негативно относятся к влиянию спорта на здоровье человека. И это не случайно, приобретенный опыт спортивной деятельности отрицательно повлиял на их здоровье, т.е. в результате занятий спортом эти молодые люди приобрели не только опыт побед и поражений, но, прежде всего, серьезные хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Анализ характера этих заболеваний показал, что они являются типичными для определенных видов спорта. Так, у некоторых студенток, имеющих высокий разряд (мастер спорта, кандидат в мастера спорта) по художественной гимнастике типичным оказался сколиоз 3-ей степени, болезни суставов и т.п. Опрос участников Московских студенческих игр по этому виду спорта показал, что более трети всех гимнасток имеет аналогичные диагнозы. И это уже тенденция, которая говорит о том, что тренеры по художественной гимнастике форсируют достижение высоких результатов за счет всестороннего гармоничного развития занимающихся еще в группах начальной подготовки, преступно нарушая принципы спортивной тренировки. У студентов, серьезно занимающихся спортивной гимнастикой, так же большое количество отклонений в состоянии здоровья. Характерным, кроме того, является неестественно маленький рост, что говорит о том, что тренеры не учитывали сенситивных периодов развития роста и т.п. Что касается различных видов борьбы, то погоня за результатом любой ценой, помимо физических травм негативно влияет на социальное состояние молодых людей. Злость, далекая от спортивной, желание победить любой ценой, неумение адекватно оценивать свои возможности и т.п. толкают спортсменов на неправомерные действия. Этот перечень можно продолжить. Сейчас любой вид спорта может нанести непоправимый вред здоровью физическому и психическому или социальному благополучию, если целью тренера будет только достижение высоких спортивных результатов любыми путями, не взирая на их «цену». И это является серьезной причиной того, что спортивная гимнастика утрачивает свою популярность. Ведь результаты преступных ошибок тренеров налицо, а родители потенциальных спортсменов желают видеть своих чад высокими и здоровыми, чего современный спорт не гарантирует. На вопрос «Что является главным в Вашей профессиональной деятельности?» 94,5 % ответили «высокий спортивный результат», т.е. тренеры сами ограничивают широкие формирующие возможности пространства физической культуры и спорта. Такое отношение сопряжено с затратным или мнимым типом самореализации личности тренера, и, как правило, этот же тип передается спортсменам. Результаты исследования показали, что пространство физической культуры и спорта в группах спортивного совершенствования развито чуть больше чем на 50 %, а формирующие его возможности реализуются меньше чем на треть. Но и эти невысокие показатели выглядят весьма привлекательно на фоне данных, полученных на студентах, не занимающихся спортом. Разработка данной темы дает возможность в перспективе внести существенные коррективы в формирование теоретических основ пространства физической культуры и спорта посредством реального (а не декларативного) теоретико-методического переосмысления их сущности в направлении раскрытия духовного, социокультурологического смысла и реализации его в практической деятельности в пространстве социума. ________________________________________________________________________ ISBN 5-7262-0710-6. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2007. Том 10 |
![]() | Спорт – часть физической культуры, а именно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов физкультурных вузов, учителей физической культуры, тренеров, слушателей факультетов повышения... |
![]() | Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | ![]() | ... |
![]() | Разработка урока на тему: «Урок физической культуры и правильная осанка»,в рамках практической части сетевого проекта «Современный... | ![]() | Азвития и совершенствования. В своей совокупности эти элементы содержания представляют собой основу интеллектуального компонента... |
![]() | Лфк основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры | ![]() | Москва, 2004г., подготовленная авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики,... |
![]() | Положение о порядке посещения уроков физической культуры и аттестации учащихся по физической культуре (далее – Положение) устанавливает... | ![]() | Г61 История физической культуры и спорта : учеб пособие для студ высш учеб заведений / Б. Р. Голощапов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский... |